Возрастные особенности детей 3-го года жизни и их влияние на развитие изобразительной деятельности
Возрастные особенности детей 3-го года жизни и их влияние на развитие изобразительной деятельности.
На третьем году жизни ребёнка ведущим типом его отношения к окружающему миру остаётся отношение к предметам, ориентация на предметы и способы их использования. Предметно-орудийная деятельность становится более развитой: расширяется круг интересующих и освоенных предметов (предметы природы, духовной и материальной культуры).
Продолжает развиваться ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно- действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет.
У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности.
Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Речь находится на стадии формирования. Обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния. Внимание, мышление, память у малышей на данном этапе непроизвольны.
Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ребёнок, обособляясь от взрослого, впервые осознаёт себя как личность. При этом отчётливо оформляется позиция "Я сам". Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Один из путей благополучного выхода из кризиса- предоставление детям максимально возможной самостоятельности.
Так же в этот период происходит развитие конкретно - образного мышления, эмоций, накопление небольшого личного опыта. Благодаря тому, что малыши постоянно занимаются рисованием, лепкой, они начинают различать эти процессы и те материалы, которые для них присущи. Такие понятия, как то, что рисовать нужно на листе карандашом или краской, лепить из пластилина или глины на дощечке, дети усваивают быстро. Они любознательны, и занятия изобразительной деятельностью очень радуют их.
В период с двух до трёх лет изобразительная деятельность дошкольника ориентирована на предметный мир и ведущим видом деятельности является предметно-орудийный. Поиск содержания образа в каракулях- один из ведущих побудителей деятельности на данном этапе. Осваивая мир предметов и способы их использования, ребёнок накапливает опыт (знания, способы действия, впечатления от них). Это и определяет содержание ассоциативных образов.
Для рисования детей от 2 до 2,5 лет характерна зрительно-двигательная, пространственно-ритмическая цветовая организация плоскости, не связанная с функцией изображения. Большое значение ритма как организующего начала детского рисования отмечал А.В. Бакушинский, который первым обратил внимание на стремление детей к созданию декоративно-ритмических композиций. Им была выделена «орнаментальная» фаза детского творчества, когда рисовальными движениями управляет ритм последовательно наносимых штрихов и пятен, ритм повторных движений. Вместе с тем штрихи, пятна находят свое место на плоскости листа бумаги. Поэтому очень скоро ритмичные движения карандашом, кистью, производимые последовательно во времени, помогают ребенку заполнять пространство листа.
Дети от 2,6 до 3 лет увереннее держат карандаш, комок пластилина, пытаются что-то изобразить сами. Появление линий, простейших форм доставляет детям большое удовольствие, они уже могут назвать ,что получилось. Узнавание - новый этап в развитии изобразительной деятельности. Так, штрихи, линии превращаются в дождик, палочки, округлые формы - мячики, орешки для белочки.
Педагогами Е.А Флёриной, Т С .Комаровой установлено, что в рисовании дошкольнику двух- трёх лет доступно изображение отдельных предметов и явлений с помощью ритмичных мазков - цветовых пятен ("листочки"), штрихов карандашом, фломастером ("дождь"), линий прямых и замкнутых горизонтальных и вертикальных ("дорожки", "ленточки"). При обогащении графического опыта происходит процесс ассоциирования очертаний с предметами и явлениями окружающего. Ребёнок этого возраста становится более активен, стремится к самостоятельным действиям с предметами и материалами.
На первом этапе изобразительной деятельности детей раннего возраста созданию образа помогает целый ряд компонентов: речь, игра, звукоподражание. Постепенно дети приобретают умение передавать форму предмета. Ребёнок всё с большим интересом следит за движениями руки и получающимися на листе бумаги яркими линиями, штрихами. Это очень важный момент в развитии изобразительной деятельности: малыш начинает соотносить движения руки с характером получающихся штрихов, линий ,понимать их зависимость. Дети начинают узнавать в них знакомые предметы.
Особенности развития ребёнка 3-го года жизни дают возможность для большего его включения в изобразительную деятельность, так как на этом этапе рука малыша становится более гибкой, послушной, движения приобретают ритмичность, координированность, свободу и лёгкость
У детей в процессе рисования развиваются: наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, творческие способности. И поэтому важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.
Таким образом, при умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей раннего возраста изобразительная деятельность может стать одним из самых больших удовольствий для ребенка. Научно доказано, что изобразительная деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывая радостное настроение, обеспечивая эмоционально-положительное состояние. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует развивать детское воображение и этим самым развивать интерес ребенка к творчеству.
Список литературы.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение,1980.-160 с., ил., 8 л. ил.
Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: Карапуз-Дидактика,2006.- 192 с.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество.- М.: Педагогика,1990.-144с.:-ил.-(Б-ка учителя и воспитателя)