Урок ИЗО в 5 классе «Времена года»

3
0
Материал опубликован 28 March 2016
Интегрированный урок (музыка+изо) Тема: «Времена года»

Предмет (направленность): Музыка и ИЗО

Возраст детей: 5 класс

Место проведения: урок

Задачи:

Научить видеть прекрасное, формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное, художественно – творческой активности, проявление фантазии, умение образно воспринимать музыку и откликаться на ее красоту.

Оборудование и материалы: кисти, краски, альбом, репродукции картин, звукозапись произведения П.И.Чайковского «Времена года», линейка, карандаш.

Эпиграф к уроку: «Живопись – сестра музыки» Леонардо Да Винчи

Ход урока.

ИЗО: - На уроках ИЗО мы говорили с вами о цвете и чувствах. Сегодня у нас тоже необычный урок – урок искусства, который объединит два вида искусства – живопись и музыку. Давайте попробуем вместе окунуться в этот прекрасный мир.

(МУЗ. включает «Утро» Грига, на фоне мелодии учитель ИЗО говорит о картине Яблонской «Утро»).

ИЗО: Как хорошо! Раннее утро. Свежий воздух. За окном простирается большой город. Он теряется за горизонтом и дали его подернуты утренней дымкой. Нежаркое утреннее солнце заглянуло в окно. Осветило неярко стены, пол. В комнату вошла утренняя прохлада. В комнате тихо и чисто. Как красиво на окнах и двери балкона вьется зеленый плющ. Как красива глиняная посуда на столе и на стене.

Доброе утро! Пора начинать новый день. Здравствуй , новый день!

Это состояние изобразила Т. Яблонская в картине «Утро».

МУЗ: - Ребята, какие чувства вызвала в вас эта музыка, какое воздействие может оказать эта музыка на человека? Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что общего между этим музыкальным произведением и картиной, какую вы видите?» (ответы детей). Можем ли мы увидеть музыку? (ответы), можем ли мы услышать живопись (ответы)?

МУЗ: - Живопись и музыка – это различные виды искусства, которые сильно воздействуют на эмоциональное состояние человека, они вызывают широкий спектр эмоций от спокойного сопереживания до бурных восторгов или полного неприятия. Для выражения впечатлений часто используют несовместимые на первый взгляд категории: «окрашенный звук», «светлая мелодия», «красный или серебряный звон», «звучание красок». Существуют также общие законы и правила построения музыкальных и изобразительных произведений:

Симметрия

Центр композиции

Ритм

Тональность

Колорит

Общие законы позволяют объединить звук и цвет, музыку и живопись. Ребята, а можно ли нарисовать музыку? (ответы).

МУЗ - включить мелодию природы

ИЗО: Природа, изменчивая, неповторимая, загадочная и завораживающая всегда привлекала и поэтов, и художников, и композиторов. -вспомните, какие произведения искусства о природе вам известны ?

Ответы ребят ( картины, стихи, рассказы, песни, музыка)

-Как называется изображение природы в живописи и литературе?(ответы) ( пейзаж)

Вы уже знаете, что картины природы можно изобразить с помощью кисти и красок. А еще с помощью слова. А как вы думаете, можно ли передать красоту природы звуком, музыкой?(ответы детей)

МУЗ- Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту природы родного края . И сегодня мы ещё раз вспомним великого русского композитора Пётра Ильича Чайковского (1840-1893).

-(слайд с портретом)

МУЗ- С раннего детства будущий композитор горячо полюбил родную природу и русскую песню. Великий русский композитор П.И. Чайковский, наверное, как никто другой, умел видеть природу, чувствовать ее и передавать ее состояние с помощью звуков музыки. Он даже создал целый цикл музыкальных миниатюр, связанных с образами природы.

Как он называется? Ребята угадывают цикл ( Времена года)

ИЗО- и сейчас мы приступим к нашей творческой работе.Сегодня мы будем рисовать четыре рисунка на одном рабочем листе. Я говорила дома подготовить рисунок. Он должен выглядить у вас так (показ на ватмане)

МУЗ: -Ну а теперь давайте вместе послушаем музыкальное сочинение Чайковского. «Времена года. Февраль.» и попытаемся изобразить музыку на рисунке.

Итак, сейчас будет звучать музыкальное произведение, а вы попробуйте, используя свое воображение, выразить свои представления, чувства на бумаге (играет мелодия, дети рисуют).

Самостоятельная работа (5 мин)

МУЗ –Дети, что вы чувствовали, что вы видели прослушивая данную композицию ( ответы ребят)

ИЗО -Где музыка звучала более громко и где более тихо, Где была окраска звучания более светлая и более тёмная? То- же самое происходило и в картинах.

МУЗ- Следующая композиция П.И. Чайковский. «Времена года. Апрель. Подснежник» (называем только время года)

ИЗО- Приступаем к работе. Дети, а какой месяц года?(ответы)

Самостоятельная работа (5 мин)

МУЗ: (после прослушивания)

- О чем это произведение?

- Что вы представляли? Чувствовали?

- Какие цвета вы видели? (теплые, холодные, нежные, яркие)

МУЗ- следующая композиция (П.И. Чайковский. «Времена года. Июнь. Баркарола») (называем только время года)

МУЗ:-Находим здесь отличительные особенности этого месяца, времени года.

Самостоятельная работа (5 мин)

ИЗО-Какие эмоции вызвала эта музыка? (ответы детей)

-Какие цвета вы использовали? (ответы детей)

Молодцы, а теперь прослушаем последнюю композицию

МУЗ- П.И. Чайковский. «Времена года. Октябрь. Осенняя песня»

МУЗ-Это какое время года? (ответы)

А какой месяц? (ответы детей)

Самостоятельная работа (5 мин)

МУЗ- Ну вот мы прослушали музыкальные композиции великого П.И. Чайковского. И мы можем теперь с уверенностью сказать , что музыку можно изобразить на холсте, не только виде нот , но и виде уникальных художественных произведений. Музыку можно рисовать. - Композитор пользуется музыкальными красками, и это особые краски, мы не видим их, а слышим.

ИЗО- Художник рисует солнечный день яркими, светлыми красками, а хмурый день или вечер -тёмными, мрачными, образ- линией. И каждый вид искусства делает это своим языком, волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. Живопись - кистью, музыка – звуком, литература – словом. А вместе они учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир.

Итог урока

Выставка работ. Оценки за урок.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.