Статья «Возрастные особенности и их коррекция в поведении младших школьников»

1
0
Материал опубликован 19 May 2022


 

«Возрастные особенности и их коррекция в поведении младших школьников».

Аннотация

Младшие школьники - социальная группа общества, которая требует одновременного решения большого количества задач в обучении и воспитании.

В период возрастной критической фазы характерны отклонения в поведении младших школьников. Наблюдение педагога за личностными свойствами детей, проявление которых определяет специфику их поведения помогает определить воспитательные усилия, методы организации работы по воспитанию гуманистической устойчивости личности младшего школьника.


 

Младшие школьники - одна из наиболее сложных социальных групп общества, которая требует одновременного решения большого количества задач, связанных с процессом обучения и воспитания.

В начальной школе ребёнок учится четыре года. Первоклассник и ученик четвёртого класса – очень разные по своим возрастным характеристикам, опыту учебной работы, отношению с товарищами, учителем.

У школьника 7 – 9 лет наблюдается возрастная критическая фаза ( так называемый переходный возраст).Именно этот период характерен отклонениями в поведении младших школьников – это психомоторная расторможенность, повышение грубых влечений, агрессивность, проявляющаяся в повышенной драчливости, болтливость, вертлявость. Это здоровые и нормальные в психическом отношении дети, обладающие своеобразной заострённостью отдельных личностных свойств, проявление которых определяет специфику их поведения. К данной группе относятся педантичные, демонстративные, возбудимые, тревожные и гипертимические дети.

Чаще всего мы сталкиваемся с возбудимыми детьми. Это дети характеризуются заниженными возможностями разумного управления своими действиями и поступками. Такие дети чаще других поддаются непроизвольным и импульсивным влечениям. Им не достаёт сдержанности, они грубы и драчливы.

Такие дети с трудом удерживаются в детском коллективе, постоянно бьют сверстников, не терпят ограничений, запретов, нарушают режим учреждений. На замечание или порицание взрослых они реагируют падением на пол, рыданиями, криками и стенаниями, которые выводят из равновесия окружающих. Некоторые могут надолго запомнить обиду и впоследствии отомстить обидчику. В других случаях проявлением протеста возбужденного ребенка может быть его побег из дома, в более позднем возрасте – из школы. Воспитательные усилия учителя в этом случае направляются на снятие эмоциональной взрывчатости, на развитие сознательного контроля ребёнка над деятельностью и поведением.

Ещё наиболее часто встречающиеся гипертимические дети. Они отличаются приподнятым настроением, повышенной оживлённостью и разговорчивостью. Стремление жёстко регламентировать поведение такого ребёнка вызывает у него сопротивление. В этом случае действенен приём переключения школьника на другую деятельность.

Наиболее распространенной формой отклоняющегося поведения у младших школьников является недисциплинированность. Недисциплинированные ученики нередко дезорганизуют учебно-воспитательный процесс и доставляют много хлопот учителю. Одной из причин недисциплинированного поведения у младших школьников является избыток энергии и неумение рационально проявлять инициативу. В этих случаях целесообразно сформировать у детей интерес к различным видам деятельности и разумному проявлению активности. На уроках таких учащихся необходимо загружать заданиями, чтобы у них не было возможности отвлекаться на посторонние дела. Поэтому важнейшим профилактическим средством недисциплинированности является воспитание у младших школьников усидчивости.

Отрицательные проявления личности младшего школьника еще не успевают приобрести прочность и устойчивость. Поэтому работа учителя по профилактике и преодолению отклоняющегося поведения учащихся может быть достаточно эффективной, если ребенок утвердится в искренней заинтересованности взрослого ему помочь. Авторитет, огромная потребность ребенка в общении со взрослыми обеспечивают положительное восприятие воспитательных воздействий. Младшие школьники доверчиво принимают те требования, которые предъявляются к их поступкам. Вместе с тем перестройка нервной системы, происходящая под влиянием школьной жизни с ее необычайной обстановкой, требует от учителя индивидуального подхода, повышенного внимания и такта, знания возрастных особенностей ребенка.

Начиная с младшего школьного возраста, одним из ведущих направлений в профилактике и преодолении отклоняющегося поведения отдельных учащихся является воспитание волевого поведения, в организации которого решающая роль принадлежит нравственной мотивации. Особое внимание учителям начальных классов целесообразно уделять организации работы по воспитанию гуманистической устойчивости личности младшего школьника, которая становится неподвластной отрицательным влияниям и предрасположенной к нравственному развитию и самовоспитанию.

С введением новых государственных стандартов в образовании в программах всех предметов начальной школы уделяется большое внимание воспитательному аспекту. В произведениях по литературному чтению, в материалах окружающего мира дети учатся противопоставлять добро и зло (сказки, в которых заключена народная мудрость), оценивать поступки героев ( в произведениях о детях), сопереживать им, осуждать их обосновывать свои суждения, примеряя на себя ситуацию, в которой оказывается герой, оценивать свои поступки с нравственной позиции, тем самым нравственно развиваться, самовоспитываться.

Огромную роль в воспитании ребёнка играют родители. На первом родительском собрании я провожу беседу – опрос:

- Каким вы хотите увидеть ребёнка через год? через 4? Через 11 лет? Много ответов: грамотным, образованным, умным и многие родители отвечают: « Воспитанными. «

- Что подразумеваете под понятием воспитанный? (приходим к выводу: воспитанный - это человек, соблюдающий нормы поведения, обладающий положительными качествами, такими как вежливость, отзывчивость, доброта и т.д.)

-Вспомните сегодняшний день, какими воспитательными методами, на ваш взгляд, вы воздействовали на вашего ребёнка? (пожелали ли вы доброго утра, поблагодарили ли за завтрак, пожелали ли друг другу доброго дня или ваш ребёнок слышал в разговоре родителей только взаимные упрёки и недовольства). Ребёнок, подобно губке, впитывает и плохое, и хорошее и, если ребенок наблюдает грубость, вспыльчивость, бесцеремонность родителей, то он легко может усвоить подобные манеры.

Приходим к выводу, что лучшее воспитание – это личный пример родителей. Адекватная реакция на замечания учителя, единые требовании к поведению, взаимопонимание учителя и родителей приведёт к ожидаемому результату. Совместные усилия учителя и родителей формируют у ребёнка и представления о нормах и правилах поведения, и отношение к родителям, к учителю, другим взрослым, к сверстникам, а также к миру вещей, к труду, к самому себе.


 

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

Н.Ф. Виноградова «Всё о младшем школьнике». М., Изд. центр «Вентана-Граф» 2004

Мир детства: Младший школьник. М.,1981

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: 2000


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.