Введение производственного компонента в преподавание дисциплины "Теоретические основы теплотехники"
Марьинских Марина Михайловна,
преподаватель профессиональных модулей
ГАПОУ СО «Екатеринбургский энергетический
техникум»
ВВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА В ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕПЛОТЕХНИКИ»
В статье рассматриваются вопросы, посвященные роли дисциплин общепрофессионального цикла и задач с производственным содержанием в профессиональном и личностном становлении обучающихся энергетического техникума.
Результатом деятельности любого учебного заведения является выпуск специалистов, востребованных на современном рынке труда, способных качественно выполнять профессиональные функции и способных к саморазвитию и повышению профессионального уровня, быстрой адаптации к профессиональной деятельности.
Тенденции современного рынка труда определяют задачи функционирования и особенности профессионального образования. Исходя из этого, содержание и структура учебного материала, построение учебно-воспитательного процесса должны стимулировать и побуждать студентов к учебным действиям, направленность которых определяется особенностями профессиональной подготовки.
Характерной особенностью реорганизации учебного процесса в сторону его интенсификации является компетентностный подход.
Базой для формирования общих и профессиональных компетенций служит развитие самостоятельности студентов.
Для успешного формирования компетенций (общих и профессиональных), у студентов специальности 13.02.01 «Тепловые электрические станции» наиболее часто используются следующие педагогические технологии:
- информационно-коммуникационные;
- технологии дифференцированного и проблемного обучения;
- практикоориентированное обучение.
При выборе технологии необходимо учитывать, что она должна ориентироваться на формирование не только предметных и деятельностных, но и личностных образовательных результатов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Применение разных форм занятий способствует усилению мотивации обучения и повышению продуктивности процесса обучения.
Очень важно процесс «вхождения» в специальность и профессиональные компетенции начинать формировать с первого курса на всех дисциплинах. Естественно, что на дисциплинах можно лишь готовить обучающихся к формированию профессиональных компетенций, которые будут рассматриваться в профессиональных модулях. Но этот подготовительный этап является основой для формирования компетенций в будущем и позволяет обучающимся разобраться в специальности и эффективнее сформировать компетенции.
При подготовке специалистов-теплотехников был проведен анализ влияния самостоятельной работы на эффективность формирования общих и профессиональных компетенций.
Самостоятельная работа понятие достаточно многогранное, поэтому до настоящего времени не сформулировано единого определения. Самостоятельную работу можно рассматривать в двух аспектах. В более широком плане самостоятельная работа направлена на формирование личности, способной самостоятельно определять для себя цели и задачи, решать их, подходить к выполнению работы творчески, инициативно.
В работе за основу было принято определение и классификация самостоятельной работы, предложенные А.В. Усовой и З.А. Вологодской, которые относя ее к методам обучения.
Таким образом, под самостоятельной работой понимают такую работу, которая выполняется обучающимися по заданию и под контролем преподавателя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом обучающийся сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий.
В процессе обучения профессиональным модулям применяются различные виды самостоятельной работы студентов, посредством которых формируются не только необходимые знания и умения, но и общие и профессиональные компетенции, а также осуществляется решение воспитательных задач (воспитание самостоятельности, активности, настойчивости, потребности в саморазвитии и т.д.).
Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе можно классифицировать по разным основаниям: дидактическим целям, содержанию, степени сложности, характеру деятельности студентов и т.д.
Необходимо отметить, что все виды самостоятельной работы только тогда дадут положительный результат, когда они будут представлять собой систему самостоятельных работ, в которой все работы подчинены общим задачам, взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга, логически переходя от одних видов работ к другим.
Наибольший удельный вес в самостоятельной работе занимает решение задач разных видов и степени сложности.
В общем случае все задачи можно разделить на учебные, творческие и производственные.
Задачи с использованием производственных ситуаций, данных и профессионального оборудования усваиваются обучающими лучше, активизируют их познавательную деятельность, стимулируют к познанию профессиональных основ.
Рассматривая материал дисциплины «Теоретические основы теплотехники», особое внимание уделяется профессиональной направленности решаемых задач. Так, при формировании умений пользоваться справочными материалами, целесообразно решать задачи с данными реальных энергетических блоков и энергетических установок, а не с абстрактным содержанием. Например, рассчитывая термический коэффициент полезного действия (КПД) цикла паротурбинной установки, можно рассчитать этот показатель для реального турбоагрегата. Затем провести анализ полученного результата и определить направления повышения КПД. В такой работе формируются не только общие компетенции, но и рассматривается взаимосвязь реального теплоэнергетического оборудования с теплотехническими расчетами и теорией, которая изучается в дисциплине.
У обучающихся снимается страх перед профессиональными модулями, что положительно сказывается на результатах обучения. Кроме этого уже идет формирование профессионального понятийного аппарата.
Необходимо помнить, что данное направление работы будет давать положительные результаты, если оно будет носить системный характер.
Сочетание разных видов и типов задач позволяет эффективно формировать как общие, так и профессиональные компетенции, побуждая обучающихся к творческой деятельности и саморазвитию, самоопределению в профессиональной деятельности.
Список использованных источников
1) Андреев, В. И. Современное образование как открытая система: коллективная монография / В. И. Андреев, Г. А. Адрианова, В. П. Андрущенко и др.; Под ред. Н. Г. Ничкало, Г. Н. Филонова, О. В. Суходольской-Кулешовой. — Институт научной и педагогической информации РАО, издательство «ЮНИТА-ДАНА», издательство «ЮРКОМПАНИ», 2012. — 576 с.
2) Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: конспект лекций. Текст]: -2 0е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 239 с. - ISBN 978-5-9916-0279-2.
3) Ерофеев, В. Л. Теплотехника в 2 т. Том 1. Термодинамика и теория теплообмена : учебник для вузов / В. Л. Ерофеев, А. С. Пряхин, П. Д. Семенов ; под редакцией В. Л. Ерофеева, А. С. Пряхина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 308 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01738-0.