Урок истории в 5 классе «Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла»

2
0
Материал опубликован 23 July 2019 в группе

ВВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ,

 СКОТОВОДСТВА И РЕМЕСЛА

5 класс

Гришаева Надежда Валентиновна,

Учитель истории и обществознания,

МОАУ «СОШ №24», г.Оренбург

Цель: формирование представлений о переходе от присваивающего хозяйства к производящему: о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел.

Задачи:

рассмотреть возникновение земледелия, скотоводства и ремесел, раскрыть значение перехода от присваивающего хозяйства к производящему;

продолжить формирование умений и навыков работы с учебником, аудио- и видеоматериалом; развивать потребность и умение мотивированно и осмысленно организовывать свою познавательную деятельность;

прививать интерес к всеобщей истории, к осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

 

Планируемые результаты:

Предметные: расширение понятийной базы исторического знания за счет включения в нее новых элементов; умение применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения перехода от присваивающего хозяйства к производящему;

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации (выделять главное, анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы,

Личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, мотивированно и осмысленно организовывать свою познавательную деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

 

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: комбинированный

Элементы педагогических технологий: ИКТ, проблемной, исследовательской, группового обучения, здоровье сберегающей.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Возникновение скотоводства и земледелия», учебник Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – М. Русское слово, 2013, карточки для рефлексии.

Основные понятия и ведущие идеи: приручение животных, скотоводство, земледелие, мотыга, мотыжное земледелие, плуг, плужное земледелие, оседлое население, ремесло, керамика, гончарный плуг, гончар, прядение и ткачество, ткацкий станок, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство.

Ход урока: 1.Оргмомент.

Цель этапа:

2.Актуализация полученных знаний.

Цель этапа: актуализировать знания, полученные учащимися на предыдущих уроках и необходимых для «открытия» нового знания.

Пазлы: Жизнь и открытия первобытных людей.

1.Ученые считают, что древнейшие люди появились - …

более 2 млн лет назад;

более 1,5 млн лет назад;

более 500 тыс. лет назад.

2.Наука, изучающая прошлое человечества по находкам, обнаруженным в результате раскопок, называется - …

география,

археология,

астрономия.

3.Останки древнейших людей были найдены на материке - …

Африка,

Европа,

Азия.

4.Главным отличием древнейшего человека от животных было - …

умение коллективно жить,

умение охотиться на диких животных,

умение изготавливать орудия труда.

5.Древнейший в истории человек получил название - …

человек умелый,

человек разумный,

человек прямоходящий.

6.Рисунки первобытного человека были впервые обнаружены в пещере - …

Капова пещера в России,

Ласко во Франции,

Альтамира в Испании.

7.Изображение бога из камня или дерева - …

идол,

истукан,

статуя.

8.Орудиями труда древнейшего человека были - …

резец и скребло,

палка-копалка и рубило,

каменный нож и копье.

 

3.Переход к изучению нового материала, определение темы урока и его задач, постановка проблемного вопроса.

Цель этапа: подготовить учащихся к усвоению новых знаний, актуализировать субъективный опыт учащихся.

Вопросы:

1.Назовите еще раз главные занятия первобытных людей. (охота и собирательство).

2.Как вы думаете, в чем состоят преимущества охоты и собирательства? (Не требуют постоянного тяжелого труда, оставалось много свободного времени).

3.Можете ли вы предположить, каковы недостатки охоты и собирательства? (Нельзя создавать запасы. Человек полностью зависит от природы. Часто не хватает еды. Высокая смертность от голода, а также от травм во время охоты).

4.Как можно преодолеть указанные вами недостатки охоты и собирательства? (Перейти к таким занятиям, которые позволят создавать запасы и меньше зависеть от природы, а также будут менее опасными для человека. Это – земледелие и скотоводство).

5.Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Возникновение скотоводства и земледелия).

6.Постарайтесь определить, что мы должны с вами узнать сегодня на уроке. (Как возникло скотоводство? Как возникло земледелие? Каких животных одомашнили древние люди? Какие растения научились выращивать древние люди? Какие преимущества имели скотоводство и земледелие перед охотой и собирательством?)

Учитель помогает сформулировать проблемный вопрос: Какое значение для дельнейшего развития человечества имел переход к земледелию и скотоводству?


 

4.Изучение нового материала (открытие нового знания).

Цель этапа: обеспечить восприятие и осмысление учащимися причин возникновения и развития земледелия и скотоводства, а также значения перехода от присваивающего хозяйства к производящему для дальнейшего развития человеческого общества.

Просмотр видеоматериала «Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла».

Беседа по видеоматериалу: Что вы узнали нового о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел? Что еще хотите узнать?

Разделение класса на три группы. Работа с текстом учебника. Задание: прочитайте текст параграфа и обсудите в группе, какими важными и интересными фактами вы можете поделиться с одноклассниками.

1 группа: Возникновение земледелия.

2 группа: Возникновение скотоводства.

3 группа: Возникновение ремесел.

Выступления групп. Вопрос учителя: Теперь мы с вами можем ответить на главный вопрос урока: Какое значение для дальнейшего развития человечества имел переход к земледелию и скотоводству?

5.Закрепление нового материала.

Цель этапа: закрепить материал урока, установить правильность и осознанность изученного материала, выявить проблемы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся, провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала.

Задания (презентация):

1.Место, где возникло земледелие. (Малая Азия)

2.Орудия труда земледельцев. (Мотыга, плуг, серп)

3.Первое животное, одомашненное человеком. (Собака)

4.Азия является родиной…(Ячменя, риса, чая)

5.Земледелие возникло из … (Собирательства)

6.Скотоводство возникло из … (Охоты)

7.Материал, которого нет в природе, был создан людьми около 8 тысяч лет назад … (Керамика)


 

6.Домашнее задание:

Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Обязательное домашнее задание: изучить §4, ответить на вопросы 2,3,5.

Дополнительные задания (выполняется по желанию): придумать и записать «В гостях у первых земледельцев (скотоводов, ремесленников); составить задания по домашнему параграфу, сделать презентацию на тему «Возникновение земледелия (скотоводства, ремесел)».


 

7.Подведение итогов урока, рефлексия.

Цель этапа: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, помочь осознать учащимся результаты своей учебной деятельности на уроке,

Учитель подводит итоги урока, дает оценку работы класса и отдельных учеников.

Проведение рефлексии: Таблица де Боно (проводится устно или письменно в зависимости от наличия времени).

Плюс

Минус

Интересно

 

 

 


 

Плюс – все, что понравилось на уроке, материал и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут быть полезны ученику для достижения каких-то целей.

Минус – все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, информация, которая оказалась ученику ненужной или бесполезной.

Интересно – все любопытные факты, которые ученик узнал на уроке, чтобы еще хотелось узнать по данной теме, вопросы к учителю.


 

Источники:

Возникновение скотоводства, земледелия и ремесла. [Электронный ресурс]: Инфоурок. – Режим доступа: https://infourok.ru/videouroki/3631

Копилка рефлексии по ФГОС. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/kopilka-rieflieksii-po-fgos.html

Малахова З.Е. Интерактивный тренажер по истории Древнего мира «Жизнь первобытных людей». [Электронный ресурс]: Современный учительский портал Режим доступа: https://easyen. ru/load/istorija/5_klass/drevnejshaja_istorija_chelovechestva/89-1-0-33998

Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – М. Русское слово, 2013

Памятка проектирования урока по ФГОС https://studfiles.net/preview/5795328/

 

 

Карта Балканы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=df79c6ef9ba7028c21595385ac8c99c1-l&n=13

Карта Дальний Восток. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rossaprimavera.ru/static/files/1b89a8b41b120760.jpg

Карта Африка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://maps-of-world.ru/africa/africa _fizkarta.jpg

Рубило. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pbs.twimg.com/media/D2favQ2XQAE3YA7.jpg

Скребок. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.stihi.ru/pics/2018/10/15/7074.jpg

Дубина. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://i.pinimg.com/originals/91/ab/a6/91aba6d391f6b34e08f6ad0bca867189.jpg

Серп. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://i.pinimg.com/originals/ed/53/a9/ed53a9611a810957af05436dccba64c4.jpg

Мотыга. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.agroxxi.ru/upload/blogs/2d93f7de9921ac21bfff0505f5bce36a.jpg.jpg

Плуг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.agroyug.ru/htmledit/img/2621.jpg

Одомашнивание животных. Презентация. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mrmarker.ru/files/down.php?action=download&id=12340&code= fae0ef6e455c54df40fee2eea8d7e178

Культурные растения нашей планеты. Презентация. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://naturae.ru/rastitelnyi-mir/kulturnye-rasteniya/

Охота первобытных людей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://userscontent2.emaze.com/images/a482a732-d9a6-4232-9cc1-7691b3ea2d 6a/77c5c3e1c4f97ec1ed4b6d1fed25c91e.gif

Занятия древних людей в картинках. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/0429/00003ec0-fd095cd4/img10.jpg

Пещерный человек. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://2.bp.blogspot.com/-vCSnanYDKhU/UbyMul8DeaI/AAAAAAAAAhA/ tWWgWcgWy2w/ s1600/cave-man.jpg

Древний человек собирательство. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0120/00037007-05dd0382/2/hello_html_ m6b73bfd0.png

Труд древнего человека. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://design-for.net/uploads/econ/razdelenie_truda-izgotovlenie-orudij-638x590.png

Керамика неолита. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nmrk.karelia.ru/files/exhibit/302/image_2.jpg

Ножи каменного века. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://glavmex.ru/forum/download/file.php?id=7260

Топоры бронзового века. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://i.pinimg.com/originals/fd/ac/2e/fdac2ec30dfb6b2be686746e268b363b.jpg

Костяной гарпун. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://i.pinimg.com/originals/09/85/e2/0985e236e6fe5307d1ff47832a8a4945.jpg

Древняя ткань. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mylitta.ru/uploads/posts/2017-11/1510499166_6.jpg

Урок окончен. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05f4/0000f053-e1eb3a80/1/img10.jpg

Мои любимые смайлики для презентаций. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tapisarevskaya.rusedu.net/post/1415/15332
Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла
PPTM / 81.42 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.