Конспект родительского собрания с мультимедийным сопровождением в 5 коррекционном классе на тему: «Воспитание у детей интереса к чтению»
Конспект родительского собрания с мультимедийным сопровождением в 5 коррекционном классе на тему: «Воспитание у детей интереса к чтению».
Цели: образовательная:
- расширение представления родителей о роли книги в воспитании детей;
-развитие навыка читательской культуры;
-поощрение родителей, которые стремятся развивать у ребёнка интерес к чтению;
воспитательная:
- воспитание бережного отношения к книге;
- расширение активного словаря. (слайд№2)
План проведения собрания.
1. Лекция классного руководителя для родителей «Воспитание у детей интереса к чтению».
2. Анализ анкет учащихся «Чтение – вот лучшее учение».
3. Советы и рекомендации родителям.
4.Советы библиотекаря.
5. Итог собрания.(слайд№3)
Оформление доски.
1. Тема собрания: «Воспитание у детей интереса к чтению».
2. Пословицы:
«Испокон века книга растит человека».
«Кто много читает, тот много и знает».
«Ученье - свет, а неученье – тьма». (слайд№4)
«Дом без книги, что без окон».
«Книга не мед, а всякий берет».
«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает».
«Книга подобна воде: дорогу пробьет везде».
«Книга поможет в труде, выручит в беде».
«Книга учит жить, книгой надо дорожить». (слайд№5)
Ход собрания.
1.Приветствие родителей, объявление темы и цели собрания.
Лекция классного руководителя для родителей «Воспитание у детей интереса к чтению»
Добрый вечер, уважаемые родители, гости. Я рада приветствовать вас. Начать своё выступление я хочу со слов В.А. Сухомлинского:
«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». (слайд№6) Те родители, которые упорно не понимают этого и не находят времени, чтобы почитать вместе с ребенком, разрушают любовь к книге и чтению.
У каждого человека в книжном шкафу есть «золотая полка», на которой стоят его любимые книги. Эти книги оставили в душе тепло, радость, надежду на что-то лучшее…. Эти книги хочется перечитывать много раз, от них невозможно оторваться. Любимые книги могут навеять грусть, могут заставить задуматься о смысле жизни, о своих поступках. А ещё…, прочитанные книги могут преподнести хороший нравственный урок. Книги помогают преодолеть жизненные трудности, сделать правильные выводы. Есть книги, которые существенным образом повлияли на нашу жизнь. Есть книги, которые научили нас чему-то важному и которым мы благодарны.
Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности. Чтение - сложный процесс, требующий умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого.
Роль чтения учащихся коррекционной школы многогранна. Одно из ее направлений - обогащение словарного запаса путем развития орфоэпически правильной речи учащихся. Это значит, что при чтении художественной литературы следует совершенствовать произношение слова, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого слова.
Грамотное правильное чтение способствует быстроте, легкости общения между детьми. Это заставляет предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи. Велика и эстетическая ценность правильного произношения. В речи учащихся коррекционного класса можно услышать неправильное произношение и написание слов: при общении друг с другом ребята могут говорить: « … он мне звОнит», или « … мне давно не покупали новых «носок»; при рассматривании картины, они, как правило, делают вывод: «эта картина мне понДравилась», или « … поДчерк Тани мне не нравится».
В целом навык чтения складывается из двух факторов: смыслового и технического, то есть техники чтения. Техника чтения – это способ чтения, его правильность, скорость и выразительность. Смысловой фактор – это понимание прочитанного.
Способствует сознательности чтения также работа по составлению плана, которая помогает осознать отдельные части произведения и охватить его в целом, понять, в какой последовательности ведется рассказ. Поэтому, когда ребёнок читает любое художественное произведение, то его желательно разбить на части. Каждую часть следует озаглавить, тогда ребёнку при чтении и при пересказе этих частей будет гораздо легче улавливать смысл произведения.
Следует помнить, что работа по развитию навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения у умственно отсталых детей протекает в единстве.
Самым распространенным видом чтения во вспомогательной школе является чтение вслух. Только чтение вслух даёт возможность учителю выработать у детей умение читать выразительно, показать красоту, ритм и напевность стиха, выявить особенности речи действующих лиц.
При чтении художественного произведения дома с родителями обязательно следует поговорить об авторе. Вспомнить, какие уже были прочитаны произведения этого автора, кратко вспомнить содержание тех произведений. Такая работа даёт хороший эмоциональный настрой, вселяет в ребёнка уверенность в себе и желание читать. Если ребёнок, по каким- то причинам не изъявляет большого желания читать данное произведение, то желательно взрослому целесообразно начать первому читать. Когда ребёнок поймёт, о чём идёт речь в произведении, вот тут и следует предложить ему читать самостоятельно.
После того, как рассказ прочитан и осмыслен ребёнком, следует предложить прочитать повторно любой отрывок. Естественно, повторное чтение будет более выразительное, уверенное, ребёнок быстрее ориентируется в тексте. В данном случае ребёнка следует похвалить, задать вопросы по содержанию прочитанного. При ежедневном выполнении такого упражнения, выразительность чтения улучшается, скорость чтения увеличивается. При разговоре со сверстниками, этот ребёнок будет чувствовать себя более уверенно, речь его будет намного грамотнее. Заканчивая своё выступление, хочу обратить внимание на пословицы, которые написаны на доске. Уважаемые родители, пословицы - это народная мудрость, а значит пословицы – это сама жизнь, её отражение.
2. Анализ анкет учащихся «Чтение – вот лучшее учение».
1). Какие книги ты любишь читать?
-сказки;
-фантастику;
-военная тематика;
-прочее.
2) Посещаешь ли ты библиотеку?
-да;
-нет.
3)Любишь ли ты читать книги вслух?
-да;
-нет.
4. Пересказываешь ли ты прочитанные книги?
-обязательно пересказываю;
-иногда пересказываю;
-не люблю пересказывать.
5. Что ты больше любишь?
- читать сам
- слушать чтение взрослых
6. Что нравится тебе получать в подарок?
-книгу;
-одежду;
-сладости; (слайд №7)
3. Советы и рекомендации родителям.
1.Читайте вслух с ребенком ежедневно не менее 20 - 25 минут в день.
2.Перед чтением проветрите комнату.
3. Перед чтением книги, поговорите об авторе. Вспомните, какие книги вы уже прочитали этого автора.
4.Чтение ребёнка должно быть внимательным и вдумчивым.
5.Обязательно должен звучать пересказ прочитанного текста.
6. Предложите нарисовать рисунок к прочитанному тексту.
7.Приучите ребёнка вести читательский дневник.
8. Со своей «золотой полки» рекомендуйте ребёнку книги для прочтения.
9. С раннего возраста воспитывайте бережное отношение к книге. (слайд№8)
4.Советы библиотекаря.
1. Покупать и читать ребёнку книги следует с раннего возраста.
2.Читайте книги со своим ребёнком каждый день.
3.Читать книги следует с «выражением».
4.Книги для чтения должен выбирать сам ребёнок, поощряйте его выбор.
5.Проследите, чтобы ребёнок обязательно записался в библиотеку.
6.Объясните правила поведения в библиотеке. Напомните о бережном отношении к книге.
7. Начните вместе с ребёнком собирать у себя дома личную библиотеку.
8.Читать ребёнок должен всегда с желанием.
9.Личным примером показывайте любовь к чтению книг.
10. Воспитывайте в ребёнке привычку читать в свободное время. (слайд №9)
5. Итог собрания. Классный руководитель и библиотекарь каждому родителю вручают памятку «Советы и рекомендации родителям».
1.Читайте вслух с ребенком ежедневно не менее 20 - 25 минут в день.
2.Перед чтением проветрите комнату.
3. Перед чтением книги, поговорите об авторе. Вспомните, какие книги вы уже прочитали этого автора.
4.Чтение ребёнка должно быть внимательным и вдумчивым.
5.Обязательно должен звучать пересказ прочитанного текста.
6. Предложите нарисовать рисунок к прочитанному тексту.
7.Приучите ребёнка вести читательский дневник.
8. Со своей «золотой полки» рекомендуйте ребёнку книги для прочтения.
9. С раннего возраста воспитывайте бережное отношение к книге.
Список литературы
1.Аксёнова, А.К. Специальная методика обучения русскому языку и чтению во вспомогательной школе [Текст] / А.К. Аксёнова. – М.: Просвещение, 1994.
2.Иншакова, О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] / О.Б. Иншакова.– М.: Педагогика, 2000.
Легоцкая Вера Сергеевна
Сластенко Надежда Григорьевна