Урок астрономии «Время и календарь»

2
0
Материал опубликован 1 November 2019 в группе

Технологическая карта урока астрономии

Тема урока

Время и календарь

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Цель урока

Организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний учащихся по теме «Время и календарь»

Задачи урока:

Ввести и определить понятия «всемирное время», «местное время», «поясное время», «декретное время», «летнее время»; определить основы использования продолжительных периодических астрономических процессов для создания календарей; проанализировать особенности летоисчисления в древности и современных календарей, старого и нового стилей.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый

Основные понятия темы

«всемирное время», «местное время», «поясное время», «декретное время», «летнее время», солнечные и звездные сутки, лунный календарь, солнечный календарь, юлианский календарь, григорианский календарь, гномон.

Применяемые современные технологии

ИКТ

Организация пространства

Индивидуальная, групповая и фронтальная работа

Межпредметные связи

Астрономия, физика, география, история.

Ресурсы.

Учебник «Астрономия 11 кл», презентация.

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

уметь формулировать определения терминов и понятий «всемирное время», «местное время», «поясное время», «декретное время» и «летнее время»;

пояснять причины введения часовых поясов;

объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля.

уметь анализировать понятие «время», пояснять смысл понятия «время» для определенного контекста;

использовать компьютерные технологии для презентаций

самооценка результатов своей деятельности;

способность проявлять толерантное и уважительное отношение своим одноклассникам;

стремление к завершённости учебных действий



Ход урока


Этапы организации учебной деятельности

Формируемые УУД

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1

Организационный момент.

-коммуникативные:


формирование компетентностей в использовании ИКТ, умение организовать учебное сотрудничество, работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


- регулятивные:


умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, соотносить свои действия с планируемыми результатами.


-познавательные:


умение работать с разными источниками информации, умения анализировать, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, определять причины явлений

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.


Приветствуют учителя, осуществляют самоконтроль.

2

Постановка проблемной ситуации. Мотивация.

Целеполагание.

Создает проблемную ситуацию и диалог с учащимися, необходимую на поиск необходимых знаний для изучения новой темы.

Учитель вешает на доску листочек с датой «от сотворения мира». Просит записать в тетрадях. Ученики замечают «ошибку». Учитель извиняется, объясняет это компьютерным сбоем и вешает дату «по юлианскому календарю». Ученики снова замечают «ошибку». Ситуация повторяется, учитель пишет от руки правильную дату, т.к. проблемы с компьютером продолжаются. Учитель спрашивает у ребят точное время и запускает презентацию, где на первом слайде показывается точное астрономическое время в данном городе (см. гиперссылки в презентации). Время отличается! Возникает проблема в определении даты и времени.

Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока.

Слушают учителя. Выделяют существенную информацию и осознают то, что знают и что предстоит усвоить. Формулируют тему и цель урока.

4

Изучение нового материала

Знакомство с материалом по теме занятия. Беседа. Предлагает задания для фронтального выполнения и индивидуальные задания.

В беседе с учащимися определяется смысл слова «полдень». Обсуждается истинный смысл понятия, как это связано с показаниями часов. С какой целью измеряют время? Какие промежутки времени используют? Какие вам известны способы измерения времени?

Слушают подготовленный доклад с презентацией учащегося «Часы», в котором рассматриваются способы измерения времени от солнечных до атомных часов.

Изучается формула для определения разницы местного времени в населенных пунктах с известными значениями географических долгот на примере разности долготы Санкт-Петербурга и Москвы, а также Москвы и Саранска.

Вводятся понятия «всемирное время», «местное время», «поясное время», «декретное время», «летнее время».

Изучается формула для расчета времени Т в населенном пункте России для известного часового пояса.

Далее учитель предлагает рассмотреть более длительные промежутки времени, акцентирую внимание учащихся, что периодическая смена лунных фаз, а также смена времён года послужили основой для создания первых календарей.

Учащимся предлагается работа в 4-х командах - «Патруль времени». Необходимо самостоятельно изучить параграф учебника по вопросам: 1-тропический год, 2-юлианский календарь, 3-григорианский календарь, 4-календарь в России.

Через 4 минуты происходит обсуждение прочитанного, особенностей календаря, делаются соответствующие записи.

Учитель возвращается к проблеме с датами в начале урока. Учащиеся объясняют проблему.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.

Слушают своих товарищей, смотрят презентацию. Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Выполняют полученные задания в индивидуальном порядке, проводят самоконтроль. Участвуют во фронтальной беседе, записывают выводы.

5

Первичное закрепление новых знаний

Учитель организует фронтальную проверку понимания нового материала, повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся в рамках индивидуальных образовательных маршрутов.

Решается задача: Сколько времени, с учетом декретного, будет во Владивостоке (9-й часовой пояс), когда в Лондоне полночь?(10 часов)

Решается задача: Днем основания С. Петербурга считается 16 мая 1703 г. (ст. ст.). Когда у нас отмечалось 300-летие со дня его основания? (27 мая 2003 г.)

Доп-но:(если осталось время) учащимся предлагается восстановить пропущенные слова в таблице с древнерусскими названия месяцев.

Отвечают на вопросы учителя. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух.


6

Информация о задании на самоподготовку

Информирует учащихся о домашнем задании, проводит разъяснение по методике его выполнения.

Слушают пояснения учителя

7

Рефлексия

Организует работу по подведению итогов урока, осуществляет диалог с учащимися, просит назвать, что нового было изучено на уроке. Организует обсуждение достижений.

Обучающиеся формулируют выводы по уроку. Предлагается на индивидуальном листе самооценки показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.

t1572598507aa.jpgt1572598507ab.jpgt1572598507ac.jpgt1572598507ad.jpgt1572598507ae.jpgt1572598507af.jpgt1572598507ag.jpgt1572598507ah.jpgt1572598507ai.jpgt1572598507aj.jpgt1572598507ak.jpgt1572598507al.jpgt1572598507am.jpgt1572598507an.jpgt1572598507ao.jpgt1572598507ap.jpgt1572598507aq.jpgt1572598507ar.jpgt1572598507as.jpgt1572598507at.jpgt1572598507au.jpgt1572598507av.jpgt1572598507aw.jpgt1572598507ax.jpgt1572598507ay.jpgt1572598507az.jpg

Программа: Страут, Е. К.Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие /Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. — 39 с.

Учебник: Воронцов-Вельяминов, Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 238 с.

Кунаш, М. А. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» /М. А. Кунаш. — М. : Дрофа, 2018. — 217, [7] c.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.