Урок астрономии «Время и календарь»
Технологическая карта урока астрономии
Тема урока | Время и календарь | ||
Тип урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | ||
Цель урока | Организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний учащихся по теме «Время и календарь» | ||
Задачи урока: | Ввести и определить понятия «всемирное время», «местное время», «поясное время», «декретное время», «летнее время»; определить основы использования продолжительных периодических астрономических процессов для создания календарей; проанализировать особенности летоисчисления в древности и современных календарей, старого и нового стилей. | ||
Методы обучения: | Объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый | ||
Основные понятия темы | «всемирное время», «местное время», «поясное время», «декретное время», «летнее время», солнечные и звездные сутки, лунный календарь, солнечный календарь, юлианский календарь, григорианский календарь, гномон. | ||
Применяемые современные технологии | ИКТ | ||
Организация пространства | Индивидуальная, групповая и фронтальная работа | ||
Межпредметные связи | Астрономия, физика, география, история. | ||
Ресурсы. | Учебник «Астрономия 11 кл», презентация. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: | |
• уметь формулировать определения терминов и понятий «всемирное время», «местное время», «поясное время», «декретное время» и «летнее время»; • пояснять причины введения часовых поясов; • объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля. | • уметь анализировать понятие «время», пояснять смысл понятия «время» для определенного контекста; • использовать компьютерные технологии для презентаций | • самооценка результатов своей деятельности; • способность проявлять толерантное и уважительное отношение своим одноклассникам; • стремление к завершённости учебных действий |
Ход урока | ||||
№ | Этапы организации учебной деятельности | Формируемые УУД | Содержание педагогического взаимодействия | |
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||
1 | Организационный момент. | -коммуникативные: формирование компетентностей в использовании ИКТ, умение организовать учебное сотрудничество, работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. - регулятивные: умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, соотносить свои действия с планируемыми результатами. -познавательные: умение работать с разными источниками информации, умения анализировать, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, определять причины явлений | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, осуществляют самоконтроль. |
2 | Постановка проблемной ситуации. Мотивация. Целеполагание. | Создает проблемную ситуацию и диалог с учащимися, необходимую на поиск необходимых знаний для изучения новой темы. Учитель вешает на доску листочек с датой «от сотворения мира». Просит записать в тетрадях. Ученики замечают «ошибку». Учитель извиняется, объясняет это компьютерным сбоем и вешает дату «по юлианскому календарю». Ученики снова замечают «ошибку». Ситуация повторяется, учитель пишет от руки правильную дату, т.к. проблемы с компьютером продолжаются. Учитель спрашивает у ребят точное время и запускает презентацию, где на первом слайде показывается точное астрономическое время в данном городе (см. гиперссылки в презентации). Время отличается! Возникает проблема в определении даты и времени. Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока. | Слушают учителя. Выделяют существенную информацию и осознают то, что знают и что предстоит усвоить. Формулируют тему и цель урока. | |
4 | Изучение нового материала | Знакомство с материалом по теме занятия. Беседа. Предлагает задания для фронтального выполнения и индивидуальные задания. В беседе с учащимися определяется смысл слова «полдень». Обсуждается истинный смысл понятия, как это связано с показаниями часов. С какой целью измеряют время? Какие промежутки времени используют? Какие вам известны способы измерения времени? Слушают подготовленный доклад с презентацией учащегося «Часы», в котором рассматриваются способы измерения времени от солнечных до атомных часов. Изучается формула для определения разницы местного времени в населенных пунктах с известными значениями географических долгот на примере разности долготы Санкт-Петербурга и Москвы, а также Москвы и Саранска. Вводятся понятия «всемирное время», «местное время», «поясное время», «декретное время», «летнее время». Изучается формула для расчета времени Т в населенном пункте России для известного часового пояса. Далее учитель предлагает рассмотреть более длительные промежутки времени, акцентирую внимание учащихся, что периодическая смена лунных фаз, а также смена времён года послужили основой для создания первых календарей. Учащимся предлагается работа в 4-х командах - «Патруль времени». Необходимо самостоятельно изучить параграф учебника по вопросам: 1-тропический год, 2-юлианский календарь, 3-григорианский календарь, 4-календарь в России. Через 4 минуты происходит обсуждение прочитанного, особенностей календаря, делаются соответствующие записи. Учитель возвращается к проблеме с датами в начале урока. Учащиеся объясняют проблему. | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. Слушают своих товарищей, смотрят презентацию. Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Выполняют полученные задания в индивидуальном порядке, проводят самоконтроль. Участвуют во фронтальной беседе, записывают выводы. | |
5 | Первичное закрепление новых знаний | Учитель организует фронтальную проверку понимания нового материала, повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся в рамках индивидуальных образовательных маршрутов. Решается задача: Сколько времени, с учетом декретного, будет во Владивостоке (9-й часовой пояс), когда в Лондоне полночь?(10 часов) Решается задача: Днем основания С. Петербурга считается 16 мая 1703 г. (ст. ст.). Когда у нас отмечалось 300-летие со дня его основания? (27 мая 2003 г.) Доп-но:(если осталось время) учащимся предлагается восстановить пропущенные слова в таблице с древнерусскими названия месяцев. | Отвечают на вопросы учителя. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. | |
6 | Информация о задании на самоподготовку | Информирует учащихся о домашнем задании, проводит разъяснение по методике его выполнения. | Слушают пояснения учителя | |
7 | Рефлексия | Организует работу по подведению итогов урока, осуществляет диалог с учащимися, просит назвать, что нового было изучено на уроке. Организует обсуждение достижений. | Обучающиеся формулируют выводы по уроку. Предлагается на индивидуальном листе самооценки показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы. |
Программа: Страут, Е. К.Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие /Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. — 39 с.
Учебник: Воронцов-Вельяминов, Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 238 с.
Кунаш, М. А. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» /М. А. Кунаш. — М. : Дрофа, 2018. — 217, [7] c.