Урок истории на тему «Возникновение земледелия и скотоводства» (5 класс)
Тема: Возникновение земледелия и скотоводства
Цель: узнать, как из собирательства возникло земледелие, а из охоты - скотоводство
Актуализация
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в увлекательное историческое путешествие по Океану знаний, но сперва проверим насколько хорошо вы приготовили домашнее задание.
Сейчас мы находимся в Африки около двух миллионов лет назад, что же мы видим:
1. Старшие мужчины из племени древних людей учат молодняк охоте на мамонта
2. Молодняк зачастую отвлекается и получает замечания – «Хватит болтать» - говорят им старшие.
3. Внезапно начался сильный дождь и все спрятались в пещере. Решили подкрепиться – достали ягоды, коренья и даже засохший хлеб
4. Диких животных можно было не бояться – вход в пещеру охраняли верные псы
5. Охота на сегодня откладывалась – вероятно, боги на нас разгневались – подумали люди
Ошибки подмечены верно, но когда же у людей появился хлеб и верные псы? Из чего производится хлеб? – конечно же, из зерна. Как называется занятие по выращиванию пшеницы и других злаковых? – земледелие. На доску вывешивается табличка «земледелие»
Для чего нужны были прирученные собаки? Какие животные еще были необходимы людям в повседневной жизни? – козы, лошади куры и т.д. Как называется занятие по разведению домашнего скота? – скотоводство. На доску вывешивается табличка «скотоводство»
Знаем ли мы, как у людей появились такие новые занятия, как земледелие и скотоводство?
На доске вы видите ключевые слова нашей сегодняшней темы урока - «земледелие» и «скотоводство», какого слова не хватает для того чтобы выяснить, когда эти занятия появились у людей?
Тема сегодняшнего урока - Возникновение земледелия и скотоводства.
Целеполагание
Что же будет целью урока.
Перед вами четыре картинки, что на них изображено?:
- собирательство
- охота
- земледелие
- скотоводство
Посмотрите внимательно на изображения и подумайте, какие из них похожи друг на друга, что может их объединять?
Можно ли предположить, что из собирательства возникло земледелие, а из охоты – скотоводство?
На доске формируются пары:
- собирательство – земледелие
- охота – скотоводство
Теперь соберем все воедино. Тема урока «Возникновение земледелия и скотоводства», на доске сгруппированы занятия. Какова же цель урока.
Цель: узнать, как из собирательства возникло земледелие, а из охоты – скотоводство
Цель поставлена. Теперь перейдем к изучению нового материала.
Получение новых знаний
1. Земледелие
Первоначально узнаем, как из собирательства появилось земледелие.
Открываем учебник, нам необходим пункт 1. Мотыжное земледелие.
Задание:
1. Прочитайте текст целиком.
2. Разделите текст по смыслу на части и озаглавьте каждую из них.
Физкультминутка
Предлагаю вам пройти эволюцию человека от обезьяны до человека разумного. Идем на месте, разве прямо ходили первобытные люди? А как? Наклоняемся, немного подпрыгиваем. Теперь начинается превращение в человека – потихоньку выпрямляемся. Чем занимались древние люди? Собираем, вон там справа внизу ягодка, тянемся к ней. А сверху яблочко, тянемся к нему. Теперь охотимся – кидаем копье, не попали! Еще раз. Попробуем стрельнуть из лука. Получилось? Молодцы!
2. Скотоводство
Теперь предлагаю вам побеседовать с текстом.
1. Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. В (зачем)
2. Их можно было выкормить приручить. О, З
3. Первым домашним животным стала собака. В
4. Она охраняла жилище и помогала охотникам – выслеживала и гнала зверя. О
5. Потом люд приручили и одомашнили свиней, овец, коз и коров. Так из охоты возникло скотоводство. Домашний скот давал людям мясо, молоко, шерсть кожу. П
Предложения по закладке читаются вслух и обсуждаются.
Закрепление
Предлагаю на основе полученной информации решить исторические примеры. Вернемся к нашим парам:
- собирательство – земледелие
- охота – скотоводство
Собирательство – это начальное звено, а земледелие – конечное. Что нужно между ними вставить, чтобы был виден процесс перехода от одного к другому? Из ряда дополнительных картинок необходимо выбрать подходящие:
Конечный результат:
Теперь точно также, только уже необходимо проследить процесс перехода от охоты к скотоводству.
Конечный результат:
Самостоят. работа и взаимопроверка. Сопоставление с эталоном
Теперь проверим как вы усвоили материал урока.
Самостоятельная работа
по теме «Возникновение земледелия и скотоводства»
1. Чтобы подготовить участок земли для посева деревья вырубали:
А) каменным топором Б) серпом В) палкой-копалкой Г) каменным рубилом
2. Первым домашним животным стала:
А) коза Б) корова В) собака Г) свинья
3. Первые земледельцы вскапывали землю:
А) каменным серпом Б) деревянной мотыгой
В) каменным топором Г) железным серпом
4. Домашний скот давал людям:
А) мясо, молоко, шерсть и кожу Б) ягоды, коренья и молоко
В) мед, мясо и кожу Г) мясо, молоко и зерно
5. На какой территории раньше возникло земледелие:
А) Восточная Европа Б) Западная Азия В) Африка Г) Северная Америка
Рефлексия
В начале сегодняшнего урока мы с вами отправились в путешествие, а в любом путешествие должны быть райские острова, их названия мы сейчас и узнаем:
Зеленый – остров радости. Вы сегодня на уроке многому научились, узнали много интересного, и все было понятно
Синий – остров недоумения. На уроке вы узнали много интересного, но некоторые моменты остались непонятными
Красный – остров грусти. Вы не узнали практически ничего интересного, а материал оказался слишком трудным.
Почему выбрали
На этом урок наш завершается, спасибо за активную работу!
Самостоятельная работа
по теме «Возникновение земледелия и скотоводства»
1. Чтобы подготовить участок земли для посева деревья вырубали:
А) каменным топором Б) серпом В) палкой-копалкой Г) каменным рубилом
2. Первым домашним животным стала:
А) коза Б) корова В) собака Г) свинья
3. Первые земледельцы вскапывали землю:
А) каменным серпом Б) деревянной мотыгой
В) каменным топором Г) железным серпом
4. Домашний скот давал людям:
А) мясо, молоко, шерсть и кожу Б) ягоды, коренья и молоко
В) мед, мясо и кожу Г) мясо, молоко и зерно
5. На какой территории раньше возникло земледелие:
А) Восточная Европа Б) Западная Азия В) Африка Г) Северная Америка
Самостоятельная работа
по теме «Возникновение земледелия и скотоводства»
1. Чтобы подготовить участок земли для посева деревья вырубали:
А) каменным топором Б) серпом В) палкой-копалкой Г) каменным рубилом
2. Первым домашним животным стала:
А) коза Б) корова В) собака Г) свинья
3. Первые земледельцы вскапывали землю:
А) каменным серпом Б) деревянной мотыгой
В) каменным топором Г) железным серпом
4. Домашний скот давал людям:
А) мясо, молоко, шерсть и кожу Б) ягоды, коренья и молоко
В) мед, мясо и кожу Г) мясо, молоко и зерно
5. На какой территории раньше возникло земледелие:
А) Восточная Европа Б) Западная Азия В) Африка Г) Северная Америка
Самостоятельная работа
по теме «Возникновение земледелия и скотоводства»
1. Чтобы подготовить участок земли для посева деревья вырубали:
А) каменным топором Б) серпом В) палкой-копалкой Г) каменным рубилом
2. Первым домашним животным стала:
А) коза Б) корова В) собака Г) свинья
3. Первые земледельцы вскапывали землю:
А) каменным серпом Б) деревянной мотыгой
В) каменным топором Г) железным серпом
4. Домашний скот давал людям:
А) мясо, молоко, шерсть и кожу Б) ягоды, коренья и молоко
В) мед, мясо и кожу Г) мясо, молоко и зерно
5. На какой территории раньше возникло земледелие:
А) Восточная Европа Б) Западная Азия В) Африка Г) Северная Америка
Ответы
1. А
2. В
3. Б
4. А
5. Б
1. Старшие мужчины из племени древних людей учат молодняк охоте на мамонта
2. Молодняк зачастую отвлекается и получает замечания – «Хватит болтать» - говорят им старшие.
3. Внезапно начался сильный дождь и все спрятались в пещере. Решили подкрепиться – достали ягоды, коренья и даже засохший хлеб
4. Диких животных можно было не бояться – вход в пещеру охраняли верные псы
5. Охота на сегодня откладывалась – вероятно, боги на нас разгневались – подумали люди
1. Старшие мужчины из племени древних людей учат молодняк охоте на мамонта
2. Молодняк зачастую отвлекается и получает замечания – «Хватит болтать» - говорят им старшие.
3. Внезапно начался сильный дождь и все спрятались в пещере. Решили подкрепиться – достали ягоды, коренья и даже засохший хлеб
4. Диких животных можно было не бояться – вход в пещеру охраняли верные псы
5. Охота на сегодня откладывалась – вероятно, боги на нас разгневались – подумали люди
1. Старшие мужчины из племени древних людей учат молодняк охоте на мамонта
2. Молодняк зачастую отвлекается и получает замечания – «Хватит болтать» - говорят им старшие.
3. Внезапно начался сильный дождь и все спрятались в пещере. Решили подкрепиться – достали ягоды, коренья и даже засохший хлеб
4. Диких животных можно было не бояться – вход в пещеру охраняли верные псы
5. Охота на сегодня откладывалась – вероятно, боги на нас разгневались – подумали люди
1. Старшие мужчины из племени древних людей учат молодняк охоте на мамонта
2. Молодняк зачастую отвлекается и получает замечания – «Хватит болтать» - говорят им старшие.
3. Внезапно начался сильный дождь и все спрятались в пещере. Решили подкрепиться – достали ягоды, коренья и даже засохший хлеб
4. Диких животных можно было не бояться – вход в пещеру охраняли верные псы
5. Охота на сегодня откладывалась – вероятно, боги на нас разгневались – подумали люди
1. Старшие мужчины из племени древних людей учат молодняк охоте на мамонта
2. Молодняк зачастую отвлекается и получает замечания – «Хватит болтать» - говорят им старшие.
3. Внезапно начался сильный дождь и все спрятались в пещере. Решили подкрепиться – достали ягоды, коренья и даже засохший хлеб
4. Диких животных можно было не бояться – вход в пещеру охраняли верные псы
5. Охота на сегодня откладывалась – вероятно, боги на нас разгневались – подумали люди
Цель урока: узнать, как из собирательства возникло земледелие, а из охоты - скотоводство
В — вопрос, задать вопрос к тексту;
О — ответ, дать ответ на поставленный вопрос;
3 — заглянуть в будущее и представить, что произойдёт дальше, как будут развиваться события;
П — проверить себя, т.е. сравнить свой ответ с описанием будущего в тексте.
Зеленый – остров радости
Синий – остров недоумения
Красный – остров грусти
1. Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. В
2. Их можно было выкормить приручить. О, З
3. Первым домашним животным стала собака. В
4. Она охраняла жилище и помогала охотникам – выслеживала и гнала зверя. О
5. Потом люд приручили и одомашнили свиней, овец, коз и коров. Так из охоты возникло скотоводство. Домашний скот давал людям мясо, молоко, шерсть кожу. П
1. Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. В
2. Их можно было выкормить приручить. О, З
3. Первым домашним животным стала собака. В
4. Она охраняла жилище и помогала охотникам – выслеживала и гнала зверя. О
5. Потом люд приручили и одомашнили свиней, овец, коз и коров. Так из охоты возникло скотоводство. Домашний скот давал людям мясо, молоко, шерсть кожу. П
1. Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. В
2. Их можно было выкормить приручить. О, З
3. Первым домашним животным стала собака. В
4. Она охраняла жилище и помогала охотникам – выслеживала и гнала зверя. О
5. Потом люд приручили и одомашнили свиней, овец, коз и коров. Так из охоты возникло скотоводство. Домашний скот давал людям мясо, молоко, шерсть кожу. П