"Вся наша жизнь - театр"
Педагогическое сообщество «УРОК.РФ»
II Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший сценарий театрализованного представления
«Вся наша жизнь - театр»
(для школьников 2-5 классов)
Автор-составитель:
Вишняк Ольга Вячеславовна,
учитель начальных классов,
педагог дополнительного образования,
психолог-консультант
Кемеровская область
Новокузнецк
2025
Действующие лица:
голос за кулисами;
незнакомец;
принцесса Аврора;
колдунья;
принц Эрик;
участники представления
Реквизит:
красивый чемодан со множеством старых ненужных вещей;
канцелярские принадлежности;
презентация-ролик;
сладости (печенье, морс, сладкие напитки, маленькие шоколадки);
микрофон;
детский современный репертуар
Цель: создание яркого, запоминающегося и познавательного театрального представления для обогащения внутреннего мира школьников.
Задачи:
Формировать у школьников представление о мире театра, о нравственных ценностях.
Развивать у обучающихся творческие способности, внимание и память, воображение и фантазию.
Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного у школьников, пробуждать интерес к литературному чтению.
УУД:
Личностные:
помощь в осмыслении собственных ценностей, мотивов поступков героев, поиск ответов на вопросы «Кто я?», «Что для меня важно?»;
формирование способности к моральному выбору, оценке поступков с точки зрения общечеловеческих ценностей;
развитие умения управлять своими эмоциями, поведением, преодолевать трудности, связанные с восприятием сложного материала;
повышение интереса к мероприятию через увлекательные формы, через пробуждение желания узнавать новое.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
понимание цели театральных сцен, умение ставить собственные задачи при его просмотре (например, «Я хочу понять, почему герой поступил так»);
представление о том, как будет развиваться сюжет, какие события последуют;
оценка своего понимания сюжета, корректировка своих предположений, если они оказываются неверными;
анализ увиденного, формирование собственного мнения о спектакле, его героях и идее.
Познавательные УУД:
умение находить ключевые моменты в диалогах, действиях героев;
понимание взаимосвязей между событиями, персонажами;
создание в воображении образов, ситуаций, которые не представлены напрямую;
осознание конфликтов, возникающих в сюжете, и попытка понять, как герои их разрешают или не разрешают;
понимание символики, сравнений, которые могут присутствовать в спектакле, а также умение понимать их значение.
Коммуникативные УУД:
обсуждение театральных сцен в классе, в малой группе, умение договариваться о совместной деятельности;
формулирование вопросов к актерам, к режиссеру, к ведущему по сценарию;
умение слушать и слышать других, аргументировать свою точку зрения, принимать чужую позицию;
совместное обсуждение, обмен мнениями, формирование общего понимания спектакля;
умение находить компромиссы в обсуждениях, уважать чужое мнение.
Предметные УУД:
углубление понимания литературных произведений, развитие навыков анализа текста, персонажей, сюжета, понимание авторского замысла;
получение наглядного представления об исторических событиях, эпохах, образах исторических личностей, формирование более глубокого и эмоционального восприятия истории;
знакомство с различными видами искусства (театр, музыка, живопись, костюм, сценография), развитие эстетического восприятия;
обогащение словарного запаса, развитие навыков правильной речи, понимание стилистических особенностей языка;
формирование представлений о социальных ролях, нормах поведения, межличностных отношениях;
умение ориентироваться во времени, в пространстве.
(на сцене царит полумрак, звучит тихая, тревожная музыка, медленно загораются лампы, освещая старинный, словно выхваченный из времени интерьер: потрепанные бархатные кресла, обветшалые колонны, тусклое зеркало в резной раме)
Голос за кулисами: В этом зале, где тени прошлого танцуют в лунном свете, оживают легенды. Здесь сплетаются судьбы, рождаются новые мысли и рушатся империи. Здесь… начинается наша история.
(музыка стихает, на сцене появляется фигура в плаще с капюшоном, незнакомец медленно снимает капюшон, и мы видим молодое, но уже отмеченное печатью мудрости лицо)
Незнакомец: Я – Хранитель Времени. Сейчас я Вам поведаю сказ о любви и предательстве, о долге и выборе, о свете, что пробивается сквозь тьму. Готовы ли вы услышать его?
(в зале загорается свет, становится видно зрителей,
незнакомец делает шаг вперед, к рампе)
Незнакомец: Давным-давно, в некотором царстве, в некотором государстве, где розы цвели круглый год, жила принцесса Аврора. Ее красота затмевала солнце, а ее сердце было исполнено доброты. Но над царством нависла темная угроза…
(музыка вновь меняется, становясь более динамичной, на сцену выходят стражники в доспехах, на противоположной стороне появляется колдунья в черном одеянии, окруженная клубами дыма)
Колдунья: Аврора! Ты станешь моей! Твоя красота и молодость даруют мне вечную жизнь!
(начинается сражение, стражники пытаются защитить принцессу, но силы зла оказываются слишком велики,
Аврора оказывается в плену у колдуньи…)
Незнакомец: И вот, в тот час, когда надежда казалась потерянной, появился он – рыцарь Эрик, чье имя в переводе означает «самый могущественный», «благородный правитель». Он был известен своими подвигами и верностью царю, отцу Авроры. Весть о похищении принцессы застала его в далеких землях, но он немедленно отправился в путь, чтобы спасти ее.
(музыка становится драматичной, на сцене появляется Эрик в сверкающих доспехах, он полон решимости и отваги)
Незнакомец: Путь Эрика был полон опасностей. Он сражался с чудовищами, перебирался через непроходимые леса и обманывал коварных разбойников. Но ничто не могло остановить его, ведь в его сердце горела любовь к Авроре. Он знал, что только он может спасти принцессу от злых чар колдуньи.
(на сцене появляются декорации: темный лес, горные тропы, зловещие пещеры, Эрик сражается с монстрами и преодолевает препятствия)
Незнакомец: И вот, наконец, он добрался до замка колдуньи. Там, в самой высокой башне, заточена Аврора. Колдунья ждала его, уверенная в своей победе, но Эрик был готов к битве. Он был готов отдать свою жизнь за Аврору.
(музыка достигает кульминации, на сцене разворачивается финальная битва между Эриком и колдуньей, молнии сверкают, пламя охватывает все вокруг)
Голос за кулисами: Театр – это не только актеры и декорации, но и множество тайн и секретов. Данная картина – это настоящий праздник для маленьких фантазеров. Давайте же все вместе мы попробуем себя в разных ролях и постараемся понять, как рождается магия на сцене.
Конкурсная программа
1. Творческая мастерская (5-13 минут)
Голос за кулисами: Ребята, начнем с того, что будем придумывать сюжеты. Может, это будет смешная комедия про школьную жизнь или захватывающая история про приключения? (на экране демонстрируется презентация - ролик про красивые мультипликационные фильмы) Обсудим, что нам интересно, что нас волнует:
создание персонажей: Кто будет главным героем? Какими чертами характера он будет обладать? Вместе придумаем ярких, запоминающихся персонажей;
написание сценария (или его плана): не обязательно писать полноценную пьесу, можно создать наброски диалогов, ключевые сцены, определить, что происходит в каждом акте, главное, чтобы было понятно, о чем наша история;
репетиции и импровизация: здесь начинается самое интересное! Будем пробовать разные варианты игры, искать свои интонации, жесты. Не боимся ошибаться, ведь именно так рождается настоящее творчество; можно даже устроить импровизационные этюды на заданные темы;
работа над образами: Как будут выглядеть наши герои? Можно придумать простые костюмы из подручных материалов, наложить грим - это поможет нам лучше вжиться в роли;
«Премьера для друзей»: в конце мероприятия устроим небольшой показ для других классов или для родителей, зрителей. Это будет наш собственный, уникальный спектакль!
2. Виртуальный мир (10-20 минут)
Голос за кулисами: Существуют разные виды театров: драматический, кукольный, музыкальный и др. В каждом театре есть режиссер, актеры, художник-постановщик, костюмер, гример, а также сцена, суфлерская будка и др.
Уважаемые зрители, мне нужны 10 человек, разделимся на 2 команды.
Задание: проиграть сюжет волшебной сказки, каждый член команды выбирает роль (костюмер – шаль, накидка, платье, туалетная бумага, зубная паста, губная помада, тени, старые газеты и полиэтиленовые пакеты; художник – фломастеры, гуашь, кисти, плакаты, искусственные цветы, игрушки – птицы, шары и др.).
Пока наши команды готовятся к выступлению, мы, зрители, ответим на вопросы:
Что такое театр? (Театр — это искусство, которое объединяет актеров и зрителей в одном пространстве для создания живого представления. Он включает в себя различные жанры, такие как драма, комедия, мюзикл и опера.)
Какова роль зрителей в театре? (Зрители играют важную роль в театре. Их реакция, эмоции и вовлеченность создают атмосферу представления. Взаимодействие между актерами и зрителями делает спектакль уникальным и неповторимым.)
Какие качества важны для актера? (Актеру необходимы такие качества, как харизма, способность к эмпатии, хорошая память, умение работать в команде и, конечно, талант к перевоплощению в разные образы, также важно уметь передавать эмоции и взаимодействовать с аудиторией.)
Как зрители могут повлиять на спектакль? (Зрители могут влиять на спектакль своей реакцией: смех, аплодисменты или даже тишина могут изменить атмосферу и настроение актеров. Порою актеры могут импровизировать в ответ на реакцию публики, что делает представление более живым.)
Почему театр важен для общества? (Театр важен, потому что он отражает культурные и социальные проблемы, способствует обсуждению актуальных тем и объединяет людей. Театр развивает воображение и критическое мышление, а также предоставляет возможность для самовыражения как актерам, так и зрителям.)
Как выбрать хороший спектакль для просмотра? (Чтобы выбрать отличный спектакль для просмотра, стоит обратить внимание на несколько факторов. Во-первых, рекомендуется ознакомиться с репертуаром театра и прочитать аннотации к спектаклям - это поможет понять, о чем идет речь, и какие темы поднимаются. Во-вторых, полезно учитывать отзывы других зрителей и критиков, которые могут дать представление о качестве исполнения и о глубине содержания. Кроме этого, стоит обратить внимание на состав актеров и режиссера. Известные и талантливые исполнители могут значительно повысить уровень спектакля. Если есть возможность, можно посетить театральные фестивали или специальные мероприятия, где представлены новые постановки. Это позволит открыть для себя что-то необычное и интересное. Не менее важно учитывать свои собственные предпочтения. Если вам нравятся комедии, выбирайте легкие и веселые спектакли, а если вы предпочитаете драмы, ищите более серьезные и глубокие произведения. Наконец, не забывайте о времени и месте проведения спектакля — удобное расписание и атмосфера театра могут значительно улучшить впечатление от просмотра.)
Какова роль режиссера в театре? (Режиссер играет центральную роль в театре, так как он отвечает за художественное видение спектакля. Он работает с актерами, помогает им раскрыть персонажей, а также принимает решения о сценографии, о костюмах, о музыке и о освещении. Режиссер создает общую идею спектакля, определяет его темп и ритм, а также взаимодействие между актерами. Задача режиссера - сделать так, чтобы все элементы спектакля работали в гармонии, создавая целостное произведение искусства.)
Как театры адаптируются к современным технологиям? (Современные театры активно используют новые технологии для улучшения зрительского опыта. Это может включать использование проекций, световых эффектов, установок и даже виртуальной реальности. Технологии помогают создавать более захватывающие и визуально впечатляющие спектакли, а также позволяют экспериментировать с формами и жанрами. Кроме этого, театры начинают использовать социальные сети и онлайн-платформы для продвижения своих постановок и взаимодействия с аудиторией, что делает театр более доступным для широкой публики.)
Какова роль сценографа в театре? (Сценограф (художник-постановщик) — специалист, который занимается разработкой и созданием визуальной и пространственной концепции спектакля или постановки. Его работа создаёт атмосферу и обстановку, в которых разворачиваются действия, и помогает зрителям погрузиться в происходящее на сцене.)
3. Калейдоскоп чудес (5-12 минут)
Голос за кулисами: Театр развивает воображение, речь, мелкую моторику и учит детей выражать свои эмоции. Театр становится доступным и понятным, превращаясь в увлекательную игру, где каждый ребенок – главный герой своей собственной истории. Это прекрасная возможность показать, что творчество может быть простым, доступным и может приносить огромное удовольствие, ведь даже самые обычные вещи могут стать частью волшебного мира театра, если посмотреть на них глазами ребенка.
Конкурсная программа
Голос за кадром: Внесите большой, красивый чемодан, полный самых разных вещей: старые шляпы, шарфы, перчатки, пуговицы, подарочные коробочки, волшебные палочки, куски ткани. Каждая вещь – это потенциальный персонаж или элемент декорации.
«Оживляем предметы»
Голос за кулисами: Прошу выйти на сцену 5 добровольцев: вы должны взять предметы из чемодана и придумывать им имена. Например, старая шляпа может стать принцем, а шарф – волшебным веером. Ваша задача, игроки, озвучить свои персонажи, придать им характер.
«Сказка из ничего»: Вместе сочините простую историю, используя предметы из чемодана. Это может быть сказка про потерянную пуговицу, которая ищет своего хозяина, или про путешествие шляпы в далекие страны.
«Мини-сценки»: Дети смогут показывать свои маленькие представления, используя предметы и свою фантазию. Не нужно бояться, что получится неидеально – главное, чтобы было весело и интересно.
«Театральная зарядка»: Перед началом представления проведем веселую разминку: будем изображать животных, предметы, разные эмоции. Это поможет детям раскрепоститься и почувствовать себя настоящими актерами.
«Аплодисменты и угощение»: В конце все участники получат заслуженные аплодисменты.
Голос за кулисами: Ребята, оказывается, Вы не просто зрители и участники нашего шоу, а настоящие творцы! Вы узнали, как много труда и фантазии стоит за каждым спектаклем.
- А сейчас всех ждет сладкий стол, прошу отведать нашего угощения! (чаепитие с печеньем и пирожными, напитками, морсами)
Примечание: театральная постановка для школьников – это комплексное мероприятие, направленное на всестороннее развитие личности ребенка. Она дарит яркие эмоции и впечатления, закладывает прочный фундамент для дальнейшего обучения и формирования зрелой, гармоничной личности. Каждый элемент постановки – от выбора пьесы до игры актеров и оформления сцены – призван работать на достижение этих амбициозных, но вполне реальных целей.
Для заметок
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________