Классный час для учащихся 4–5 класса «Все мы разные… »
Классный час "Все мы разные"
PPTX / 27.32 Мб
/data/files/g1611339830.pptx (Классный час "Все мы разные")Классный час
«Все мы разные…»
Цель:
воспитывать душевную чуткость, милосердное, уважительное отношение к окружающим,
формировать правильное отношение к людям с ОВЗ,
прививать навыки культурного отношения к людям с особыми потребностями,
развивать внимание, мышление, речь,
Оборудование: мультимедийная презентация, видео и аудиозаписи, выставка художественной литературы, реквизиты для «испытаний»
Ход занятия
Ведущий 1:
Добрый день, ребята. Мы с вами собрались на классный час. Но, как видите, тема его пока нам не известна. Давайте попробуем сами её сформулировать, догадаться о чём пойдёт сегодня речь.
(видео/аудио фрагмент сказки «»Цветик-семицветик») (СЛАЙД 2)
Сказка “Цветик-Семицветик” В.П.Катаева – это удивительная и поучительная история о том, как важно уметь желать правильных и хороших вещей и как избегать желаний ненужных и даже вредных.
Главный персонаж сказки, девочка по имени Женя, волей случая получает волшебную вещь – тот самый Цветик-Семицветик, исполняющий желания.
И только потратив шесть желаний из семи, Женя начинает понимать, что делает что-то не то. Вроде бы она и получает то, что просит, но это не приносит ей никакой радости.
Ведущий 2:
Какое желание загадала Женя последнему лепесточку? Почему?
Что ей двигало, какие чувства, эмоции испытала девочка?
Правильно ли поступила Женя?
А что почувствовали вы, когда дочитали/досмотрели сказку до конца?
А что чувствовал мальчик, каким он был?
Как вы думаете, легко ли было ему жить? Почему?
Доводилось ли вам встречать таких людей в жизни, при каких обстоятельствах?
А какие чувства вы испытывали при этом?
Данная сказка учит тому, что добрые дела, сделанные для других, обязательно вернутся сторицей; если же человек желает всё только для себя, это может привести к вредным и даже опасным последствиям.
Встретив мальчика Витю, увидев, как он страдает от увечья, которое, по его словам, на всю жизнь, и пожалев мальчика, Женя тратит последнее желание на то, чтобы вернуть Вите здоровье.
Ведущий 1:
Вот сегодня мы и поведём речь, как вы уже догадываетесь, о людях с особыми потребностями, постараемся понять, как им живётся, выясним, как нам следует относится к таким людям, чем мы можем им помочь.(СЛАЙД 3)
Ведущий 2:
Послушайте стихотворение “Ступени”(автор мальчик Антон, 12 лет) (СЛАЙД 4)
Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.
Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,
Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.
Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.
Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать.
Ступени на моем пути в библиотеку,
И я не могу прочесть книгу.
Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным,
Обеспокоенным и болезненным,
Испуганным и нервным.
Ступени – это мрачный сумрак.
О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени,
Все эти ступени.
- Почему мальчик написал такое необычное стихотворение?
Ведущий 1:
То, что для нас с вами привычное дело – подняться/спуститься по лестницам – для Антона непреодолимое препятствие. (СЛАЙД 5) В чём ограничены такие люди? Верно, они видят, слышать, отлично могут мыслить, но вот физические движения, увы, у них ограничены. Такие люди испытывают большие трудности при передвижениях. Зачастую без посторонней помощи им не обойтись. Обсудим, как же окружающие люди могут помочь в таких ситуациях? (СЛАЙД 6)
Ведущий 2:
Чтобы продолжить классный час, надо преодолеть препятствие. Вызываются смельчаки, которые с завязанными глазами должны перебраться на «другой берег».
- Легко ли вам было двигаться с завязанными глазами? А как чувствует себя человек, который испытывает трудности по зрению или совсем не видит? ( Один из желающих выполняет привычные нам действия, но глаза у него завязаны) (Можно предложить всем присутствующим закрыть/завязать глаза и написать одно предложение на листе бумаги или доске)
Ведущий 1:
Вывод, людям с ограниченным зрением тоже очень нелегко в нашем мире. Что они используют в качестве помощника? Как мы, общество, можем им помочь? (СЛАЙД 7)
Ведущий 2:
Ролевая игра «Услышь меня»
Ребёнок с закрытыми ушами пытается понять, что говорит его товарищ. Собеседник специально говорит шёпотом, чтоб слов не было слышно испытуемому. (Таких 2-3 пары/попытки)
- С какой проблемой вы столкнулись? Удобно ли было вам общаться? А представьте, так целый день, неделю, месяц…
Давайте подумаем, как можно облегчить жизнь таким людям. (СЛАЙД 8)
Ведущий 1:
Что объединяет таких людей, о которых мы сегодня говорим?
Верно, все эти люди с ограниченными возможностями. Их ещё называют инвалидами. Кто такой инвалид? (Слайд 9)
3 декабря – Международный день инвалидов (СЛАЙД 10)
Какими качествами наделены эти люди? (СЛАЙД 11)
Верно, это сильные духом люди. (СЛАЙД 12, 13)А знаете, ребята, многие из них не любят, когда их чрезмерно жалеют, излишне сюсюкают с ними, называют несчастными. Они такие же члены нашего общества, как и мы с вами. Многие из них хотят быть полезными обществу. Они стараются выполнять посильные работы, лишний раз не беспокоить своими просьбами. Наша задача в общении с такими людьми быть чуткими, внимательными, не смеяться над ними, не унижать, а помочь чувствовать себя на равных с остальными членами общества.
Ведущий 2:
Инвалидом человек может быть от рождения, а может стать после перенесённых заболеваний или несчастного случая. Когда вас с раннего детства учат соблюдать правила безопасной жизнедеятельности, быть осторожными на дорогах, с острыми колющими/режущими предметами, не подвергать себя неоправданному риску, то делают это с целью сохранить вашу жизнь и здоровье, уберечь от инвалидности. Давайте будем ценить то здоровье, что дано нам природой, и при этом по возможности помогать тем, кто в этом очень нуждается.
Ведущий 1: (СЛАЙД 15)
Прочитайте стихотворение (читают подготовленные ученики)
На планете все мы — люди.
Так давайте с вами будем
Относиться чуть добрее
К тем, кто в чем-то нас слабее.
Главное — внутри, учтите,
И на внешность не смотрите.
Всем нам хочется влюбиться,
И работать, и учиться.
Пусть же тот, кто не такой,
Счастье сыщет, как любой.
Ведущий 2:
Мы начали наш классный час со сказки. Но кроме неё в литературе есть ещё ряд произведений о сильных духом, мужественных людях. Вот вашему вниманию некоторые из них. (СЛАЙД 16)
Выставка книг
(подготовленные заранее ученики представляют аудитории свои книги)
Ученик 1
Дом отважных трусишек. Юрий Ермолаев
Повесть «Дом отважных трусишек» (так называет в книге главный доктор детское отделение клиники) не документальна. В ней не рассказывается о том, какие новые методы лечения нашёл и успешно применяет зауральский доктор. Писатель, прежде всего, стремится показать маленьких пациентов, передать их огромное желание преодолеть свой недуг и стать здоровыми. Вместе с Надей Ермаковой и её подружками по палате Варей Осиповой, Джаннат Шамхаловой и маленькой Олечкой читатель, пройдёт через многие испытания и узнает радость победы, которую одержала героиня книги над собой. И эта радость была для неё самой большой на свете
Ученик 2
Болтушка. Моррис Глейцман
Девочке Ро 11 лет, и она считает себя ужасной болтушкой. Она и в самом деле болтает без умолку, но только… про себя. С самого рождения ее горло устроено немного по-другому, и из-за этого девочка не может разговаривать вслух. А еще у Ро необычный и замечательный папа, который не похож на других пап - он не носит строгих костюмов и любит петь ковбойские песни. Австралийский писатель Моррис Глейцман написал прекрасную историю о том, как важно понимать и уважать того, кто не похож на тебя.
Ученик 3
Я умею прыгать через лужи. Алан Маршалл
В австралийской глубинке в начале прошлого века один мальчик заболел детским параличом. В этой книге он рассказывает о том, как более трех месяцев провел в больнице, а после взрослел на родительской ферме, учился двигаться без ног, отстаивал свое место среди сверстников. При чтении меня не отпускала мысль, как повезло Алану с родителями, которые не душили его сверхзаботой, а давали набивать синяки с тем, чтобы он сам научился полноценной жизни. Алан пишет о том, что не воспринимал себя калекой, стремился к тому, чтобы и другие дети считали его равным себе, не сдавался, преодолевая препятствия, которые давались ему тяжелее, чем здоровым людям. Он научился сам и плавать, и ездить верхом.
Ученик 4
Радуга для друга. Михаил Самарский
«Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой», - написал однажды Марк Твен. С этим трудно не согласиться. Все люди на земле нуждаются и в милосердии, и в любви... Но особенно необходимы тепло и участие тем, кто, по каким-то причинам, лишен возможности слышать звуки, различать цвета и вообще полноценно воспринимать наш прекрасный мир. И так важно для них, чтобы рядом оказалось любящее и преданное существо, пусть даже это собака-поводырь. Повесть "Радуга для друга" написана тринадцатилетним подростком. И это не просто повествование о дружбе Лабрадора и слепого мальчика, это - повесть о нас и о тех, кто в нашей суетной жизни оказывается бок о бок с нами и на кого мы так часто (увы!) просто не обращаем внимания... А преданная собака-поводырь способна, оказывается, услышать заветные мечты друга и даже подарить ему самую настоящую радугу.
Ученик 5
Та сторона, где ветер. Крапивин Владислав
Пестрят в небе над посёлком Береговым разноцветные квадратики воздушных змеев. "Кондор", "Фрегат", "Шмель", "Василёк", "Битанго", "Погонщик туч"… Ветры и небо сдружили мальчишек-"змеевиков" - Генку Звягина, Яшку Воробьёва, Шурика Черемховского и восьмилетнего малыша Ильку по прозвищу Гонец.
Однажды в небе над посёлком появился большой белый змей, поднялся выше других и не отзывался на воздушные позывные. Разозлённый Генка решает проучить нахального незнакомца - хозяина белого "конверта". Так он знакомится со слепым мальчиком Владиком, и эта встреча становится поворотной в их судьбах.
Ученик 6
Самолёт по имени Серёжка. Крапивин Владислав
Очень трогательная повесть. Прежде всего, выбором центрального персонажа — мальчика в инвалидном кресле. Чувство сострадания сразу делает привлекательным и главного героя, и саму книгу. Однако, это ведь Крапивин, и он вовсе не намерен спекулировать драматической жизненной ситуацией своего героя. А просто вводит в повесть другого её главного героя — тоже мальчишку, ровесника Ромки — Серёжку. Собственно, аннотация уже объяснила нам, что Серёжка обладает замечательной способностью — он умеет превращаться в самолёт. Небольшой такой, полуспортивный моноплан.
Ученик 7
Бег на трех ногах. Чарльз П. Кроуфорд
Главный герой Брент собирается провести летние каникулы с удовольствием, он хорошо рисует, ждет поездки на отдых с родителями. Но все планы рушатся, когда он падает с высоты и ломает спину. Правда, ломает удачно, если можно так выразиться. Всего-то нужно месяц полежать в больнице – и свободен. Но… Как проходит для Брента этот месяц в больнице, можно узнать в произведении
Ученик 8
Солнечное затмение. Альберт Лиханов
Детские книги. Русская литература для детей. Год издания: 2005 Издательство: Детство. Отрочество. Юность Серия: Уже не дети...
Лена - девочка из хорошей семьи. Кажется, что у нее есть все - любящие и заботливые родители, уютный дом. Сама героиня рассказа очень красивая, с длинными косами, которые украшают ее голову. Но она не только красива, еще Лена умная, добрая, веселая девочка. Она много читает и с ней всегда есть о чем поговорить. Только одна беда случилась в этой семье - Лена инвалид. Она не может ходить и никогда не встанет на ноги. Это то несчастье, которое не дает ей жить полной жизнью. Но вот в жизни Лены появляется Федя. Ребята общаются, начинают дружить, ведь их так многое связывает - каждый справляется со своими проблемами, так как может. Общество не дает им поддержки в собственных трудностях, и они ищут ее друг в друге.
Одна из любимых моих книг - про любовь между здоровым мальчиком и девочкой-инвалидом.
Ведущий 1:
Как мы с вами выяснили, инвалиды или люди с особыми потребностями такие же, как и мы. Только жизнь у этих людей несколько сложнее, чем у обычного человека. Да, мы - люди все разные: молодые и пожилые, здоровые и не совсем. Но важно, что мы – вместе и мы - люди должны помогать друг другу. Пусть вашими мыслями при встрече с особыми людьми будут… (СЛАЙД 17)
Я хочу вам помочь…
Я переживаю за вас…
Я готов поддержать вас в трудную минуту…
Учитель (СЛАЙД 18)
Ребята сегодня мы обсудили информацию о людях, которые отличаются от нас, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям-инвалидам. Я надеюсь, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее к ним. В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам». Уверена, вы больше никогда не станете смеяться над такими людьми, а наоборот, по возможности предложите им свою помощь.
Список литературы и интернет источников
https://www.livelib.ru/book/1000229499-solnechnoe-zatmenie-albert-lihanov
http://www.gc-semya.ru/articles/view_articles/21
https://mega-talant.com/biblioteka/klassnyy-chas-den-invalida-80741.html
https://kopilkaurokov.ru/psihologu/uroki/urok_dobroty_ko_dniu_invalidov
https://www.maam.ru/detskijsad/urok-dobra-posvjaschenyi-dnyu-invalidov.html
https://www.litres.ru/vladislav-krapivin/ta-storona-gde-veter-153929/chitat-onlayn/
https://akniga.org/krapivin-vladislav-samolet-po-imeni-serezhka
https://m.youtube.com/watch?v=5UQdqdTUi9I
Дом отважных трусишек Юрий Ермолаев Русская литература для детей Детская проза
Год издания: 1975. - Издательство: Детская литература
Солнечное затмение Альберт Лиханов Детские книги Русская литература для детей 7105150 прочитали ISBN: 5-9639-0050-6, 985-13-3762-5 Год издания: 2005 Издательство: Детство. Отрочество. Юность.