12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Павловская Елена Витальевна161
Россия, Ставропольский край, Светлоград
7

Урок по литературе «В человеке все должно быть прекрасно»



1001 идея интересного занятия с детьми

ТЕМА УРОКА: «В ЧЕЛОВЕКЕ ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕКРАСНО…»

Цель урока: организация деятельности учащихся над пониманием «сверхзадачи» как понятия на примерах жизни и творчества А.А. Чехова, мотивация учащихся к определению и конкретизации собственной жизненной цели.

Задачи: развивать умения

различать понятия «задача» и «сверхзадача»

оценивать творческий смысл рассказов А.П. Чехова и связывать понимание «сверхзадачи» героев и автора;

организовать деятельность детей по освоению умений строить композицию, читать эмоции, обращать внимание на художественные детали текста;

учить моделировать жизненные ситуации и предполагать их решение;

обеспечить условия для свободного общения, выражения собственной точки зрения

Ожидаемые результаты:

Предметные: развивать навык анализа фактов биографии А.П. Чехова и его творчества на примере рассказов.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения; развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности, мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Схема  урока

 

Основные этапы урока

Главная задача

Приемы

Исходное событие. Завязка. Актуализация. Создание проблемной ситуации. Определение темы урока. Целеполагание.

Выйти на понятие «сверхзадача»,  определить цель урока и план дальнейшего действования

Интерактивная беседа

Основное событие 

1.Эмоции. Детали. Композиция.

2.Создание сюжетной фотографии по рассказам             А. Чехова «Радость», «Палата № 6», «Человек в футляре». Подбор названия к фотографиям. Анализ произведений. Обсуждение фотографий.

3. Анализ промежуточных результатов.  Сверхзадача творчества А. Чехова.

4.  Биография  А. Чехова в афоризмах

Создать фотографию к чеховскому рассказу, отразив суть произведения в статичной форме, определить сверхзадачу творчества и жизни                  А. Чехова

«Застольная беседа»,   «Фотосалон»

Фронтальная беседа

Главное событие.                        

1. Групповая работа по созданию этюда на тему жизни  писателя.

2. Обсуждение жизненности созданной истории.

Применить полученные знания в новых условиях – домыслить историю, которая могла бы произойти с Антоном Павловичем, проиграть её «на зрителях»

«Этюд»

Кульминация урока.

Определение сверхзадачи жизни А. Чехова, любого человека

Соотнести понимание сверхзадачи творчества, жизни, осознать универсальность понятия

«Предвидение»

Развязка. Итоги урока. Рефлексия. Определение учащимися сверхзадачи своей собственной жизни

Определить полезность новых умений, подвести итоги урока

«Открытка»

 

Сценарий урока


Презентация к уроку
PPTX / 9.92 Мб

Исходное событие.

Завязка. Актуализация.

(Слайд 1). Недавно в интернете я увидела рекламное объявление школы бизнеса «Вишневый сад». Для обучения будущих успешных предпринимателей в школе преподают не только видные педагоги, психологи, экономисты, но и актеры и режиссеры. (Слайд 2). Оказывается, в подобных школах для определения базового понятия «сверхзадача» учат выявлять эмоции, детали, композицию. Я подумала, а преподают ли в этой школе литературу и если да, то, как это может происходить? Предлагаю провести урок литературы в школе бизнеса «Вишневый сад».

Создание проблемной ситуации

(Слайд 3). Итак, сверхзадача. Ваши ассоциации, связанные со словом. (Предположения учащихся).

(Слайд 4). Учение о сверхзадаче принадлежит реформатору русского театра, актеру, режиссеру К.С. Станиславскому. «Сверхзадача — главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс … Сверхзадача (хотение) …создает … процесс... » А вы пробовали определять свою сверхзадачу? Попробуйте. (Предположения учащихся о сверхзадаче собственной жизни).

У великих людей и компаний есть такие сверхзадачи (миссии). (Слайд 5). Выдающаяся компания Google сразу заявляет о ней на своей странице: «Миссия Google состоит в организации мировой информации, обеспечении ее доступности и пользы для всех». О задаче таких компаний мы все прекрасно знаем – получение прибыли. Чем же отличается задача от сверхзадачи? (Польза для общества).

Как и у компаний, миссию, или сверхзадачу, можно определить в профессии. (Слайд 6). Спортсмены — «генераторы эмоций». Сверхзадача: доставлять удовольствие людям. Вспомним любую значительную победу наших спортсменов и эмоции всей страны.

Таксисты. (Слайд 7). Таксисты — «конструкторы времени»
Сверхзадача: сделать поездку быстрой и незабываемо интересной. Кстати, передача-викторина «Такси» реализовала эту цель. Представьте, потенциал роста личности водителя (или таксомоторной компании), которые осознают, что они больше, чем такси.

Почему же учение режиссера Станиславского о сверхзадаче применяется в школе бизнеса? (Предположения учащихся об универсальности учения о сверхзадаче).

Целеполагание

Какова же сверхзадача писателя? (Слайд 8). К концу нашего занятия мы попытаемся ответить на этот вопрос. Предлагаю определить сверхзадачу писателя А. П. Чехова. (Слайд 9). На что мы будем опираться? (Выработка учащимися плана действий: будем опираться на творчество, на биографию, на популярность (рейтинг) в наши дни).

Обратимся к рейтингу писателя в данный момент (Слайд 10).

10 величайших произведений мира 19 века (5 место)

Рейтинг величайших русских писателей по тестам ЕГЭ он-лайн (5 место)

Топ 10 самых экранизируемых произведений писателей мира (2-3 место)

100 лучших произведений всех времен – рассказы Чехова. (11 место)

Знаменитые драматурги планеты (1 место)

Востребованность творчества писателя даже через 111 лет после смерти очень высока. Кстати, сам Чехов в свое время писал, что на 1 место ставит Толстого, себя на 98.

Основное событие

«Фотосалон»

Предлагаю определить сверхзадачу рассказов А.П. в форме тренинга «Фотосалон». Вам будет предложено создать фотографии, соответствующие определенным требованиям. В кабинете имеются все необходимые предметы, костюмы, мебель для выполнения этого задания. Вначале небольшой тренинг.

(Слайд 11). Любой бизнесмен должен уметь читать эмоцию и сам её выражать. Попробуйте "прочитать"  эмоции в киносюжетах по рассказам А.П. Чехова в исполнении                     О. Басилашвили (просмотр). Эмоциональное состояние (например, усталость) можно выразить мимикой лица, руками, спиной, всем телом. Группе 1 необходимо создать фото, где будет отражена главная эмоция героя рассказа «Радость» (Приложение 1).

(Слайд 12). Человек, не обращающий внимание на детали, всегда в проигрыше. Группе 2 предлагается создать фото деталей рассказа «Палата №6» (Приложение 2) .

(Слайд 13-14). Композиция чрезвычайно важна и в литературе, и бизнесе, и фотоискусстве, например. Обратите внимание на эти схемы. Они помогут вам создать фото, на котором будет отражен главный композиционный прием рассказа «Человек в футляре» (Приложение 3).

Чехов иногда называл свои маленькие рассказы «шутками» — но в каждой его шутке есть истинная, неприкрытая, сермяжная правда.

(Представление и защита «фотографии» группами. Во время защиты – анализа специально подготовленный человек делает фотоснимки представленных работ и вводит их в презентацию)

Промежуточные результаты

В своих рассказах Антон Павлович Чехов писал о мелочах повседневного быта, о смешных чиновниках и мещанах, о разных нелепостях в их обыденной жизни, он не высказывал в этих рассказах возмущения, избегал морали. На самом же деле рассказы, взятые вместе, складываются в такую картину жизни, которая вызывает недоумение своей несообразностью, грубостью, пошлостью и скукой. Какова сверхзадача рассказов? (Обличение пошлости, мещанства, деградации личности, неумения сделать свою жизнь нужной, полезной, значимой)

Просмотр получившихся фотографий. (Слайды 15-17)

Первые предположения о сверхзадаче А. Чехова как писателя.

Подготовка к этюду.

3 человека идут переодеваться и готовиться выполнять задание повышенной сложности: как бы поступил А. Чехов в предложенной ситуации (придумать и проиграть) (Приложение 4)

Биография А. Чехова в афоризмах

Мы попытались выявить сверхзадачу рассказов Антона Павловича. Миссия этого человека прослеживается и в его биографии. Внешняя простота жизни самого писателя сразу бросается в глаза на фоне его предшественников и  — особенно — ближайших потомков. (Слайд 18). За свои неполные сорок четыре года ­Чехов:

— не скрывал тайны происхождения

— не страдал от неразделенной любви

— не проигрывался в карты

— не стрелялся на дуэлях

— не служил и не воевал

— не стоял на эшафоте и не был на ­ каторге

— не говорил истину царям с улыбкой

— не сжигал демонстративно свои главные книги

— не бежал из дома ночью

Какие факты жизни А.П. всплывают в вашей памяти, когда вы смотрите на эти снимки и высказывания Чехова?

(Опора на знания учащихся).

(Слайд 19). «В детстве у меня не было детства».

(Слайд 20-21). «Медицина — моя законная жена, а литература — любовница».

(Слайд 22). «Описать…, например, стол…, гораздо труднее, чем написать историю европейской культуры».

(Слайд 23). «Сахалин – это место невыносимых страданий...»

(Слайд 24). «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают…, а в это время слагается их счастье и разбивается их жизнь».

(Слайд 25). «Какое огромное счастье любить и быть любимым».

(Слайд 26). Популярность. Как относился Чехов к своим поклонницам, мы сейчас увидим. Театральный этюд «Пестрые рассказы» о Чехове. Задача: предположить, как повел бы себя А.П. в предложенной ситуации.

Главное событие.

Этюд на тему жизни А. Чехова

Представление мини-проекта и его обсуждение с «артистами» и «зрителями».

Кульминация урока.

Итак, мы умеем с вами

выстраивать композицию,

"читать"  эмоцию,

обращать внимание на детали

предполагать поведение человека

Что же такое сверхзадача и какова сверхзадача жизни и творчества Чехова?                     (Высказывания учащихся). Антон Павлович не определял свою сверхзадачу, но как гениальный человек чувствовал её и стремился к ней. Может быть, следующие высказывания помогут посмотреть на значимость жизни человека.

(Слайд 27). «Человек должен… работать в поте лица…, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги».

 (Слайд 28). «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья».

(Высказывания учащихся о сверхзадаче А. Чехова)

Перспективное домашнее задание.

Мы с вами сделали только предположения о сверхзадаче Чехова, вы сможете уточнить, конкретизировать её, изучая грустную комедию о любви, о прошлом, настоящем и будущем России, о бизнесе…с красивым названием «Вишневый сад». (Слайд 29).

Развязка. Итоги урока. Рефлексия

Почему же учение режиссера Станиславского о сверхзадаче применяется в школе бизнеса? Какова может быть сверхзадача бизнесмена?

Среднестатистический житель России во всех бедах винит олигархов. Россия занимает 2 место в мире по количеству миллиардеров и 130 место по благотворительности. Есть повод задуматься.

(Слайд 30). Меценатство. Вот выдержки из II параграфа "Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании", затрагивающие преемственность меценатства в России в прошлом и теперь:

- Богатство - не самоцель. Оно должно служить созданию достойной жизни человека и народа.

- Долг состоятельного человека - творить людям добро, не обязательно рассчитывая при этом на общественное признание.

- Богатство - само по себе не благословение и не наказание. Это, прежде всего, испытание и ответственность.

- Собственность дает максимальную отдачу именно тогда, когда она употребляется эффективно, а плоды ее использования распределяются справедливо и ответственно, "вкладываются" в социальную стабильность.

Какова может быть сверхзадача бизнесмена? (Предположения учащихся).

(Слайд 31). Занятие в школе бизнеса «Вишневый сад» заканчивается. Предположите, как мог бы называться такой урок. ЕГО СВЕРХЗАДАЧА? Как может вам пригодиться в жизни умение определять сверхзадачу?

Сам Чехов неустанно занимался благотворительностью. (Слайд 32). Перед вами открытка Антона Павловича в пользу голодающих. Попробуйте определить и написать на ней сверхзадачу своей жизни. Сохраните эту открытку, а через несколько лет напишите цель своей жизни вновь и посмотрите, как она изменилась. (Слайд 33). Словесная формулировка сверхзадачи: «Хочу делать …то-то».

(Формулирование сверхзадачи своей жизни)

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

Чехов в воспоминаниях современников. М., 1954, 1960, 1986  

Вокруг Чехова. М., 1990.

Паперный З.С. «Вопреки всем правилам…» Пьесы и водевили Чехова. М., 1982.  

Сухих И.Н. Чехов в жизни. Сюжет для небольшого романа. М., 2010.

К.С.Станиславский. Работа актера над собой. Ч.1.: Изд. “Искусство”, 1954.

Горчаков Н., Режиссёрские уроки К. С. Станиславского, 3 изд., М., 1952.

Игорь Сухих. Чехов в XXI веке. Три этюда.

http://magazines.russ.ru/neva/2008/8/su15.html

100 фактов о Чехове. http://ria.ru/checkov/20100310/206625192.html

А. П. Чехов – цитаты  http://www.mircitaty.com/chexow.html


Приложения к уроку
DOCX / 19.04 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Седова Ольга Анатольевна, 04.04.17 в 19:42 0 Ответить Пожаловаться
Елена Витальевна, восхищаюсь Вашими креативными разработками, нестандартным подходом к урокам!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.