Педагогические технологии в образовательном процессе

11
0
Материал опубликован 15 February 2016 в группе

В настоящее время в образовательный процесс прочно вошло понятие педагогической технологии.

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве (Толковый словарь русского языка).

Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).

Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы

(М. Чошанов).

 

Педагогические технологии.

содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько)

описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков)

совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев)

системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин)

 

Признаки педагогической технологии:

диагностическое целеобразование

результативность

экономичность

алгоритмируемость

проектируемость

целостность

управляемость

корректируемость

визуализация

 

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

концептуальная основа

содержательная часть обучения

технологическая часть

 

Классификации педагогических технологий

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

Типы технологий

Авторитарные технологии

Дидактоцентрические технологии

Личностно-ориентированные технологии

Гуманно-личностные технологии

Технологии сотрудничества

Технологии свободного воспитания

 

Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий:

догматические, репродуктивные

объяснительно-иллюстративные

программированного обучения

проблемного обучения

развивающего обучения

саморазвивающего обучения

диалогические

коммуникативные

игровые

творческие и др.

 

По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:

массовая (традиционная) школьная технология

технологии продвинутого уровня (углублённого изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.)

технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т. п.)

различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика)

технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

 

Традиционная педагогическая технология

Признаки традиционной технологии

1) учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс

2) класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию

3) основная единица занятий – урок

4) урок посвящён одному учебному предмету, теме, учащиеся класса работают над одним и тем же материалом

5) работой учащихся на уроке руководит учитель

6) учебники применяются в основном для домашней работы

 

Концептуальная основа – принципы педагогики, сформулированные Я.А. Коменским

научность

природосообразность

последовательность и систематичность

доступность

прочность

сознательность и активность

наглядность

связь теории с практикой

учёт возрастных и индивидуальных особенностей

 

Базовые образовательные технологии

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Основа:

дифференциация требований

к уровню освоения, явное выделение

базового и повышенных уровней

Основные принципы:

открытость системы требований,

предъявление образцов деятельности,

«ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований,

посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися,

добровольность в освоении повышенных уровней требований,

накопительная система оценивания.

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Триада:

замысел-

-реализация-

-продукт

Этапы:

1. Решение

2. Цель

3. Задачи

4. План и

программа

5. Проверка

«на реализу-

емость»

6. Выполнение

7. Презентация

 

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»

Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность .

Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Учебная ситуация – особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его (переформулируют, предлагают свое описание и т.д.), частично – запоминают.

Учебная ситуация – это способ реализации системно-деятельностного подхода.

Задача учителя - создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии. Ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи:

ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности

от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли учащиеся поставить учебную задачу или нет.

 

Учебная деятельность младших школьников (на уроках русского языка)

Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами )

Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты)

Наблюдение, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)

Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение

Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.)

Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)

Учебной ситуацией является, например, выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса», или выполнение практической работы и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

 

Виды ситуаций (проблемные)

ВЫБОР: даётся ряд готовых решений, среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.

НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ: неоднозначные решения ввиду недостатка данных.

НЕОЖИДАННОСТЬ: вызывает удивление необычностью, парадоксальностью.

КОНФЛИКТ: ситуация, рассматривающая противоположности.

НЕСООТВЕТСТВИЕ: не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

 

Приёмы создания проблемной ситуации

1) Предъявить противоречивые факты.

2) Столкнуть разные мнения учащихся вопросом или практическим заданием.

3) Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

4) Дать практическое задание, которое нельзя выполнить.

5) Дать практическое задание, несходное с предыдущим.

6) Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний.

 

Диалоговая технология

Это технология, главными компонентами которой являются проблемность, общение, сотрудничество. На их основе организуются разнохарактерная и разноуровневая деятельность учащихся, групповое создание проектов по решению комплексных проблем, активное общение. Это способствует саморазвитию и самореализации учащихся, формированию коммуникативной компетентности и культуры, развитию связной устной речи. Диалог как компонент диалоговой технологии – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощённо и комфортно.

 

Диалоговый урок в начальной школе

По утверждению Л. В. Занкова, при построении диалогового урока в начальной школе необходимо создавать определенные условия в классе:

снятие всех барьеров в общении между педагогом и ребенком и использование приемов, «подогревающих» обучение;

владение учителем технологией побуждающего и подводящего диалога;
проведение наряду с уроками-заданиями уроков-наблюдений и уроков проблемных ситуаций;
 использование на уроках различных диалоговых приемов: дискуссий, групповой работы, «ловушек», провокаций и т.п.;
 смена авторитарной жесткой монологовой позиции педагога на доверительную открытую диалоговую позицию, т. е. переход из закрытой педагогической позиции в открытую.

 

Компоненты диалоговой технологии

1. Коммуникатор - учитель, задающий смысловую направленность диалога, ставящий перед обучаемым смысловую задачу, создающий соответствующую смысловую установку, являющийся транслятором определённого смысла.

2. Мотив и цель, порождающая желание обучаемого вербализовать личностный смысл.

3. Содержание (потенциальное поле «кристаллизации смыслов»).

4. Код коммуникации (устный или письменный диалог).

5. Реципиент - ученик (его мотивационные и смысловые особенности).

6. Результат: обратная связь, выявляющая особенности смыслообразования в данном диалоге, соотносимая с уровнем учебного результата.

 

Формы диалоговой технологии

1. Проблемно-поисковые диалоги

2. Семинары-дискуссии

3. Учебные дискуссии

4. Эвристические беседы

5. Анализ конкретных ситуаций

Цели проведения диалога могут быть разнообразными: обучение, тренинг, диагностическое преобразование, изменение установок, стимулирование творчества.

Главное в диалоге – это процедура вопросов и ответов.

Умело поставленный вопрос позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции.

С функциональной точки зрения все вопросы можно разделить на две группы.

Уточняющие (закрытые) вопросы.

Верно ли, что…?

Правильно ли я поняла, что…?

Восполняющие (открытые) вопросы, направленные на выяснение новых свойств или качеств интересующих нас явлений, объектов. Их грамматический признак  -  наличие вопросительных слов: что, где, когда, как, почему и т.д.

В ходе диалога учитель постоянно оценивает текущие результаты и задаёт уточняющие вопросы.

Вся система вопросов должна свидетельствовать  о том, что это строго направленный диалог.

Вступать в диалог ученик может не только с учителем, но и с автором произведения, с текстом учебника.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации