Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Основы профессиональной компетентности педагога»

0
0
Материал опубликован 30 August 2022

Основы профессиональной компетенции педагога.

(статья)


Современный этап развития российского общества характеризуется быстрой сменой технологий, что обуславливает формирование новой системы образования, предполагающей постоянное обновление. Успешность реализации непрерывного образования зависит от того насколько будут способны все субъекты системы образования поддерживать конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как активность, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Поэтому одним из перспективных направлений развития образования в России становится повышение профессионального мастерства, распространение передового опыта, создание инновационной образовательной среды. Сегодня образование в России ориентировано на активного и мобильного педагога, проявляющего инициативу, четко осознающего свои профессиональные цели, открытого для всего нового и оптимистично настроенного по отношению к инновациям. Именно такой педагог сможет эффективно реализовать ключевые направления, отраженные в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (от12.11.2009 г.), представленной в Послании президента России Д.А. Медведева Федеральному собранию.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования
профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Возникла
необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать
фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и
практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных
педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в
условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой,
способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах
жизнедеятельности. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно
быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому
выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре
личности и характеризует его профессионализм. [11]

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). [1]

В словаре С.И. Ожегова «компетенция» определяется как:

1.Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.

2.Круг чьих-нибудь полномочий, прав

А по словарю Д.Н. Ушакова … «компетенция» это:

1.Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

2.Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право)

А.И.Турчинов понимает под компетентностью степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности. [8, с. 268].

А.В.Хуторской пишет: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [10, с.86].

Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией – значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере. [11]

В документе «Стратегия модернизации российского образования» отмечается, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает обучение (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.

С.Е. Шишов, В.А. Кальней отмечают, что понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, быть компетентным – не означает быть ученым или образованным. Предполагается, что настройка человеческого поведения на бесконечное разнообразие жизненных ситуаций связана с общей способностью «мобилизовать в определенной ситуации приобретенные знания и опыт» в личной биографии, вписывающийся в общую историю [13, с.254].

Кроме того, по их мнению, нужно различать компетенцию и умение. Умение – это действие (doing) специфической ситуации. Это проявление компетентности или способности (a capability), более общей подготовленности к действию или возможность совершать действие в специфической ситуации. Однако только умения поддаются наблюдению; компетенция – это характеристики, которые можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями. [12]

Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция — это то, что порождает умение, действие. [12]

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что в настоящее время накоплена существенная теоретическая база по проблеме повышения профессиональной компетентности педагогов. Этому свидетельствуют работы Акопяна М.А., Брыксиной О.Ф., Китикарь О.В., Пелагеч С.А., Брыксиной О.Ф., Остапович О.В., Миллер В.В., Овчинниковой О.Ю., Кузьминой И.Е. и др.

Изучив существующую теоретическую и практическую базы, можно сделать вывод, что под «Профессиональной компетентностью» необходимо понимать совокупность профессиональных компетенций педагога, уровень которых сформирован в конкретный момент времени. Под «Профессиональной компетенцией» - норму к образовательной подготовке педагога в некотором аспекте его деятельности, к которой необходимо стремиться. Выделим основные компетенции, из которых, как нам кажется, должна формироваться профессиональная компетентность педагога

В ходе выделения компетенций, приведенных проанализированы научно-исследовательские работы, стандарты педагогов, закон об образовании РФ. Заметим, что все компетенции связаны между собой. Таким образом, развивая одну из компетенций, педагог развивает и все остальные. Согласно предлагаемой модели:

1. Информационная компетентность педагога [1]:

1. Информационно-коммуникационная компетентность: комплексные свойства личности педагога, включающие умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, структурировать, организовывать, представлять и передавать ее с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

2. Информационно-технологическая компетентность: способность педагога как личности к видам деятельности, связанным с технологиями работы с вычислительной и оргтехникой и с информацией, технологиями применения на практике в повседневной жизни и в образовательной деятельности.

3. Информационно-аналитической компетентности: комплексные свойства личности педагога, заключающиеся в умении вырабатывать новые знания, осуществлять прогноз, принимать управленческие решения на основе анализа имеющейся информации. Состав профессиональной компетентности педагога

2. Компетентность в сфере современных инноваций: владение компетенциями в сфере образовательных инноваций, продуктивная деятельность в сфере образовательных инноваций, способность к осуществлению инновационной образовательной деятельности. 3. Компетентность в сфере ИКТ:

1. Актуальные знания: об основных поисковых системах и общих правилах поиска, отбора информации в сети Интернет; о критериях оценки и отбора информации; о средствах синхронной и асинхронной Интернет коммуникации; о Веб-технологиях, используемых для обучения; об информационно-справочных материалах, способствующих подготовке к профессиональной деятельности; об основных видах онлайн-тестов и Интернет-сервисах для контроля и самоконтроля успеваемости учащихся.

2. Актуальные умения: осуществлять поиск и отбор Интернет-ресурсов для учебных целей; производить оценку отобранной информации; использовать средства синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации; использовать информационно-справочные материалы в ходе 138 подготовки к занятиям и личностного роста; использовать различные Веб-технологии в процессе обучения и самообучения; использовать онлайн-тесты и Интернет сервисы для контроля и самоконтроля успеваемости учащихся.

4. Регулятивная компетентность (управление собственным поведением) [2]:

1. Диагностика состояния и анализ результатов предыдущей профессиональной деятельности (при наличии такого опыта);

2. Определение общих ценностей; [3]

Формулировка образовательных задач и прогнозирование результатов;

3. Целеполагающая деятельность – проверка педагогических замыслов, их конкретизация с учетом личностных ценностей и идеалов

4. Уточнение образовательных задач, внесение корректив в программы действий.

5. Интеллектуально-педагогическая компетентность [2]:

1. Умение проводить анализ и синтез педагогических явлений

2. Умение сравнивать педагогические явления: сопоставление со стандартом, классификация, соответствие одного явления другому, количественная и качественная оценка.

3. Умение использовать абстракцию.

4. Умение обобщать и конкретизировать знания.

5. Умение использовать педагогические умозаключения.

6. Умение использовать профессиональное воображение.

6. Операционная компетентность: предметно-методическая деятельность, проектно-технологическая деятельность, прогностическая деятельность, организаторская деятельность, педагогическая импровизация, экспертная деятельность.

7. Компетентность в сфере инклюзивного образования [4,5]:

1. Когнитивный компонент: представление об организации и содержании образовательного процесса в условиях инклюзивного образования.

2. Эмоциональный компонент: аффективные реакции и эмоциональная оценка чувства, переживания, связанные с инклюзивным образованием как объектом социальной установки.

3. Мотивационно-конативный компонент: готовность к проявлению компетентности, а также намерения, планы, замыслы действий.

4. Коммуникативный компонент: способность педагога организовывать взаимодействие и общение с участниками инклюзивного образовательного пространства, владеть адекватными средствами и техниками коммуникации.

5. Рефлексивный компонент: анализ собственной педагогической деятельности, анализ деятельности обучающихся, анализ взаимодействия педагога и детей в образовательном процессе, анализ результатов образовательного процесса.

6. Технологический компонент: умение исполнения методов и технологий инклюзивного образования для ребят с различными образовательными нуждами и разными типами патологий в развитии.

7. Диагностический компонент: способность постановки точного диагноза уровня формирования ученического коллектива, формирования личности, знаний, умений и воспитанности отдельных обучающихся.

8. Коррекционный компонент: умение корректировать процесс педагогического действия в каждом его этапе, принимая во внимание результаты промежуточной и окончательной диагностики.

9. Прогностический компонент - умение предусматривать результаты тех либо других педагогических поступков в критериях инклюзивного образования.

8. Диагностическая компетентность [3]:

1. Содержательно-организационный компонент: знание достаточного количества диагностических методик и проективных техник, умение их грамотно применить в определенной ситуации.

2. Мотивационно-ценностный компонент: уровень познавательной мотивации, адекватное представление о роли и смысле диагностической деятельности, потребность в усовершенствовании своих умений.

3. Операционально-деятельностный компонент: четкое, последовательное осуществление диагностирования, самостоятельный и правильный подбор и использование диагностический инструментарий. Представленная модель включает в себя наиболее полное на наш взгляд описание знаний, умений и навыков (объединенных в компетенциях), необходимых современному педагогу, чтобы передать актуальные на данный момент знания в удобной для учеников форме, и чтобы быть не просто педагогом, а педагогом-ученым, который готов развиваться и развивать.

Современный учитель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инновационная. Деятельность учителя должна носить не только творческий, но и исследовательский характер. Он должен не только знать и уметь применить на практике основные педагогические теории, но и творчески их использовать, а также стремиться к воплощению собственных педагогических идей.

Педагогические инновации в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки.

Очень важным представляется в такой ситуации выявление и изучение педагогических инноваций. Большое значение в развитии педагогической теории имеет умение педагога изучать педагогические инновации с помощью таких методов, как наблюдение, беседа, интервьюирование и др. Такими знаниями должен обладать каждый теоретик и практик системы образования.

В ходе работы над рефератом, нами сделаны следующие выводы:

Определена сущность понятия «профессиональная компетентность педагога». изучение различных мнений, представленных исследователями природы компетентности, таких как А.В. Хуторской, С.Е. Шишов, В.А. Кальней, В.Г. Суходольский, по определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя. []

Рассмотрено содержание профессиональной компетентности педагога, которое, если обобщить мнения различных авторов, включает:

1). Педагогическое мастерство - знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение (А.С. Макаренко) и профессионализм, которые включают в себя профессионально - педагогические способности, методы обучения и воспитания учащихся, глубокое знание ученика, учет тех изменений, которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы, организация методического обеспечения педагогической деятельности самим учителем. [5]

2). Личностные качества, интересы и склонности педагога.

Профессиональная компетентность должна иметь четкую структуру, определяющую ее содержание. Но в данное время нет определенной структуры профессиональной компетентности, различные авторы предлагают разные варианты. Котлярова И.О. предлагает следующую структуру профессиональной
компетентности педагога


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

1. Педагогическое сотворчество.
2. Педагогическая умелость.
3. Педагогическое мастерство.
4. Педагогическое новаторство.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

1. Способность превращать свои знания, навыки и умения в необходимый
результат.
2. Демонстрация высокой степени совершенства в исполнении своей работы.
3. Владение разными методами и формами своей работы.
4. Совершенствование своих практических знаний, навыков и умений в
своей единственной профессиональной деятельности.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

1. Способность к аналитическому мышлению.
2. Осуществление комплексного подхода к выполнению своих обязанностей.
3. Умение овладевать приемами личностного самовыражения и саморазвития
средствами противостояния профессиональной деформации личности.
4. Умение действовать в соответствии с ситуацией.
5. Наличие коммуникационных и интеграционных способностей, умение
поддерживать отношения, влиять и добиваться своего, владение совместной
групповой профессиональной деятельностью, сотрудничество.
6. Владение приемами профессионального общения.
7. Социальная ответственность за результаты своего труда.

КВАЛИФИКАЦИЯ

1. Готовность работника к профессиональной деятельности.
2. Наличие у работника знаний, навыков и умений, необходимых для
выполнения определенной работы.

Рис. 1. Структура профессиональной
компетентности педагога по Котляровой И.О.


ЛИТЕРАТУРА

Азаров Д.П. Мастерство воспитателя. – М., 1971. – С. 164.

Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под ред. В.И.Байденко. М., 2006. – 210 с.

Засобина, Г.А. и др. Практикум по педагогике: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Г.А. Засобина, И.В.Савин; под ред. Н..В.Савина. – М.: Просвещение, 1986. – 111 с.

Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с.

Макаренко, А.С. Пед. соч.: в 8 т. Т. 4 / А..С.Макаренко. – М., 1985. –236 с.

Морева, Н.А.Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ∕ Н.А.Морева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский дом «Академия», 2008. – 432 с.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995.- 928 с.

Турчинов, А.И.. Профессионализация и кадровая политика теории и практики / А.И. Турчинов. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 272 с.

Ушаков Д.И. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т.1 ∕ Под ред. Д.И.Ушакова. – М., 1935.- 284 с.

Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2.- С. 58-64.

Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В.Хуторской.- М., 2002.

Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 12 декабря. http: ∕ ∕ www.eidos / journal / 2005 / 1212. htm/

Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с., прил.



Интернет ресурсы

1. https://infourok.ru/doklad-professionalnaya-kompetentnost-pedagoga-5084603.html#:~:text=Профессиональная%20компетентность%20педагога%20–%20 это, смежным%20областям%20знания%20и%20др.


2. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/59275/1/nop-2-2018-27.pdf







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации