Технологическая карта урока биологии в 6 классе «Распространение плодов и семян»

16
0
Материал опубликован 6 March 2017 в группе

Технологическая карта урока открытия новых знаний

Учитель: Чухрий В.В. МОУ СОШ №9 г. Буй, Костромская область.

Тема урока: «Распространение плодов и семян».

Класс: 6

Учебник: В.В. Пасечник «Многообразие покрытосеменных растений», §14 «Распространение плодов и семян».

Форма взаимодействий: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Опорная часть урока: Проект ГлобалЛаб «Зачем плодам крылышки?»

Задачи урока:

1.Образовательная

Изучить приспособления плодов и семян цветковых растений к распространению и способы распространения.

2.Развивающая

Развивать умения самостоятельно получать знания, применять их.

3.Воспитательная

Учиться взаимодействовать с учащимися и учителем. Понимать роль живого в природе.

Проблемный вопрос: «Почему плодам и семенам цветковых растений нужны разные приспособления?»

Роль учителя: организатор

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Л – личностные

П – познавательные

Р – регулятивные

К - коммуникативные

Обратить внимание

1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Выработка внутренней готовности на личностно значимом уровне выполнения нормативов учебной деятельности.

Задание:

1.Посмотрите на картинку проекта ГлобалЛаб «Зачем плодам крылышки?» https://globallab.org/ru/project/cover/zachem_plodam_krylyshki.ru.html#.V8sJZTWqCSo Назовите растение.

2.Предложите способ занять одуванчику новую территорию.

3.Что для этого у него есть и что ещё нужно?»

4.О чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке и чему научиться?

5.Что для этого вам нужно?

6.Что вы можете сделать на уроке? Во внеурочное время?

Выполнение

1.Рассматривают картинку одуванчика с распространением семян с помощью парашютиков.

2.Предлагают разные способы распространения.

3.Отвечают. Есть у семянки парашютик – приспособление к распространению и нужен ветер.

4.Хочу! Узнать, как другие растения приспособились распространяться, с помощью чего. Научиться работать в группе, составлять таблицу, выполнять задания.

5.Надо! Прочитать §14 «Распространение плодов и семян». Выполнить задания.

Узнать дома дополнительную информацию из других источников.

Провести исследование.

Составить таблицу.

Сделать вывод. Выполнить тест.

Для выполнения задач нужно объединиться в группы.

6.Могу! На уроке: прочитать §, выполнить задания, составить таблицу, сделать вывод, выполнить тест.

Дома: выполнить исследовательский проект на https://globallab.org/ru/project/cover/zachem_plodam_krylyshki.ru.html#.V8sJZTWqCSo, задание «Подумайте», задания 1-3 для проекта §14 «Распространение плодов и семян».

Л – самоопределение

Л – смыслообразование

П – целеполагание

К – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Наблюдается ли готовность обучающихся к учебной деятельности?

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.

Индивидуальные задания на применение нового знания. Надо, хочу, могу.

1

Соотнесите картинку (муляжи плодов, набор семян) плода или семени с названием приспособления для распространения в природе и способом распространения

2

Сделайте вывод о выполнении задания

.Работают индивидуально с дидактическим материалом. Используют § 14 учебника.

.Выполняют задание самостоятельно на применение нового знания по схеме в тетради:

1.Плод (семя)

2.Приспособление

3.Способ распространения

.Все затруднения громко называют.

.Пытаются сформулировать вывод.

П – мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)

П – извлечение необходимой информации из текста

П – использование знаково-символических средств (схемы - последовательности)

П – осознанное и произвольное речевое высказывание

Р – выполнение пробного задания

Р – фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии

Р – волевая саморегуляция в затруднении

К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К – аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации

Соответствует ли задание содержанию урока. Свободно ли владеют дети предложенным содержанием задания. Выявляют ли причины ошибок. Является ли индивидуальная деятельность проблемой.

3.Постановка учебной задачи

Цель учебной деятельности: научиться определять приспособления плодов и семян и способы распространения их в природе

Способ реализации: выполнить учебные исследования

Средства реализации: дидактический материал, информационные источники, проект ГлобалЛаб https://globallab.org/ru/project/cover/zachem_plodam_krylyshki.ru.html#.V8sJZTWqCSo

Сформулируйте тему урока.

Сформулируйте цель урока.

Используйте учебник.

.Формулируют конкретную цель своих будущих действий, устраняющих причину возникшего затруднения: «Научиться выявлять приспособления плодов и семян к распространению и способы распространения».

.Тема урока: «Распространение плодов и семян»

Л – самоопределение

Л – смыслообразование

П – мыслительные операции

П – самостоятельное выделение и формирование цели

П – поиск и выделение необходимой информации

Указали ли учащиеся самостоятельно причину затруднений? Выявлен ли существенный признак нового алгоритма или понятия? Достаточно ли чётко зафиксирована цель и тема урока?

4.Постановка проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания)

Построение нового способа действий и формирование умения применять его как при решении заданий, которые вызвали затруднения, так и при решении других заданий такого же типа

Новый способ действия

Учитель создаёт условия

1.Учитель открывает таблицу на доске.

Признаки

Характеристика

Название растения

арахис

Название плода

 

Приспособление плода

 

Приспособление семени

 

Как распространяется

 

2.Учитель предлагает раздаточный материал: наборы семян и плодов, натуральные объекты, муляжи, картинки.

3. Учитель открывает фотографии плодов и семян проекта ГлобалЛаб https://globallab.org/ru/project/results/zachem_plodam_krylyshki.ru.html#.V8sMCDWqCSo «Распространение плодов и семян» (раздел «Результаты»), в каждую группу раздаёт отпечатанный материал медиатеки проекта.

4.Постарайтесь в выводе ответить на вопрос: «Как взаимосвязано приспособление плодов и семян со способом распространения?»

Групповая работа

1.Ставят гипотезу. Например: «Все плоды и семена имеют приспособления для распространения».

2.Планируют пути реализации.

3.Используют информационные источники, раздаточный материал и материал результатов проекта ГлобалЛаб.

4.Заполняют таблицу в тетради.

5.Высказывают новые появившиеся затруднения и говорят о преодолении возникшего ранее затруднения.

6.Выступают с результатом.

7.Обосновывают гипотезу.

8.Делают вывод и отвечают на вопрос учителя №4.

Л – смыслообразование

П – мыслительные операции

П- выдвигают гипотезы и обосновывают их

П – поиск и выделение необходимой информации

П – установление причинно-следственных связей

Р – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности

К – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач

К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К – аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации

Выбран ли метод решения проблемы учащихся самостоятельно?

Предложено ли решение проблемы самими учащимися?

Не нарушена ли учителем роль организатора?

Достаточно ли чёток зафиксированный способ действия?

5.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи

Усвоить учащимся новый способ действия

Учитель предлагает алгоритм с проговариванием учащимися вслух: определение понятий (семя, плод).

Алгоритм:

1.Задания проекта ГлобалЛаб https://globallab.org/ru/project/form/zachem_plodam_krylyshki.ru.html#.V8sM0TWqCSo «Распространение плодов и семян» (раздел «Анкета», вопросы № 8,9 с научными названиями способов распространения, приспособлений).

2.Материал учебника § 14, вопросы 1-4

Групповая работа (или в парах), по желанию – индивидуально, фронтально.

1.Решение типовых заданий на новый способ действий (заполнение анкеты проекта - фронтально).

2.При этом проговаривают определения семени, плода, научных названий способов распространения плодов и семян, названий приспособлений плодов и семян.

3.Отвечают на вопросы (1-4) § 14 учебника, стр.78

П – извлечение предметного текста необходимой информации

П – использование заданий проекта ГлобалЛаб

П – осознанное и произвольное речевое высказывание

П – построение логической цепи рассуждений и доказательств

Успешно ли справились с предложенным заданием?

Согласован ли процесс решения задания и его комментирование?

Грамотна ли речь по предмету?

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Интериоризировать (формирование собственного опыта ребёнка) учащимся новый способ действия и провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия

Самостоятельная работа на новый способ действия с созданием ситуации успеха для любого ребёнка.

Для групповой работы

Форма №1:

1.Составить по 1 вопросу к каждому пункту § 14 учебника

2.Задать вопросы другой группе.

3.Поддержка в коррекции вопросов и ответов.

Индивидуально

Форма №2

1. Выполнение теста в медиатеке проекта ГлобалЛаб.

Поощряется активность в коррекции ответов.

Кто не набрал на положительную отметку, может подготовиться и повторно выполнить тест. Любой ученик может повысить свою отметку, выполнив дополнительный тест или другое самостоятельное задание.

Групповая работа

Форма №1

1.Составляют собственные вопросы к разделам § 14 учебника.

2.Задают свои вопросы и отвечают на вопросы других групп.

3.Фиксируют на оценочных листах результаты своих действий (знаково: +,-)

4.Коррекция вопросов и ответов.

5.Взаимооценивание.

6.Самооценка (в тетради: участвовал в работе, не участвовал, сделал, ответил, помогал, не понял, нужно ещё почитать § и др.)

Индивидуальная работа

Форма №2

1.Выполняют все тестовые задания проекта ГлобалЛаб на листах, осуществляют самопроверку по эталону и получают количество баллов с оценкой.

Все учащиеся участвуют в корректировке ответов, выявляют ошибки и обсуждаются правильные ответы.

К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Какая часть учащихся выполнила верно самостоятельную работу?

Организована ли корректировка знаний учащихся, не справившихся с работой?

Создана ли ситуация успеха для каждого учащегося?

7.Включение в систему знаний и повторения

Включить новый способ действий в систему знаний. Повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.

Организация заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученным.

Организация тренинга ЗУНов ранее сформированных доведением их до автоматизма.

1.Выполнение задания №53 в рабочей тетради. Заполнить таблицу. Задание №54. Кроссворд.

2. Участие в проверке, корректировке. Учитель и учащиеся определяют критерии оценки.

3.Анализ видеофрагмета о распространении плодов и семян (можно выбрать любой видеофрагмент из предложенных http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/bb722b0c-ab81-4077-8995-adf23720608a/79107/? ) Например, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1e456041-921c-4046-8c95-02149d81116d/%5BBIO6_03-25%5D_%5BMV_04%5D.wmv

4.Ответ на проблемный вопрос урока с выводом: «Почему плодам и семенам цветковых растений нужны разные приспособления?»

Выполняют задания, применяя полученные знания.

1.В рабочей тетради задание №53. Таблица на распространение плодов и семян.

2.Проверка, оценка.

3.Корректировка.

4.Выполнение задания №54. Кроссворд на повторение предыдущих тем и на применение новой.

5.Взаимопроверка. Оценка.

6.Корректировка.

7.Просматривают видеофрагмент и делают вывод о приспособлениях плодов и семян к распространению и способах распространения.

Все познавательные УУД + Р - контроль, коррекция, оценка

+КУУД 1-4 этапов + К - постановка вопросов +

Все ЛУУД с 1по 4 этапы

Какая часть учащихся включена в решение задач на повторение?

Реализованы ли в процессе выполнения запланированных заданий действия и цели повторения?

8.Рефлексия деятельности

Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий.

Организация рефлексии

Вопросы классу:

1.Какова была цель урока?

2.Достиг ли урок цели?

3. Что нового узнали, чему научились?

4.Что вас удивило на уроке?

5.В чём испытывали затруднения?

6.Как их преодолевали?

7.Где вам пригодятся полученные знания и умения?

Самооценка собственной деятельности

Вопросы:

1.Я на уроке…..

2.Я в группе….

3.Я понял материал…..

4.Я могу объяснить однокласснику…

5.Я помог….

6.Я желаю…..

7.Мне ещё нужно…

8.Я оцениваю свою работу на….

9.Мне на уроке было….

Домашнее задание с элементами выбора и творчества.

Дома: На выбор любые задания. Выполнить исследовательский проект на ГлобалЛаб https://globallab.org/ru/project/form/zachem_plodam_krylyshki.ru.html#.V8sM0TWqCSo , задание «Подумайте», задания 1-3 для проекта §14 «Распространение плодов и семян».

Соотносят цель и результат учебной деятельности.

Фиксируют степень соответствия.

Намечают цели дальнейшей деятельности.

П – рефлексия способов и условий действий

Р – контроль и оценка своей деятельности

Л – самооценка на основе критерий успешности

К – адекватное понимание успешности или неуспешности

К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К – планирование успешного сотрудничества

Л – следование моральным нормам и этическим требованиям

Правильно ли дети зафиксировали полученные на уроке знания?

Проведена ли самооценка своей деятельности и каков итог.

Посмотреть психофизическое и эмоциональное состояние учащихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.