Интегрированный урок в 4 классе на тему «Времена года» (окружающий мир, ИЗО, музыка, чтение)
Личностные:
- Воспитывать любовь к Родине, желание сберечь и сохранить природу и ее богатство;
Метапредметные:
- Уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать связи;
- Развивать навыки коллективной работы, навыки самоорганизации;
- Развивать внимание, речь, мышление, творческие навыки;
Предметные:
- Расширять знания детей о временах года, показать своеобразие, неповторимость, красоту каждого времени года;
Задачи:
- На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;
- На основе работы с текстом, аудиозаписями, репродукциями картин установить логические связи между сменой времен года;
Оборудование:
- Презентации детей на экране компьютера;
- Репродукции на классной доске;
- Костюмы детей;
- Таблицы для команд;
- Вопросы для конкурсов «вопрос – ответ»;
- Задания для зрителей;
- Конверт с письмом;
- Фонограмма произведений Чайковского.
I этап:
Учебная задача была поставлена перед детьми на предыдущем уроке. Создана проблемная ситуация. Дети готовят заранее презентации о разных временах года, приметы, загадки, аудиозаписи произведений Чайковского, репродукции картин, посвященных разным временам года.
II этап:
Совместное исследование проблемы. Дети анализируют, доказывают, аргументируют свои точки зрения, обсуждают в командах способы представления найденных сообщений. Командам розданы бланк оценивания, в которых в ходе мероприятия дети записывают и делают заметки.
Дети сидят по командам (4 команды- «весна», «лето», «осень», «зима»)
Учитель:
Здравствуйте, уважаемые гости, дети, родители!
Сегодня мы проводим защиту проектов по временам года. Весь наш класс во время подготовки к мероприятию разделился на 4 команды. Каждая команда приготовила визитку своего времени года, эмблему, приметы и другие интересные материалы.
1-й ученик:
Солнце светит, пахнет хлебом, лес шумит, река, трава.
Хорошо под мирным небом слышать добрые слова.
Хорошо зимой и летом, в день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом, звонкой, мирной тишиной.
Посмотри, как он хорош!
Дом, в котором ты живешь!
Край, который с детства дорог,
Родиной зовется.
Посмотри, как он хорош!
Дом, в котором ты живешь!
2-ой ученик:
А кто у нас в году четыре раза переодевается? (природа, Земля)
3-ий ученик:
А как мы можем назвать эти четыре периода жизни природы? (Времена года)
Учитель:
Сошлись как-то вместе четыре волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись, да заспорили, кто из них лучше всех рисует. И начали художники друг за другом разрисовывать Землю, наряжать в красивые уборы луга, леса и поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.
Ученица:
Только появились на деревьях почки,
Новенькое платье сшила мать для дочки,
С яркими цветами и голубизною,
Маленькую дочку назвала Весною.
Дочь свою вторую назвала Летом,
Мать дала ей много солнечного света.
Спелыми плодами любовалась мать,
Осень – третью дочку стала называть.
Снегом, украшая горы и дома,
Имя старшей дочке мать дала – Зима.
Учитель:
Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. Итак, начинаем защиту времен года. Помните, команды, что цель нашей встречи – доказать, что ваше время года – самое лучшее, красивое, интересное.
Слово предоставляется команде «Зима»
1-й конкурс – «Визитная карточка»
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Пришла волшебница – зима!..
(дети рассказывают стихотворения разных поэтов, защищают свои презентации на экране, приготовленные заранее, представляют репродукции картин, знакомят команды соперников с народными приметами и т. д.)
III этап:
Моделирование:
Учащиеся фиксируют услышанный, увиденный материал в специальных бланках. У каждой команды на столах чистый ватман, маркеры, вырезки из разных журналов и т.д. В результате работы в группах после обсуждения дети фиксируют в графических моделях и буквенных формах связь времен года, различия, признаки в виде мини-проектов, осуществляют контроль и самоконтроль.
Учитель:
Слово для защиты предоставляется 2-й команде «Весна»
Но вот пришла Весна и стала думать, какую бы картину ей нарисовать.
Зеленой краской чуть-чуть тронула лес - и сразу он повеселел. Полянки запестрели от первых цветов. А сколько появилось птиц в лесу и на полях! Вслушайтесь в песню весны: о чем щебечут птицы, журчит ручей. Слушайте и смотрите весну! Весна – символ пробуждения новой жизни.
(представление команды) Звучит музыка, дети говорят о том, что очень нужно помогать птицам, защищать природу…
IV этап:
Конструирование нового способа действия.
Дети делают вывод, совместно участвуя в обсуждении о бережном отношении к природе, к животным, к взаимопомощи.
Учитель:
Продолжает защиту своего времени года команда «Лето»
Ученик:
Приступило к работе жаркое лето.
«Пусть в моей картине будет все спелым, созревшим»
Звучит защита команды «Лето»
Я жаркое лето, богатое лето,
В душистый венок из цветов я одета.
Поздравить ребят я сегодня пришла,
С собою чудесных гостей привезла.
Три братца, три месяца летних,
Со мною на праздник пришли.
А вам имена их известны?
Кто знает? Скорей назови!
Дети отвечают на вопросы.
V этап:
Решение частых задач.
Дети формулируют, высказывают собственное мнение и позицию.
Учитель: Слово предоставляется последней команде «Осень»
Ученик:
Бродит в роще листопад
По кустам и кленам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном…
VI этап:
Контроль на этапе окончания учебной темы.
Представители команд осуществляют пошаговый контроль, доказывают свои точки зрения, комментируют все выступления (рефлексия).
На доске каждая команда в конце урока вывешивает плакат, на котором совместно нарисовано, наклеено все то, что свойственно определенному времени года.
Все времена года хороши по-своему.
Итог урока:
Учитель:
Представление команд прошло. Каждая команда постаралась доказать, что их время года – лучшее! Все времена года любимы поэтами, композиторами, художниками… Но чтобы природа радовала нас, давайте будем ее беречь и любить!
Наша тема очень большая и разнообразная. Мы неоднократно будем возвращаться к ней.
Спасибо Вам, ребята, за подготовку к уроку, участие, активность!
Что вас больше всего поразило сегодня на уроке? Что больше понравилось? Кого из ребят хотелось бы особенно отметить?