Статья «Технология веб-квест как способ организации учебной деятельности учащихся»
"Технология веб-квест как способ организации
учебной деятельности учащихся"
Автор: Артеева Лариса Сергеевна,
учитель информатики МБОУ «Кельчиюрская СОШ им. А.Ф. Сметанина»
Предметная область: информатика
Цель:
организовать грамотную работу учащихся в Интернете.
Задачи:
1. Усвоить базовые знания по дисциплине, разделу или теме курса.
2. Систематизировать усвоенные знания.
3. Сформировать навыки самоконтроля.
4. Сформировать мотивацию к учению в целом.
5. Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Аннотация
Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. С этой целью многие учителя уже давно используют проектную технологию, привлекая ресурсы сети Интернет. Но обилие информации в сети и ее качество не только не упрощают процесс работы над проектом, но и усложняют его. Одно из возможных решений данной проблемы - это технология веб-квест.
В переводе с английского web - веб, сеть, (всемирная) паутина; quest – поиск.
Web–Quest – это вид Интернет-проекта, который дает обучающимся возможность эффективно использовать информацию, найденную в сети.
Web–Quest – это интерактивная учебная деятельность, которая включает в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в Интернете:
1. Наличие проблемы, которую нужно решить.
2. Поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете группой обучающихся. Каждый из членов группы имеет четко определенную роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью.
3. Решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками проекта.
Главная особенность веб-квеста состоит в следующем: вместо того, чтобы заставлять учащихся бесконечно блуждать по Сети в поисках необходимой информации, учитель дает им список web-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний.
Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Веб-квест (webquest) – это проблемное задание с элементами ролевой игры. Цель работы в данной образовательной среде: организовать грамотную работу учащихся в Интернете, при этом сформировать ключевые компетентности. Веб-квест – это продукт совместной деятельности учителя и учеников. Результатом работы с веб-квестом является публикация мини-проектов в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет), презентаций, буклетов, графиков и т.д..
Структура веб-квеста:
(на примере веб-квеста «Компьютерные вредители: как защититься от них?».
Адрес: http://larisaarteeva.wixsite.com/mysite)
Введение (предназначено для привлечения интереса учащихся);
Введение - ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, актуальность.
Задание (описывает конечный продукт деятельности). Задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Порядок работы и необходимые ресурсы (пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; выбор ролей.
здесь также приводится список web-сайтов, на которых содержится необходимая информация). Работу обучающиеся могут представить в форме презентации, схемы, рисунка, видеоролика, буклета и т.д.;
(например, роль Пользователя ПК)
Или продавца-консультанта
Оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся).
В разделе Оценка учитель размещает критерии, по которым будет оцениваться проектная работа. Ученики знакомятся с этими критериями перед началом работы, чтобы у них было полное понимание того, что от них требуется и к чему они должны стремиться.
Заключение (подведение итогов проектной деятельности).
Заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
Этапы работы обучающихся над веб-квестом:
1. Обучающийся выбирает одну из предложенных ему ролей.
2. Анализирует, как его роль согласовывается с задачами других членов команды.
3. Далее исследует предложенные ресурсы
5. По окончании процесса поиска, представляет отчет по выбранной теме.
6. Веб - квест предполагает совместную работу, поэтому далее обучающиеся группой обсуждают, спорят, вырабатывают план работы группы в целом.
7. Заканчивается все групповой защитой своей работы.
Веб-квест можно использовать на любом этапе урока: для формирования новых знаний, при закреплении или обобщении материала.
Практическая значимость:
При такой технологии работы на уроке я вижу следующие результаты:
Собственно продукт, в виде презентаций, докладов, схем в Интернете. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.
Это педагогический эффект от включения школьников в “добывание знаний” и их логическое применение, то есть включение их в информационную деятельность, и как следствие активизация учебной деятельности. В процессе защиты выполненных заданий по квесту ребенок реально видит, что по каждому действию, задаче и т. д. может существовать не его одна, а несколько точек зрения, несколько вариантов решения и совсем не обязательно, что его точка зрения, его вариант решения будут правильными и лучшими. Ребенок учится сопоставлять, сравнивать, наконец, принимать другие точки зрения, что и способствует стремлению к самообразованию и реализации своих способностей, т.е. ученик может отвечать требованиям, предъявляемым современному школьнику:
умение самоопределяться;
умение самопрезентоваться;
умение работать в команде;
умение брать на себя ответственность
Учитель, разрабатывая и используя квесты в учебном процессе, имеет возможность:
-легко распространять свой опыт, свою модель обучения той или иной учебной дисциплины, так как единожды созданный квест может быть использован многократно;
-реализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий учащихся, индивидуализируя тем самым процесс обучения;
-уменьшить количество излагаемого материала за счет использования демонстрационного моделирования;
-проводить отработку различных навыков и умений обучаемых, используя ПК как тренажер;
-осуществлять постоянный и непрерывный контроль за процессом усвоения знаний;
-уменьшить количество рутиной работы, тем самым высвободив время для творческой работы и индивидуальной работы с учащимися;
-сделать более эффективной самостоятельную работу учащихся, которая становится и контролируемой, и управляемой.
С использованием квестов обучаемый получает возможность:
-вести работу в оптимальном для него темпе;
-вернуться к изученному ранее материалу, получить необходимую помощь, прервать процесс обучения в произвольном месте, а затем к нему возвратиться;
-легче преодолевать барьеры психологического характера (несмелость, нерешительность, боязнь насмешек);
-отрабатывать необходимые умения и навыки до необходимой подготовленности.
Как создать веб-квест
Шаг 1: определите тему.
Шаг 2: выберите сайт, на котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста.
Шаг 3: придумайте задания, определите роли. Сначала выберите форму, в которой ученики получат задание. Есть несколько вариантов:
В виде презентации. (напр. программа PowerPoint – расширение .ppt) На слайде размещаем картинку и пишем один или два вопроса. Так на каждом слайде можно рассмотреть определенную тему.
В виде текста. (напр. программа Word – расширение .doc). Размещаем информацию с картинками и вопросы в виде отформатированного текста на листе формата A4 или A3.
Визуальный материал. Выглядит как набор картинок, фотографий, карикатур. (приложить можно в виде архива – расширение .zip, так как размер приложений ограничен).
Шаг 4: придумайте систему оценивания.
Количество пунктов, начисляемых за тот или иной вопрос.
Какому количеству пунктов какой уровень соответствует. (напр. 5 пунктов – хорошо).
В случае если одного конкретного ответа нет, то опишите, как оценить устный рассказ, если он аргументированный, дополненный собственными знаниями или наоборот неполный, неточный.
Шаг 5: найдите источники информации, которыми будут пользоваться ученики для поиска ответов.
Шаг 6: имея на листе приблизительный план и основную информацию приступайте к размещению веб-квеста на сайте.
Когда все страницы заполнены, веб-квест готов к публикации, после которой он станет доступен для других пользователей.
Я считаю, что веб-квест – это удобная форма работы для активизации учебной деятельности, повышения интереса к предмету.
Ссылки на интересные веб-квесты:
ИНОФРМАТИКА:
-Как Стив Джобс изменил мир (https://sites.google.com/site/stivdzobs141/)
- Безопасный интернет (https://sites.google.com/site/vebkvestucitelainformatiki/)
МАТЕМАТИКА
-Математика в профессиях (http://syrovatkakatya.wixsite.com/mysite)
ФИЗИКА
-Световые явления (https://sites.google.com/site/svetovyeavlenia/)
Пойти в IT (внеклассная работа) (http://olga-k71.wixsite.com/mysite)