Родительское собрание с мультимедийным сопровождением «Играя, обучаем»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»
города Воткинска Удмуртской Республики
Сценарий родительского собрания
«Играя, обучаем»
Разработала:
Щетникова Светлана Александровна,
воспитатель
г.Воткинск
2020 г.
Здравствуйте, дорогие родители. Я очень рада встрече с вами.
Сегодня мы побеседуем об играх наших детей.
Мы постараемся создать атмосферу взаимного расположения и доверия.
Предлагаю начать нашу встречу с небольшого видеосюжета.
Ролик «Играя, обучаем»
Скажите, пожалуйста, как вы думаете: «Нужна ли игра ребенку?
Для чего?» (высказывания родителей).
«В какие игры играет ваш ребенок дома?»
«Являетесь ли вы участниками игр ребенка?»
Слайд № 1
Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность, работа, служба».
В последнее время во всём мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. Одно из свидетельств этого процесса – создание Международной ассоциация игры.
1 февраля 2013 г. ООН приняла дополнения к Декларации прав ребёнка, связанные с правом ребёнка на игру.
Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки впечатлений, полученных из окружающего мира. В игре ярко проявляются мышление и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Игровая деятельность является ведущей для дошкольника.
Игра начинает входить в жизнь ребенка уже в раннем возрасте. По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами “становятся родителями”.
Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.
Игра – путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к самосовершенствованию. Поэтому детские игры – важное средство самовоспитания.
Сегодня предметом нашего разговора станут игры, которые обучают.
Слайд № 2
Все обучающие игры условно можно разделить на 4 группы:
- игры с игрушками и предметами;
- настольно – печатные игры;
- словесные игры;
- электронные игры.
Рассмотрим первую группу «Игры с игрушками и предметами».
Но вначале я предлагаю вам выполнить небольшое задание – соотнести предложенные игрушки с возрастом детей.
Слайд № 3
Игровое компьютерное задание на ноутбуках.
Родители выполняют задание, комментируют свои решения.
Первые игры возникают уже в раннем возрасте. Однако их содержание и характер сначала еще примитивны. В большинстве случаев игра сводится к воспроизведению простейших действий с предметами.
Слайд № 4
Игрушки и игры для детей 2-3 лет очень интересны и многообразны.
Дети с удовольствием играют пирамидками, матрешками, развивающими играми - сортер (игры вкладки). Полезны для детских игр наборы строительного материала, вызывающие обычно длительный интерес, открывающие широкий простор для ребячьей фантазии. Предпочтительнее использовать простые наборы из пластмассы, включающие небольшое количество довольно крупных деталей разнообразной формы (кирпичики, цилиндры, трехгранные призмы и т.д.).
В игре можно использовать крупный конструктор Лего Дупло. В этой серии много замечательных и увлекающих наборов и для мальчиков, и для девочек.
Так же нельзя забывать и об игрушках развивающих мелкую моторику и пространственные отношения.
Все игрушки в этом возрасте должны быть достаточно крупными, чтобы было удобно их брать и переносить.
Слайд № 5
С каждым годом жизни ребенка количество его развивающих игрушек растет, и способы игры с ними усложняются. (Игры детей 4-5 лет)
Появляются игры – трансформеры, конструкторы с деталями среднего размера, широко используются игры Никитина и Воскобовича, на мелкую моторику используются всевозможные шнуровки, на смену Лего Дупло приходит Лего Классик.
Слайд № 6
В играх старших дошкольников (6-7 лет) преобладают игровые действия умственного характера. В ходе игры дети проявляют наблюдательность, сравнивают, припоминают ранее усвоенное, классифицируют предметы по тем или иным признакам и т.д. Актуальны в этом возрасте наборы Лего Веду. Дети с удовольствием коллекционируют игрушки. Детям интересен окружающий мир и его тайны их притягивают научные игрушки микроскопы, детские компьютеры. Появляются игры на развитие логики, обучению чтению.
Вы, наверное, заметили, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.
При всём разнообразии между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены, доставляют детям радость, чувство удовольствия. Эти чувства, испытываемые ребёнком в игре, вызываются процессом активного творчества, привлекательностью игровых действий.
Хочется отметить, что игрушки должны быть подобраны в соответствии с возрастом и полом ребенка.
Слайд № 7
Следующая группа «Настольно-печатные игры»
Предлагаю вам небольшую викторину «Игры нашего детства» (высказывания родителей).
Слайд № 8
Интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Для детей младшего дошкольного возраста предлагаются игры, состоящие из 2 - 4 крупных деталей с известными крохе изображенными, например, домашними животными. Для детей старшего возраста количество деталей становится больше, а по размеру меньше.
Такие игры открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению. Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Даже самые маленькие привыкают к тому, что надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.
Покупая ту или иную игру, на что вы будете ориентироваться?
Обратите внимание, что на коробке обязательно указывается рекомендуемый возраст ребенка. А также необходимо учитывать уровень развития ребенка, есть дети с опережением в развитии.
Но не обязательно покупать ребенку множество дорогих игр. Можно придумать игры для дома самостоятельно, используя подручный материал.
По-простому мы их назвали: «Игры на кухне».
Увлекательная игра «Крышки по размеру» поможет развить зрительную память и координацию. Для этого понадобиться несколько банок, бутылочек с горлышком и крышками разных форм и размеров, которые закручиваются на горлышке или просто закрываются. Покажите ребенку, какая крышка подходит к той или иной банке, закрутите крышки, а потом снимите их, перемешайте и дай возможность малышу самому правильно подобрать нужные крышки к банкам и бутылочкам.
«Сортируем крупу» Игра помогает развивать мышление ребёнка, мелкую моторику. Сортировать можно, например, по размеру, цвету или качеству. Способ сортировки может подсказать и сам ребенок.
В вашей семье живут подобные игры? Какие? (высказывания родителей).
А сейчас я хотела бы вам предложить на время стать детьми.
И сыграть в игру «Чудесный мешочек». Каждый из вас получает Мешочки, они наполнены разными материалами. Определите, что у вас в мешочках?
Как вы думаете, что развивает эта игра? (высказывания родителей: какой предмет попался им в руки, называя при этом то, что они ощущают от прикосновения: предмет гладкий, шершавый, теплый, холодный и т.д.)
С помощью данной игры обогащается не только словарный запас ребенка, но и развивается тактильной память, образное представление. Дети всегда с удовольствием в нее играют и получают массу положительных эмоций.
Надо отметить, что в нее можно играть с детьми, любого возраста, постепенно усложняя. Как, по вашему мнению, можно усложнить эту игру?
Варианты усложнений предлагают родители:
использовать разное количество предметов;
использовать предметы из разных материалов (метал, дерево и др.);
использовать предметы разные по размеру и т.п.
Слайд № 9
«Словесные игры»
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
Словесные игры способствуют развитию речи, обогащению словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы, игры способствуют формированию лексико-грамматических категорий, связной речи.
Какие словесные игры традиционны в вашей семье? (высказывания родителей). На какие группы можно разделить словесные игры?
Сегодня для каждого из вас я приготовила небольшой подарок – памятку «Словесные игры дома, на улице и в дороге».
Слайд № 10
И последняя группа развивающих игр - Электронные игры
Сейчас трудно представить ребенка, который бы не знал, что такое компьютер. Но, к сожалению, единственное, что влечет детвору к этому удивительному устройству – это всевозможные игры, которые, порой, совершенно не несут никакой пользы для подрастающего малыша.
Но в силу того, что сейчас без современных технологий уже просто невозможно представить жизнь, отстранить детей от компьютера и запретить постигать азы работы с ним, будет, по крайне мере, уже не разумно. В этом случае родителям нужно превратить компьютер в средство для всестороннего развития ребенка. Ведь для этого сейчас есть масса разнообразных обучающих программ и игр, которые можно купить как на лицензионных дисках, так и приобрести с помощью интернета.
Существует арсенала разнообразных, увлекательных, интересных развивающих компьютерных игр.
Как и любые другие, будь то словесные игры для развития речи или развивающие моторику рук, компьютерные также имеют определенную тематическую и возрастную направленность.
Сегодня мы рассмотрим некоторые из них, они, несомненно, понравятся любому ребенку.
Родители выполняют детские игры-упражнения на ноутбуке.
Выдаю родителям памятку с адресами сайтов развивающих игр для дошкольников.
Благодарю вас за активное участие в работе нашего собрания.
Я готова ответить на ваши вопросы.
Список литературы
Макаренко А.С. Правильно воспитывать. Как? – М.: АСТ, 2013
Макаренко А.С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей – М.: Просвещение, 1969
Эльконин Д.Б. Психология игры. – Педагогика, 1978
Конвенция о Правах Ребенка – КноРус, 2016
памятка для любящих родителей. Играя, обучаем
DOCX / 126.11 Кб
Потамошнева Наталья Алексеевна
Щетникова Светлана Александровна
Кияйкина Наталья Федоровна
Щетникова Светлана Александровна
Кияйкина Наталья Федоровна