12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Александровна292
http://elenavackulina.ucoz.ru/
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

Цели урока

Личностные: проявлять толерантное и уважительное отношение к истории, культуре и традици­ям других народов.

Метапредметные: анализировать понятие «время», пояснять смысл понятия «время» для опреде­ленного контекста.

Предметные: формулировать определения тер­минов и понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время»; пояснять причи­ны введения часовых поясов; анализировать вза­имосвязь точного времени и географической долго­ты; объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля.

Основной материал

Периодические или повторяющиеся процессы как основа для измерения времени. Древние часы. Введение понятий «местное время», «поясное вре­мя», «зимнее время» и «летнее время». Бытовое и научное понятие «местное время». Летоисчисление в древности. Использование продолжительных пе­риодических процессов для создания календарей. Солнечные и лунные календари и их сравнение. Ста­рый и новый стили. Современный календарь. Наглядные пособия: школьный теодолит; демонстрационная подвиж­ная карта звездного неба; маятниковые и солнечные часы; модели небесной сферы и секстанта.

Цели деятельности преподавателя

  • образовательные: сформировать понятие, какие периодические или повторяющиеся процессы являются основой для измерения времени; ввести термины: «местное время», «поясное время», «зимнее время», «летнее время». Бытовое  и  научное понятие «местное время». Летоисчисление  в  древности. Использование  продолжительных периодических  процессов  для создания календарей. Солнечные и лунные календари и их сравнение. Старый и новый стили. Современный календарь.
  • развивающие: продолжить формирование умений пользоваться ИКТ для создания презентаций, пробуждать интерес к творчеству;
  • воспитательные: прививать интерес к чтению дополнительной литературы.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний (УУНЗ)

Цели и задачи урока

Выяснить причину связи вращения Земли вокруг оси с  единицами измерения времени, а вращение Земли вокруг Солнца с календарём, осуществлять переход к разным системам счёта  времени, используя формулы. 

Планируемые образовательные результаты

Предметные УУД:

  • уметь формулировать определения терминов и понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время»;
  • пояснять причины введения часовых поясов;
  • объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля.

Метапредметные УУД:

  • уметь анализировать понятие «время», пояснять смысл понятия «время» для определенного контекста;
  • использовать компьютерные технологии для презентаций.

Личностные УУД:

  • самооценка результатов своей деятельности;
  • способность  проявлять толерантное и уважительное отношение своим одноклассникам;
  • стремление к завершённости учебных действий.

Методы обучения

  • фронтальный опрос; беседа;
  • рассказ; презентации (преподавателя и студентов).

Оборудование (ТСО)

  • Ноутбук, мультимедиапроектор, экран, колонки. Фотографии ученых.

Исторические личности

Рене Декарт, Джордано Бруно, Аристотель,  Николай  Коперник, Галилео Галилей

Опережающее задание

- сообщения студентам о приборах измеряющих время, о различных календарях.





Этапы урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Название используемых ЭОР


Деятельность преподавателя

Деятельность  обучающихся

Длит. этапа, мин

1.Организационный момент


Эмоциональная, психологичес-кая подготовка к восприятию, усвоению изучаемого материала


Здравствуйте, ребята!

Знаменитый французский философ и математик Рене Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую», а мы с вами с полным правом в конце урока астрономии сможем добавить – я развиваюсь!


Обучающиеся приветствуют преподавателя и друг друга.


3

2.  Повторение  и постановка целей урока, мотивация деятельности обучающихся


Мотивацион-ная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Презентация. Слайд 1

В начале занятия Целесообразно обсудить следующие вопросы

1. Найдите на звездной карте созвездие, в котором сегодня находится Солнце.

2. Лунное затмение наблюдалось 10 января 2020 г. Когда можно ожидать ближайшее солнечное затмение?

3. Почему полная фаза лунного затмения продолжается гораздо дольше, чем полная фаза солнечного затмения?

4. Опишите, как изменилось положение Солнца на небесной сфере с начала учебного года до дня проведения занятия.

5. Определите географическую широту места на­блюдения, если 22 июня

Солнце наблюдалось в полдень на высоте 61°.

Последняя задача позволяет перейти к теме занятия. Ситуация проблемы определяется тем, какой смысл вкладывается в слово «полдень». В ходе беседы акцентируется внимание на том, что люди используют показания часов, не задумываясь об истин­ном смысле этого понятия. Для актуализации интереса к теме следует в беседе выявить цели измерения времени (хозяйственные, экономические, научные и т. д.).

Движение Земли вокруг Солнца определяет год, движение Луны вокруг Земли – месяц, вращение Земли вокруг своей оси – сутки, сутки делятся на 24 часа, каждый час – на 60 минут, минута – на 60 секунд. Кажется все просто. Но так ли это мы узнаем сегодня, а также сегодня мы поговорим о различных видах времени и о существовавших и существующих календарях.

Выделение существенной информации из слов учителя


Выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить


Слушают преподавателя, записывают.








20









3. Изучение нового материала


Сообщение темы урока и постановка целей учебной деятельности











Формирование понятий о времени, единицах измерения и счета времени, основанных на продолжительности космических явлений, связи между различными "временами" и часовых поясах










Формирование представления о приборах, которые измеряют время




Формирование представления о календарях, летоисчислении


На доске фотографии ученых: Джордано  Бруно, Аристотель,  Николай  Коперник,  Галилео  Галилей





Презентация. Слайды 1-6







Презентация. Слайды 7











Презентация 1 (выполнили студенты)

 



Презентация 2 (выполнили студенты)


Изучение  астрономии  сделало возможным  введение  счёта  времени, создание часов  и календарей.    Древние ученые достигли поразительных  успехов,  например, жрецы народов  майя  населявшего  Центральную  Америку,  создали  самый  точный календарь. Серьёзно  занимались  астрономией  древние  египтяне,  греки  и   римляне. Древние  астрономы наблюдали  за  небом  и  видимым  движением небесных  тел  и  делали   свои  выводы.

- А  как  вы  думаете,  сколько  лет  нашей  ВСЕЛЕННОЙ?

- По  мнению  учёных, нашей Вселенной  13-14 миллиардов  лет. Земля  образовалась  около   4,5   миллиардов  лет, а  возраст  жизни на  ней достигает  почти  4 миллиарда  лет.

Эти  факты  стали известны  благодаря  астрономии  - науки  о  небесных   телах. Занимались этой наукой: Д.  Бруно, Аристотель,  Николай  Коперник,  Галилео  Галилей  и  другие.

Наше занятие называется «Время и календарь».

    Преподаватель рассказывает о наблюдения древних астрономов за: вращением Земли вокруг своей оси, обращения Луны вокруг Земли и обращения Луны вокруг Солнца. Вводятся понятия о единицах измерения времени.

Преподаватель обращает внимание студентов:

1. Продолжительность суток и года зависит от того, в какой системе отсчета рассматривается движение Земли (связана ли она с неподвижными звездами, Солнцем и т.д.). Выбор системы отсчета отражается в названии единицы счета времени.

2. Продолжительность единиц счета времени связана с условиями видимости (кульминациями) небесных светил.

3. Введение атомного стандарта времени в науке было обусловлено неравномерностью вращения Земли, обнаруженной при повышении точности часов.

4. Введение поясного времени обусловлено необходимостью согласования хозяйственных мероприятий на территории, определяемой границами часовых поясов. Широко распространенной бытовой ошибкой является отождествление местного времени с декретным временем.

Ребята, а вы знаете, какими приборами измеряют время?

   

   Преподаватель предоставляет слово студентам, выполнявшим опережающее задание по теме: «Время и приборы измерения ».



   Преподаватель предоставляет слово студентам, выполнявшим опережающее задание по теме: «Календари. Летоисчисление».

Выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить


Слушают преподавателя.


Отвечают на вопрос преподавателя

Слушают.






Слушают, смотрят презентацию, делают записи в тетрадях.

















Отвечают на вопрос


Слушают своих однокурсников, смотрят презентацию.

Построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.



30

4. Физкульт-минутка


Отдых

Фрагмент произведения Бетховена –  «Лунная соната» - запись на компьютере

Преподаватель говорит, что пришло время немного расслабиться, так как студенты выполняли  умственную работу и предлагает им  послушать фрагмент произведения Бетховена.

Обучающиеся закрывают глаза, слушают музыку и расслабляются.


3

5. Закрепление нового материала


Беседа  по вопросам




Презентация. Слайды 8



Преподаватель контролирует  правильность ответов студентов:

1. 1 января солнечные часы показывают 10 часов утра. Какое время показывают в этот момент ваши часы?

2. Исаак Ньютон родился 4 января 1643г по новому стилю. Какова дата его рождения по старому стилю.

3. Долгота Колыбельки λ=79о09' или 5ч16м36с. Найдите для Колыбельки местное время и сравните со временем, по которому мы живем.

4. Чем старый стиль отличается от нового?

5. Что такое всемирное время?

6. Что такое полдень, полночь, истинные солнечные сутки?

7.Чем объясняется введение поясного времени?

8. Как определить поясное, местное время?

 9.Перечислите,   какие  вы  знаете  календари?

10.Что  означало   слово  «календарь»  в  древности?

Подведение под понятие.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Умение слушать, уточнять и дополнять высказывания однокурсников.



15


6. Подведение итогов. Домашнее задание

Обобщение полученных на уроке сведений подведение итога урока


Наш урок подходит к концу. Посвятили мы его изучению темы «Время и календарь».

Теперь вы можете сформулировать выводы по изученному материалу.


- Запись домашнего задания:


1. Параграф  9 (учебник);

2. Выполнить творческое задание: найти стихи, песни, рассказы, сказки,  пьесы,  пословицы,  загадки,  народные  приметы о календаре и оформить стенгазету, презентацию, кроссворд и т.д.


Обучающиеся формулируют выводы  по уроку.


Записывают домашнее задание


5

7. Рефлексия


Рефлексия. Оценивание.


Презентация.

Слайд 9

«Выберете из 2 предложенных «мордашек», ту, которая соответствует вашему настрое-нию. И устно закончите фразу, которая, по-вашему, мнению, отражает значимость прошедшего урока именно для вас

          image-20211206001009-1.jpeg    image-20211206001009-2.png

1.Сегодня я узнал…

2.Было интересно…

3.Я понял, что…

4.Теперь я могу…

5.Я почувствовал, что…

6.Я приобрел…

7.Я научился…

8.У меня получилось…

9.Меня удивило …

- Оценки студентам за пару.

Рефлексируют, анализируют выбранные «мордашки»

4


Задание  на   дом:   § 9(1,2), Упр. 8. Задание10. Повторить §§. 1-9(подготовиться к контрольной работе).

Темы проектов

1. Хранение и передача точного времени.

2. Атомный эталон времени.

3. Истинное и среднее солнечное время.

4. Измерение коротких промежутков времени.

5. Лунные календари на Востоке.

6. Солнечные календари в Европе.

7. Лунно-солнечные календари.


ЛИТЕРАТУРА

Учебники и учебные пособия

1. Воронцов-Вельяминов Б. А.    , Е.К. Страут. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. М.: Дрофа, 2018.

2.   Кунаш М.А. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б.А.Воронцова- Вельяминова, Е.К.Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» М.: Дрофа, 2018.

3.   Воронцов-Вельяминов Б. А.     Сборник   задач   по   астрономии. — М.: Просвещение, 1980.

4.   Астрономия/Дагаев М. М.,  Демин В. Г.,   Климишин И. А.,   Чаругин В. М. — М.: Просвещение, 1983.

5.   Дагаев М. М.   Книга для чтения по астрономии. — М.:  Просвещение,   1980


Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.