Урок-презентация по литературе «Все было подвластно ему…» (9 класс)

2
0
Материал опубликован 13 November 2016

Пояснительная записка к презентации

(слайд 1)

 
Цели урока:

раскрыть богатство и глубину мысли Лермонтова и ее влияние на человеческие судьбы;

выявление факторов, оказавших влияние на становление творческой личности поэта;

совершенствование навыков выразительного чтения, развитие творческих способностей учащихся;

воспитание интереса к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова.

 

                                    Оборудование:

на доске (по центру) тема урока “Все было подвластно ему…” (презентация) и Белый парус “М.Ю.Л.”(рисунок)

  “Никто еще не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоухающей прозой” Н.В.Гоголь;  

  “Поэзия Лермонтова особенно по душе мне. Я сочувствую ему и разделяю его убеждения” Н.Добролюбов; 

рисунки островов "Поэзия" и "Проза"

                                      Методические приемы организации урока:

·         портрет– обобщение сведений о жизни и творчестве поэта, чтение наизусть стихов и фрагментов из романа “Герой нашего времени”;

·          работа с опорной таблицей

·         беседа, эксперимент.

ХОД УРОКА

 

(слайд 2)

 

(Звучит романс на стихи М.Ю.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу…”, музыка Е.Шашиной, исполняет Борис Штоколов).

 Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу.
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье  голубом…

Что же мне так больно и так чудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел
. 
 

Учитель:

… В небесах торжественно и чудно

 спит земля в сиянье голубом…
Спит земля в сиянье голубом…

Для многих   современников он был загадкой: и художник, и бесстрашный воин, и поэт. Кто он? Кто мог увидеть весь земной шар в сиянье голубом? Кто не ждёт от жизни ничего? Кому не жаль прошлого ничуть, кто ищет свободы и покоя и хотел бы забыться и заснуть?!    

 

Ученик:  Это Лермонтов – гениальный поэт XIX века.

15 октября исполнилось 200 лет со дня рождения поэта.  Сегодня мы с любовью и болью вспоминаем этого гения, человека, который до сих пор живёт в сердцах людей..

 

(слайд 3)  

Он мыслью с нашим веком слился –

Былых времён великий пленник,

 И в наш творящий век явился

Как самый яркий современник...

                                                           И. Молчанов

 

Учитель: Эти слова станут эпиграфом к теме нашего урока.

Гениальный… Сущность его творчества таилась прежде всего в том, что он, живя на земле, сумел увидеть все, сокрытое от глаз. Он – единственный на нашей планете человек, который при рождении слышал пение Ангела и не забыл, а помнил, время от времени вспоминал, обретая богатырские творческие силы.

Очень способный, он имел задатки для великого дела, а, следовательно, был обязан его исполнить!

- Куда он направил свой пророческий дар?

- Все ли было подвластно ему?

 

(слайд 4)

 (Тема урока. Эпиграф)

Постараемся ответить на этот вопрос.  А для этого мы   отправляемся на паруснике "М.Ю.Л."в  виртуальную исследовательскую экспедицию под названием "Всё было подвластно ему..."

 Над головой тучки поэтические, дует спокойный ветер. Плывем в сторону острова  под названием “Поэзия”.

 Творчество   Михаила Лермонтова оставило ярчайший след в литературе народа, его называют гением отечественной поэзии.

 

А какие слова возникают в вашем сознании, когда вы слышите: М.Ю.Лермонтов?  (работа с опорной таблицей)

  (поэт, гений, писатель…)

 ...До сих пор не только могила, но и место гибели поэта полны памяти о нём. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта:  

Здесь Пушкина изгнанье началось 
И Лермонтова кончилось изгнанье...

(слайд 5)

Ученик.

Боль памяти.

Как в прошлый век, печально и светло
Слетает лист березы в день осенний,
Как будто в мире не произошло
С тех пор ни войн, ни бед, ни потрясений.

Но лист коснулся гробовой плиты,
И содрогнулся мир, покой разрушив,
И нас вернул из тлена суеты
Вот в этот день
К живым и мертвым душам.

И я гляжу с тоской на облака,
Плывущие сквозь вечность над планетой,
И прихожу к подножью Машука,
Чтоб ощутить трагедию поэта.

Мятущийся как парус над волной,
И жаждущий неистовствующей бури,
Он оборвал на взлете голос свой,
Шагнув на встречу смертоносной пуле!

…Богаты мы ошибками отцов!
Как страшно вдруг понять сквозь годы это
Не сгинувшее в сонме голосов
Жестокое пророчество поэта.

 

…Что-то странное творилось в этот день с природой. Погода стояла дивная, ласковая. Вдруг разразилась небывалая буря. Пыль в мгновение окутала Пятигорск…

Страшные удары грома следовали один за другим, в горах не умолкали раскаты. Невиданная гроза внезапно сменилась бурным ливнем. Это произошло около 7 часов вечера 27 июля 1841 года в двух километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, где в эти секунды на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов.

Не знамение ли это было? Не сама ли природа оплакивала смерть гениального поэта?

Он стал известен всей России в трагические дни смерти Пушкина. Но уже многое, сочиненное 22-летним поэтом к этой поре, позже позволило его почитателям поставить Лермонтова вслед за Пушкиным.

 Ученик: Только четыре года отпустила судьба Лермонтову, чтобы преуменьшить боль России от потери великого А. С. Пушкина. И вот теперь он ушел вслед за ним. Что же это: нелепая случайность или все-таки рок, судьба? Все, связанное с М. Ю. Лермонтовым, несет на себе не только печать редкого таланта, но и рока, судьбы…

 Ученик: Существует легенда, что акушерка, принимавшая в ночь со второго на третье октября 1814 года сына у Марьи Михайловны Лермонтовой, предсказала младенцу насильственную смерть. Это зловещее пророчество сопровождало М. Лермонтова всю его краткую жизнь. Поэт постоянно ощущал эту трагическую избранность.   Он напишет об этом в 1838 году:

 Ученик:

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной;
Придет ли вестник избавленья
Открыть мне жизни назначенья
Цель упований и страстей, 
Поведать – что мне бог готовил,
Зачем так горько прекословил
Надеждам юности моей.
Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую
Молчу и жду: пора пришла; 
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя
Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.

 Ученик: Поэт боролся со своей судьбой тем оружием, которым владел – творчеством, искусством. К нему все пришло рано: любовь, размышление, сознание своей избранности и поэтический гений.

 …и понять
Я не могу, что значит отдыхать?
Всегда кипит и зреет что-нибудь.
В моем уме желанье и тоска
Тревожит беспрестанно эту грудь. 
Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка, 
И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то! Жажда бытия
Во мне сильней страданий роковых.

                                              Остров " Поэзия"

                                                   (СЛАЙД 6)

 Учитель:  Мы достигли острова. Поговорим о поэзии.   

6 ноября 1827 года – эта надпись на тетради, сделанная рукой М.Ю.Лермонтова. В ней переводы, подражательские стихи, стихи собственные.Лермонтову 13 лет. Он пишет. Произведений много: драмы, повести, поэмы.  За всю свою короткую жизнь он создаст около 25 поэм, не считая 5 драм и 7 повестей. Он был наделен не только поэтическим гением,  а писательским даром вообще.

  Ученик: Но лирика - лучшая биография поэта. Она – правдивое зеркало его души, самый честный летописец его настроений, душевных переживаний. Как бы ни пытался он скрыть от читателя книгу своей жизни - страницы ее ярко отражаются в его стихах. Всего около 400 стихотворений. Из письма В.Белинского: "Недавно был у Лермонтова в заточении и в первый раз разговорился с ним от души. Глубокий и могучий дух!  ... О, это будет русский поэт с Ивана Великого!

Поэзия М.Ю.Лермонтова  приняла форму лирического монолога

 УчительПуть Лермонтова в поэзию по существу не был новым – традиции остались те же, только основные принципы, характерные для русской поэзии 20-х годов 19 века, подверглись некоторым изменениям. Михаил Юрьевич был непосредственным учеником этой эпохи, и в творчестве своем он не отвергал ее.                                                 Лермонтов сосредоточил свое внимание  на усилении энергии стиха, на придаче поэзии эмоционально-личностного характера, на развитии поэтического красноречия.    

(слайд 7)                                                                                              

Сам поэт  неоднократно давал беспощадные определения   своей поэзии. Вот одно из них: «Железный стих, облитый горечью и злостью».  Да, в нём есть всё: глубокий трагизм мировосприятия, одиночество человека среди бессмысленности и пустоты жизни, непримиримый раскол между личностью и обществом, страдания от торжества тьмы над светом ... 

Ученик:

 Я молод; но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел;
У нас одна душа, одни и те же муки, -
О, если б одинаков был удел!..

Как он, ищу забвенья и свободы,
Как он, в ребячестве пылал уж я душой.
Любил закат в горах, пенящиеся воды
И бурь земных и бурь небесных вой.

Как он, ищу спокойствия напрасно,
Гоним повсюду мыслию одной.
Гляжу назад – прошедшее ужасно;
Гляжу вперед – там нет души родной!

Он молод! В каждом стихотворении - мучительный вопрос, грустное раздумье, покой отсутствует.

Назову некоторые. Например, “Парус” - это стихотворение о вольности и свободе. В “Песне про купца Калашникова” мы находим ответ на мучивший нас вопрос о достоинстве человека.

 В стихотворении “Родина” (“Люблю Отчизну я…”),  он (по словам Николая Добролюбова) “понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно”.

“Мцыри “Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил!”

 

Учитель: Конечно, все они разные, но есть в них выражение жизни, или, лучше сказать, сама жизнь. 

 

Ученик: 30 годы. Иное время. Поэзия Лермонтова особенная и отличается от предыдущей. Чем же? Отличается она прежде всего ярко окрашенной активностью. Мятежна и беспокойна по духу, как наш парусник. На ней лежит печать трагизма. Герой активен, нетерпелив. Он не способен к спокойному созерцанию, его влечет жажда действия.

 Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И лишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?

 

Ученик: Грусть, тоска, одиночество. Поэт находил отраду в одиночестве. В отношении с людьми он скорее был наблюдателем, чем действующим лицом.

Во что он верит?  Понимая трагичность судьбы современников: печально я гляжу на наше поколенье… Поэт верит в наступленье счастья для людей в будущем.

Герой по-настоящему любит и не хочет мириться с действительностью.

 

Они любили друг друга так долго и нежно,
С тоской глубокой и страстью безумно-мятежно!
Но, как враги, избегали признанья и встречи,
И были пусты и хладны их краткие речи.

Они расстались в безмолвном и гордом страданье
И милый образ во сне лишь порою видали.
И смерть пришла: наступило за гробом свиданье…
Но в мире новом друг друга они не узнали.

1841

 

Учитель: Лермонтов – единственный в русской литературе до конца не смирившийся человек. Человек иного порядка и иного измерения. И невыносимо страдающий от этого.

А для вас он какой? Возьмите рабочую карту к уроку и ответьте на этот вопрос (Задание выполняется письменно 5мин.)

(После обсуждения написанного и услышанного примерные мысли:

Лермонтов, как и Пушкин, “в жестокий век восславил свободу”.

Был его истинным наследником, и поэтому он сумел добиться совершенства стиха, сделать его выразительным и сильным, а сила и четкость – алмазная крепость стиха. Но время требует от каждого поэта свое. У Михаила Юрьевича это резкая неудовлетворенность действительностью, негодование на новое поколение, грусть от сознания своего бессилия. Более горькими были у него раздумья о судьбе человека и о месте поэта в современном обществе.)

 

Давайте подведём итог.  Он словно исповедовался в своих стихах, невольно увлечённый восторгом поэзии (А.С.Пушкин).  Пушкин – радуга на всей земле, Лермонтов – путь млечный над горами…(Вл. Набоков)     Но каждый поэт – это особый мир, особый взгляд на жизнь. И он нам дорог.

Поэт нам дорог тем, что он 
О счастье нам напоминает
И сумрак жизни озаряет,
Как солнце хмурый небосклон.

Эти строки поэта Ивана Бунина и о Лермонтове. Нам близка его поэзия, так как она наполняет и озаряет жизнь светом.

 

Остров "Проза"

(СЛАЙД 8)

Учитель:   Ветер меняет направление. Мы покидаем остров «Поэзия» и, обогнув мыс драматургии,  плывем к материку, название которому “Проза”.

Тучки над нами прозаические.

 Мы ждем от художественной литературы развлечения, а он, автор, заставляет нас включиться в его мучительные размышления, воздействуя на наш мозг изнутри; рисует образы, которые как бы легким облачком проникают, просачиваются в наше сознание. Лермонтов обращается к сердцу и воображению читателя.

“Никто еще не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоухающей прозой”,- писал Н.В.Гоголь.( читаем на доске)

 Причаливаем и поразмышляем о прозе. Назовите  известные вам прозаические произведения Лермонтова.

 

Ученик: Как и Пушкин, Лермонтов, начав свой путь в литературе стихами, попробовал себя в драматургии и, наконец, в прозе.

Первым опытом прозаика явился роман из эпохи Пугачевского восстания “Вадим” (1833-1934), за “Вадимом” последовали незавершенный роман из современной жизни “Княгиня Лиговская”  и роман “Герой нашего времени.” К началу работы над “Героем нашего времени” Лермонтов не только прекрасно знал мировую литературу  в лучших ее образцах, но и сумел открыть многие тайны создания шедевров, пересоздавая их своей рукой. Этот роман создавался писателем-философом, всю свою короткую жизнь мучительно размышлявшим над проблемами вечными: в чем смысл жизни? Что такое добро и зло? Есть ли возможность для раскрытия таланта личности?

 Учитель: Эти вопросы мы встречаем только в романе “Герой нашего времени?”

Ученик: Да. Итогом размышлений и стал этот роман, а затем должна была последовать трилогия, которая включила бы в себя три романа: роман о царствовании Екатерины I; роман о декабристах и лермонтовской современности. Не успел.

И нам остается понять, что носил в своем уме и сердце Лермонтов по единственному зрелому и законченному прозаическому произведению.

 

 Учитель: 1839 год. Роман опубликован. Каковы первые отклики? Роман возбудил всеобщее внимание, а крупнейший критик того времени заявил в журнале “Отечественные записки”: “Герой нашего времени” обнаружил в Лермонтове такого же великого поэта в прозе, как и в стихах”.

Попробуем убедиться в этом.  

 

(слайд 9)

 Главный герой романа - Печорин.   Его портрет. 

Научился быть скрытным, стал злопамятным, завистливым.

Эгоист. Ему присущи разочарование в жизни и пессимизм.

Печорин – человек с самобытным характером, он отличается силой и независимостью, умен, ничего не принимает на веру!

Критически относится ко всему. Культурен и образован.

Он не выносит пошлости и рутины, обычной для света.

А свет он презирает, так как видит, что в нем не ценят ни ум, ни знания. Не может Печорин жить спокойно: в нем постоянно кипит напряженная работа мысли.

В характере много смелости, волевого начала.

 

Николай Чернышевский писал: “Лермонтов… понимает и представляет своего Печорина как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие люди под влиянием общественной обстановки”.

_ Портрет готов? Да.

А какой вопрос не дает ему покоя? Зачем я жил?

 

Отрывок наизусть из романа Лермонтова “Герой нашего времени”.

 

Ученик: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадывал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни”.

Учитель: Для решения этой загадки и автор, и его герои готовы ставить эксперимент на собственной жизни!

Лермонтов писал: “Или я, рискуя собою, открою смысл человеческого существования, или погибну, гибель пугает их меньше, чем бессмысленность жизни”.

Проведем и мы эксперимент.

Что Печорин говорит о себе сам?

 

Ученик: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его … Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом! Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили; я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни”.

 

Учитель: Кожа женская и рука аристократическая, но он наносит удар не хуже любого дикаря! Лихорадка и горячка. Печорин искусен в жизни.

Он счастлив?

 

Ученик: Всем, с кем судьба ни столкнула бы Печорина, приносит он одни несчастья, хотя сам оказывается при этом “не менее несчастлив”, всюду становится чужим и вынужден искать чего-то нового, потому что имеет

И он не“воображение беспокойное, сердце ненасытное”, - и так без конца.

 

Учитель:  И он не один такой. Известно, что в процессе работы автор меняет первоначальное название своего романа “Один из героев начала века” на другое – “Герой нашего времени”, в котором больше обобщения.

Печорин, размышляя о себе и своем поколении, непосредственно говорит от лица всех.

Если поэзия – дневник духовной жизни поэта, то проза – философской. Таким образом, смысл человеческого существования заключается в формировании души, в подготовке к жизни, а это с неизбежностью предполагает испытания.

В романе наблюдается несоответствие между жизнью героя и его возможностями. Произошло это из-за отсутствия запросов общества, в котором не нашли применение сил такие, как Печорин. Да и невозможно было решение в условиях существующего строя.

Учитель: Отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у нас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы мы этого желали?

 Этот роман до сих пор притягивает к себе читателя, потому что каждый занят собственными мучительными размышлениями о смысле жизни.

 

 

                                                      4. Заключение

(СЛАЙД 10)

Учитель: Поэзия. Проза.

Наш парусник с большим грузом движется дальше. Впереди будут мелководье, пороги и вечность. В 1964 году Анной Ахматовой был написан очерк «Все было подвластно ему. Лермонтов».

 О поэте она писала так:"   Это было странное, загадочное существо - царскосельский лейб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями, камеронами, лжеготикой, зато заметил, как "сквозь туман кремнистый путь блестит". Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу, задумчиво произнести: "Белеет парус одинокий..."
    Он, может быть, много и недослушал, но твердо запомнил, что "пела русалка над синей рекой, полна непонятной тоской..."
    Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют "сотой интонацией". Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира.
    Это так неожиданно, так просто и так бездонно:

Есть речи - значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья 
Внимать невозможно.

    Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.
    Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза - достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков - театр,- ему было подвластно.»

  Ученик: Все ему было подвластно: поэзия, проза… Все, кроме собственной жизни, в которой не было добрых даров, какими судьба наделила бы другого, ничего. К сожалению.

Светлым лучом стали родители и бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, единственная заступница, на раз добивавшаяся смягчения его участи. И все.

А жизнь, увы, была не подвластна!

Личностей большого масштаба не было, а были люди, имена которых и помнятся-то лишь потому, что они с ним знакомы. Некоторых Лермонтов даже звал друзьями, но как же мелки и ограничены они в сравнении с ним. А гора с бугорком не дружат. Если друзья спасали Пушкина изо всех сил, удерживали от дуэли – Лермонтову буквально помогли идти к ней.

 

Ученик: Не дано ему было и домашнего счастья! Ни одна из тех, кого любил Михаил Юрьевич, не разделила с ним его “кремнистого пути”, со звездой его души не заговорила, не соединила свет ни одно женское сердце.

Гений во всем остался земным человеком, со всеми слабостями, грехами, особенно, когда он молод.

Мудрость из жизни и книг предшественников Лермонтов извлекал для творчества, в повседневной же он не всегда был мудр. В стихотворении “Смерть Поэта” есть строчки:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

Но не это ли произошло с Лермонтовым? Какая людская накипь вертелась вокруг этого человека в последние дни его жизни?! Один из людишек и застрелил его в упор… Парус души остался одиноким, потому что Лермонтов не мог существовать в штиле, в лености, ветер бурь, страстных чувств, мучительных дум и тревог был ветром вдохновения.

 

Учитель: Единомышленников было немного (чтение цитаты Добролюбова на доске: “Я сочувствую и разделяю его убеждения”). Но это в земной жизни.   

(Слайд  11)

(Звучит песня на стихи М.Ю.Лермонтова “Белеет парус одинокий”, музыка А.Варламова, исполняет Евгений Нестеренко).

 (под музыку): А в космическом – безмерном океане, где белеет этот парус, в пространстве русской литературы и вечности он не одинок, хотя и недосягаем.

И сегодня, как и прежде, медленно, но уверенно, движется парусное судно “М.Ю.Л.”, до предела нагруженное сокровищами. И так будет вечно.

(Музыка продолжается).

Домашнее задание: Эссе (рабочая карта к уроку)

презентация (М.Ю.Лермонтов)


опорная таблица М.Ю. Лермонтов
DOC / 473.5 Кб

Предварительный просмотр презентации

Михаил Юрьевич Лермонтов Жизнь и творчество

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич родился 3 (15) октября 1814 в Москве. Проведя в Москве зиму, семья Лермонтова выехала в село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии.

Родители Лермонтова - армейский капитан Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831) и Мария Михайловна Лермонтова (1795-1817), урожденная Арсеньева, единственная дочь и наследница пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773-1845). Родители Лермонтова - армейский капитан Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831) и Мария Михайловна Лермонтова (1795-1817), урожденная Арсеньева, единственная дочь и наследница пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773-1845). Юрий Петрович Лермонтов Мария Михайловна Лермонтова

Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца и детство поэта прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии. Арсеньева Елизавета Алексеевна

Михаил Юрьевич получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832). Михаил Юрьевич получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832).

В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству и преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую поэму.

Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 гг. он пишет поэмы "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата" (опубликованы посмертно), "Последний сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон". Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 гг. он пишет поэмы "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата" (опубликованы посмертно), "Последний сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон".

В марте 1830 Московский пансион по указу Сената он был преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется "по прошению" и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского университета. В марте 1830 Московский пансион по указу Сената он был преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется "по прошению" и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского университета.

К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический "цикл" 1830 ["К Сушковой", "Нищий", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Ночь", "Подражание Байрону" ("У ног твоих не забывал..."), "Я не люблю тебя: страстей ..."]. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический "цикл" 1830 ["К Сушковой", "Нищий", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Ночь", "Подражание Байрону" ("У ног твоих не забывал..."), "Я не люблю тебя: страстей ..."].

В 1830-1832 годы идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр "отрывка" - лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830-1831 содержат и социальные мотивы и темы. Политическая лирика в прямом смысле Лермонтова редка; социально-политическая проблематика, как правило, выступает у него в системе философских и психологических размышлений.  В 1830-1832 годы идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр "отрывка" - лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830-1831 содержат и социальные мотивы и темы. Политическая лирика в прямом смысле Лермонтова редка; социально-политическая проблематика, как правило, выступает у него в системе философских и психологических размышлений. 

Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина (1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухина была адресатом или Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина (1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах, так и в поздних произведениях: "Валерик", посвящение к VI редакции "Демона"; образ ее проходит в стихотворении "Нет, не тебя так пылко я люблю", в "Княгине Литовской" (Вера).В 1830-1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад.

В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности

в 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк (сентябрь 1834), поэт снова начинает писать; в этом же году выходит поэма "Хаджи Абрек" - первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора). в 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк (сентябрь 1834), поэт снова начинает писать; в этом же году выходит поэма "Хаджи Абрек" - первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора).

Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы "Маскарад", работает над поэмами "Сашка", "Боярин Орша", начинает роман "Княгиня Лиговская". Известно о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым, И. И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским кружкам С. А. Раевским и А. А. Краевским. Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы "Маскарад", работает над поэмами "Сашка", "Боярин Орша", начинает роман "Княгиня Лиговская". Известно о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым, И. И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским кружкам С. А. Раевским и А. А. Краевским.

В романе "Княгиня Лиговская" (1836; не окончен; опубликован в 1882) Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему "физиологии" 1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над "Маскарадом" (1835-1836), первым произведением, которое он считал достойным обнародования, трижды подавал в драматическую цензуру и дважды переделывал; драма, однако, была запрещена. В романе "Княгиня Лиговская" (1836; не окончен; опубликован в 1882) Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему "физиологии" 1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над "Маскарадом" (1835-1836), первым произведением, которое он считал достойным обнародования, трижды подавал в драматическую цензуру и дважды переделывал; драма, однако, была запрещена.

В период 1836-1837 гг. Лермонтов создает "Боярина Оршу" (1835-1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша - первая попытка Лермонтова создать исторический характер - феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести. Эта тема была продолжена в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1838). Своего рода аналогом "Песни..." в лирике Лермонтова было "Бородино", отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) - "микро-эпос" о народной войне 1812. В период 1836-1837 гг. Лермонтов создает "Боярина Оршу" (1835-1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша - первая попытка Лермонтова создать исторический характер - феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести. Эта тема была продолжена в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1838). Своего рода аналогом "Песни..." в лирике Лермонтова было "Бородино", отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) - "микро-эпос" о народной войне 1812.

18 февраля 1837 Лермонтов был арестован; началось политическое дело о "непозволительных стихах". Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: "Сосед" ("Кто б ни был ты, печальный мой сосед"), "Узник", положивших начало блестящему "циклу" его "тюремной лирики": "Соседка", "Пленный рыцарь" (оба - 1840) и другие.

В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; стремясь передать колорит восточной речи и психологию "турецкого" сказителя; народный характер поэт раскрыл в "Дарах Терека", "Казачьей колыбельной песне", "Беглеце". В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; стремясь передать колорит восточной речи и психологию "турецкого" сказителя; народный характер поэт раскрыл в "Дарах Терека", "Казачьей колыбельной песне", "Беглеце".

Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой.

В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский, а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается в Петербург. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетнёвым, В. А. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский, а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается в Петербург. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетнёвым, В. А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники "Стихотворения" и "Герой нашего времени".

В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом из-за М. А. Щербатовой, которой были увлечены Барант и Лермонтов. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее был предан военному суду; под арестом его навещают друзья и литературные знакомые. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом из-за М. А. Щербатовой, которой были увлечены Барант и Лермонтов. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее был предан военному суду; под арестом его навещают друзья и литературные знакомые. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ.

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием, полный творческих В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием, полный творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор").

14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк". 14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".

В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.