12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга115
Есть любимое хобби: плетение бисером (делаю брошки, бусы, серьги), вышивание, а также очень люблю изонить и скрапбукинг, квиллинг которыми занимаюсь с детьми старшего возраста.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Игровой макет «Вулкан»

 

Пояснительная записка

 

Представленный игровой макет был создан совместно с детьми в рамках реализации проекта «Живые и неживые объекты природы». В данном случае сама деятельность по созданию макета способствовала достижению цели: формирование целостной картины мира, через накопление представлений об окружающем мире, через решение целого ряда задач из разных образовательных областей.

Познавательное развитие:

- расширение представлений детей об объектах и явлениях неживой природы;

- развитие активности, инициативности и самостоятельности в познавательной деятельности;

- развитие воображения и творческой активности;

- углубление представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- углубление представлений о природных объектах России;

- углубление представлений о таком природном явлении, как «извержение вулкана».

Речевое развитие:

- расширение словарного запаса на основе формирующихся у детей богатых представлений о России (названия некоторых вулканов Кизимен (извергался в 2013 г), Ключевская сопка (самый опасный в России, извергается каждые 3 года, последний раз в 2017 г) и т.д.);

- активизация словарного запаса в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан, эвакуация, МЧС и т. д.

Социально-коммуникативное развитие:

- воспитание интереса и стремление к созидательному познанию окружающего мира;

- поддержка стремления ребенка активно вступать во взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- формирование равноправных, доброжелательных отношений между сверстниками.

- формирование позитивной установки к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения во время ЧС, природных катаклизмов.

Физическое развитие:

- развитие мелкой моторики детей.

По завершении проекта макет вулкана используется детьми в самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности, а также в качестве игрового атрибута во время организации сюжетно-ролевых игр различной тематики: операция эвакуация, МЧС спешит на помощь и т.д.

Созданию макета вулкана, предшествовала следующая деятельность с детьми:

знакомство с внешним видом вулканов; определение понятия вулкан для чего рассматривались картины, иллюстрации, открытки с изображением вулканов. Была проведена работа по изучению журналов «Геолёнок» и «Вокруг света». С детьми были просмотрены детские короткие видео про вулканы. Были сделаны вулканы из пластилина. Дети узнали о количестве вулканов на земном шаре, в России, названия самых крупных из них, действующих вулканов, пользу и вред от активности вулканов. Финалом этой работы стало создание действующего макета вулкана в технике папье – маше.

При создании макета были использованы:

Упаковочный материал (коробка);

Пластиковая бутылка;

Газета;

Крафтовая бумага (для укрепления конструкции);

Клей ПВА;

Акриловые краски;

Мох.

Технология изготовления

Из коробки вырезаем квадрат нужного размера, на середину приклеиваем пластиковую бутылку (с заранее отрезанным горлышком). Для того, чтобы получился вулкан 40 см высоты, пластиковую бутылку прикрепляем к перевернутому ведерку, в результате получится нужная высота. Затем от края коробки до горлышка бутылки приклеиваем газетные полоски сначала вертикально, затем горизонтально, чтобы получилось подобие клетки.

Дальше газету рвем на небольшие кусочки примерно 10*10 см, разводим клей ПВА с водой из расчета 1 бутылочка клея 150гр на 600гр воды. Нарванные газетные кусочки замачиваем в приготовленном растворе, затем начинаем обклеивать форму сверху.


Первый слой должен подсохнуть 2 – 3 часа.

Второй слой обклеиваем крафтовой бумагой или белой для печати. Это для того, чтобы было видно, где мы наклеили второй слой.

Затем по порядку третий слой обклеиваем газетой и т.д. Всего нужно обклеить вулкан в пять слоев. Затем оставляем сохнуть до полного высыхания. Когда вулкан высохнет приступаем к его раскраске акриловыми красками и оформлению окружающей зоны. Акриловые краски создадут защитный слой от промокания.

Готовим раствор для лавы:

Наиболее просто изготовить лаву из соды с уксусом. Количество дано на вулкан «объемом» 1000-1500 мл для безопасного использования:

- 2 ст. ложки соды смешайте с 2 ч.л. средства для мытья посуды (желательно красного цвета, или подкрашенным красным, жидким красителем для яиц). Хорошо перемешайте смесь и вылейте ее в кратер вулкана. Для начала извержения необходимо добавить в жерло вулкана 3 ст. ложки уксуса. Уксус вступит в реакцию с содой, и начнется выделение углекислого газа. В результате получится извержение вулкана с красной лавой.

По завершении проекта макет вулкана используется детьми в самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности, а также в качестве игрового атрибута во время организации сюжетно-ролевых игр различной тематики: операция эвакуация, МЧС спешит на помощь и т.д.

В сюжетно-ролевой игре «Операция-эвакуация» моделируется ситуация действий людей в условиях приближающейся опасности (извержения вулкана), дети закрепляют полученные навыки по обеспечению безопасности жизни, отрабатывают навыки согласованных действий, учатся взаимодействовать. Такая игра позволяет задействовать много детей в различных ролях (люди-беженцы, спасатели, вулканологи, журналисты, операторы телевидения).

Данный игровой макет используется детьми при организации игры «В школу» (учитель проводит урок и демонстрирует ученикам химический опыт, знакомит на уроке географии с вулканом).

Для использования макета вулкана в игровой деятельности детям были предложены игры по системе ТРИЗ.

"Хорошо-плохо"

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Правила игры:

Ведущим называется любой объекту которых определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры.

1 вариант:

В: Вулкан спит - хорошо. Почему?

Д: Потому, что он спокоен и не выбрасывает лаву.

В: Вулкан не спит – плохо. Почему?

Д. Потому, что выбрасывает в атмосферу дым и пепел.

В: Извержение вулкана – хорошо. Почему?

Д: Почва становится плодородной.

В: Выбрасывать лаву - плохо. Почему?

Д: Лава может всё сжечь вокруг. (уничтожить все на своем пути, вулканические осадки угроза для жизни человека, флоры и фауны, пеплопад разрушает здания, образование пепельных облаков, закрывающих солнечный свет, селевые потоки загрязняют воды, выделяющиеся газы причиняют вред человеку и всему живому).

В: Извержение вулкана – хорошо.Почему?

Д: Появляются новые острова. (это еще и строительные материалы, драгоценные камни, даже алмазы, изумруды выкидывает, охлаждение планеты, горячие источники)

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

Игра «Что было бы, если…не было вулканов?»

Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”

Например:За ширмой находится макет вулкана взрослый (родитель) задает вопрос:

- Он живой?

- Он большой?

- Он красивый?

- Он двигается?

- Он жидкий?

- Он страшный?

- Он полезный?

- Это гора?

- Это земля?

- Он ледяной?

- Это космос? - Это вулкан? И так далее.

Игра – познавайка:
В: На что похож вулкан? 
Д: На большую гору, необычную, а извергающую потоки лавы и газов.
В: Почему лава извергается? 
Д: Это значит вулкан проснулся, пришел в действие.

В: Почему вулкан пришел в действие?

Д: Потому что наросло давление, вот и произошло извержение.

В: Почему вулкан имеет верхушку?

Д: Потому, что лава выливается и застывает, образуются горы из застывшей лавы.

В: Какие названия вулканов вы знаете?

Д: «Везувий», «Ключевская сопка»

В: Молодцы. Каждый раз «выпуская пар» Земля немного охлаждается, что стабилизирует климат и спасает планету от перегревания.

Если бы я был вулканом…

Д: Я бы выбрасывал в воздух витаминки, чтобы все были здоровы.

Я был бы добрым и не приносил бы людям зла.

Я бы давал тепло всем живым существам на земле.

Я бы извергался печеньем и конфетами, чтобы всем было сладко.А я бы извергался радужным фонтаном, чтобы у всех было радостное настроение. И так далее.

Исследовательская деятельность

У подножия вулкана поставить бумажные макеты домов, деревьев, людей и посмотреть, что произойдет при извержении вулкана.

Также можно загадать загадки:

Ото сна гора проснулась,

Забурлила, закипела.

И из шапки вверх взметнулось

Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую?

(Вулкан.)

Автор загадки (Ю. Чистяков).


 

(Наблюдение извержение вулкана, обсуждение.)

Наш вулкан может просыпаться и засыпать тогда, когда мы захотим.

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Из горы идет дымок,

Летят камни, серый смог.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Камни, пепел полетели,

Небо видно еле-еле.

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

Автор стихотворения Андреева – Доглядная М.

Используемая литература:

Журнал «Геолёнок»

Журнал «Вокруг света»

Кристина Годен «Про вулканы»

Детская энциклопедия "Вулканы". Серия Discovery Education

Интернет – ресурсы.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.