Урок по окружающему миру во 2 классе «Все профессии важны»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Восточная основная общеобразовательная школа
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
Технологическая карта урока
по окружающему миру
для обучающихся 2 класса
Тема урока «Все профессии важны»
Учитель начальных классов
МБОУ «Восточная ООШ»
Софина Айгуль Хайрутдиновна
Декабрь, 2017 год.
Технологическая карта урока
Предмет |
окружающий мир |
Класс |
2 класс |
Тема урока |
«Все профессии важны» |
Цель деятельности учителя |
-расширить представления обучающихся о профессиях и их важности для людей; -формирование у обучающихся профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального самоопределения. |
Задачи |
- уточнение и обогащение знаний о профессиях; - развитие познавательного интереса, умения выделять существенные и несущественные признаки объекта, умения сравнивать, обобщать; - воспитание уважения к людям различных профессий, результатам их труда. |
Тип урока |
урок освоения новых знаний |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: знать профессии, уметь соотносить профессии со сферами экономики. Метапредметные : овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником. Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности. |
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Технологии |
Коммуникативная, рефлексивная, личностно-ориентированная, информационная, здоровьесберегающая, игровая, технология проектной деятельности и презентации. |
Межпредметные связи |
Литературное чтение, математика, русский язык |
Техническое обеспечение |
учебник : А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс, в 2-х частях, г. Москва, «Просвещение», 2015 г.; рабочая тетрадь: А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс, 2-х частях, г. Москва, «Просвещение», 2017 г.; песня «Дорога добра»; песня «Профессии»; интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; предметы из цветного картона «звездочки» и «ладошки»; смайлики; конверты; карточки; мешочек с предметами к игре «Волшебный мешочек»; клоун (игрушка); разрезные буквы; книги; карта республики Татарстан; презентация «Все профессии важны»; презентация «Все профессии важны» (физминутка); проекты обучающихся «Профессия моих родных». |
Основные понятия и термины |
профессия |
Этапы урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
I этап: Мотивация к учебной деятельности |
Настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. |
Организует ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку. -Здравствуйте, ребята и дорогие гости! У нас сегодня необычный гость, а кто он, вы угадайте сами: -В цирке он смешнее всех У него большой успех. Только вспомнить остаётся, Весельчак тот как зовётся. -Молодцы! К нам пришёл клоун Клёпа. -Ребята, опишите клоуна.
- Молодцы, ребята! Давайте же и мы поздороваемся с нашими гостями и поделимся своими улыбками друг с другом. |
Приветствие учителя; дают себе установку на хорошую работу на уроке. -Клоун. -Яркий, добрый, всегда улыбается. Улыбаются друг другу. |
Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II этап: актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля. |
Создание проблемной ситуации. |
Создаёт проблемную ситуацию. -Давайте проведём разминку.
-Ребята, клоун Клёпа приготовил для вас задание. - Отгадайте, пожалуйста, кто так говорит?(Слайды 2-6) -«Кому добавки?» -«Какой зуб вас беспокоит?» -«Большое спасибо за покупку!» -«Вам посылка, распишитесь!» -«Присаживайтесь, как будем стричься?» -Молодцы, справились с первым заданием Клёпы. -Ребята, что общего у слов, которые вы называли? - Зачем человек трудится? |
Слушают учителя; определяют проблему, в фронтальной работе пытаются дать ответ на проблемные вопросы. -Повар -Врач (стоматолог) -Продавец -Почтальон -Парикмахер - Трудятся (работают, занимаются своим любимым делом и т.д. -Труд дает человеку все необходимое для жизни: жилище, одежду, пищу, предметы быта. |
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Познавательные: строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов . |
III этап: формулирование темы, цели и задачи урока. |
Организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализиро-вать ситуацию и назвать тему, цели и задачи урока |
1.Игра «Расшифруй слово». Фронтальная работа. -Ребята, Клёпа предлагает нам игру «Расшифруй слово». - Попробуйте расшифровать слово, расположив числа по возрастанию. (Слайд 7) 7 9 8 1 2 5 6 3 4 С Я И П Р Е С О Ф -Какое получается слово? (Слайд 8) -Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? -Что означает это слово? -Вот что говорится об этом в словаре Сергея Ивановича Ожегова: «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность». (Слайд 9) -Людям каких профессий необходимо трудиться? 2. Задание на карточках с синим кружочком «Самая важная профессия». Работа в группах. -Клёпа каждой группе приготовил карточки, на которых обозначены названия профессий. Вам необходимо отметить самую важную, нужную профессию для человека. Проверка. - Какая из пар не смогла выполнить это задание? В чем ваше затруднение? - Кто выполнил задание? А в чём ваше затруднение? - У кого другие варианты ответа? Обоснуйте свой выбор. - Значит, с чем вы столкнулись? - Когда ученик сталкивается с затруднением, что он должен сделать? Выявление места и причины затруднения. - Давайте думать. Какое задание вы выполняли? - Почему возникло затруднение?
Построение проекта выхода из затруднения - Какую цель вы поставите перед собой? (Слайд 10) - Сформулируйте тему урока. (Слайд 11) -Какие учебные задачи поставим перед собой?(Слайд 12) 3.Работа по учебнику, стр. 124 -Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка. 4.Работа в группах. -Ребята, возьмите конверты с зелёным кружочком. Составьте с помощью слов девиз нашего урока. Взаимопроверка Девиз: «Все профессии нужны, все профессии важны» (Слайд 13) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 П Р О Ф Е С С И Я - Будем говорить о профессиях. Ответы детей -Трудиться надо всем. Выполняют задание на карточках. Показывают смайлики: -смогли –веселый; -не смогли –грустный. -Мы не смогли выполнить задание, так как не знали, какая профессия самая важная. -Мы не можем доказать правильность нашего ответа. Ответы детей. -С затруднением. - Подумать. -Мы выясняли, какая из профессий самая важная. -Такие задания мы не выполняли, не можем доказать, обосновать правильность своего ответа. Формулируют тему урока, определяют цель и задачи урока. -Определить самую главную и важную профессию. -«Все профессии важны». Задачи: -узнать, что такое профессия; -расширить знания о разнообразии профессий; -определить роль профессий в экономике и жизни людей. Дети читают Читают хором. |
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. |
IV этап: освоение нового материала |
Организовать и направить к восприятию нового материала. |
Организует деятельность по применению новых знаний. 1.Отгадывание загадок. Фронтальная работа. Отгадывают названия профессий. -Клёпа приготовил для вас загадки. Он просит отвечать по очереди и не выкрикивать! -О труде каких людей говорится в этой загадке? а) Учу ребятишек читать и писать, Природу любить, пожилых уважать. Кто это ребята?(УЧИТЕЛЬ)(Слайд 14) б) Он в дни болезней всех полезней И лечит нас от всех болезней.(ВРАЧ)(Слайд 15) в) Скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды.(ПОВАР)(Слайд 16) г)Кладёт кирпич за кирпичом, Растёт этаж за этажом. И с каждым часом, с каждым днём Всё выше, выше новый дом.(СТРОИТЕЛЬ)(Слайд 17) д) Городской он или сельский, Очень важный человек. Охраняет он закон, Наш покой и крепкий сон. (ПОЛИЦЕЙСКИЙ)(Слайд 18) -Молодцы! Клоун Клёпа очень вами доволен. - Ребята, кто скажет, чем занят в цирке клоун Клёпа? -Как можно назвать его профессию? -Правильно, молодцы! (Клоун — профессиональный цирковой артист, главная цель которого — рассмешить публику. Чтобы стать клоуном, необходимо получить соответствующее высшее образование. Клоун может одновременно быть и акробатом, и дрессировщиком, и певцом, и музыкантом.) (Слайд 19) 2.Беседа. Фронтальная работа. -Ребята, а какие ещё профессии вы знаете? -Давайте вспомним, что такое экономика. (Слайд 20) 3. Работа в рабочих тетрадях, зад.1, стр. 80. Индивидуальная работа. (Слайд 21) Даны отрасли экономики, дети записывают по картинкам на слайдах профессии, с ними связанные. (Слайд 22) -Промышленность -Сельское хозяйство -Транспорт -Строительство -Торговля Проверка по эталону. (Слайд 23) -У кого возникли затруднения? -Кто справился с заданием? 4.Игра «Волшебный мешок» Учитель подходит к одному из детей и просит вытащить предмет из мешка. -Ребята, Клёпа принёс «волшебный» мешочек с различными предметами, он просит достать предмет и определить человеку какой профессии он принадлежит. -Молодцы, ребята! 5.Проект «Профессия моих родных». Индивидуальная работа. -Ребятам было домашнее задание: приготовить проекты на тему «Профессия моих родных». -Здесь ребята должны рассказать о профессиях своих родных. И дополнить проекты фотографиями или рисунками. -Пожалуйста, презентуйте свою работу. -Ребята, к кому вы обратились за информацией о профессиях? -Какими необходимыми качествами должен обладать человек, чтобы своим трудом приносить радость? -Какой вывод вы сделали когда послушали и увидели эти проекты? О чём заставило вас задуматься? Самооценка -Оцените свою работу с помощью смайликов: -если справились с работой поднимаете весёлый смайлик; -если были в работе затруднения поднимаете грустный смайлик. |
Отгадывают загадки. -Веселит зрителей. -Артист. Сообщение подготовленного ученика Дети называют профессии. -Экономика-это хозяйственная деятельность людей. Записывают в тетрадь. -Кузнец, сталевар. -Доярка, тракторист. -Водитель, пилот. -Каменщик, сварщик. -Продавец, кассир. Проверяют по слайду Поднимают весёлые и грустные смайлики. Ребёнок достаёт предмет, отвечает, человеку какой профессии этот предмет принадлежит; остальные дети наблюдают за правильностью ответов (если правильно -весёлый смайлик , если неправильно - грустный смайлик ). Обучающиеся рассказывают о профессиях своих родных. -К родителям, бабушкам и дедушкам. -Добрым, ответственным, добросовестным, внимательным, честным, терпеливым, смелым. -Все профессии нужны, все профессии важны. Поднимают смайлики. |
Познавательные: логический анализ объектов с целью определения признаков. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из доклада одноклассников. |
V этап: физминутка «Все профессии важны» |
Снятие напряжения |
Презентация «Все профессии важны» и песня «Профессии». |
Выполняют движения |
Личностные : умение применять правила охраны своего здоровья. |
VI этап: продолжение работы по теме урока. |
Проверить уровень освоения и понимания новой темы. |
1. Беседа. Фронтальная работа. -Ребята, что могут вместе сделать люди таких профессий: -каменщик, маляр, электрик? -тракторист, комбайнёр, мельник, шофёр, пекарь? -Ребята, многие профессии связаны между собой. -А как вы думаете, можно ли было успешно вырастить хлеб, если бы, к примеру, человек одной из этих профессий не захотел работать. Вот, например, шофёр сказал бы, что устал. Смогли бы люди без него вырастить хорошую пшеницу? Почему? 2. Игра «Что мы испекли?». Работа в группах. Конверт с жёлтым кружочком. -Вот сейчас Клёпа предлагает вам стать пекарями, а какие хлебобулочные изделия вам надо испечь, вы узнаете, приняв участие в игре. Даётся задание: собрать из букв слово и отгадать название хлебобулочного изделия (буквы в конвертах) Проверка -Молодцы, ребята, все справились с заданием. 3. Работа с пословицей. Фронтальная работа. (Слайд 25) -Ребята, прочитайте. Хлеб бросать - труд не уважать. -Что вы прочитали? -Объясните смысл пословицы. -Правильно, молодцы, ребята. Наши прадедушки и прабабушки, пережившие голодное военное время, знают настоящую цену хлеба. Поэтому мы должны ценить, беречь и уважать труд других людей, относиться к хлебу бережно. (Слайд 26) |
-Построить дом. -Делают хлеб (изготавливают). -Нет, потому что шофёры доставляют на поле горючее тракторам и комбайнам, вывозят с поля зерно. Составляют из букв слова. Слова: булочка, каравай, батон. Проверяют ( правильно-весёлый, неправильно –грустный) Читают пословицу. -Пословицу. -Нельзя бросать хлеб. Нужно уважать и бережно относится к труду людей. |
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: Логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
VII этап: подведение итогов занятия. |
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. |
Предлагает ответить на вопросы: -Ребята, какая профессия самая важная? (Слайд 27) Работа с учебником -Подтвердите свои ответы с выводом на странице 127 учебника. -Какие задачи мы ставили перед собой? Все ли выполнили? (Слайд 28) Организована выставка книг о профессиях. -Больше узнать о разных профессиях вам помогут книги. Взять эти книги вы можете в библиотеке. -Люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится, когда падает на небе звезда. Клоун Клёпа приготовил для вас звёздочки, чтобы вы на них написали свои желания: кем вы хотите стать в будущем. Напишите название этой профессии и имя на ваших звёздочках – это ваша мечта. Мы сохраним звёзды до окончания школы. -А сейчас прикрепите свои звёздочки на карте республики Татарстан. (Звучит песня «Дорога добра») -Вы прикрепили здесь свои звёздочки потому, что именно вы – наше будущее, надежда и опора. Чтение стихотворения (подготовленный ученик) Много в мире профессий разных, Какую выбрать – не узнаешь сразу. В жизни всё сгодится, Стоит только хорошо учиться. -Достаточно ли только мечтать о профессии? -Как можно назвать вашу профессию? |
-Все профессии важны, все профессии нужны. Читают вывод. -узнать, что такое профессия; -расширить знания о разнообразии профессий; -определить роль профессий в экономике и жизни людей. Читают названия книг Прикрепляют звёздочки на карту. Слушают стихотворение. -Нет, надо хорошо учиться. -Ученик. |
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении в взаимодействии. |
VIII этап: домашнее задание |
Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Объясняет домашнее задание. (Слайд 29) -Рабочая тетрадь: задание 3, стр. 50; ответить на вопросы, стр. 125; доп. задание - сообщение о редких профессиях. |
Записывают домашнее задание. Задают вопросы. |
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
I Х этап: рефлексия |
Осуществление итогового контроля по результату деятельности. |
Организует рефлексию. Рефлексия «Ладошка» Учитель раздаёт шаблоны ладошек зеленого, желтого и красного цвета. -Клоун Клёпа приготовил вам цветные ладошки: -Если зелёная ладошка - «работал очень хорошо»; -Если желтая ладошка– «работал хорошо»; - Если красная ладошка – «могу работать лучше». - Оцените свою работу на уроке. -Клоун Клёпа спешит в цирк на представление, он очень вами доволен. И желает вам успехов в учёбе. -А теперь покажем свои ладошки и помашем ими в знак прощания. -До свидания! Спасибо за урок! |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. |
Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей |
Презентация "Все профессии важны"
PPT / 17.39 Мб
Презентация "Физминутка "Все профессии важны""
PPT / 1.31 Мб
Песня к физминутке "Профессии"
MP3 / 1.83 Мб