Проверочная работа по русскому языку (11 класс)
Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку «Проверочная работа по русскому языку (литературе)»
Проверочная работа по русскому языку (11 класс)
Работа состоит из 3-х частей.
Задание части 1 предполагает проверку грамотности учащихся, орфографических и пунктуационных навыков.
Часть 2 состоит из 10 заданий тестового характера и заданий с открытым ответом. Задания направлены на проверку знаний, умений и навыков учащихся по основным разделам курса русского языка.
Часть 3 предполагает письменный развёрнутый аргументированный ответ на вопрос.
Часть 1. Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
(1) Сейчас где бы я н… жил у меня нет и в помине той жаркой радос…ной тяги в город которая была в юности. (2) Наоборот я всё чаще и чаще чу…ствую что мне (не) хватает дедушкиного дома.
(3) Может быть потому что дедушкиного дома уже нет старые ум…рли а молодые переехали в город или (по)ближе к нему. (4) А когда он был всё (не) хватало времени бывать там чаще, я его всё ост…влял про запас. (5) И вот теперь там никого нет и мне кажется что я ограблен что какой(то) мой главный корень обрубл…н.
(6) Даже если я там бывал ре…ко, самой своей жизнью, своим очажным дымом доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали делал меня смелее и увере(н,нн)ей в себе. (7) Я был почти (не)уязвим потому что часть моей жизни моё начало шумело и жило в горах. (8) Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение он щедрей и правильней распол…гает своей жизнью и его труднее ограбить потому что не все свои богатства держ…т при себе.
(9) Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зелёным двором со старой яблоней (обнимая её ствол лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром гре…кого ореха.
(10) Сколько (не)дозрелых яблок по(с,з)бивали мы с нашей старой яблон…, сколько (не) дозрелых орехов покрытых толстой зелёной к…журой с ещё нежной ск..рлупой с ещё (не)загустевш…м ядрышком внутри!
(11) Мне (не) хватает пр…сторной кухни в дедушкином доме с её земл…ным полом с большим жарким очагом с длинной тяж…лой скамьёй стоящей у очага. (12) На ней мы сидели по вечерам и слушали бе(с,з)конечные охотнич…и рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых кр…постях.
(13) Мне (не) хватает вечерней переклички женщин с холма на холм или с к…тловины в гору или с горы в ложбину.
(14) Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!
(15) Я всё чаще и чаще чу…ствую что мне (не) хватает дедушкиного дома. (По Ф.Искандеру)
Часть 2. Ответьте на вопросы, выбрав один верный ответ из четырех предложенных вариантов, или напишите правильный ответ.
1. В каком предложении раскрывается основная мысль текста?
1) 1; 2) 5; 3) 7; 4) 8
2. Определите стиль и тип речи текста.
1) научный, повествование и рассуждение;
2) художественный стиль, рассуждение и описание;
3) разговорный стиль, повествование;
4) публицистический стиль, описание
3. Какое слово в тексте употреблено в переносном значении?
1) земляным (предложение 11);
2) охотничьи (предложение 12);
3) богатства (предложение 8)
4) вечерней (предложение 13)
4. Из предложений 5–8 выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.
5. Сколько словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ в предложении 12?
1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5
6. Сколько грамматических основ в предложении 1?
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 14
7. Среди предложений 11-15 найдите ССП с придаточным изъяснительным.
8. Среди предложений 11-13 найдите предложение с обособленным определением.
9. Укажите предложение, в котором есть притяжательное местоимение.
1) 4; 2) 5; 3) 12; 4) 15
10. Среди предложений 11–15 найдите предложение, которое соединяется с предыдущим при помощи местоимения.
Часть 3.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Согласны ли вы с точкой зрения автора текста? Аргументируйте своё мнение, опираясь на читательский опыт и жизненные наблюдения. Объём сочинения — не менее 150 слов.
Ключ к заданиям части 2: 1 – 2, 2 – 2, 3 – 3, 4 – издали; 5 – 3, 6 – 3, 7 – 15, 8– 11, 9 – 2, 10 – 12.