Урок истории в 5 классе «Возникновение ислама»
Возникновение ислама
Цели урока:
- Воспитание чувства патриотизма, уважения к другим государствам и нациям.
- Сформировать представление о новой мировой религии.
- Рассмотреть особенности природы Аравии, жизни арабских племен.
- Способствовать развитию пространственной, хронологической и картографических ориентаций.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование урока: карта настенная «Арабы в VII – XI вв», контурные карты и атласы по истории средних веков, учебник «История Средних веков» под ред. А.А. Сванидзе, ноутбук, картина «Бедуин».
Ход урока:
Мотивация.
Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. Постановка целей урока.
Изучение нового материала.
Природа и занятия населения Аравии.
Мухаммед – основатель ислама.
Традиции и обычаи мусульман.
Работа с картой.
Найдите на карте Аравийский полуостров. В какой части света он находится? (В Юго-Западной Азии).
Какими морями омывается Аравийский полуостров? (Средиземным, Красным и Аравийским морями).
Проследите по карте, с какими народами соседствовали арабы. (Византия, Франкское государство, Хазарское царство).
Назовите знаменитые торговые пути, проходящие через Аравийский полуостров.
От характеристики географического положения Аравийского полуострова переходим к характеристики природных условий и подумаем: « Как природа и географическое положение Аравии повлияли на занятия её населения?»
Для того, чтобы ответить на этот вопрос прочтите, пожалуйста, пункт 1 параграфа 9. Внимательно рассмотрите природные условия Аравийского полуострова на географической карте и типичный аравийский пейзаж на картине «Бедуин». С помощью этих помощников постарайтесь мысленно представить, а затем на основе карты словесно описать живую картину природы Аравийского полуострова так, словно вы видите её с высоты «птичьего полета». Не забывайте обращаться к приложению № 1 картина «Бедуин». (Задание ставит учеников в проблемную ситуацию противоречия: исходный материал не дает целостного образа природы. Чтобы помочь ученикам выйти из затруднения, напоминаем ученикам, что по географии они знают, что отмечено определенным цветом; напоминаем о легенде карты.)
Примерный ответ: «Посмотрите на карту. Этот огромный полуостров в юго-западной Азии называется Аравийским. Судя по окраске карты, аравийская степь кажется высохшей, совершенно безводной. Но это не так. Во многих местах подпочвенные воды находятся очень близко к поверхности. Разгребите руками песок, и увидите воду. Она мутная, горько-соленая на вкус, но питает влагой травы.
Вот здесь (на карте) в степи – низинка. Вода в ней вышла на поверхность. И тут зеленеют пальмы – это оазис. Рядом с пальмовой рощей можно увидеть возделанные поля и сады. И тут же жилища оседлых арабов-земледельцев (глиняные мазанки). Плоды пальм – финики (раздать ученикам) и верблюжье молоко всегда были основной пищей арабов. Оазис невелик. А кругом снова пустынные степи и степи. Кое-где в степи видны кочевья бедуинов. Основное их богатство – верблюды. Эти животные неприхотливы: питаются сухой травой и колючками, пьют мутную горько-соленую воду. (Чего не будет сказано учитель добавляет по ходу рассказа).
Какие мировые религии вы знаете? (христианство, буддизм , иудаизм, ислам).
Какая из них самая молодая? (ислам).
Кто является богом мусульман? (Аллах).
Как называется священная книга мусульман? (Коран).
Вы сами мне можете рассказать о зарождении ислама, так как мы проживаем с вами в Башкортостане, где проживает большинство мусульман. В тоже к ним относитесь, к тому же вы ходите на кружок. Расскажите, пожалуйста, что знаете об исламе.
Примерный ответ: «Основатель ислама – Мухаммед, родился в Мекке в 570 году. С юности он занимался караванной торговлей. Пророк ислама – реальное и конкретное историческое лицо. В 610 году Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет другого бога кроме Аллаха. Он призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Знать отнеслась враждебно к проповедям Мухаммеда, так как он обличал «несправедливо наживающих богатство», и в 622 году Мухаммед вынужден был переселится в Медину. Год переселения – хиджра – стал начальной датой мусульманского летоисчисления. Однако противостояние с Меккой заканчивается только к 630 году. К этому времени большинство арабов принимают ислам и признают власть Мухаммеда».
Спасибо за полный и интересный ответ.
Расскажите, пожалуйста, какие традиции и обычаи сложились у мусульман?
Закрепление материала:
Составьте, пожалуйста, у себя в тетрадях ленту времени. Разместите на ней год возникновения ислама (610 г) и сделайте соответствующий рисунок или аппликацию. Вспомните, пожалуйста, год зарождения христианства? (начало нашей эры) и точно так же сделайте соответствующий рисунок или аппликацию. Сосчитайте, сколько прошло лет между зарождениями религий и до сегодняшнего дня? Какая религия молодая? Какое значение имело появление новой религии?
Посмотрите, пожалуйста, на приложение № 2. Задача: в стихотворении арабского поэта так характеризуется место человека в жизни:
Но простая истина у мудреца:
Бедность и богатство – всё в руках Творца.
Человек, ведь ты в своей судьбе не волен,
Так не суетись и малым будь доволен.
Какие представления были у мусульман о роли Аллаха в жизни человека? Какое поведение одобряла мусульманская религия?
4. Домашнее задание: прочитать параграф 9 и ответить на вопросы в конце параграфа, письменно ответить на вопрос «Что есть общего между мировыми религиями?».
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.