Урок истории в 5 классе «Возникновение ислама»

1
0
Материал опубликован 29 March 2016

Возникновение ислама

Цели урока:

  • Воспитание чувства патриотизма, уважения к другим государствам и нациям.
  • Сформировать представление о новой мировой религии.
  • Рассмотреть особенности природы Аравии, жизни арабских племен.
  • Способствовать развитию пространственной, хронологической и картографических ориентаций.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: карта настенная «Арабы в VIIXI вв», контурные карты и атласы по истории средних веков, учебник «История Средних веков» под ред. А.А. Сванидзе, ноутбук, картина «Бедуин».

 

Ход урока:

Мотивация.

Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. Постановка целей урока.

Изучение нового материала.

Природа и занятия населения Аравии.

Мухаммед – основатель ислама.

Традиции и обычаи мусульман.

 

Работа с картой.

Найдите на карте Аравийский полуостров. В какой части света он находится? (В Юго-Западной Азии).

Какими морями омывается Аравийский полуостров? (Средиземным, Красным и Аравийским морями).

Проследите по карте, с какими народами соседствовали арабы. (Византия, Франкское государство, Хазарское царство).

Назовите знаменитые торговые пути, проходящие через Аравийский полуостров.

От характеристики географического положения Аравийского полуострова переходим к характеристики природных условий и подумаем: « Как природа и географическое положение Аравии повлияли на занятия её населения?»

Для того, чтобы ответить на этот вопрос прочтите, пожалуйста, пункт 1 параграфа 9. Внимательно рассмотрите природные условия Аравийского полуострова на географической карте и типичный аравийский пейзаж на картине «Бедуин». С помощью этих помощников постарайтесь мысленно представить, а затем на основе карты словесно описать живую картину природы Аравийского полуострова так, словно вы видите её с высоты «птичьего полета». Не забывайте обращаться к приложению № 1 картина «Бедуин». (Задание ставит учеников в проблемную ситуацию противоречия: исходный материал не дает целостного образа природы. Чтобы помочь ученикам выйти из затруднения, напоминаем ученикам, что по географии они знают, что отмечено определенным цветом; напоминаем о легенде карты.)

Примерный ответ: «Посмотрите на карту. Этот огромный полуостров в юго-западной Азии называется Аравийским. Судя по окраске карты, аравийская степь кажется высохшей, совершенно безводной. Но это не так. Во многих местах подпочвенные воды находятся очень близко к поверхности. Разгребите руками песок, и увидите воду. Она мутная, горько-соленая на вкус, но питает влагой травы.

Вот здесь (на карте) в степи – низинка. Вода в ней вышла на поверхность. И тут зеленеют пальмы – это оазис. Рядом с пальмовой рощей можно увидеть возделанные поля и сады. И тут же жилища оседлых арабов-земледельцев (глиняные мазанки). Плоды пальм – финики (раздать ученикам) и верблюжье молоко всегда были основной пищей арабов. Оазис невелик. А кругом снова пустынные степи и степи. Кое-где в степи видны кочевья бедуинов. Основное их богатство – верблюды. Эти животные неприхотливы: питаются сухой травой и колючками, пьют мутную горько-соленую воду. (Чего не будет сказано учитель добавляет по ходу рассказа).

Какие мировые религии вы знаете? (христианство, буддизм , иудаизм, ислам).

Какая из них самая молодая? (ислам).

Кто является богом мусульман? (Аллах).

Как называется священная книга мусульман? (Коран).

Вы сами мне можете рассказать о зарождении ислама, так как мы проживаем с вами в Башкортостане, где проживает большинство мусульман. В тоже к ним относитесь, к тому же вы ходите на кружок. Расскажите, пожалуйста, что знаете об исламе.

Примерный ответ: «Основатель ислама – Мухаммед, родился в Мекке в 570 году. С юности он занимался караванной торговлей. Пророк ислама – реальное и конкретное историческое лицо. В 610 году Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет другого бога кроме Аллаха. Он призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Знать отнеслась враждебно к проповедям Мухаммеда, так как он обличал «несправедливо наживающих богатство», и в 622 году Мухаммед вынужден был переселится в Медину. Год переселения – хиджра – стал начальной датой мусульманского летоисчисления. Однако противостояние с Меккой заканчивается только к 630 году. К этому времени большинство арабов принимают ислам и признают власть Мухаммеда».

 

Спасибо за полный и интересный ответ.

Расскажите, пожалуйста, какие традиции и обычаи сложились у мусульман?

 

Закрепление материала:

Составьте, пожалуйста, у себя в тетрадях ленту времени. Разместите на ней год возникновения ислама (610 г) и сделайте соответствующий рисунок или аппликацию. Вспомните, пожалуйста, год зарождения христианства? (начало нашей эры) и точно так же сделайте соответствующий рисунок или аппликацию. Сосчитайте, сколько прошло лет между зарождениями религий и до сегодняшнего дня? Какая религия молодая? Какое значение имело появление новой религии?

Посмотрите, пожалуйста, на приложение № 2. Задача: в стихотворении арабского поэта так характеризуется место человека в жизни:

Но простая истина у мудреца:

Бедность и богатство – всё в руках Творца.

Человек, ведь ты в своей судьбе не волен,

Так не суетись и малым будь доволен.

Какие представления были у мусульман о роли Аллаха в жизни человека? Какое поведение одобряла мусульманская религия?

 

4. Домашнее задание: прочитать параграф 9 и ответить на вопросы в конце параграфа, письменно ответить на вопрос «Что есть общего между мировыми религиями?».

 

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.