Всероссийский дистанционный конкурс для учителей начальных классов «Конспект урока с мультимедийным сопровождением»
Схема конспекта урока
Название образовательного учреждения, адрес
МБОУСОШ № 3 г. Южи Ивановской области
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе на тему: «Имя прилагательное. Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи».
(с использованием элементов сингапурской методики обучения)
Педагог: Жбанова Ирина Николаевна
Автор учебника: УМК «Перспектива», Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
Класс: 4 «б»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
обобщить знания об основных грамматических признаках имени прилагательного;
совершенствовать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их род, число, падеж по имени существительному;
учить элементам аналитического анализа текста;
развивать умение видеть роль конкретной языковой единицы (имени прилагательного) для понимания смысла текста;
воспитывать интерес к слову, учить чувствовать и понимать его эстетическую ценность;
воспитывать чувства патриотизма, уважение к ветеранам ВОВ;
УУД, формируемые на уроке:
Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: формирование умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Познавательные: формирование знаний об имени прилагательном, как части речи, его морфологических признаках;
осуществление поиска информации.
Коммуникативные: формирование культуры межличностного общения через организацию групповой, парной и индивидуальной работы.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация PowerPoint.
Наглядные пособия: толковые словари, учебник «Русский язык» 4 класс Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
Ключевые слова: имя прилагательное, словарное слово "победа", бессмертный полк, партнеры по плечу, партнеры по лицу.
Рабочие материалы для обучающихся: структура мэнэдж мэт (карточки), карточки с текстами песен, листочки для работы в группах, цветные карточками для рефлексии, голуби, сделанные своими руками.
№п/п | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание (комментарий, ссылки на используемый видео и фото материал, др.). |
1. | Организационный момент. Эмоциональный настрой. | - Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь возьмитесь за руки и пожелайте друг другу хорошего настроения. Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работаю нашей довольны остались. Пусть этот урок порадует всех И каждый из нас ощутит свой успех. | Учащиеся приветствуют друг друга. | При обучении по сингапурской методике дети рассаживаются в группу по 4 человека. Занимают свои места за партами как показано на табличке. Структура мэнэдж мэт – инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу) для организации эффективного учебного процесса в командах. |
2. | Мотивация к учебной деятельности. | - Сегодня урок необычный. Он посвящен памяти и славы Великой Отечественной войны. - 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. Ради спасения Родины народ вступил в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом. Вот уже 75 лет прошло со Дня Победы. Но мы не забыли о тех страшных днях. На защиту страны поднялись миллионы людей. Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу – это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине. – Четыре года войны. – 1418 дней. – 34 тысячи часов. – И более 27 млн. погибших советских людей. – 27 млн. – это значит, что каждый восьмой житель нашей страны погиб во время войны. – 27 млн. – это значит 14 тыс. убитых ежедневно. – 27 млн. – это значит, что каждую минуту погибало 10 человек. - О каком знаменательном дне идет речь в ролике? - Назовите дату Дня Победы. - Что значит слово «Победа»? - Где можно узнать значение этого слова? - Подберите однокоренные слова к слову «Победа», начиная по кругу с партнеров №1. - Какой частью речи являются слова победный, победоносный, побежденный? | - День Победы. - 9 мая 1945 год. - Работа с толковыми словарями. (работа в группах) Записывают на листочке (победитель, победный, победоносный, победить) - Имя прилагательное. | Слайд 1 Видеоролик «День победы» Слайд 2 Слайд 3 раунд тейбл - все четыре участника команды по очереди записывают свой ответ на 1 листочке бумаги и передают его по кругу, чтобы каждый член команды мог добавить свой ответ к предыдущему одновременно со всеми. Таким образом, выполняют командное решение задачи, поставленной учителем. |
3. | Целеполагание. | - Чтобы собрать наше внимание проведем разминку для ума. - Чем является имя прилагательное? - Что обозначает имя прилагательное? - На какие вопросы отвечает имя прилагательное? - С какой частью речи связано в предложении? (отвечает первый по списку в журнале) - Каким членом предложения бывает? (отвечает самый высокий в классе) - Как изменяется имя прилагательное? (отвечает у кого самые длинные волосы) - На какой вопрос не ответили? - Какова же тема урока? Какие цели поставим? - Надеюсь, к концу урока вы сможете сделать вывод, для чего нужны имена прилагательные, какую роль они выполняют в речи. | Дети передвигаются под музыку, как только музыка останавливается, образуют пары не из своей группы. Отвечают на вопросы учителя хором. - Частью речи. - Признак предмета. - Какой? Какая? Какое? Какие? - С именем существительным. - Второстепенным членом. - По числам, родам, падежам. | микс-фриз-груп - обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в пары не из своей группы. Слайд 4 |
4. | Актуализация знаний. | - Музыка помогла русскому народу выжить в страшное время Великой Отечественной войны, выстоять и победить. Песни о Родине, о встрече и разлуке, об утрате и надежде мотивировали людей на подвиг. - Найдите в текстах из песен имена прилагательные. - Проверим вашу работу. - Попробуйте прочитать отрывки из песен без имен прилагательных. - Как вы думаете, для чего же нужны имена прилагательные в речи? - Замечательный русский писатель К.Г. Паустовский сказал очень точные слова о русском языке: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». | Работа в группах с текстами из песен. | Слайды 5-16 |
5. | Усвоение новых знаний. | - Откройте тетради и запишите число. - На доске в 2 столбика записаны слова. - К какой части речи они относятся? В 1 столбике от данных имен существительных образуйте имена прилагательные. Составьте подходящие словосочетания и определите число, род, падеж. партизан (партизанское) полк бессмертие (бессмертный) атака стремление (стремительная) движение - Как определили число, род, падеж имени прилагательного? - Откройте учебник с.50. Прочитайте правило. Упр.86 - Обсудите в парах и составьте алгоритм для определения числа, рода, падежа. | Открывают рабочие тетради и записывают число. Составляют словосочетания. Записывают в тетрадь. Читают правило. Выполняют упражнение в группах. | Работа по учебнику. |
6. | Физминутка. | - Попробуйте движениями, мимикой, жестами показать признаки предметов: большой, горячий, узкий, плохой, веселый, высокий, маленький, холодный, вкусный, широкий, сильный. | Выполняют движения и мимику. | тим чир – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности. |
7. | Первичное закрепление. | - Страшные дни Великой Отечественной Войны наши ветераны будут помнить всегда. - Возьмите карточки с текстом. Прочитайте воспоминание одного ветерана. - Что означают выделенные выражения? - Выпишите в тетрадь имя прилагательное вместе с именем существительным, с которым оно связано и определите число, род, падеж. Предварительно договоритесь, кто будет записывать имена прилагательные множественного числа, женского рода, мужского рода и среднего рода. - В углах класса висят карточки (мн.ч., ж.р., м.р., ср.р.) - Выберите группы и проверьте словосочетания, которые выписали. - Благодаря участникам Великой Отечественной войны мы живем под мирным небом. Шествие «Бессмертный полк» объединило наше поколение с участниками Великой Отечественной войны. Дети и внуки участников 2-ой Мировой ощущают единение со своими предками, проходя по улицам городов с портретами ветеранов. | Объясняют значение выражений. Выписывают словосочетания (имя прилагательное + имя существительное) Учащиеся выбирают карточки и образуют новые группы. Проверяют задание. 1) мн.ч. – новые звуки – В.п. диких уточек – Р.п. шумные утки – И.п. родные места – В.п. мирные птичьи голоса – И.п. 2) ж.р. – страшная усталость – И.п. тяжелой войны – Р.п. в полной тишине – П.п. 3) м.р. – отчий дом – В.п. долгожданного мира – Р.п. у крутого берега – Р.п. 4) ср.р. – с лазурного неба – Р.п. для удобного гнезда – Р.п. Выступление учащихся. 1) Бессмертный полк — это дань уважения героям Великой Отечественной войны, павшим на полях сражений, погибшим от бомбежки в осажденных городах и селах. 2) Бессмертный полк — это напоминание нынешним поколениям о судьбах жителей блокадного Ленинграда, защитников Брестской крепости, Москвы, Сталинграда и Курска, Воронежа и Орла, Белгорода и Севастополя, Мурманска и Кенигсберга... 3) Бессмертный полк — это самое малое, что каждый из нас может сделать, чтобы о наших дедах, бабушках, их сыновьях и дочерях, родных и однополчанах жила светлая память. Воины и защитники русской земли, победившие фашизм, навсегда останутся в строю Бессмертного полка. 4) Свое официальное название «Бессмертный полк» получил 9 мая 2012 года. В 2015 году участников акции выросло до 4 млн. человек в 15 странах. А в 2016 году шествие проводили уже в 44 государствах. | Слайд 17 конэрс «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа. Слайд 18 |
8. | Рефлексия. | Прием «Незаконченное предложение». - Обсудите в группах и дайте ответ на один из вопросов (вопросы на цветных полосках). Имена прилагательные делают нашу речь … Имена прилагательные помогают нам … Мы не можем обойтись без имен прилагательных… Если из нашей речи исчезнут все прилагательные, то… - В честь памяти всех ветеранов ВОВ давайте встанем и символически запустим в небо голубей мира. | Учащиеся поднимают голубей, сделанных своими руками. | Слайд 19 Звучит отрывок из песни «Летите голуби». |
9. | Домашнее задание. | 1) Составить и записать 5 пословиц о Войне, Победе и мире. 2) с.49 упр.84, правило с.50 | | Ученики выбирают на выбор. |
11