Всё про игру в образовательном процессе

 Игра — лишь одна из многих образовательных технологий. Будет большой ошибкой выбрать ее не в то время и не для тех целей… и навсегда разочароваться.

Прежде чем погрузиться в обсуждение принципов игрового обучения и разбор примеров, ответим на вопрос — а когда вообще нужна игра?

Игра не работает:

Если вы хотите заменить игрой образовательный процесс. Возможно, лучше подойдет игрофикация

Когда ситуация не может быть добровольной. Если вам нужно провести контрольную для всех, лучше не делать ее игрой.

Когда вам нужно оценить детей. Оценка убивает игру.

Если вам нужна предсказуемость.

Когда у вас мало времени — как на подготовку, так и на взаимодействие с учениками.

Вам подойдет игра:

Когда вам нужно провести метапредметное погружение. Игра системна.

Когда вы хотите узнать об истинных способностях учеников и убрать страх оценочности.

Когда вам нужно потренировать навыки принятия решений у детей.

Если вы желаете вовлечь учеников в изучение предмета.

Когда вам нужно организовать групповое взаимодействие.

Если вы задумались о развитии социального и эмоционального интеллекта детей.

Когда вы нуждаетесь в параллельных действиях. В игре участники могут совершать действия одновременно, а не ждать, когда выступит кто-то один.

Игровая цель — это то, что игрок должен сделать, чтобы победить.

 Образовательная цель — результат, который учитель хочет получить в конце игры.

ИГРОВАЯ ЦЕЛЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ

стоит перед игроком

стоит перед педагогом, игрок может о ней не знать

помогает управлять поведением игрока

принимается в расчет педагогом при разработке игры

привлекательна для игрока и связана с тем опытом, который он получит в игре

может быть связана с опытом, который игрок получает в игре, а может и нет

Игровой опыт

Игровой опыт — это не знания, которые есть у человека, и не его опыт обучения. Это то, что случилось с ним во время игры, то, что игра заставила его пережить. Этот опыт складывается из эмоций человека, его собственных и совместных с командой действий, мыслей и ощущений.

Опыт, полученный в игре, позволяет формировать свою позицию по отношению к предмету и учиться. Именно за счет опыта, подаренного игроку, игра становится образовательной. Всякая игра направлена на то, чтобы с человеком, который взялся в нее играть, произошло что-то значимое и ценное.

Как именно игровая цель связана с опытом игрока?

Когда участники пытаются достигнуть цели, они предпринимают определенные действия и определенным образом себя ощущают.

Задайте себе три ключевых вопроса:

Как победить в моей игре?

Что нужно делать?

Кем игра позволяет почувствовать себя игроку?

Обратная связь — необходимый элемент игры, потому что она позволяет игроку «коммуницировать» с игрой — показывает, приближает ли меня к цели или отдаляет от нее то, что я сейчас делаю. Я на правильном пути или нет?

Благодаря обратной связи игрок может увидеть и понять:

как его действия повлияли на игру;

какую реакцию они вызвали у других;

приблизился он к своей цели, стал от нее дальше или остался на месте;

как изменить свое поведение, чтобы достичь желаемого.

Каких принципов нужно придерживаться, чтобы обратная связь была эффективной:

1. Безоценочность. Происходящее не хорошо и не плохо.

2. Конкретность. Обратная связь не говорит, что действие выполнено «приемлемо» или «ты молодец». Она показывает, насколько хорошо выполнено действие.

3. Своевременность. Обратная связь должна приходить в ответ на действие — прямо в процессе игры. Не стоит давать отклик, когда человек и думать забыл о своей деятельности.

4. Актуальность. Обратная связь должна помогать человеку скорректировать свои действия, чтобы улучшить результат.



Мечта учителя

Канадский философ Бернард Сьютс назвал игру «добровольным преодолением необязательных препятствий».

В хорошей игре преодоление трудностей, которые тебе по плечу, приносит радость и удовлетворение. Согласитесь, это же просто мечта учителя! Учеба в школе — недобровольный процесс. Наша задача — хотя бы иногда дать детям ощущение радости от учебы, ведь им предстоит учиться всю жизнь.

Определите образовательную цель.

Придумайте сюжет.

Рассмотрите каждое задание с точки зрения игрока — зачем его стоит выполнять?

Продумайте систему наград и потерь.

Заранее продумайте, как вы поможете игроку, если он проиграет.

Выберите главного босса. Победа над ним станет кульминационной точкой и добавит игре азарта.

Проведите образовательную рефлексию.

После игры отметьте успехи детей, дайте обратную связь

В играх дети без устали совершенствуются в, казалось бы, бесполезных вещах: учат персонаж запрыгивать на движущуюся платформу или стреляют по подступающим со всех сторон зомби, проявляя дьявольскую изобретательность, а им за это даже не ставят пятерок. Обратная связь — одна из самых мотивирующих вещей. Правильная обратная связь создает положительное подкрепление при обучении.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации