Справочный материал «Возрастные психологические особенности детей 3–4 года»
Возрастные особенности детей 3-4- года
Этот период характеризуется возникновением «Системы Я» в психике ребенка. Это означает, что появляется два совершенно противоположных процесса:
Стремление быть «хорошим» и во всем слушаться взрослых,
Стремление действовать самостоятельно.
Именно конфликт этих двух процессов в личности дошкольника и превращается в кризис, который существенно осложняет жизнь малышу и взрослым вокруг него. Механизм этого кризиса выражается в том, что самосознание ребенка не всегда тождественно с тем, что хочет от него родитель.
Так же, в возрасте 3-4 лет младший дошкольник начинает постепенно выходить за пределы семейного круга. Взрослый начинает ассоциироваться не только с родителем, но и с носителем определенной общественной функцией. Желание малыша быть во всем похожим со взрослыми и выполнять такую же функцию приводи к внутреннему конфликту, т.к. данное желание противоречит его реальными психическими, физическими и социальными возможностями. Для компенсации данного конфликта, на помощь дошкольнику приходит игра и ее бурное развитие в данный период. Она начинает содержать небольшие сюжеты с предметами и предметами-заменителями.
Младший дошкольник характеризуется пониженной способностью долго задерживать внимание на одном предмете или действия. Словесные инструкции удерживает в голове плохо. Активная концентрация на чем-то достигает максимально 7-8 минут. На устойчивость внимания очень влияет эмоциональности и импульсивность ребенка, стремление получить «все и сразу»
В младшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Обобщает, применяя в речи все чаще родовые понятия: одежда, фрукты, овощи, посуда и т.д.
Словарный запас малыша должен составлять от 600 до 1500 слов. Речь носит ситуативный, диалогический характер. Появляются сложные предложения.