Урок истории в 5 классе «Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла»
ВВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ,
СКОТОВОДСТВА И РЕМЕСЛА
5 класс
Гришаева Надежда Валентиновна,
Учитель истории и обществознания,
МОАУ «СОШ №24», г.Оренбург
Цель: формирование представлений о переходе от присваивающего хозяйства к производящему: о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел.
Задачи:
рассмотреть возникновение земледелия, скотоводства и ремесел, раскрыть значение перехода от присваивающего хозяйства к производящему;
продолжить формирование умений и навыков работы с учебником, аудио- и видеоматериалом; развивать потребность и умение мотивированно и осмысленно организовывать свою познавательную деятельность;
прививать интерес к всеобщей истории, к осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
Планируемые результаты:
Предметные: расширение понятийной базы исторического знания за счет включения в нее новых элементов; умение применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения перехода от присваивающего хозяйства к производящему;
Метапредметные: умение работать с различными источниками информации (выделять главное, анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы,
Личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, мотивированно и осмысленно организовывать свою познавательную деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: комбинированный
Элементы педагогических технологий: ИКТ, проблемной, исследовательской, группового обучения, здоровье сберегающей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Возникновение скотоводства и земледелия», учебник Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – М. Русское слово, 2013, карточки для рефлексии.
Основные понятия и ведущие идеи: приручение животных, скотоводство, земледелие, мотыга, мотыжное земледелие, плуг, плужное земледелие, оседлое население, ремесло, керамика, гончарный плуг, гончар, прядение и ткачество, ткацкий станок, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство.
Ход урока: 1.Оргмомент.
Цель этапа:
2.Актуализация полученных знаний.
Цель этапа: актуализировать знания, полученные учащимися на предыдущих уроках и необходимых для «открытия» нового знания.
Пазлы: Жизнь и открытия первобытных людей.
1.Ученые считают, что древнейшие люди появились - …
более 2 млн лет назад;
более 1,5 млн лет назад;
более 500 тыс. лет назад.
2.Наука, изучающая прошлое человечества по находкам, обнаруженным в результате раскопок, называется - …
география,
археология,
астрономия.
3.Останки древнейших людей были найдены на материке - …
Африка,
Европа,
Азия.
4.Главным отличием древнейшего человека от животных было - …
умение коллективно жить,
умение охотиться на диких животных,
умение изготавливать орудия труда.
5.Древнейший в истории человек получил название - …
человек умелый,
человек разумный,
человек прямоходящий.
6.Рисунки первобытного человека были впервые обнаружены в пещере - …
Капова пещера в России,
Ласко во Франции,
Альтамира в Испании.
7.Изображение бога из камня или дерева - …
идол,
истукан,
статуя.
8.Орудиями труда древнейшего человека были - …
резец и скребло,
палка-копалка и рубило,
каменный нож и копье.
3.Переход к изучению нового материала, определение темы урока и его задач, постановка проблемного вопроса.
Цель этапа: подготовить учащихся к усвоению новых знаний, актуализировать субъективный опыт учащихся.
Вопросы:
1.Назовите еще раз главные занятия первобытных людей. (охота и собирательство).
2.Как вы думаете, в чем состоят преимущества охоты и собирательства? (Не требуют постоянного тяжелого труда, оставалось много свободного времени).
3.Можете ли вы предположить, каковы недостатки охоты и собирательства? (Нельзя создавать запасы. Человек полностью зависит от природы. Часто не хватает еды. Высокая смертность от голода, а также от травм во время охоты).
4.Как можно преодолеть указанные вами недостатки охоты и собирательства? (Перейти к таким занятиям, которые позволят создавать запасы и меньше зависеть от природы, а также будут менее опасными для человека. Это – земледелие и скотоводство).
5.Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Возникновение скотоводства и земледелия).
6.Постарайтесь определить, что мы должны с вами узнать сегодня на уроке. (Как возникло скотоводство? Как возникло земледелие? Каких животных одомашнили древние люди? Какие растения научились выращивать древние люди? Какие преимущества имели скотоводство и земледелие перед охотой и собирательством?)
Учитель помогает сформулировать проблемный вопрос: Какое значение для дельнейшего развития человечества имел переход к земледелию и скотоводству?
4.Изучение нового материала (открытие нового знания).
Цель этапа: обеспечить восприятие и осмысление учащимися причин возникновения и развития земледелия и скотоводства, а также значения перехода от присваивающего хозяйства к производящему для дальнейшего развития человеческого общества.
Просмотр видеоматериала «Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла».
Беседа по видеоматериалу: Что вы узнали нового о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел? Что еще хотите узнать?
Разделение класса на три группы. Работа с текстом учебника. Задание: прочитайте текст параграфа и обсудите в группе, какими важными и интересными фактами вы можете поделиться с одноклассниками.
1 группа: Возникновение земледелия.
2 группа: Возникновение скотоводства.
3 группа: Возникновение ремесел.
Выступления групп. Вопрос учителя: Теперь мы с вами можем ответить на главный вопрос урока: Какое значение для дальнейшего развития человечества имел переход к земледелию и скотоводству?
5.Закрепление нового материала.
Цель этапа: закрепить материал урока, установить правильность и осознанность изученного материала, выявить проблемы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся, провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала.
Задания (презентация):
1.Место, где возникло земледелие. (Малая Азия)
2.Орудия труда земледельцев. (Мотыга, плуг, серп)
3.Первое животное, одомашненное человеком. (Собака)
4.Азия является родиной…(Ячменя, риса, чая)
5.Земледелие возникло из … (Собирательства)
6.Скотоводство возникло из … (Охоты)
7.Материал, которого нет в природе, был создан людьми около 8 тысяч лет назад … (Керамика)
6.Домашнее задание:
Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Обязательное домашнее задание: изучить §4, ответить на вопросы 2,3,5.
Дополнительные задания (выполняется по желанию): придумать и записать «В гостях у первых земледельцев (скотоводов, ремесленников); составить задания по домашнему параграфу, сделать презентацию на тему «Возникновение земледелия (скотоводства, ремесел)».
7.Подведение итогов урока, рефлексия.
Цель этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, помочь осознать учащимся результаты своей учебной деятельности на уроке,
Учитель подводит итоги урока, дает оценку работы класса и отдельных учеников.
Проведение рефлексии: Таблица де Боно (проводится устно или письменно в зависимости от наличия времени).
Плюс |
Минус |
Интересно |
|
|
|
Плюс – все, что понравилось на уроке, материал и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут быть полезны ученику для достижения каких-то целей.
Минус – все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, информация, которая оказалась ученику ненужной или бесполезной.
Интересно – все любопытные факты, которые ученик узнал на уроке, чтобы еще хотелось узнать по данной теме, вопросы к учителю.
Источники:
Возникновение скотоводства, земледелия и ремесла. [Электронный ресурс]: Инфоурок. – Режим доступа: https://infourok.ru/videouroki/3631
Копилка рефлексии по ФГОС. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/kopilka-rieflieksii-po-fgos.html
Малахова З.Е. Интерактивный тренажер по истории Древнего мира «Жизнь первобытных людей». [Электронный ресурс]: Современный учительский портал – Режим доступа: https://easyen. ru/load/istorija/5_klass/drevnejshaja_istorija_chelovechestva/89-1-0-33998
Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – М. Русское слово, 2013
Памятка проектирования урока по ФГОС https://studfiles.net/preview/5795328/
Карта Балканы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=df79c6ef9ba7028c21595385ac8c99c1-l&n=13
Карта Дальний Восток. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rossaprimavera.ru/static/files/1b89a8b41b120760.jpg
Карта Африка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://maps-of-world.ru/africa/africa _fizkarta.jpg
Рубило. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pbs.twimg.com/media/D2favQ2XQAE3YA7.jpg
Скребок. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.stihi.ru/pics/2018/10/15/7074.jpg
Дубина. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://i.pinimg.com/originals/91/ab/a6/91aba6d391f6b34e08f6ad0bca867189.jpg
Серп. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://i.pinimg.com/originals/ed/53/a9/ed53a9611a810957af05436dccba64c4.jpg
Мотыга. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.agroxxi.ru/upload/blogs/2d93f7de9921ac21bfff0505f5bce36a.jpg.jpg
Плуг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.agroyug.ru/htmledit/img/2621.jpg
Одомашнивание животных. Презентация. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mrmarker.ru/files/down.php?action=download&id=12340&code= fae0ef6e455c54df40fee2eea8d7e178
Культурные растения нашей планеты. Презентация. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://naturae.ru/rastitelnyi-mir/kulturnye-rasteniya/
Охота первобытных людей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://userscontent2.emaze.com/images/a482a732-d9a6-4232-9cc1-7691b3ea2d 6a/77c5c3e1c4f97ec1ed4b6d1fed25c91e.gif
Занятия древних людей в картинках. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/0429/00003ec0-fd095cd4/img10.jpg
Пещерный человек. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://2.bp.blogspot.com/-vCSnanYDKhU/UbyMul8DeaI/AAAAAAAAAhA/ tWWgWcgWy2w/ s1600/cave-man.jpg
Древний человек собирательство. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0120/00037007-05dd0382/2/hello_html_ m6b73bfd0.png
Труд древнего человека. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://design-for.net/uploads/econ/razdelenie_truda-izgotovlenie-orudij-638x590.png
Керамика неолита. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nmrk.karelia.ru/files/exhibit/302/image_2.jpg
Ножи каменного века. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://glavmex.ru/forum/download/file.php?id=7260
Топоры бронзового века. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://i.pinimg.com/originals/fd/ac/2e/fdac2ec30dfb6b2be686746e268b363b.jpg
Костяной гарпун. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://i.pinimg.com/originals/09/85/e2/0985e236e6fe5307d1ff47832a8a4945.jpg
Древняя ткань. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mylitta.ru/uploads/posts/2017-11/1510499166_6.jpg
Урок окончен. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05f4/0000f053-e1eb3a80/1/img10.jpg
Мои любимые смайлики для презентаций. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tapisarevskaya.rusedu.net/post/1415/15332
Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла
PPTM / 81.42 Мб