12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Латышева Надежда Леонидовна24470
Россия, Воронежская обл., Воронеж

Вводный урок как мотивирующее начало обучения.

 

«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека»

Дж. Равен

В самых различных системах обучения вводному занятию отводится особое место. Вводный урок является первым шагом в освоении нового предмета. Он необходим для того, чтобы четко увидеть перспективу деятельности, представить логическое содержание и образовательное значение дисциплины.

Вводное занятие может иметь несколько целей. В зависимости от того, какая цель поставлена и решается на вводном занятии, виды и типы вводных уроков будут различны.

Проанализировав наиболее популярные публикации вводных уроков на сайте УРОК.РФ, можно увидеть, насколько разнообразны цели и подходы к проведению вводного занятия. В следующей таблице рассмотрена классификация видов и типов уроков в зависимости от целей, которые ставят преподаватели, а также возраста учащихся.

Виды и типы уроков

Цель урока

Примеры*

В области профессионального обучения и в дополнительном образовании:

Лекция

дать представление об учебном предмете, способствовать формированию мировоззрения учащихся

[32]

Дискуссия

организовать совместную деятельность, получить информацию об учащихся

[37]

Экскурсия,

практическая работа,

деловая игра и др.

создать проблематику, заинтересовать, формировать познавательную самостоятельность, мыслительные способности, устойчивые мотивы к обучению

[31], [36]

Для средней и старшей школы:

Комбинированный урок

выявить уровень базовых знаний и умений учащихся, дать представление об учебном предмете, организовать продуктивную деятельность

[8]

Урок усвоения новых знаний

дать представление об учебном предмете

[15], [22], [28]

Практическая или лабораторная работа,

урок-мастерская,

урок-игра,

урок-путешествие

формировать познавательную самостоятельность, мыслительные способности, устойчивые мотивы к обучению

[20], [21], [25]

Для начальной школы:

Комбинированный урок

выявить уровень базовых знаний и умений учащихся, дать представление об учебном предмете

[1], [3]

Урок усвоения новых знаний

дать представление об учебном предмете

[2], [6]

Урок-игра

Урок-путешествие

заинтересовать, поощрить к изучению материала

[4], [5]

 

* нумерация примеров в таблице соответствует нумерации уроков в Подборке (Приложение 1)

 

Несмотря на возможное различие целей, проведение вводного занятия имеет ряд общих особенностей: психологических, организационных, содержательных (информационных), методических.

Остановимся на них подробнее.

Организационная часть вводного урока предполагает знакомство, четкое обоснование норм и правил поведения учащихся, ознакомление с методикой работы на уроке, установление системы контроля и требований к подготовке учащихся, знакомство с учебником. На организационном компоненте обучения обычно делается акцент на уроках технологии, информатики, химии и др. предметах, где важно четкое исполнение правил организации труда.

Информационный компонент вводного урока предполагает предоставление преподавателем системных сведений о дисциплине – место дисциплины в системе научного знания, количество разделов и тем, цели и задачи, значимость и важность дисциплины, межпредметные связи и др. Эта информация доводится до сведения преимущественно старшеклассников и студентов. В любом случае на вводном занятии важно сформировать познавательный интерес. Для этого материал урока должен удовлетворять познавательным запросам ученика, способствовать саморазвитию, прививать ответственное отношение к учебе; материал должен быть интересен, доступен, близок личному опыту ребенка.

Методический компонент. Методы реализации занятия должны соответствовать его содержанию. При этом, на вводном занятии преподавателю необходимо исключить чрезмерную загруженность учащихся новыми терминами, понятиями, категориями, использовать максимум наглядных средств. Продуманный набор методов и приемов, их разумное сочетание, учет методических особенностей использования дадут возможность сформировать и повысить учебную мотивацию детей.

 Психологические особенности вводного занятия связаны с незнанием педагогом и учащимися друг друга и новизной деятельности учащихся. Поэтому на вводном уроке следует обратить особое внимание на установление контакта с обучающимися в начале занятия и его сохранение на всем протяжении урока, формирование стиля взаимоотношений между детьми и педагогом, имиджа педагога. С самого начала урока следует создать благоприятную, доброжелательную атмосферу, сосредоточить внимание на аспектах, которые интересны учащимся.

Заключительная часть вводного занятия не менее важна, чем организационная. Учитель должен обратить внимание на завершенность занятия. В ходе подведения итогов необходимо убедиться в том, что учащимся понятно содержание занятия (возможны опрос, анкетирование). Должна быть проведена рефлексия и даны пояснения к домашнему заданию.

Специалисты выделяют следующие возможные ошибки при проведении вводного занятия:

  • несоответствие деятельности и формы проведения первого занятия основной деятельности и формам последующих уроков по этому предмету;
  • несоответствие формы, метода и содержания первого занятия возрастным, психологическим особенностям развития детей, уровню общего и интеллектуального развития, готовности к освоению дисциплины;
  • недостаток или неверный расчет времени урока;
  • незавершенность, отсутствие видимого детям результата первого занятия и перспектив ближайшего развития.

 

Хочется остановиться подробнее на такой функции вводного урока, как формирование мотивации к обучению.

Мотивация к обучению – одно из главных условий реализации учебно-воспитательного процесса. Она не только способствует развитию интеллекта, но и является движущей силой совершенствования личности в целом.

Часто интерес к предмету, пробужденный учителем, перерастает в глубокий интерес к определенной отрасли науки и определяет выбор профессии.

Учебная мотивация состоит из следующих составляющих:

  • положительный настрой обучающегося;
  • ясная цель, к которой нужно стремиться;
  • мотивы достижения цели;
  • положительная реакция на неудачу;
  • настойчивость по достижению результата своей деятельности.

Отсутствие мотивации у детей – одна из главных проблем учителей в наше время. Поэтому из всех безусловно важных целей вводного занятия наиболее значимой становится именно формирование заинтересованности в дальнейшем изучении предмета.

И здесь все средства хороши:

  • рассказ об истории науки и великих ученых;
  • демонстрация опытов и экспериментов;
  • красочность и наглядность предоставляемой информации;
  • игровые формы;
  • дискуссии и апелляция к собственному опыту детей;
  • связь с повседневной жизнью или будущей профессией;
  • рассмотрение привычных фактов и свойств окружающего мира в новом аспекте, с новой точки зрения;
  • творческие задания, создание ситуации успеха,
  • создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся.

Среди факторов формирования первоначальной мотивации обычно выделяют: эмоциональное включение в решение поставленной задачи, природную любознательность детей, потребность в творчестве, на чем и основаны все перечисленные выше способы.

Выбор конкретного способа мотивации зависит, прежде всего, от возраста учащихся, опыта учителя и специфики предмета.

С моей точки зрения наиболее удачно выбраны способы мотивации в уроках следующих моих коллег:

№*

Урок, автор

Использованные приемы формирования мотивации

[22]

Разработка вводного урока в предмет «Технология», 5 класс. Новикова Елена Алексеевна.

Связь с интересами детей, самореализация.

[37]

Урок «Музыка – это ты и есть, это дом, который ты строишь и заселяешь сам». Плотников Константин Юрьевич.

[36]

Вводное занятие «Основы анимации» по программе дополнительного образования «Мультстудия». Черепанова Вера Сергеевна.

Игровые формы, творческие задания.

[15]

Вводный урок русского языка в 5 классе на тему: «…Миру бескрайнему окна распахнуть…». Федяева Татьяна Геннадьевна.

Красочность и наглядность предоставляемой информации.

[7]

Конспект вводного урока по физике «Что изучает физика» для учащихся 7-х классов. Матросова Галина Николаевна.

Демонстрация опытов и экспериментов.

[19]

Был ли Ной биологом? Жукова Надежда Николаевна.

Знакомство с достижениями современной науки. Исторический и занимательный материал.

[21]

Введение в химию. Исаева Татьяна Владимировна.

[24]

Вводный урок «Будем знакомы, Астрономия». Пешкова Елена Александровна.

[25]

Урок по теме «Введение» в 10 профильном классе. Спицына Любовь Ивановна.

Технология проблемного обучения.

[16]

Урок «Здоровье есть красота или красота – это здоровье?» Соколовский Григорий Феликсович.

Связь с повседневной жизнью и личным опытом учащихся.

[29]

Вводный урок «Международное значение русского языка. Русский язык – один из языков ООН». Кучмина Надежда Владимировна.

[34]

Урок «Математика в профессии «Повар, кондитер»». Семяшкина Ирина Васильевна.

Связь с будущей профессией.

 

* нумерация примеров в таблице соответствует нумерации уроков в Подборке (Приложение 1)

 

Итак, вводные уроки являются важным первым этапом изучения любого учебного предмета. Они формируют логическую основу для дальнейшего обучения и помогают развить интерес и сформировать мотивацию.

Формирование мотивации должно происходить на каждом уроке, однако вводный урок дает первую и лучшую такую возможность. Чтобы привлечь внимание учащихся к предмету, педагогу следует грамотно подойти к выбору методов и способов обучения, не обходя вниманием нестандартные формы работы и игровые методы.

 

Использованные источники:

  1. Гайдук Н.Е. Методические рекомендации «Особенности проведения вводного занятия «Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу»» (в рамках работы Школы молодого педагога в учреждениях дополнительного образования). - Текст : электронный. - URL:  https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-osobennosti-provedeniya-vvodnogo-zanyatiya-vvedenie-v-dopolnitelnuyu-obsheobrazovatelnuyu-obsherazviv-5023512.html (дата обращения: 17.01.2024).
  2. Побединская Н. Особенности проведения занятия «Введение в образовательную программу». - Текст : электронный. - URL:  https://znanio.ru/media/osobennosti-provedeniya-zanyatiya-vvedenie-v-obrazovatelnuyu-programmu-2545229 (дата обращения: 17.01.2024).
  3. Чвора Т.Ю. Мотивация учебной деятельности и ее формирование. - Текст : электронный. - URL:  https://infourok.ru/motivaciya-uchebnoj-deyatelnosti-i-ee-formirovanie-5126489.html (дата обращения: 17.01.2024).

 

 

Приложение 1

Подборка лучших вводных уроков среди публикаций на сайте УРОК.РФ


Подборка вводных уроковDOCX / 36.1 Кб


Подборка вводных уроковPDF / 481.41 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.