Урок по литературе «В человеке все должно быть прекрасно»
Пояснительная записка к презентации
1001 идея интересного занятия с детьми
ТЕМА УРОКА: «В ЧЕЛОВЕКЕ ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕКРАСНО…»
Цель урока: организация деятельности учащихся над пониманием «сверхзадачи» как понятия на примерах жизни и творчества А.А. Чехова, мотивация учащихся к определению и конкретизации собственной жизненной цели.
Задачи: развивать умения
различать понятия «задача» и «сверхзадача»
оценивать творческий смысл рассказов А.П. Чехова и связывать понимание «сверхзадачи» героев и автора;
организовать деятельность детей по освоению умений строить композицию, читать эмоции, обращать внимание на художественные детали текста;
учить моделировать жизненные ситуации и предполагать их решение;
обеспечить условия для свободного общения, выражения собственной точки зрения
Ожидаемые результаты:
Предметные: развивать навык анализа фактов биографии А.П. Чехова и его творчества на примере рассказов.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения; развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности, мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Схема урока
Основные этапы урока |
Главная задача |
Приемы |
Исходное событие. Завязка. Актуализация. Создание проблемной ситуации. Определение темы урока. Целеполагание. |
Выйти на понятие «сверхзадача», определить цель урока и план дальнейшего действования |
Интерактивная беседа |
Основное событие 1.Эмоции. Детали. Композиция. 2.Создание сюжетной фотографии по рассказам А. Чехова «Радость», «Палата № 6», «Человек в футляре». Подбор названия к фотографиям. Анализ произведений. Обсуждение фотографий. 3. Анализ промежуточных результатов. Сверхзадача творчества А. Чехова. 4. Биография А. Чехова в афоризмах |
Создать фотографию к чеховскому рассказу, отразив суть произведения в статичной форме, определить сверхзадачу творчества и жизни А. Чехова |
«Застольная беседа», «Фотосалон» Фронтальная беседа |
Главное событие. 1. Групповая работа по созданию этюда на тему жизни писателя. 2. Обсуждение жизненности созданной истории. |
Применить полученные знания в новых условиях – домыслить историю, которая могла бы произойти с Антоном Павловичем, проиграть её «на зрителях» |
«Этюд» |
Кульминация урока. Определение сверхзадачи жизни А. Чехова, любого человека |
Соотнести понимание сверхзадачи творчества, жизни, осознать универсальность понятия |
«Предвидение» |
Развязка. Итоги урока. Рефлексия. Определение учащимися сверхзадачи своей собственной жизни |
Определить полезность новых умений, подвести итоги урока |
«Открытка» |
Сценарий урока
Презентация к уроку
PPTX / 9.92 Мб
Исходное событие.
Завязка. Актуализация.
(Слайд 1). Недавно в интернете я увидела рекламное объявление школы бизнеса «Вишневый сад». Для обучения будущих успешных предпринимателей в школе преподают не только видные педагоги, психологи, экономисты, но и актеры и режиссеры. (Слайд 2). Оказывается, в подобных школах для определения базового понятия «сверхзадача» учат выявлять эмоции, детали, композицию. Я подумала, а преподают ли в этой школе литературу и если да, то, как это может происходить? Предлагаю провести урок литературы в школе бизнеса «Вишневый сад».
Создание проблемной ситуации
(Слайд 3). Итак, сверхзадача. Ваши ассоциации, связанные со словом. (Предположения учащихся).
(Слайд 4). Учение о сверхзадаче принадлежит реформатору русского театра, актеру, режиссеру К.С. Станиславскому. «Сверхзадача — главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс … Сверхзадача (хотение) …создает … процесс... » А вы пробовали определять свою сверхзадачу? Попробуйте. (Предположения учащихся о сверхзадаче собственной жизни).
У великих людей и компаний есть такие сверхзадачи (миссии). (Слайд 5). Выдающаяся компания Google сразу заявляет о ней на своей странице: «Миссия Google состоит в организации мировой информации, обеспечении ее доступности и пользы для всех». О задаче таких компаний мы все прекрасно знаем – получение прибыли. Чем же отличается задача от сверхзадачи? (Польза для общества).
Как и у компаний, миссию, или сверхзадачу, можно определить в профессии. (Слайд 6). Спортсмены — «генераторы эмоций». Сверхзадача: доставлять удовольствие людям. Вспомним любую значительную победу наших спортсменов и эмоции всей страны.
Таксисты. (Слайд 7). Таксисты — «конструкторы времени»
Сверхзадача: сделать поездку быстрой и незабываемо интересной. Кстати, передача-викторина «Такси» реализовала эту цель. Представьте, потенциал роста личности водителя (или таксомоторной компании), которые осознают, что они больше, чем такси.
Почему же учение режиссера Станиславского о сверхзадаче применяется в школе бизнеса? (Предположения учащихся об универсальности учения о сверхзадаче).
Целеполагание
Какова же сверхзадача писателя? (Слайд 8). К концу нашего занятия мы попытаемся ответить на этот вопрос. Предлагаю определить сверхзадачу писателя А. П. Чехова. (Слайд 9). На что мы будем опираться? (Выработка учащимися плана действий: будем опираться на творчество, на биографию, на популярность (рейтинг) в наши дни).
Обратимся к рейтингу писателя в данный момент (Слайд 10).
10 величайших произведений мира 19 века (5 место)
Рейтинг величайших русских писателей по тестам ЕГЭ он-лайн (5 место)
Топ 10 самых экранизируемых произведений писателей мира (2-3 место)
100 лучших произведений всех времен – рассказы Чехова. (11 место)
Знаменитые драматурги планеты (1 место)
Востребованность творчества писателя даже через 111 лет после смерти очень высока. Кстати, сам Чехов в свое время писал, что на 1 место ставит Толстого, себя на 98.
Основное событие
«Фотосалон»
Предлагаю определить сверхзадачу рассказов А.П. в форме тренинга «Фотосалон». Вам будет предложено создать фотографии, соответствующие определенным требованиям. В кабинете имеются все необходимые предметы, костюмы, мебель для выполнения этого задания. Вначале небольшой тренинг.
(Слайд 11). Любой бизнесмен должен уметь читать эмоцию и сам её выражать. Попробуйте "прочитать" эмоции в киносюжетах по рассказам А.П. Чехова в исполнении О. Басилашвили (просмотр). Эмоциональное состояние (например, усталость) можно выразить мимикой лица, руками, спиной, всем телом. Группе 1 необходимо создать фото, где будет отражена главная эмоция героя рассказа «Радость» (Приложение 1).
(Слайд 12). Человек, не обращающий внимание на детали, всегда в проигрыше. Группе 2 предлагается создать фото деталей рассказа «Палата №6» (Приложение 2) .
(Слайд 13-14). Композиция чрезвычайно важна и в литературе, и бизнесе, и фотоискусстве, например. Обратите внимание на эти схемы. Они помогут вам создать фото, на котором будет отражен главный композиционный прием рассказа «Человек в футляре» (Приложение 3).
Чехов иногда называл свои маленькие рассказы «шутками» — но в каждой его шутке есть истинная, неприкрытая, сермяжная правда.
(Представление и защита «фотографии» группами. Во время защиты – анализа специально подготовленный человек делает фотоснимки представленных работ и вводит их в презентацию)
Промежуточные результаты
В своих рассказах Антон Павлович Чехов писал о мелочах повседневного быта, о смешных чиновниках и мещанах, о разных нелепостях в их обыденной жизни, он не высказывал в этих рассказах возмущения, избегал морали. На самом же деле рассказы, взятые вместе, складываются в такую картину жизни, которая вызывает недоумение своей несообразностью, грубостью, пошлостью и скукой. Какова сверхзадача рассказов? (Обличение пошлости, мещанства, деградации личности, неумения сделать свою жизнь нужной, полезной, значимой)
Просмотр получившихся фотографий. (Слайды 15-17)
Первые предположения о сверхзадаче А. Чехова как писателя.
Подготовка к этюду.
3 человека идут переодеваться и готовиться выполнять задание повышенной сложности: как бы поступил А. Чехов в предложенной ситуации (придумать и проиграть) (Приложение 4)
Биография А. Чехова в афоризмах
Мы попытались выявить сверхзадачу рассказов Антона Павловича. Миссия этого человека прослеживается и в его биографии. Внешняя простота жизни самого писателя сразу бросается в глаза на фоне его предшественников и — особенно — ближайших потомков. (Слайд 18). За свои неполные сорок четыре года Чехов:
— не скрывал тайны происхождения
— не страдал от неразделенной любви
— не проигрывался в карты
— не стрелялся на дуэлях
— не служил и не воевал
— не стоял на эшафоте и не был на каторге
— не говорил истину царям с улыбкой
— не сжигал демонстративно свои главные книги
— не бежал из дома ночью
Какие факты жизни А.П. всплывают в вашей памяти, когда вы смотрите на эти снимки и высказывания Чехова?
(Опора на знания учащихся).
(Слайд 19). «В детстве у меня не было детства».
(Слайд 20-21). «Медицина — моя законная жена, а литература — любовница».
(Слайд 22). «Описать…, например, стол…, гораздо труднее, чем написать историю европейской культуры».
(Слайд 23). «Сахалин – это место невыносимых страданий...»
(Слайд 24). «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают…, а в это время слагается их счастье и разбивается их жизнь».
(Слайд 25). «Какое огромное счастье любить и быть любимым».
(Слайд 26). Популярность. Как относился Чехов к своим поклонницам, мы сейчас увидим. Театральный этюд «Пестрые рассказы» о Чехове. Задача: предположить, как повел бы себя А.П. в предложенной ситуации.
Главное событие.
Этюд на тему жизни А. Чехова
Представление мини-проекта и его обсуждение с «артистами» и «зрителями».
Кульминация урока.
Итак, мы умеем с вами
выстраивать композицию,
"читать" эмоцию,
обращать внимание на детали
предполагать поведение человека
Что же такое сверхзадача и какова сверхзадача жизни и творчества Чехова? (Высказывания учащихся). Антон Павлович не определял свою сверхзадачу, но как гениальный человек чувствовал её и стремился к ней. Может быть, следующие высказывания помогут посмотреть на значимость жизни человека.
(Слайд 27). «Человек должен… работать в поте лица…, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги».
(Слайд 28). «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья».
(Высказывания учащихся о сверхзадаче А. Чехова)
Перспективное домашнее задание.
Мы с вами сделали только предположения о сверхзадаче Чехова, вы сможете уточнить, конкретизировать её, изучая грустную комедию о любви, о прошлом, настоящем и будущем России, о бизнесе…с красивым названием «Вишневый сад». (Слайд 29).
Развязка. Итоги урока. Рефлексия
Почему же учение режиссера Станиславского о сверхзадаче применяется в школе бизнеса? Какова может быть сверхзадача бизнесмена?
Среднестатистический житель России во всех бедах винит олигархов. Россия занимает 2 место в мире по количеству миллиардеров и 130 место по благотворительности. Есть повод задуматься.
(Слайд 30). Меценатство. Вот выдержки из II параграфа "Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании", затрагивающие преемственность меценатства в России в прошлом и теперь:
- Богатство - не самоцель. Оно должно служить созданию достойной жизни человека и народа.
- Долг состоятельного человека - творить людям добро, не обязательно рассчитывая при этом на общественное признание.
- Богатство - само по себе не благословение и не наказание. Это, прежде всего, испытание и ответственность.
- Собственность дает максимальную отдачу именно тогда, когда она употребляется эффективно, а плоды ее использования распределяются справедливо и ответственно, "вкладываются" в социальную стабильность.
Какова может быть сверхзадача бизнесмена? (Предположения учащихся).
(Слайд 31). Занятие в школе бизнеса «Вишневый сад» заканчивается. Предположите, как мог бы называться такой урок. ЕГО СВЕРХЗАДАЧА? Как может вам пригодиться в жизни умение определять сверхзадачу?
Сам Чехов неустанно занимался благотворительностью. (Слайд 32). Перед вами открытка Антона Павловича в пользу голодающих. Попробуйте определить и написать на ней сверхзадачу своей жизни. Сохраните эту открытку, а через несколько лет напишите цель своей жизни вновь и посмотрите, как она изменилась. (Слайд 33). Словесная формулировка сверхзадачи: «Хочу делать …то-то».
(Формулирование сверхзадачи своей жизни)
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Чехов в воспоминаниях современников. М., 1954, 1960, 1986
Вокруг Чехова. М., 1990.
Паперный З.С. «Вопреки всем правилам…» Пьесы и водевили Чехова. М., 1982.
Сухих И.Н. Чехов в жизни. Сюжет для небольшого романа. М., 2010.
К.С.Станиславский. Работа актера над собой. Ч.1.: Изд. “Искусство”, 1954.
Горчаков Н., Режиссёрские уроки К. С. Станиславского, 3 изд., М., 1952.
Игорь Сухих. Чехов в XXI веке. Три этюда.
http://magazines.russ.ru/neva/2008/8/su15.html
100 фактов о Чехове.http://ria.ru/checkov/20100310/206625192.html
А. П. Чехов – цитаты http://www.mircitaty.com/chexow.html
Седова Ольга Анатольевна