Игровой макет «Вулкан»
Игровой макет «Вулкан»
Пояснительная записка
Представленный игровой макет был создан совместно с детьми в рамках реализации проекта «Живые и неживые объекты природы». В данном случае сама деятельность по созданию макета способствовала достижению цели: формирование целостной картины мира, через накопление представлений об окружающем мире, через решение целого ряда задач из разных образовательных областей.
Познавательное развитие:
- расширение представлений детей об объектах и явлениях неживой природы;
- развитие активности, инициативности и самостоятельности в познавательной деятельности;
- развитие воображения и творческой активности;
- углубление представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- углубление представлений о природных объектах России;
- углубление представлений о таком природном явлении, как «извержение вулкана».
Речевое развитие:
- расширение словарного запаса на основе формирующихся у детей богатых представлений о России (названия некоторых вулканов Кизимен (извергался в 2013 г), Ключевская сопка (самый опасный в России, извергается каждые 3 года, последний раз в 2017 г) и т.д.);
- активизация словарного запаса в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан, эвакуация, МЧС и т. д.
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитание интереса и стремление к созидательному познанию окружающего мира;
- поддержка стремления ребенка активно вступать во взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- формирование равноправных, доброжелательных отношений между сверстниками.
- формирование позитивной установки к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения во время ЧС, природных катаклизмов.
Физическое развитие:
- развитие мелкой моторики детей.
По завершении проекта макет вулкана используется детьми в самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности, а также в качестве игрового атрибута во время организации сюжетно-ролевых игр различной тематики: операция эвакуация, МЧС спешит на помощь и т.д.
Созданию макета вулкана, предшествовала следующая деятельность с детьми:
знакомство с внешним видом вулканов; определение понятия вулкан для чего рассматривались картины, иллюстрации, открытки с изображением вулканов. Была проведена работа по изучению журналов «Геолёнок» и «Вокруг света». С детьми были просмотрены детские короткие видео про вулканы. Были сделаны вулканы из пластилина. Дети узнали о количестве вулканов на земном шаре, в России, названия самых крупных из них, действующих вулканов, пользу и вред от активности вулканов. Финалом этой работы стало создание действующего макета вулкана в технике папье – маше.
При создании макета были использованы:
Упаковочный материал (коробка);
Пластиковая бутылка;
Газета;
Крафтовая бумага (для укрепления конструкции);
Клей ПВА;
Акриловые краски;
Мох.
Технология изготовления
Из коробки вырезаем квадрат нужного размера, на середину приклеиваем пластиковую бутылку (с заранее отрезанным горлышком). Для того, чтобы получился вулкан 40 см высоты, пластиковую бутылку прикрепляем к перевернутому ведерку, в результате получится нужная высота. Затем от края коробки до горлышка бутылки приклеиваем газетные полоски сначала вертикально, затем горизонтально, чтобы получилось подобие клетки.
Дальше газету рвем на небольшие кусочки примерно 10*10 см, разводим клей ПВА с водой из расчета 1 бутылочка клея 150гр на 600гр воды. Нарванные газетные кусочки замачиваем в приготовленном растворе, затем начинаем обклеивать форму сверху.
Первый слой должен подсохнуть 2 – 3 часа.
Второй слой обклеиваем крафтовой бумагой или белой для печати. Это для того, чтобы было видно, где мы наклеили второй слой.
Затем по порядку третий слой обклеиваем газетой и т.д. Всего нужно обклеить вулкан в пять слоев. Затем оставляем сохнуть до полного высыхания. Когда вулкан высохнет приступаем к его раскраске акриловыми красками и оформлению окружающей зоны. Акриловые краски создадут защитный слой от промокания.
Готовим раствор для лавы:
Наиболее просто изготовить лаву из соды с уксусом. Количество дано на вулкан «объемом» 1000-1500 мл для безопасного использования:
- 2 ст. ложки соды смешайте с 2 ч.л. средства для мытья посуды (желательно красного цвета, или подкрашенным красным, жидким красителем для яиц). Хорошо перемешайте смесь и вылейте ее в кратер вулкана. Для начала извержения необходимо добавить в жерло вулкана 3 ст. ложки уксуса. Уксус вступит в реакцию с содой, и начнется выделение углекислого газа. В результате получится извержение вулкана с красной лавой.
По завершении проекта макет вулкана используется детьми в самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности, а также в качестве игрового атрибута во время организации сюжетно-ролевых игр различной тематики: операция эвакуация, МЧС спешит на помощь и т.д.
В сюжетно-ролевой игре «Операция-эвакуация» моделируется ситуация действий людей в условиях приближающейся опасности (извержения вулкана), дети закрепляют полученные навыки по обеспечению безопасности жизни, отрабатывают навыки согласованных действий, учатся взаимодействовать. Такая игра позволяет задействовать много детей в различных ролях (люди-беженцы, спасатели, вулканологи, журналисты, операторы телевидения).
Данный игровой макет используется детьми при организации игры «В школу» (учитель проводит урок и демонстрирует ученикам химический опыт, знакомит на уроке географии с вулканом).
Для использования макета вулкана в игровой деятельности детям были предложены игры по системе ТРИЗ.
"Хорошо-плохо"
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры:
Ведущим называется любой объекту которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры.
1 вариант:
В: Вулкан спит - хорошо. Почему?
Д: Потому, что он спокоен и не выбрасывает лаву.
В: Вулкан не спит – плохо. Почему?
Д. Потому, что выбрасывает в атмосферу дым и пепел.
В: Извержение вулкана – хорошо. Почему?
Д: Почва становится плодородной.
В: Выбрасывать лаву - плохо. Почему?
Д: Лава может всё сжечь вокруг. (уничтожить все на своем пути, вулканические осадки угроза для жизни человека, флоры и фауны, пеплопад разрушает здания, образование пепельных облаков, закрывающих солнечный свет, селевые потоки загрязняют воды, выделяющиеся газы причиняют вред человеку и всему живому).
В: Извержение вулкана – хорошо.Почему?
Д: Появляются новые острова. (это еще и строительные материалы, драгоценные камни, даже алмазы, изумруды выкидывает, охлаждение планеты, горячие источники)
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
Игра «Что было бы, если…не было вулканов?»
Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”
Например:За ширмой находится макет вулкана взрослый (родитель) задает вопрос:
- Он живой?
- Он большой?
- Он красивый?
- Он двигается?
- Он жидкий?
- Он страшный?
- Он полезный?
- Это гора?
- Это земля?
- Он ледяной?
- Это космос? - Это вулкан? И так далее.
Игра – познавайка:
В: На что похож вулкан?
Д: На большую гору, необычную, а извергающую потоки лавы и газов.
В: Почему лава извергается?
Д: Это значит вулкан проснулся, пришел в действие.
В: Почему вулкан пришел в действие?
Д: Потому что наросло давление, вот и произошло извержение.
В: Почему вулкан имеет верхушку?
Д: Потому, что лава выливается и застывает, образуются горы из застывшей лавы.
В: Какие названия вулканов вы знаете?
Д: «Везувий», «Ключевская сопка»
В: Молодцы. Каждый раз «выпуская пар» Земля немного охлаждается, что стабилизирует климат и спасает планету от перегревания.
Если бы я был вулканом…
Д: Я бы выбрасывал в воздух витаминки, чтобы все были здоровы.
Я был бы добрым и не приносил бы людям зла.
Я бы давал тепло всем живым существам на земле.
Я бы извергался печеньем и конфетами, чтобы всем было сладко.А я бы извергался радужным фонтаном, чтобы у всех было радостное настроение. И так далее.
Исследовательская деятельность
У подножия вулкана поставить бумажные макеты домов, деревьев, людей и посмотреть, что произойдет при извержении вулкана.
Также можно загадать загадки:
Ото сна гора проснулась,
Забурлила, закипела.
И из шапки вверх взметнулось
Много дыма, сажи, пепла.
Лаву льёт, как мёд, густую.
Как назвать гору такую?
(Вулкан.)
Автор загадки (Ю. Чистяков).
(Наблюдение извержение вулкана, обсуждение.)
Наш вулкан может просыпаться и засыпать тогда, когда мы захотим.
Вот вулкан – это гора,
А внутри горы – дыра.
Из горы идет дымок,
Летят камни, серый смог.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Камни, пепел полетели,
Небо видно еле-еле.
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.
Автор стихотворения Андреева – Доглядная М.
Используемая литература:
Журнал «Геолёнок»
Журнал «Вокруг света»
Кристина Годен «Про вулканы»
Детская энциклопедия "Вулканы". Серия Discovery Education
Интернет – ресурсы.