12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна156191
Педагогический стаж работы 40 лет.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
Материал размещён в группе «Учительские династии»

Вторая заочная региональная олимпиада для школьников по географии


В олимпиаде приняла участие команда МКОУ Нововоронежская СОШ № 4. Сборная из учеников 9-11 кл., под руководством учителя географии Ковалевой Г.В.

Задания и ответы заочного тура второй региональной олимпиады по географии

Заочный тура олимпиады составлен на основе одного из самых популярных романов Жюля Верна «Дети капитана Гранта».


Задание 1.

Попытайтесь проследить путь, проделанный бутылкой с запиской капитана Гранта, пока ее не извлекли их желудка акулы.

В ответе следует перечислить в правильном порядке морские течения, которые могли бы перенести бутылку к месту, в котором ее обнаружили кратчайшим путем.

Теоретически кратчайший путь бутылки мог быть следующим:

Риф Мария-Тереза → течение Западных ветров → Бенгельское течение → Южное пассатное течение Атлантического океана → Гвианское течение → Антильское → Гольфстрим → Северо-Атлантическое течение → Северный пролив.


Ответ на 1 задание

Капитан Гранд потерпел крушение на судне «Британия» в Тихом океане и добрался с уцелевшими матросами до мало известного островка под названием Мария-Тереза (на французских картах он значится как Табор), который находится на 37 параллели в тысяче пятистах миль от Патогонии 27 июня 1862 года. Бутылка с документом была брошена под 153 градусов долготы и 37 градусов широты. После того возможно бутылку подхватило гигантское холодное течение Западных ветров, и была отнесена им через пролив Дрейка в Атлантический океан. Затем бутылку подхватило Бенгельское течение, по которому она проплыла вдоль западного побережья Африки. Далее бутылка пересекла Атлантический океан, перешла в теплое Гвианское, Антильское течение, которое отнесло ее в Карибское море к берегам Центральной Америки. Затем оно попала в теплое течение Гольфстрим, и этим мощным течением, переходящим в Северо-Атлантическое течение была перенесена через весь Атлантический океан к европейским берегам. Наконец, эту бутылку в желудке из акулы обнаружили моряки с судна «Дункан» у берегов Шотландии возле острова Арран 26 июля 1864 года.

Задание 2.

Из текста романа выберите философские мысли Жуля Верна о географии и ее роли и месте в развитии цивилизации которые высказал герой романа Жак-Элиасен-Франсуа-Мари Паганель.

О море, море! - повторял Паганель. - Что было бы с человечеством, если бы не существовало морей.  Корабль - это настоящая колесница цивилизации! (3. Остров Амстердам).

Только благодаря морю, … между пятью частями света установились родственные узы (3. Остров Амстердам).

Речка без имени подобна человеку, лишенному гражданских прав… для географического закона она не существует (11. Переход через Чили).

Для географа все представляет интерес. Уметь видеть - это наука. есть люди, которые не умеют видеть, - путешествуя, они обогащаются свежими впечатлениями не больше, чем  улитки. (8. Одним хорошим человеком больше на "Дункане").

…перед его глазами возникают новые земли, остров за островом, мыс за мысом, они словно всплывают из недр морских! Сначала контуры этих земель смутны, изломаны, прерывисты: вот тут уединенный лагерь, а там - отдаленная бухта, а еще дальше - затерянный в безграничном просторе залив. Но постепенно открытия дополняют друг друга, линии уточняются, пробелы на картах уступают место штрихам, очертания бухт врезаются в сушу, мысы увенчивают исследованные берега, и вот, наконец, новый материк во всем своем великолепии с его озерами, его реками, его потоками, его горами, его долинами и его равнинами и деревнями, городами и столицами возникает на глобусе. Ах, друзья мои! открывать неведомые земли это - творить, это - переживать волнения и  неожиданности! Но ныне этот источник почти исчерпан: все известно, все исследовано, все новые берега и материки занесены на карту, и нам,  теперешним  географам, больше нечего делать. (9. Пролив Магеллана).

Если бы земной шар был огромным континентом, то мы даже в девятнадцатом веке не знали бы и тысячной части его. Взгляните, что происходит в глубине обширных материков. Человек едва осмеливается проникнуть в сибирскую тайгу, в равнины Центральной Азии, в пустыни Африки, в прерии Америки, в обширные степи  Австралии,  в  ледяные пустыни полюсов... (3. Остров Амстердам).

Двадцать миль  пустыни  больше отделяют людей друг от друга, чем пятьсот миль океана! (3. Остров Амстердам).

Это самый любопытный край на всем земном шаре. Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение - удивляло, удивляет и удивит всех ученых мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, зарождаясь, поднимался  из  морских  волн  не  своей  центральной частью, а краями, как своеобразное гигантское  кольцо;  материк,  который, быть может, таит в самой сердцевине своей полуиспарившееся море;  материк, где реки с каждым днем все больше и больше пересыхают; где нет сырости  ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору;  где листья обращены к  солнцу  ребром  и  не  дают  тени;  где  деревья  часто несгораемы; где тесаный камень тает от дождя; где леса низкорослы, а травы гигантской вышины; где  животные  необычны;  где  у  четвероногих  имеются клювы, как у ехидны и утконоса,  что  заставило  ученых  придумать  особый класс птицезверей; где у кенгуру лапы разной длины; где у  баранов  свиные рыла; где лисицы порхают с дерева на дерево; где лебеди черны;  где  крысы вьют гнезда;  где  птицы  поражают  разнообразием  своего  пения  и  своих голосов: одна  служит  будильником,  другая  -  щелкает,  как  бич  кучера почтовой кареты, третья - подражает точильщику, четвертая - тикает,  точно маятник часов; где есть такая, которая смеется по  утрам,  когда  восходит Солнце, и такая, которая плачет по вечерам, когда оно  заходит.  О!  самая причудливая, самая нелогичная страна! Земля парадоксальная,  опровергающая все законы природы! … "вот она, эта  Австралия,  некая  пародия  на  мировые  законы,  или, вернее, вызов, брошенный всему остальному миру!" (9. Провинция Виктория).

…а  что может быть прекраснее, чем поставить науку на службу человечеству! (8. Одним хорошим человеком больше на "Дункане").

«...благоденствует не страна золота, а страна железа.»


Ответ на 2 задание

Жак Паганель был ученым географом и почетным секретарем Географического общества. Он участвовал в экспедиции, целью которой было найти потерпевшего крушение капитана Гранта. Жак Паганель любил своё дело и хотел внести свой вклад в развитие географии. Он рассказывал много об этой науке, о ее значении своим друзьям, во время их совместного путешествия. Также Жак Паганель любил делиться с друзьями своими философскими мыслями об этой науке. Пример таких мыслей:

– «Для географа всё представляет интерес. Уметь все увидеть – это важно для науки»;

– «Что может быть прекраснее, чем поставить науку на службу человечеству»;

– «Существует ли большее удовлетворение, большее счастье, чем то, которое испытывает человек открывший новые земли»;

– «Открывать неведомые земли – это творить, это переживать волнения и неожиданности»;

– «Река без имени подобна человеку, лишенному гражданских прав. Для географического закона она не существует»;

– «Путешествуя по миру теперь можно осуществить, не вставая с кресла»;

– «Цивилизация развивается не быстро, и не медленно, но тем не менее продвинулась вперед».

География имеет огромное значение в жизни человека. Эта наука была необходима людям всегда.

Задание 3.

Разбейте маршрут экспедиции на логические части, назовите их календарные сроки.


Ответ на 3 задание.

После расшифровки трех документов на разных языках. Было решено, отправится на поиски потерпевшего крушения капитана Гранта, на яхте принадлежащей лорду Гленарвану под названием «Дункан».

Маршрут экспедиции.

Этап 1-й. Глазго — 37 параллель южной широты, западное побережье Южной Америки.

Этап 2-й. Одна часть экспедиции направляется вдоль 37-й параллели через Южную Америку (материк), другая на «Дункане» возвращается через Магелланов пролив к восточным берегам Южной Америки на уровне 37-й параллели, чтобы встретиться с сухопутной экспедицией.

Этап 3-й. Следование на «Дункане» вдоль 37-й параллели (37 11 ю.ш.) к берегам Австралии.

Этап 4-й. Австралия. Экспедиция вновь разделяется на две части — сухопутную и морскую, — чтобы встретиться в Туффольд-Бей на восточном побережье Австралии.

Этап 5-й. «Дункан» по ложному сообщению Айртона плывёт к берегам Новой Зеландии, а сухопутная экспедиция на бриге «Маккуори» отправляется туда же.

Этап 6-й. «Маккуори» терпит крушение. Сухопутная экспедиция оказывается в Новой Зеландии.

Этап 7-й. Встреча экспедиции с «Дунканом», совместное — в полном составе — плавание вдоль 37-й параллели к берегам (западным) Южной Америки. Встреча на пути острова Марии-Терезы (о. Табор), а на нём и с капитаном Грантом и двумя его матросами. Дальнейшее плавание. Прибытие в бухту Талькауано (Чили).

Этап 8-й. Талькауано — залив Фёрт-оф-Клайд (Великобритания). 


Календарные сроки или более подробный маршрут экспедиции

(во времени)


После выхода из Глазго и в открытый океан (1864 год, 25 августа, 6 часов утра):

30 августа — показался о.Мадейра, затем — о. Тенерифе;

2 сентября — «Дункан» пересёк (в 5 часов утра) тропик Рака (северный тропик);

3 сентября — острова Зелёного Мыса (мимо острова Сал); в стороне — о.Сен-Жак; «Дункан» вошёл в бухту Прая и стал на якорь в виду города;


7 сентября — яхта пересекла экватор и очутилась в Южном полушарии;
10 сентября — яхта достигла 5 37 ю.ш. и 31 15 з.д.;
15 сентября — пересекли тропик Козерога (Южный тропик) и взяли курс к Магелланову проливу;
25 сентября — «Дункан» у пролива и вошёл в него. Мыс Грегора. Сгибание п-ва Брансуик. Исправительная тюрьма в Пунта-Аренас. Гора Таран. Голодный Порт. Бухта Сан-Николас. Обогнули мыс Фроуорд. Остров Десоласьон. Остров Нарборо. Мыс Пилар;
2 октября — «Дункан» вошёл в бухту Талькауано. Архипелаг Чилоээ. Город Консепсьон;
14 октября — семеро путешественников (Гленарван, Мак-Наббс, Паганель, Роберт Грант, Том Остин, Вильсон и Мюльреди) покинули «Дункан» и по 37-й параллели направились через Патагонию. «Дункан» вновь отправился через Магелланов пролив к аргентинским берегам на 37 11 ю.ш.;
16 ноября — пять дней, как скрылся из виду мыс Корьентес;
18 ноября — показался о.Тристан-да-Кунья. Остров Найтингел. Через несколько дней — мыс Доброй Надежды. Отклонились на два градуса севернее для заправки углем;
24 ноября — Кейптаун (Столовая бухта). Затем — вновь мыс Доброй Надежды (мыс Бурь) и курс на острова Амстердам в Индийском океане. Остров Амстердам (или Сен-Пьер) и о.Сен-Поль, где 6-го декабря брошен якорь;
7 декабря — 3 часа ночи, «Дункан» стоит под-парами. Курс на Австралию: мыс Бернулли, мыс Катастроф, мыс Борда на о.Кенгуру, пролив Инвестигейтор. Залив Спенсер и Сент-Винсент. Порт Аделаида — столица провинции Южная Австралия;
18 декабря — берег бухты Энкаунтер;
20 декабря — поравнялись с мысом Бернулли;
21 декабря — «Дункан» отбыл в Мельбурн;
22 декабря — день отъезда сухопутной экспедиции;
25 января 1865 года — показался Делегит — городок графства Уэлси, что в 50-ти милях от Туффолд-Бей. Далее — Иден;
27 января — отплытие экспедиции на бриге «Маккуори»;
6 февраля — крушение «Маккуори» у берегов Новой Зеландии;
7 февраля — Новая Зеландия; мыс Кафиа; Окленд;
4 марта — путешественники добрались до мыса Лоттин на побережье Тихого океана, где, спасаясь на пироге от индейцев, и встретились с «Дунканом»;
8 марта — в 5 часов утра с «Дункана» увидели риф (остров) Мария-Тереза, а на его берегу — трёх человек (остров 5х2 миль);
19 марта — яхта бросила якорь в бухте Талькауано, на чилийском побережье;
20 марта — «Дункан» взял курс на Великобританию. Двинувшись вдоль берегов Патагонии и обогнув мыс Горн, вышли в Атлантический океан;
9 мая — через 53 дня после Талькауано замечены огни мыса Клир. Яхта вошла в пролив Св.Георга, пересекла Ирландское море;
10 мая — яхта в заливе Фёрт-оф-Клайд. В 11 часов утра брошен якорь у Дамбартона;
11 мая — в 2 часа ночи путешественники входили в Малькольм-Касл. 

Экспедиция, длительностью в 8,5 месяцев, из них 5 месяцев на сгибание Земного шара по 37 параллели ю.ш. от Талькауано до Талькауано. 

№ участка маршрута

Участок маршрута

Календарные сроки


I. Переход чарез Атлантический и Тихий океаны до Консепсьона

1. р. Клайд – о. Мадейра

2. о. Мадейра – Канарский о-ва

3. Канарский о-ва – о-ва Зеленого Мыса

4. о-ва Зеленого Мыса – Магелланов пролив

5. Магелланов пролив - бухту  Талькауано (Консепсьон)

1864 год

25.08-5.10

25.08 – 30.08

30.08-31.08

31.08-3.09

3.09-25.09

25.09-5.10



II. Южная Америка

1. Через Анды (Чили)

2. Через пампу (Аргентина) Восточный склон Анд – р. Рио-Колорадо

3. р. Рио-Колорадо – р. Гуамини

4. р. Гуамини – форт Независимый

5. Форт Независимый – побережье.

14.10-9.11

14.10-21.10

22.10-26.10


26.10-1.11

1.11-5.11

5.11-9.11


III. Переход Южная Америка - Австралия.

1. Южная Америка – о-ва Тристан-да-Кунья.

2. о-ва Тристан-да-Кунья – Кейптаун

3. Кейптаун – о. Амстердам

4. о. Амстердам – м. Катастроф

9.11-16(17).12

9.11-18.12

20.11-24.11

24.11-6.12

7.12-16(17).12


IV. Австралия

1. От м. Катастроф до высадки на материк.

2. По провинциям Аделаида и Виктория до р. Уиммерия

3. р. Уиммерия – г. Александра

4. г. Александра – граница округа Муррей

5. Граница округа Муррей - Австралийские Альпы.

6. Через Австралийские Альпы

7. По реке Сноуи и далее до побережья (зал. Туффолд)

16(17).12-27.01

16.12-20.12

23.12-25.12

28.12- 31.12.1864

31.12.1864-5.01.1865

5.01-9.01

9.01-20.01

21.01-27.01


V. Новая Зеландия

1. зал. Туффолд – Новая Зеландия.

2. По Новой Зеландии.

3. Плен, оз. Таупо, вулкан Маунганаму

4. Вулкан Маунганаму, путь по лесу.

5. Путь до побережья

27.01-3.03

27.01-3.02

3.02-8.02

8.02-17.02

17.02-1.03

1.03-3.03


VI Завершение путешествия.

1. . Новая Зеландия – о. Тобор

2. о. Тобор – бух. Талькауано

3. Бух. Талькауано – зал. Клайд

3.03-10.05

3.03-7.03

7.03-18.03

18.03-10.05.18.1865


Задание 4.

Представьте себе, что путешествие проходит не в середине XIX века, а: 1) 1914 г. году 2) 1950 г. 3) 2010 г. Через какие государства (владения, территории и т.п.) проходил бы маршрут. Какие изменения произошли за это время.

Ответ на 4 задание.

Экспедиция, искавшая потерпевшего крушение на судне «Британия» капитана Гранта проделала большой путь. Из Шотландии по Атлантическому океану, мимо острова Мадейра и Канадских островов на юг до Фолклендских (Мальвинских) островов к Южной Америки. Затем по 37-й параллели путь шел через территорию Чили и Патагонию. В Атлантическом океане острова Тристан-да-Кунья до мыса Доброй Надежды и Кейптаун. Через Индийский океан остров Амстердам в юго-восточную часть Австралии, это провинция Виктория вдоль реки Мурей и провинции Мельбрун, а так же на островах Новой Зеландии, на острове Северный. Обнаружить капитана Гранта экспедиции удалось на острове Мария-Тереза (остров Табор) в Тихом океане. Это было в середине девятнадцатого века. За полтора столетия очень многое на этих территориях изменилось. Появились и получили независимость новые страны. Дикие земли были изучены, колонизированы и превратились в цивилизованные территории. .Рассмотрим территорию Южной Америки по маршруту экспедиции. Территория Перу раньше была исполинской колонией. Сейчас же это независимая страна на западном побережье Америки. На территории Патагонии возникла новая крупная страна – Аргентина, а так же граничащие с ней страны Парагвай и Уругвай. Что касается Австралии, то её территории колонизировали Англичане. Сейчас Австралия независимая, современная и процветающая страна. Острова Новой Зеландии тоже колонизировали Англичане, но и она стала независимой, культурной страной. Многие другие территории и острова претерпели изменение.

Предположим, что путешествие проходило бы в 1914; 1950; 2010 годах. Какие изменения произошли за это время, через какие государства проходил бы маршрут?

1. Путешествие в 1914 году; Шотландия.(соединённое королевство Великобритании и Сев.Ирландии),Мадейра ( Португалия) , Канарские острова (Испания), острова Зеленого мыса ( Португалия), Фолклендские (Мальвинские) острова (Британия), Чили, Аргентина, Тристан-да-Кунья (Британия), мыс Доброй Надежды и Кейптаун (Британский доминион), остров Амстердам (Франция), Австралия ( Британский доминион), Новая Зеландия (Британский доминион).

2. Путешествие в 1950 году; Шотландское королевство (принадлежат Британии), остров Мадейра (Португалия), Канарские острова (принадлежат Испании) ,острова Зелёного мыса ( Португальские владения), Фолклендские (Мальвинские) острова (спорная территория между Британией и Аргентиной), государство Чили и Аргентина самостоятельные государства, острова Тристан-да-Кунья (принадлежат Британии), мыс Доброй Надежды и Кейптаун (к независимому государству ЮАР), остров Амстердам (Франция), Новая Зеландия ( в содружестве с Великобританией).

3. Путешествие в 2010 году; Шотландия(независимое королевство Великобритании), Мадейра (автономный район Португалии) , Канарские острова (автономная область Испании), острова Зеленого мыса (к республике Кабо-Верде), Фолклендские (Мальвинские)острова( спорные между Британией и Аргентиной), Чили, Аргентина - самостоятельные государства, Тристан-да-Кунья (Британия), мыс Доброй Надежды и Кейптаун (Южно Африканская Республика в 1994г. восстановило содружество с Великобританией) ), остров Амстердам (Франция) , Австралия ( Австралийский Союз), Новая Зеландия (Королевство Новой Зеландии).

Задание 5.

В романе, как и в любом художественном произведении есть место вымыслу. Проанализируйте текст романа и выберите эпизоды, правильность которых вызывает сомнение с точки зрения географа.


Ответ на 5 задание.

Как всем известно Жуля Верн был великим писателем фантастом. В его известных произведениях таких как: «Путешествия к центру земли», «Двадцать тысяч лье под водой», «Путешествия на воздушном шаре», «Затерянный остров» всегда есть определенная доля вымысла. Роман «Дети капитана Гранта» не является исключением.

- Все внимание писателя сосредоточено на описании, устройстве
маленького утопического государства.
Идея Гранта основать колонию занимает второстепенное место. На первый план выходят приключения героев, которые совершают кругосветное путешествие. Стимулом для кругосветного путешествия являются поиски детьми без вести пропавшего отца. Их отец - шотландский патриот, не желающий примириться с тем, что Англия поработила Шотландию. По мнению Гранта, интересы его родины не совпали с интересами англосаксов, и он решил основать вольную шотландскую колонию на одном из островов Тихого океана.
Он мечтал, что эта колония когда-нибудь добьется государственной
независимости, как это случилось с США, той независимости, которую
неизбежно рано или поздно завоюют Индия и Австралия. Поэтому легко
допустить, что английское правительство чинило капитану Гранту
препятствия. Тем не менее, он подобрал команду и отплыл исследовать
крупные острова Тихого океана, чтобы найти подходящее место для поселения. Сын капитана Гранта Роберт стал моряком и под покровительством Гленарвана надеется осуществить отцовский проект: основать шотландскую колонию на островах Тихого океана.
Роман представляет собой соединение захватывающих приключений,
элементов социальной утопии, кругосветного путешествия, в то же время он является занимательной географией.
Писателя интересует техническая сторона дела, потому что он огромные
надежды связывал с наукой и техникой, считал, что именно они помогут
достичь идеального общества.

И еще хочется привести несколько примеров.

- Когда путешественники преодолевали очень длинную и высокую горную цель Анды, случилось землетрясение. После чего мальчик по имени Роберт потерял сознание. В бессознательном состоянии его схватила и потащила себе в гнездо птица Кондор. Эта птица обитает только в высокогорных Андах и в основном питается падалью. Кондор не стал бы поднимать и тащить к себе в гнездо живого двенадцатилетнего мальчика. ( размах крыльев Кондора составляет 3 метра)

Также можно подвергнуть сомнению еще один случай на этот раз произошедший в Новой Зеландии.

-Путешественники, спасаясь от дикарей людоедов, забрались на гору Маунгахауми, которая для дикарей была священна. Верховный вождь наложил на эту гору «табу», то есть запрет. Дикарям было запрещено подниматься на эту гору. Но дикари окружили гору со всех сторон, отрезав пусть к отступлению. Тогда путешественники решили сделать искусственное извержение вулкана, так как эта гора подавала признаки активности. Они сдвинули огромный валун, и из недр горы стали вырываться потоки лавы, которые рекой полились с горы в долину.

Мы считаем, что такое искусственное извержение вызвать невозможною.

- С вулканами связано множество легенд, и Паганель поведал своим товарищам легенду о ссоре из-за женщины двух друзей и соседей, Тонгариро и Таранаки. Тонгариро, вспыльчивый, как всякий вулкан, вышел из себя и ударил Таранаки. Тот, избитый и униженный, убежал, обронив по дороге в долине Вангани две вершины, добрался до берега моря, где возвышается теперь совсем одиноко под именем Эгмонт.

- Мария-Тереза— риф, якобы находящийся к востоку от Новой Зеландии и югу от архипелага Туамоту, «открытый» китобоем Асафом П. Табером в 1843 году и названный в честь его родного американского городка Мария-Тереза. По другой версии, имя дано в честь корабля. Последний раз остров искали в указанном месте в 1957 году, но не обнаружили ни суши, ни следов недавнего погружения земли на дно: океан в ближайшей окрестности данных координат очень глубок. В 1983 году координаты острова были определены как 36°50′ ю. ш. 136°39′ з. д., что восточнее от ранее известного места более чем на тысячу километров. Однако, и в этот раз поиски оказались безуспешными.
- И, наконец, бутылка с запиской преодолела несколько тысяч миль и два океана с их ураганами и течениями. В конце концов, оказалась в желудке акулы и каким- то чудом попала в руки людей на другом конце земли.

Задание 6.

Назовите интересные погодные (климатические) явления, перечисленные в романе, кратко их охарактеризуйте.

Ответ на 6 задание.

В романе Жуля Верна «Дети капитана Гранта» перечислено очень много интересных климатических явлений, случавшихся за время путешествия. Вот некоторые из них.

- Когда герои только отправились на поиски пострадавших от кораблекрушения, погода была ясная и теплая. Но за время путешествия она менялась много раз.

- В горах Анды путешественники пережили сильный ветер и снежную бурю.

- В Пампасах утром был сильный туман, сквозь который лучи солнца устремлялись на землю, создавая необыкновенную красоту.

- Ужасное наводнение застигшие отважных путешественников из-за сильных проливных дождей. Разлились две реки и затопили ближайшую равнину. Случилось это в Патагонии, в районе Ла-Платской низменности. Путешественники чудом уцелевшие укрылись на высоком дереве «Амбу». Вдобавок ко всему, сильная буря усиливала наводнение.

- Следующим погодным явлением был ужасный ураган, который 13 декабря 1864 года, разыгрался в Индийском океане во время муссонных дождей, и чуть не потопил яхту «Дункан» с отважными путешественниками на борту. Ураган был такой силы, что мачты гнулись под порывом ветра и гигантские волны затопляли палубу. Скорость ветра достигала 108 футов в секунду. Буря несла судно на северо-восток. У яхты был повреждён руль, и шторм пронёс её много миль и спал только 16 декабря.

- 10 января 1865 года путешественников застиг жестокий град, это случилось в Австралии во время преодоления путешественниками горной цепи под названием Австралийские Альпы. Градины, падавшие из грозовых туч были кусками льда, размером с кулак. Эти куски падали так стремительно, что изрешетили фургон путешественников и с огромной силы врезались в стволы деревьев. Не одна крыша не устояла бы против ударов этих острых льдинок, которые даже могут убить человека. Это опасное погодное явление. 

Задание 7.

Поиски капитана Гранта решено было начать на западном побережье Южной Америки. В наши дни кратчайший путь из Европы к этим далеким берегам проходит через Панамский канал, проложенный на Панамском перешейке между Северной и Южной Америкой, а в середине 19 в. Его еще не было, и яхта «Дункан» пришлось огибать Южноамериканский континент с юга.

Определите географические координаты Панамского канала и скажите, сколько «лишних» градусов широты пришлось пройти «Дункану», огибая Южную Америку, чтобы достичь ее западного побережья на широте 37 ю. ш.


Ответ на 7 задание.

Мы выбрали регион, по которому проходило путешествие, Новая Зеландия, остров Северный. Новая Зеландия, как известно, делится на два крупных острова – Северный и Южный. Их древнее название И-ка-ра-Мауи и Те-Васи-Пунализ, которые разделены проливом Кука. Новая Зеландия находится 37º южной широты и между 170º и 180º восточной долготы, 1800км от берегов Юго-Восточной Австралии, разделяемой с Новой Зеландией Тасмановым морем.

Рельеф.

Новой Зеландии лежит на стыке двух подвижных плит – Инда - Австралийской и Тихоокеанской, в результате взаимодействия которых поднялась горная цепь, пересекающая острова с юга-запада на северо-восток. Остров гористый, более 3/4 территории занимают горы, возвышенности и холмы. Низменные участки расположены вдоль побережья океана и по долинам рек. В центре находится Вулканическое плато, где активно выражена сейсмическая деятельность здесь на центральном плато возвышаются вулканы, в т.ч. три действующих: Руапеху (2797 м). Нгаурухоэ и Тонгариро. Часты землетрясения (100—200 в год), есть гейзеры, горячие минеральные источники, выходы горячих струй пара и газов. На Ю.-В. Северного острова простирается зона Нортленд, в пределах которой накапливались геосинклинальные кайнозойские отложения. У юго-западного побережья Северного о. в заливе Норт-Таранаки — шельфовые месторождения нефти и газа; имеются также незначительные запасы железных, медных и полиметаллических руд, золота, каменного и бурого угля и др. 

Климат.

В Новой Зеландии господствует морской климат. На Северном острове субтропический климат. Дуют муссонные ветра. Средняя температура июля (зима) 16°С , января (лето) 20°С Осадки выпадают во все времена года; в горных районах 2000—5000 мм, на востоке 400—700 мм в год. Снег бывает только в горах.

Реки и озера.

Местные реки коротки, обладают мощным энергетическим потенциалом. Наиболее протяжённая река Уаикат(425 км) течёт на северном острове. Самое крупное из великого множество озёр - Таупо(612 кв.км). Озёра вулканического, тектонического и ледникового происхождения.

Почвы.

В субтропических районах распространены желтозёмы, на равнинах — чернозёмовидные, в горных районах — горнолесные и горнолуговые почвы. Жёлто-бурые типы почв — характерны для холмистой местности.

Флора Новой Зеландии насчитывает около 2000 видов растений.

Растительность на двух островах отличается. На острове Северный расположены переменно влажные муссонные леса. Из растений Новой Зеландии стоит отметить эвкалипты, древовидные папоротники, вечнозелёные и хвойные деревья.

Лесами, сохранившимися главным образом только в самых труднодоступных горных районах, составляют леса из местных (каури, намахи, риму, тараиро и др.) и из интродуцированных видов (сосны, кипарисы, тополя). Более 75% видов местной растительности эндемичны. Преобладают многолетние вечнозелёные виды. 
Животный мир.

Фауна — самая древняя в мире. Здесь обитают необычные, удивительные животные, например, новозеландская нелетающая птица Киви или бескрыл, новозеландский морской лев и попугай Какаду. Бедна млекопитающими (имеются только крысы, собаки, летучие мыши); из пресмыкающихся интересна Гаттерия. В результате хищнической охоты, усиленного размножения завезённых переселенцами и одичавших здесь крыс, кошек, собак и некоторых домашних животных (кролики, козы и свиньи), вырубки лесов уничтожались целые популяции животных (и особенно птиц), разрушались растительные сообщества. Большинство видов стали редкими (султанская курица, киви, совиный попугай, пастушки).  

Охраняемые территории.

Имеется 9 национальных парков. Некоторые небольшие острова превращены в заповедники для птиц. 
Среди рептилий, встречающихся в Новой Зеландии, можно отметить гаттерию и сцинк. Единственным представителем насекомоядных, завезённым в страну, и адаптировавшимся к свободным условиям обитания в ней, является европейский ёж. В Новой Зеландии нет змей. Из пауков ядовиты только  Катипо.

Новая Зеландия — государство в юго-западной части Тихого океана. Входит в состав британского Содружества. Занимает 2 острова — Северный (площадь 114,7 тыс. км2) и Южный (150,6 тыс. км2), разделённых проливом Кука, острова Три-Кингс, Стьюарт, Те-Снэрс, мелкие прибрежные острова. В состав Н. З. входят и отдалённые острова (Кэмпбелл, Антиподов, Чатем, Баунти, Окленд, Кермадек), острова Токелау (т. н. заморские территории), а также острова Кука и Ниуэ в центральной части Тихого океана. Общая площадь -268,7 тыс. км2. Население 3 млн. чел. (1973). Столица — г. Уэллингтон (Веллингтон). В административном отношении делится на 109 графств; для статистических целей — на 13 статистических районов. Первые европейские переселенцы, обосновавшиеся в Новой Зеландии, разделили страну на провинции. Сейчас Новая Зеландия превратилось в самостоятельное государство. Основное население Новозеландцы - англо-новозеландци и маори. Культурный центр маори – город Роторуа. Кроме того, живут англичане, шотландцы, англо-австралийцы, голландцы, ирландцы, самоанцы, аборигены. Островов Кука- китайцы, индийцы и др.

Новая Зеландия — парламентарная монархия, член британского Содружества. Конституция. Формально глава государства — английский король (королева); его функции выполняет генерал-губернатор, назначаемый английским королём по совету правительства сроком на 5 лет. Главный орган исполнительной власти — правительство (кабинет), возглавляемое премьер-министром.  

Высший орган законодательной власти — однопалатный парламент — палата представителей. Местные органы самоуправления — советы графств, графских городских территорий, городских и сельских округов, фактически подчинённые центральным органам управления. 
Новая Зеландия занимает 1-е место среди капиталистических стран по экспорту сливочного масла (по производству — 4-е), 2-е по экспорту шерсти (2-е по настригу шерсти после Австралии), 3-е по экспорту сыра и мяса (по производству соответственно 7-е и 12-е). Значительна доля иностранных капиталовложений: 576 млн. долларов, главным образом Великобритании (40%), а также США и Канады. Около 70% иностранных инвестиций было вложено в промышленность (в т. ч. 34% в чёрную и цветную металлургию, 12% — в машиностроение, 10% — в горнодобывающею, 5,5% — в мясную и молочную), 15% — в торговлю, 7% — в финансы и страхование. Усиливается государственно-монополистическое регулирование; государство контролирует закупки и сбыт с.-х. продукции, импорт, строительство портов, шоссейных и грунтовых дорог, водохозяйственных систем, освоение новых земель. В собственности его находятся электростанции, ж. д., угольные шахты. Оно вкладывает свои капиталы в смешанные акционные компании. 
Сельское хозяйство отличается высокой интенсивностью и механизацией.

Культура и быт Новой Зеландии богата и разнообразна. В ней отразились элементы европейских, полинезийских и азиатских культурных традиций, привнесенные выходцами из многих стран мира, поселившимися здесь. В то же время, она однородна, как однородно и само новозеландское общество сегодня. 

В Новой Зеландии существует бесплатное образование, обязательное для детей в возрасте от 6 до 16 лет. Существует также ряд государственных школ, где преподавание ведется на языке маори и углубленно изучается культура коренного населения. Учебный год продолжается с февраля по декабрь.
В середине 19 века Новозеландцы уже имели самобытную культуру и быт. Сохранились древнейшие памятники искусства маори - орнаментальная резьба по кости, петроглифы и скальные росписи с изображением людей, лодок, животных, птицы моа. Ко времени английской колонизации для яркой, самобытной маорийской культуры характерны были строительство укрепленных деревень, бревенчатых жилищ, домов собраний, амбаров с двускатными крышами, украшение расцвеченной резьбой построек, лодок, бытовых предметов. Величественны и грозны образы мифических героев, созданные поэтической фантазией маори; богатство динамичной криволинейной орнаментики характерно для резных панно, палиц и т.д. Традиционное занятие — подсечно-огневое земледелие. Культуры — тароямсбатат. Собака была единственным домашним животным. Охотились на моа (они вымерли только в XVII—XVIII веках). Большая часть современных маори занята в сельском и лесном хозяйстве.

Первые обитатели новой Зеландии маори переселились на острова в ХХ1Увв., вероятный всего из за региона Таити. В1642-43гг.Таити.В 1642-43 гг.Новую Зеландию открыл голландский мореплаватель Абель Янсзон, затем А. Тасман. Позднее ее берега обследовал капитан Джеймс Кук (1769,1773,1774гг ),а в 1814г. на островах появились английские миссионеры и китобой. страны). Исследователи: Янсзон, Тасман, Сюрвиля , Джеймс Кук, Ванкувер, Дильона.

от

Топонимический словарь

- Государство на Ю.-З. Океании. Расположено на одноименных о-вах, по которым и получило название Новая Зеландия (англ. New Zealand).  
Острова в юго-зап. части Тихого океана. Первым к берегам о-вов вышел в 1642 г. голл. мореплаватель А. Тасман. Он обследовал сев. часть их зап. побережья, принял ее за выступ гипотетического Юж. материка и дал ему название Статенланд - 'Земля Штатов' в честь Генеральных штатов, высшего законодательного органа Республики Соединенных Провинций (так в то время назывались Нидерланды). До Тасмана название Земля Штатов было присвоено суше, открытой в 1616 г. голл. моряком Схаутеном близ Огненной Земли и принятой им также за выступ Юж. материка. Обычно считают, что Тасман применил это же название, полагая, что его суша и суша Схаутена представляют собой выступы зап. побережья Юж. материка (решение смелое, поскольку эти суши удалены друг от друга примерно на 8,5 тыс. км). Через год после открытия Тасмана выяснилось, что Земля Штатов Схаутена всего лишь небольшой остров (совр. исп. Эстадос - 'Штаты', владение Аргентины). Таким образом, Земля Штатов оказалась разделенной. Во избежание путаницы в 50-х гг. XVII в. открытой Тасманом суше дали название Новая Зеландия (New Zealand) по названию пров. Зеландия в Нидерландах. А англ, мореплаватель Дж. Кук в 1769-1770 гг. доказал островное положение Новой Зеландии.

- Маори, коренные жители о-вов, называют их Аотеароа - 'длинное белое облако'. Название объясняется из фольклора маори. Согласно преданию, выдающийся мореплаватель древности Кук, плывя из Центр. Полинезии, увидел на горизонте длинное белое облако - признак приближающейся земли. А выйдя на эту землю, он, повинуясь первому впечатлению, назвал ее Аотеароа.На языке маори слово māori обозначает «нормальные», «естественные» или «обычные». В легендах, устных преданиях слово маори отличало людей от божества и духа.

- Ранее европейские переселенцы островов Новой Зеландии упоминали аборигенов как «индусы», «аборигены», «местные» или «новозеландцы». Маори оставался самоназванием маори для самоидентификации. В 1947 году правительство Новой Зеландии переименовало Министерство по делам аборигенов в Министерство по делам маори.

- Вождь Хихи- означает «луч солнца».

- Название реки Уаикато имеет маорийское происхождение и в переводе с местного языка означает «текущая вода».

- Тонгариро- в 1887 году вождь маорийского племени нгати-туахаретоа Те Хеухеу Тукино преподнес священную землю в дар нации.

- активные вулканы: Тонгариро, Нгаурухое и Руапеху (2797 метров). Сам вулкан Таупо классифицирован как "спящий" (не путать с "потухшим").

- озеро Таупо-в вулканическом кратере потухшего вулкана, означает «спящее озеро».

- Руапеху в переводе с маорийского — «гремящая бездна».

- Табу - термин этот ввел известный мореплаватель и исследователь XVIII
в. капитан Кук. Означает строжайший запрет, который как бы берет под защиту
существенные стороны общественной деятельности, общественного быта и личной жизни людей. Табу охраняет важных лиц - властителей и священников, слабых детей и женщин, охраняет от опасности.

- Мария-Тереза — риф, якобы находящийся к востоку от Новой Зеландии и югу от архипелага Туамоту, «открытый» китобоем Асафом П. Табером в 1843 году и названный в честь его родного американского городка Мария-Тереза. По другой версии, имя дано в честь корабля. Географические координаты были определены как 37°00′ ю. ш. 151°13′ з. д. Долгое время (до 60-х-1970-х годов XX века) риф изображался на картах. На французских картах риф именовался остров Табор (от ошибочно прочитанной фамилии первооткрывателя Табера).

Новая Зеландия (Остров Северный)

Государство общей площадью 268,7 тыс. кв. км, находится в юго-западной части  Тихого океана, на крупных островах Северный и Южный, разделенных проливом Кука.

Северный о-в менее горист. В центре – вулканическое плато (действующие вулканы, гейзеры, горячие минеральные источники; частые землетрясения).

Климат Северного острова субтропический морской, средние температуры июля (зимы) +12 градусов, среднеянварские температуры (лето) +19 градусов. Самыми жаркими месяцами являются январь и февраль, самый прохладный месяц – июль. Осадков 400-700мм в год, на наветренных склонах гор 2000-5000мм.

Реки полноводны, богаты гидроэнергетическими  ресурсами, озера вулканического происхождения.  Наиболее крупные реки :Вайпа, Ваикато; озеро Туапо

Почвы желтозёмы в горных районах - горнолесные.

Более 75% видов местных растений эндемичны. Произрастают деревья: метросидеры, норфолкские сосны,   туи с вертикально растущими ветвями, кипарис-риму, новозеландские лен, кайкатеа, австралийские драцены, папоротники, злаки, животный мир: крысы, собаки, гаттерия, киви, пастушки, совиный попугай и др.

Новая Зеландия — парламентарная монархия, член британского Содружества. Формально глава государства — английский король (королева); его функции выполняет генерал-губернатор, назначаемый английским королём по совету правительства сроком на 5 лет. Главный орган исполнительной власти — правительство (кабинет), возглавляемое премьер-министром. Имеет 10 провинций.

Основное население – новозеландцы, англо- новозеландцы.

Коренное население островов- маори- переселилось сюда из восточной части одной из провинций Нидерландов – родины  Абеля Тасмания – руководителя  экспедиции, побывавшей на островах

Промышленное производство. Нефтеперерабатывающий завод в Марсден, сельскохозяйственное производство, промышленное рыболовство, пищевая и лесная промышленность являются основной экономики страны и во многом определяют и направление развития промышленного производства.

Новая Зеландия имеет международную репутацию страны с эффективной и высокоразвитой сельскохозяйственной индустрией. Продукция промышленного животноводства (особенно молочное животноводство и овцеводство), садоводство, виноделие и виноградарство,  лесопиление стали одним из основных статей национальной экономики.

Культура и общество. В современной культуре  Новой Зеландии особое значение по-прежнему имеют традиции и культурное влияние народов, населяющих Британские острова, и культурные принципы, присущие большинству западноевропейских народов, представители которых в то или иное время переселились в Новую Зеландию. В то же время, традиционно влияние культурных традиций полинезийских народов. Среди последних наиболее сильны традиции маори, а также в последние десятилетия выходцы из Фиджи, Самоа, Тонга вносят свой вклад в развитие и полинезийских направлений в культуре страны.

Историческое искусство маори носило в основном религиозный смысл. Основными его направлениями являлись резьба по дереву или кости, плетение, танцы и татуировка. До сегодняшнего дня у маори сохранились традиции «чтения» истории своего рода по резным изображениям.

Основные исследователи этого региона:

А. Тасман, Сюрвиль, Д. Кук, Ванкувер, Д. Антркаето,  Хаузен, Дальримп, Баден, Ричард, Томпсон, Николас, Марсден,  Ричардсон, Крюйс, Дильон, Дюмон – дюрвиль, Дпеоне, Ирлем, Лаплас, Мариоп, Крозе, Гобсон , Гукер, Бризар, Дифоренбах, Юлиус, Гаст, Эдмунд Хиллари.

Топонимика.  Маори, коренные жители о-вов, называют их Аотеароа – «длинное белое облако».

Название реки Уаикато имеет маорийское происхождение и в переводе с местного языка означает «текущая вода».

озеро Таупо в вулканическом кратере потухшего вулкана, означает «спящее озеро».

Руапеху в переводе с маорийского — «гремящая бездна».

Задание 8.

Достоверно было известно, что капитан Грант вышел 30 мая 1862 г. на своем судне в город Лима. Определите географические координаты Лимы.

Ответ на 8 задание.

Широта: 12° 2' южной широты Долгота: 77° 1' западной долготы.

Задание 9.

Поднявшись на борт яхты «Дункан» после своего спасения, капитан Грант помог восстановить полный текст записи, найденной в бутылке. В ней сообщалось следующие координаты крушения его судна: 37 ю. ш и 153 з.д. Определите по глобусу, где следовало вести поиски капитана.

Ответ на 9 задание.

image-20210505232528-1.png

image-20210505232624-1.png

image-20210505232651-2.png


Результаты заочного тура Второй региональной олимпиады по географии


п/п

Команда

Баллы

Место

1

МОУ Манинская СОШ

57

1

2

МОУ Рамонская СОШ № 2

47,5

2

3

МОУ СОШ № 4 г. Нововоронеж

40

3

4

МОУ Луговская СОШ

32

4

5

МОУ СОШ № 9 г. Россошь

31

5

6

МОУ СОШ № 71 г. Воронеж

29,5

6

7

МОУ Медвеженская СОШ

29,5

6

8

МОУ Архангельская СОШ

29

7

9

МОУ Сончинская ООШ

29

7

10

МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Семилуки

28,5

8

11

МОУ Старокриушанская СОШ

28,5

8

12

МОУ Грибановская СОШ № 2

28

9

13

МОУ Шанинская СОШ

27,5

10

14

МОУ Гимназия № 10 г. Воронеж

27

11

15

МОУ Верхнехавская СОШ № 1

25

12

16

МОУ Рамонский лицей

23,5

13

17

МОУ СОШ № 4 г. Лиски

22,5

14

18

МОУ Новоживотинская СОШ

22,5

14

19

МОУ Русскогвоздевская СОШ

22,5

14

20

МОУ Краснооктябрьская СОШ

21,5

15

21

МОУ СОШ № 25 г. Россошь (команда 1)

21

16

22

МОУ СОШ № 25 г. Россошь (команда 2)

21

16

23

МОУ Перелешинская СОШ (команда 1)

21

16

24

МОУ Перелешинская СОШ (команда 2)

21

16

25

МОУ Перелешинская СОШ (команда 3)

21

16

26

МОУ Гремяченская СОШ (команда 1)

20,5

17

27

МОУ Гремяченская СОШ (команда 2)

20,5

17

28

МОУ СОШ № 15 г. Воронеж

19,5

18

29

МОУ Гороховская СОШ

19

19

30

МОУ СОШ №1 C УИОП  г. Семилуки

18

20

30

МОУ Мамоновская СОШ

18

20

32

МОУ Гаврильская СОШ

16

21

33

ФГОУ СПО «Бутурлиновский механико-технологический колледж»

15,5

22

34

МОУ Лицей № 3 г. Воронеж

11,5

23

35

МОУ Лицей № 5 г. Воронеж (команда 1)

10,5

24

36

МОУ Лицей № 5 г. Воронеж (команда 2)

10,5

24

37

Воронежская кадетская школа

9,5

25

38

МОУ Панинская СОШ

9

26

39

МОУ Землянская СОШ

8,5

27

40

МОУ  Бобровская СОШ № 2

5,5

28

41

МОУ Подгоренская СОШ

5

29


t1620244628ad.jpg

Опубликовано в группе «Учительские династии»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.