Методические рекомендации на тему «Возможности технологии веб-квеста в мотивации учащихся»
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства
на лучшую статью «Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях»
ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТА
В МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Автор: Дмитриенко Вера Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Одинцовская СОШ №5
Формирование мотивации учения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников, так как без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них – разнообразие методов и приемов обучения, к которым относятся как игровые, так и компьютерные технологии. Учитывая, что игра – естественная потребность для детей, в современном информационном мире можно использовать объединение игровых и компьютерных технологий. К таким образовательным играм относится и веб-квест.
Эту технологию в 1995 году применили американские ученые Bernie Dodge и Tom March на занятиях со студентами, чтобы они активизировали свою деятельность на лекциях. Сейчас в своей работе данный способ организации работы учеников на уроках используют многие учителя. Представим эту технологию подробнее. Существует несколько определений понятия веб-квеста, но все они сходятся в том, что веб-квест – это интерактивная учебная деятельность, направленная на решение разных задач, способствующая повышению мотивации школьников.
В таблице 1 представлены задачи, для решения которых может быть использована данная технология:
Таблица 1.
Задачи |
Примеры |
Для усвоения базовых знаний по дисциплине или теме курса |
Веб-квест «Русское народное творчество» http://veradmitrienko18.wixsite.com/narodnoyetvorchestvo, |
для систематизации знаний по предмету |
Веб-квест по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль» https://veravnd2013.wixsite.com/nedorosl |
для формирования навыков самоконтроля, повышения мотивации к учению в целом |
каждый Веб-квест |
для оказания учебно-методической помощи в самостоятельной работе |
Веб-квест «Памятники города Сосногорска» http://kraeveds.wixsite.com/sosnogorskmonuments |
для проверки знаний |
Веб-квест по творчеству Н.А. Некрасова http://veradmitrienko18.wixsite.com/nekrasov |
для воспитательной работы |
веб-квест «Кадетское движение – России возрождение» https://kraeveds.wixsite.com/kadetstvo, |
Изучая суть этой технологии, применяя примеры веб-квестов, созданные другими учителями, создавая веб-квесты самостоятельно, мы пришли к выводу, что WEB-квест – это реальное средство для мотивации к обучению школьников. Квест – это проект с элементами ролевой игры. А играть школьники любят.
На каждом этапе квеста, в каждой роли или уровне представлены вопросы и задания, решая которые, ребята втягиваются в процесс изучения темы.
Для представления вариантов методов и приёмов в веб-квесте обратимся к метапредметному внеклассному мероприятию Веб-квест «Русское народное творчество»
1)Поиск ответа на вопрос. Самое традиционное задание может стать мотивирующим, если дать ученику право выбора: какой вопрос и где искать. Как правило, ребята в команде распределяют вопросы между собой, чтобы полнее подготовиться к финальному этапу квеста.
2)Творческое задание: на сделанных или имеющихся инструментах организовать оркестр и сыграть народную песню. Затем видео запись или фотографию разместить на странице квеста. И задание с игрой на народных инструментах (под руководством учителя музыки), и представление записи в Интернете делает это задание одним из интереснейших.
3) Кроссворд по теме «Народные танцы». Ребята по ссылкам на веб-страницах знакомятся с информацией, ищут ответы на вопросы. Так как кроссворд выполняется онлайн, то ребята сами себя проверяют.
4)Рисунки. В задании художников ребята не только отвечают на вопросы, знакомясь с разными техниками народной живописи, но и сами рисуют в этих техниках и выставляют свои работы для знакомства на странице веб-квеста.
5)Загадки. Для решения загадок надо подобрать рисунок с отгадкой.
6)Собрать пословицы из частей. В онлайнформате ребята видят результат своей работы.
7)Подобрать скороговорку к названию команды, творчески оформить иллюстрацию и разместить на странице квеста.
8)Указать порядок слов в считалке.
9)Определить художественные средства и вставить термин в каждом вопросе.
10)Классификация произведений разных жанров.
При верном определении жанра фольклорного произведения высвечивается заложенная составителем картинка.
11) Самооценка своей работы в конце занятия ставится каждым участником. Ребята заполняют анкету и видят общую картину. Например, какая форма работы была самой интересной или какие жанры фольклора самы популярные. Все ответы представлены в виде диаграммы.
Вывод: Форма проведения занятия – веб-квест помогла побывать ученикам в разных уголках Всемирной паутины, расширить своё представление об особенностях русского народного творчества, о фольклоре, народных промыслах и музыкальных инструментах, примерить на себя различные роли: музыкантов, танцоров, фольклористов и художников. В ходе работы ребята сочиняли народные заклички, играли на музыкальных инструментах, разукрашивали изделия одним из видов росписи.
Командные и игровые задания совместно с компьютерными технологиями способствуют мотивации в изучении любой темы по каждому предмету.
В составлении заданий использовались следующие ресурсы: Wix.com, Google форма, LeaningApps.org.
Адрес веб-квеста http://veradmitrienko18.wixsite.com/narodnoyetvorchestvo
Панов Егор Игоревич
Дмитриенко Вера Николаевна
Елена Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Дмитриенко Вера Николаевна
Наталья Дзяудиновна Магомадова
Дмитриенко Вера Николаевна