Разработка урока по обществознанию 7 класс «Воздействие человека на природу»
Разработка урока по обществознанию 7 класс
«Воздействие человека на природу»
Селиверстова С.С, учитель истории и обществознания 1 категория
Цель урока: дать обучающимся представление об экологической обстановке в мире, стране.
Основная задача урока: помочь школьникам понять, что воздействие человека на природу бывает разным и, к сожалению, не всегда положительным.
1. Подвести обучающихся к мысли о том, что мир стоит у роковой черты, иллюстрируя данное утверждение конкретными примерами.
2. Продолжить развитие у обучающихся умений критически мыслить, нестандартно решать поставленные проблемы, аргументировать свою позицию.
3. Сформировать активную экологическую позицию обучающихся по охране окружающей среды.
Вид урока: объяснение нового материала.
Тип урока: урок постановки учебных задач.
Форма проведения: урок – лабораторное занятие с текстом учебника и предложенными текстовыми фрагментами. Работа с картинами, тест.
Формы организации деятельности учащихся:
индивидуальная;
фронтальная;
групповая.
План изучения нового материала
1. Вводная беседа.
2. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая.
3. Воздействие человека на атмосферу, воду, почву.
Оборудование урока: иллюстрации пейзажей известных мастеров или самодеятельных художников.
Слайд1
Обсуждение можно построить примерно по такому плану: о чём рассказывает художник в своей картине? Какие живописные особенности картины вас привлекли? Какое настроение вызвало у вас созерцание этой картины? Какое отношение к природе хотел передать художник? Случалось ли вам лично видеть подобный пейзаж в жизни? Какие у вас остались впечатления? Хотелось бы вам побывать там ещё раз? Если да, то почему?
Слайд 2
А сейчас посмотрим на другие картинки. Какое отношение человека к природе вы увидели? Вы видели такой «пейзаж»?
Давайте сегодня поразмышляем на эту тему!!!!
Слайд 3
Прочитайте эпиграф к уроку:
«Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если мы: и я и ты – если мы сорвём цветы,
Не останется природы и не будет красоты!»
Назовите тему урока?
Поставьте проблемный вопрос?
Можно предложить классу подумать над проблемой: как в ходе истории складывались экологические связи человека с окружающей средой?
После обмена впечатлениями можно поставить классу в определённой мере неожиданный вопрос о том, какое самое громкое на Земле слово они знают.
Учебник.
Школьники могут назвать множество разных слов, но учителю важно направить их мысль к разговору об экологии и познакомить с мнением знаменитого писателя В. Распутина, озвученным в рубрике «Обсудим вместе». Если понадобится, учитель поможет ребятам уяснить смысл высказывания. Прочитать о термине экология.
Слайд 4
Затем можно предложить школьникам вспомнить, что им вообще известно об экологии, об экологическом кризисе. Подводя итог, педагог поможет классу кратко сформулировать ответ, отметив, что у термина «экология» сегодня два смысла: во-первых, это наука о взаимодействии человека с окружающей средой;
во-вторых, это слово сегодня принято употреблять не только в научном, но и в более широком смысле. Когда говорят об экологическом кризисе, имеют в виду тяжёлое состояние природы, разрушение окружающей среды.
В заключение разговора уместно поставить риторические вопросы: откуда же пришла беда? Почему она стала вселенской, всепланетной?
Слайд 5
Прежде всего важно объяснить классу, что наряду с другими экологическими факторами (такими, как растения, животные, а также свет, температура, влажность и т. д.), влияющими на жизнь природы, особым экологическим фактором стал человек. Особым его называют потому, что именно человек оказывает теперь решающее воздействие на судьбу многих живых существ, да и всей окружающей природной среды. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Слайд 6
Чтобы несколько развить эту мысль, учитель должен коротко напомнить классу об истории развития хозяйственной деятельности человека, о так называемом производящем хозяйстве и об исключительной способности человека к творчеству, благодаря которой он создавал и всегда будет создавать что-то новое —«вторую природу», обсудите с соседом что может относиться к этому термину.
(использовать учебник) Слайд 7
Далее рекомендуем подчеркнуть важное для урока положение об особенностях хозяйственной деятельности человека: активно вторгаясь в жизнь природы, человек мало заботился о последствиях своего вторжения.
Слайд 8
Почему современные учёные-экологи обеспокоены состоянием окружающей среды?
Можно ли утверждать, что влияние человека на природу бывает как положительным, так и отрицательным? Приведите примеры.
Прежде всего внимание класса обращается на эксплуататорско-барское отношение к природе («Человек — царь природы!»), которое сложилось в ходе истории в результате невежества, алчности, равнодушия, а также, как ни странно, под влиянием успехов хозяйственной деятельности и великих научно-технических открытий («Мы — покорители природы!»).
Поработаем с текстами и сделаем выводы какое отношение у человека к природе?
Текст 1.
Человек – царь природы?! С развитием деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в природу. Человек на протяжении долгого времени брал у природы столько, сколько ему необходимо, не задумываясь о последствиях. Увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, человек не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал ее царем и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня продолжает вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т. д.
Современное человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Человек в результате собственной деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания.
( потребительское отношение к природе)
Текст 2.
Мы – покорители природы. Это одна из точек зрения на взаимоотношения человека с природой. С тех пор, как первобытные люди изобрели каменный топор, человечество поставило себе высшую цель – подчинить себе всё вокруг. Люди покоряют моря и океаны, покоряют воздух, космос, следят за природными явлениями, подчиняют себе все природные ресурсы.
И на каждую попытку подчинить себе планету природа отвечает своим оружием: разрушительными ураганами, землетрясениями, цунами, которые уносят тысячи, сотни тысяч человеческих жизней…… Видимое господство над природой оборачивается непоправимым ущербом и для природы, и человека.
( подчинение природы своим интересам)
Текст 3
Анализ фрагмента статьи «Царская охота», которая была опубликована в старой русской газете «Новое время» летом 1897 года.
«...Ранним утром 28 августа 1897 г. безмолвие Беловежской Пущи было нарушено многоголосым шумом. Заливчато лаяли сотни собак, призывно звучали охотничьи рога, во всех уголках векового бора гремели выстрелы. На взмыленных конях носились возбужденные, нарядно одетые всадники. Шла царская охота. Итоги этой охоты: свалено 36 зубров, убито 37 ланей, 25 оленей, 18 лисиц, 16 кабанов, истреблено 69 диких коз, настреляно несметное число лесной дичи».
Задание: каковы последствия этой охоты?
За одну охоту было уничтожено почти двести крупных животных. Причем охота шла в заповеднике, где даже костры нельзя разжигать. Истребляли животных люди не голодные. Тогда зачем? Ради развлечения, отдыха, веселья.
Как мы теперь знаем, в этом заповеднике вскоре исчезнут редчайшие на Земле животные - зубры. Предположите, почему это произошло?
(резко уменьшилось поголовье животных, что привело к нарушению воспроизводства)
Слайд 9
Вывод:
Великое экологическое правило - нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.
Значит, чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы.
Что сотворил человек с животным миром? (учебник)
Слайд 10
Учитель может коротко прокомментировать фрагмент статьи. За одну охоту уничтожено почти двести крупных животных. Причём охота шла в заповеднике, где даже костры нельзя разжигать. Истребляли животных люди отнюдь не голодные. Зачем? Как мы теперь знаем, скоро в этом заповеднике редчайшие на земле животные — зубры — исчезнут вообще.
Выслушав ответы, вполне уместно познакомить учащихся с кратким рассказом о жизни великого русского учёного В. И. Вернадского. Можно предложить учащимся прочитать в учебнике короткий фрагмент «Жил на свете человек». Важно обратить внимание на научные выводы Вернадского.
А что такое биосфера?
Слайд 11
Можно организовать беседу по следующим вопросам: какие загрязнения создаёт деятельность человека? Каковы основные причины загрязнения? Какие из них наиболее опасны? Что такое смог?
Учащиеся называют множество разных видов загрязнения (от обычного мусора до радиоактивных отходов и даже космического мусора), а также его источников (заводы, автомобили, самолёты). Подводя итог, учитель выделяет как наиболее опасные именно промышленные загрязнения.
Слайд 12
Просмотр фильма 2 мин.
Если позволит время, рекомендуем познакомить учащихся с впечатлениями знаменитого шведского путешественника Тура Хейердала, который в 1947 г. на примитивном самодельном плоту переплыл Тихий океан, а спустя 22 года на столь же примитивной парусной лодке пересёк Атлантику. Его поразило, как быстро, буквально за два десятилетия, человек загрязнил казавшийся необъятным Мировой океан. В своих воспоминаниях он писал о том, что в 1947 г., когда плот «Кон-Тики» прошёл около 8 тыс. км в Тихом океане, экипаж на своём пути не видел никаких следов человеческой деятельности, а в 1969 г., дрейфуя на парусной лодке «Ра», увидели — до какой степени загрязнён Атлантический океан: пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. У берегов Африки, посреди океана, в районе Вест-Индских островов, до самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута.
Можно добавить, что в последние годы идёт активное загрязнение вод Мирового океана и морей ядохимикатами и радиоактивными отходами. Причём общая масса загрязняющих веществ продолжает расти, а проблемы, связанные с очисткой воды, остаются нерешёнными.
Слайд 13
Какие факты об экологических катастрофах и ситуации в городе в мире вам удалось найти дома? (4-5 учеников готовят сообщение по минуте на каждого)
13 слайд рефлексия
Домашнее задание(напечатать на листочках) на выбор делать:
Подготовь сообщение о некоторых исчезнувших видах животных и птиц. Сделай рисунки двух-трёх видов исчезнувших животных и птиц.
Подготовь сообщение о тех видах животных и птиц твоего края, которым грозит исчезновение. Расскажи, как их можно сохранить.
Наталья Владимировна
Абсалямова Айгуль Минихановна
Сафонова Елена Валерьевна