12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Селиверстова Светлана Станиславовна193
Учитель истории и обществознания, мама двоих детишек, никогда не сижу на месте, только театры и музеи по выходным с классом.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Разработка урока по обществознанию 7 класс

«Воздействие человека на природу»

Селиверстова С.С, учитель истории и обществознания 1 категория

Цель урока: дать обучающимся представление об экологической обстановке в мире, стране.

Основная задача урока: помочь школьникам понять, что воздействие человека на природу бывает разным и, к сожалению, не всегда положительным.

1. Подвести обучающихся к мысли о том, что мир стоит у роковой черты, иллюстрируя данное утверждение конкретными примерами.

2. Продолжить развитие у обучающихся умений критически мыслить, нестандартно решать поставленные проблемы, аргументировать свою позицию.

3. Сформировать активную экологическую позицию обучающихся по охране окружающей среды.

 

Вид урока: объяснение нового материала.

Тип урока: урок постановки учебных задач.

Форма проведения: урок – лабораторное занятие с текстом учебника и предложенными текстовыми фрагментами. Работа с картинами, тест.

Формы организации деятельности учащихся:

индивидуальная;

фронтальная;

групповая.

План изучения нового материала

1. Вводная беседа.

2.    Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая.

3.    Воздействие человека на атмосферу, воду, почву.

Оборудование урока: иллюстрации пейзажей известных мастеров или самодеятельных художников.

Слайд1

Обсуждение можно построить примерно по такому плану: о чём рассказывает художник в своей картине? Какие живописные особенности картины вас привлекли? Какое настроение вызвало у вас созерцание этой картины? Какое отношение к природе хотел передать художник? Случалось ли вам лично видеть подобный пейзаж в жизни? Какие у вас остались впечатления? Хотелось бы вам побывать там ещё раз? Если да, то почему?

Слайд 2

А сейчас посмотрим на другие картинки. Какое отношение человека к природе вы увидели? Вы видели такой «пейзаж»?

Давайте сегодня поразмышляем на эту тему!!!!

Слайд 3

Прочитайте эпиграф к уроку:


 

«Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если мы: и я и ты – если мы сорвём цветы,

Не останется природы и не будет красоты!»

Назовите тему урока?

Поставьте проблемный вопрос?

Можно предложить классу подумать над проблемой: как в ходе истории складывались экологические связи человека с окружающей средой?

После обмена впечатлениями можно поставить классу в определённой мере неожиданный вопрос о том, какое самое громкое на Земле слово они знают.

Учебник.

Школьники могут назвать множество разных слов, но учителю важно направить их мысль к разговору об экологии и познакомить с мнением знаменитого писателя В. Распутина, озвученным в рубрике «Обсудим вместе». Если понадобится, учитель поможет ребятам уяснить смысл высказывания. Прочитать о термине экология. 

Слайд 4

Затем можно предложить школьникам вспомнить, что им вообще известно об экологии, об экологическом кризисе. Подводя итог, педагог поможет классу кратко сформулировать ответ, отметив, что у термина «экология» сегодня два смысла: во-первых, это наука о взаимодействии человека с окружающей средой;

во-вторых, это слово сегодня принято употреблять не только в научном, но и в более широком смысле. Когда говорят об экологическом кризисе, имеют в виду тяжёлое состояние природы, разрушение окружающей среды.

В заключение разговора уместно поставить риторические вопросы: откуда же пришла беда? Почему она стала вселенской, всепланетной?

Слайд 5

Прежде всего важно объяснить классу, что наряду с другими экологическими факторами (такими, как растения, животные, а также свет, температура, влажность и т. д.), влияющими на жизнь природы, особым экологическим фактором стал человек. Особым его называют потому, что именно человек оказывает теперь решающее воздействие на судьбу многих живых существ, да и всей окружающей природной среды. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Слайд 6

Чтобы несколько развить эту мысль, учитель должен коротко напомнить классу об истории развития хозяйственной деятельности человека, о так называемом производящем хозяйстве и об исключительной способности человека к творчеству, благодаря которой он создавал и всегда будет создавать что-то новое —«вторую природу», обсудите с соседом что может относиться к этому термину.

(использовать учебник) Слайд 7

Далее рекомендуем подчеркнуть важное для урока положение об особенностях хозяйственной деятельности человека: активно вторгаясь в жизнь природы, человек мало заботился о последствиях своего вторжения.

Слайд 8

Почему современные учёные-экологи обеспокоены состоянием окружающей среды?

Можно ли утверждать, что влияние человека на природу бывает как положительным, так и отрицательным? Приведите примеры.


 

Прежде всего внимание класса обращается на эксплуататорско-барское отношение к природе («Человек — царь природы!»), которое сложилось в ходе истории в результате невежества, алчности, равнодушия, а также, как ни странно, под влиянием успехов хозяйственной деятельности и великих научно-технических открытий («Мы — покорители природы!»).

Поработаем с текстами и сделаем выводы какое отношение у человека к природе?

Текст 1.

Человек – царь природы?! С развитием деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в природу. Человек на протяжении долгого времени брал у природы столько, сколько ему необходимо, не задумываясь о последствиях. Увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, человек не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал ее царем и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня продолжает вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т. д.

Современное человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Человек в результате собственной деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания.

( потребительское отношение к природе)

Текст 2.

Мы – покорители природы. Это одна из точек зрения на взаимоотношения человека с природой. С тех пор, как первобытные люди изобрели каменный топор, человечество поставило себе высшую цель – подчинить себе всё вокруг. Люди покоряют моря и океаны, покоряют воздух, космос, следят за природными явлениями, подчиняют себе все природные ресурсы.

И на каждую попытку подчинить себе планету природа отвечает своим оружием: разрушительными ураганами, землетрясениями, цунами, которые уносят тысячи, сотни тысяч человеческих жизней…… Видимое господство над природой оборачивается непоправимым ущербом и для природы, и человека.

( подчинение природы своим интересам)


 

Текст 3

Анализ фрагмента статьи «Царская охота», которая была опубликована в старой русской газете «Новое время» летом 1897 года.

«...Ранним утром 28 августа 1897 г. безмолвие Беловежской Пущи было наруше­но многоголосым шумом. Заливчато лаяли сотни собак, призывно звучали охот­ничьи рога, во всех уголках векового бора гремели выстрелы. На взмыленных конях носились возбужденные, нарядно одетые всадники. Шла царская охота. Итоги этой охоты: свалено 36 зубров, убито 37 ланей, 25 оленей, 18 лисиц, 16 ка­банов, истреблено 69 диких коз, настреляно несметное число лесной дичи».


 

Задание: каковы последствия этой охоты?

За одну охоту было уничтожено почти двести крупных животных. Причем охота шла в заповеднике, где даже костры нельзя разжигать. Истребляли животных люди не голодные. Тогда зачем? Ради развлечения, отдыха, веселья.

Как мы теперь знаем, в этом заповеднике вскоре исчезнут редчайшие на Земле животные - зубры. Предположите, почему это произошло?

(резко уменьшилось поголовье животных, что привело к нарушению воспроизводства)

 

Слайд 9

Вывод:

Великое экологическое правило - нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.

Значит, чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы.

Что сотворил человек с животным миром? (учебник)

 

Слайд 10

Учитель может коротко прокомментировать фрагмент статьи. За одну охоту уничтожено почти двести крупных животных. Причём охота шла в заповеднике, где даже костры нельзя разжигать. Истребляли животных люди отнюдь не голодные. Зачем? Как мы теперь знаем, скоро в этом заповеднике редчайшие на земле животные — зубры — исчезнут вообще.

Выслушав ответы, вполне уместно познакомить учащихся с кратким рассказом о жизни великого русского учёного В. И. Вернадского. Можно предложить учащимся прочитать в учебнике короткий фрагмент «Жил на свете человек». Важно обратить внимание на научные выводы Вернадского.

А что такое биосфера?

Слайд 11

Можно организовать беседу по следующим вопросам: какие загрязнения создаёт деятельность человека? Каковы основные причины загрязнения? Какие из них наиболее опасны? Что такое смог?

Учащиеся называют множество разных видов загрязнения (от обычного мусора до радиоактивных отходов и даже космического мусора), а также его источников (заводы, автомобили, самолёты). Подводя итог, учитель выделяет как наиболее опасные именно промышленные загрязнения.

Слайд 12

Просмотр фильма 2 мин.

Если позволит время, рекомендуем познакомить учащихся с впечатлениями знаменитого шведского путешественника Тура Хейердала, который в 1947 г. на примитивном самодельном плоту переплыл Тихий океан, а спустя 22 года на столь же примитивной парусной лодке пересёк Атлантику. Его поразило, как быстро, буквально за два десятилетия, человек загрязнил казавшийся необъятным Мировой океан. В своих воспоминаниях он писал о том, что в 1947 г., когда плот «Кон-Тики» прошёл около 8 тыс. км в Тихом океане, экипаж на своём пути не видел никаких следов человеческой деятельности, а в 1969 г., дрейфуя на парусной лодке «Ра», увидели — до какой степени загрязнён Атлантический океан: пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. У берегов Африки, посреди океана, в районе Вест-Индских островов, до самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута.

Можно добавить, что в последние годы идёт активное загрязнение вод Мирового океана и морей ядохимикатами и радиоактивными отходами. Причём общая масса загрязняющих веществ продолжает расти, а проблемы, связанные с очисткой воды, остаются нерешёнными.

Слайд 13

Какие факты об экологических катастрофах и ситуации в городе в мире вам удалось найти дома? (4-5 учеников готовят сообщение по минуте на каждого)

 

13 слайд рефлексия

Домашнее задание(напечатать на листочках) на выбор делать:

Подготовь сообщение о некоторых исчезнувших видах животных и птиц. Сделай рисунки двух-трёх видов исчезнувших животных и птиц.

Подготовь сообщение о тех видах животных и птиц твоего края, которым грозит исчезновение. Расскажи, как их можно сохранить.

Опубликовано


Комментарии (3)

Абсалямова Айгуль Минихановна, 29.04.16 в 14:13 0Ответить Пожаловаться
К сожалению, в этой разработке нет прикреплённых файлов.
Сафонова Елена Валерьевна, 11.07.16 в 22:44 0Ответить Пожаловаться
Очень интересный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.