Урок истории для 6 класса «Возникновение и распространение ислама»
История 6 класс.
Тема: зарождение и распространение ислама.
Тип урока: урок путешествие
Цели:
Образовательная: создать условия для появления у школьников представления о событиях и особенностях жизни арабских племен. Проследить пути возникновения государства у арабов. Сформировать у учеников представление о новой мировой религии, зародившейся в VII в., - исламе, рассмотреть ислам как одну из мировых религий. Познакомить учеников с широким кругом «исламской терминологии», которая активно используется в современном лексиконе и классической литературе.
Обучающие: совершенствование УУД:
Коммуникативных: умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владения монологической и диалогической формами речи;
Познавательных: умения находить и выделить необходимую информацию; умения выдвигать и обосновать гипотезу; умения структурировать информацию ИКТ-компетенции;
Личностных: умения дать нравственно – этическую оценку;
Регулятивных: умения ставить учебную задачу; умения оценить качество и уровень усвоения материала.
Воспитательная: способствовать воспитанию в учениках чувства толерантности, уважительного отношения к религиям разных стран.
План урока:
1. Явление пророка.
2. Мир ислама
3. Арабский халифат
4. Завоевательные походы арабов.
5. Управление халифатом
6. Распад Арабского халифата
Оборудование: учебник, тетрадь, карта, атлас.
Ход урока:
|
Учитель |
Ученики |
Проверка домашнего задания |
Предлагает темы для устного рассказа |
Источники и своеобразие византийской культуры, Византийская культура, Развитие славянской культуры. Чем можно объяснит, что в культуре Византии сочетались и сохранились достижения восточной и античной культур? |
Создание проблемной ситуации |
Сегодня мы начинаем знакомство с исламским миром, её возникновением. Но сначала расскажу притчу о Умирающий отец позвал к себе сыновей. Он попросил взять пучок стрел и переломить его. Братья, как ни старались не смогли это сделать. Младший брат взял, развязал пучок и переломил по одиночке. Как эту притчу можно связать с исламом и арабским миром? Какие преимущества появились у мусульман? |
Если в жизни братья будут держаться вместе, помогать друг другу, они справятся с любыми трудностями. Сила – в единстве. Ислам объединил разрозненные племена в одно государство с единым правителем. |
Актуализация знаний |
Как приняли арабы новую религию? Суть мусульманской религии. Вспомните из только что прочитанного, в чем состояли религиозные обязанности мусульман? Что служило основой для выполнения правил шариата по сравнению с законами, принятыми европейскими государствами? |
Арабы восприняли религию отрицательно, Мухаммад вместе со своими сторонниками был вынужден уйти из Мекки и обосноваться в г. Ясриб… Суть исламской религии заключается в полном подчинении воле единого Бога, Аллаха, главной книгой мусульман является Коран, кроме нее почитают еще Сунну – книгу священных преданий. .. В отличии от законов европейских государств, за соблюдением которых следило государство, законы шариата исполнялись мусульманами благодаря силе внутренней убежденности следовать им везде и во всём. |
Среди мусульман большое значение играл и играет джихад, священная война за исламскую веру. Мусульманин, погибший во время джихада должен был попасть в рай. Поэтому исламские войны с радостью принимали смерть. Победить таких воинов было почти невозможно. Так как вы думайте, что мог предпринять такой народ для возвеличивания своей веры? |
Ученики предлагают свои версии: смерть за веру, распространять религию среди других народов, завоевание и распространение ислама среди покорённых народов. В доказательство своей версии ученики выдвигают свои утверждения. |
|
Пожалуйста, теперь прочитайте пункт 5 параграфа и сравните систему правления халифатом с системой управления в христианских государствах. К чему могла привести такая система управления страной?
Но, кроме этого была еще одна причина, которая способствовала распаду арабского халифата. Какая? |
В самом государстве были созданы органы управления различными вопросами государственной важности. Но по окраинам, в провинциях сидели наместники эмиры, которых назначал сам халиф. Халиф и возглавлял систему правосудия. Похожая ситуация была и в Европе. От имени королей различными территориями управляли графы. Такая система управления рано или поздно могла привести к распаду халифата на разные государственные образования, так как эмиры имели большой объем полномочий, так же как и графы и герцоги в Европейских странах. Госудасртву арабов не хватало внутреннего единства и не только потому, что эмиры имели большие полномочия, но и потому, что после смерти Мухаммада в исламе появились различные направления, полседователи которых относились друг другу очень враждебно. Двумя основными направлениями и противниками были Суннизм и Шиизм. |
|
Вывод |
В результате внутренних раздоров, указанных выше Арабский халифат распался на много частей, и как пучок стрел был переломан по одиночке, так и арабский халифат ослаб и был завоеван другими народами. |
|
Домашнее задание |
Выставление оценок и запись домашнего задания. §15, Рт§15 |