Вводный урок литературы "Литературный навигатор по курсу 8 класса"

10
4
Материал опубликован 3 June

Дубовая Алла Витальевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ "Школа № 88 г.о. Донецк", ДНР



Вводный урок литературы

«Литературный навигатор по курсу 8 класса»


Пояснительная записка


Тема. Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Класс: 8

Цель урока:

обучающая: ознакомить восьмиклассников с учебником литературы, дать обзорную характеристику содержания курса литературы; актуализировать читательский опыт учащихся и знания, полученные в 5-7 классах; создать условия для понимания своеобразия отдельных исторических процессов, изображенных писателями;

развивающая: развивать аналитические умения и навыки обучающихся, понимание закономерности возникновения различных взглядов на мир и человека, соответствующих разным эпохам и художественным стилям;

воспитывающая: воспитывать интерес к литературным произведениям и истории, положительные нравственные ориентиры.

Задачи урока:

начать проведением вводного урока литературы ряд последовательных мероприятий в новом учебном году, направленных на формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова;

выстраивать полученные ранее знания в более сложную и общую картину динамики развития литературы;

акцентировать внимание на взаимосвязи литературы и истории;

вызвать интерес учащихся к художественным произведениям литературы;

мотивировать интерес учащихся к изучению литературы, истории и культуры.


Урок литературы в 8 классе разработан в соответствие с Примерной программой основного общего образования для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики

Литература: 5-9 кл / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 5-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 172 с.

В ходе урока используется учебник Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных. учреждений в 2-ух частях. – М. Просвещение, 2016 г, раздел «Русская литература и история», с.3-5.

При выборе домашнего задания учитываются особенности интеллектуального развития, интеллектуальных возможностей учащихся.

Практическая значимость методической разработки:

Конспект урока  можно использовать на уроках литературы, классных часах, внеклассных мероприятиях.


КОНСПЕКТ УРОКА


Тема. Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Класс: 8

Цель урока:

обучающая: ознакомить восьмиклассников с учебником литературы, дать обзорную характеристику содержания курса литературы; актуализировать читательский опыт учащихся и знания, полученные в 5-7 классах; создать условия для понимания своеобразия отдельных исторических процессов, изображенных писателями;

развивающая: развивать аналитические умения и навыки обучающихся, понимание закономерности возникновения различных взглядов на мир и человека, соответствующих разным эпохам и художественным стилям;

воспитывающая: воспитывать интерес к литературным произведениям и истории, положительные нравственные ориентиры.

Задачи урока:

начать проведением вводного урока литературы ряд последовательных мероприятий в новом учебном году, направленных на формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова;

выстраивать полученные ранее знания в более сложную и общую картину динамики развития литературы;

акцентировать внимание на взаимосвязи литературы и истории;

вызвать интерес учащихся к художественным произведениям литературы;

мотивировать интерес учащихся к изучению литературы, истории и культуры.

Формирование УУД

Личностные:

воспитание уважения к Отечеству, его истории, литературе и культуре; формирование ответственного отношения к учению, любви к чтению, готовности и способности к самообразованию на основе уважительного отношения к труду, в том числе к труду писателя и читателя;

Метапредметные:

способность к построению индивидуальной образовательной траектории; развитие умения определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, осуществлять контроль своей деятельности в процессе выполнения тестов; развитие навыков смыслового чтения

Предметные: Учащийся

раскрывает образный характер художественной литературы;

объясняет роль личности в создании культуры;

раскрывает связь русской литературы и истории

Тип урока: вводный.

Форма проведения: урок-путешествие.

Методы и приёмы: технология развития критического мышления, пазл-технология, приём «Выбор цели по маршруту», составление супервайзера «Образная природа художественной литературы», работа с учебником, работа с литературоведческими словарями, визуализация учебного материала, работа с информационной сеткой, когнитивно-обобщающий диалог, рефлексия содержания материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация урока, маршрутный лист урока, пазлы-составляющие, заготовки для блок-схемы «Образная природа художественной литературы», учебник литературы для 8 класса, литературоведческие словари (сеть Интернет), буктрейлеры, инфосетка, иллюстративный материал, карточки самоанализа.



СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.


«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».

Ф.Бэкон

СТАДИЯ ВЫЗОВА


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАРТ.

«ВИТАЛЬНИЦА»

Слово учителя.

Здравствуйте! Просто «Здравствуйте»?

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья стало больше?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Итак, здравствуйте!!! И пусть вам будет сегодня светло и радостно!


МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ВЫХОД НА ТЕМУ СОВМЕСТНО С УЧЕНИКАМИ.

Слово учителя.

- Как вы думаете, прав ли знаменитый русский поэт Серебряного века Константин Бальмонт?

Жизнь коротка и быстротечна,
И лишь литература вечна.
Поэзия душа и вдохновенье,
Для сердца сладкое томленье.


Методический приём «Микрофон».

Учащиеся высказывают свои мысли.


ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И СОВМЕСТНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Слово учителя.

- Литература занимает особое место в системе общего образования. Как один из ведущих гуманитарных учебных предметов, она содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого. Сегодня мы говорим о литературе и отправляемся в увлекательное путешествие по курсу 8 класса!

Тема урока:

Методический приём «Выбор цели по маршруту».

-t1748941220ab.png

Что нужно для того, чтобы в путешествии не заблудиться, но заглянуть в самые интересные уголки? Нужна карта!


Работа с маршрутным листом урока. Учащимся необходимо сформулировать цели учебной деятельности, используя маршрутный лист урока.


t1748941220ac.gif

Маршрутный лист (план урока)

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА

«ВИТАЛЬНИЦА». Совместное целеполагание.

«РУССКАЯ СВЕТЛИЦА». Составление пазл-светлицы из портретов русских писателей.

«УЧЕБНЫЙ СКРИПТОРИЙ». Ознакомление с учебником литературы, работа с литературоведческими словарями.

«ГОРНИЦА ОБРАЗОВ». Работа с блок-схемой «Образная природа художественной литературы».

«ВИДЕОЗАЛ». Просмотр буктрейлеров. Отражение жизни в искусстве.

«ЛИТЕРАТУРНЫЕ ХОРОМЫ». Русская литература и история. Заполнение информационной сетки.

«ЧЕРТОГИ ИСТОРИИ». Исторический комментарий к художественным произведениям. Историзм творчества классиков русской литературы.

«СТЕНА ОДОБРЕНИЯ». Заполнение карточки самоанализа.


Вспомогательные вопросы:

- Что узнают нового?

- Чему научатся?

- Что необходимо вспомнить, уметь, чтобы усвоить тему урока?


МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.


Использование пазл-технологии. Слово учителя.


- В дальний путь мы отправляемся от родного порога. Предлагаю вам собрать литературный дом под названием «Русская светлица»». У любого здания должны быть прочный фундамент и крепкие стены. Расположите прямоугольники-кирпичики с главными составляющими нашего литературного дома в необходимом порядке: от известных вам писателей и поэтов до незнакомых.


«РУССКАЯ СВЕТЛИЦА»


t1748941220ad.pngt1748941220ae.jpg
















Пазлы-составляющие: портреты русских писателей и поэтов.


t1748941220af.jpg

t1748941220ag.jpg

t1748941220ah.jpg

t1748941220ai.jpg

t1748941220aj.jpg

t1748941220ak.jpg

t1748941220al.jpg

t1748941220am.jpg

t1748941220an.jpg


Вывод: не всё еще знают учащиеся 8 класса, поэтому необходимо продолжить упорно и настойчиво овладевать знаниями!


СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ


АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.


«УЧЕБНЫЙ СКРИПТОРИЙ»

Знакомство с учебником литературы для 8 класса.

-t1748941220ao.jpg Среди различных видов искусства по своему влиянию художественная литература неоценима. Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и наслаждение. Писатели переплавляют материал действительности в чистое золото искусства, выковывая из этого сплава « …свою золотую розу – повесть, роман или поэму».


Литературоведческие поиски. Работа с литературоведческими словарями (возможен вариант оnline-словарей)

Литература – вид искусства.

Литература – это искусство слова, это особенный вид искусства, который с помощью слов может передать и настроение, и краски, и звуки, изображая жизненные картины.

История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества.

Историзм – рассмотрение явлений, событий в их историческом развитии, с исторической точки зрения.

Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Художественный образ – это образ искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.


Составление супервайзера «Образная природа художественной литературы».

Работа с блок-схемой по изученным в 7 классе произведениям.

«ГОРНИЦА ОБРАЗОВ»

- Центральное место в литературе занимают образы людей, то есть картины человеческой жизни, изображение характеров, поступков, мыслей, отношений. Основа специфики искусства слова – образность, то есть способность в особой форме отражать действительность, познавая ее законы и закономерности. Образ – это картина жизни, созданная писателем и проникнутая его мыслями, чувствами, переживаниями.

Распределите художественные образы из предложенных произведений в соответствие с блок-схемой, кратко дайте их характеристику.

Учащиеся прикрепляют названия к типам образов.


t1748941220ap.gif

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ:

Николай Некрасов «Размышления у парадного подъезда»

Леонид Андреев «Кусака»

Николай Гоголь «Тарас Бульба»

Борис Пастернак «Никого не будет дома…»

Александр Твардовский «Июль – макушка лета»

Евгений Носов «Кукла»

Александр Пушкин «Станционный смотритель»

Михаил Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»


ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

«ВИДЕОЗАЛ»

Отражение жизни в искусстве. Визуализация учебного материала.

- Литература – хранилище памяти для последующих поколений, дающее возможность общения через десятилетия и века. Литература учит вере в победу солнца над мраком, доброты над злом. Это источник духовной силы и мужества. Искусство слова помогает лучше увидеть и глубже понять и окружающий нас мир, и самих себя.

БУКТРЕЙЛЕРЫ (в записи или в сети Интернет):

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (1,15 мин)

Д.И. Фонвизин «Недоросль» (2 мин)

Н.В.Гоголь «Ревизор» (1 мин)

Л.Н.Толстой «После бала» (1,5 мин)


«ЛИТЕРАТУРНЫЕ ХОРОМЫ»

Составление информационной сетки «Русская литература и история».

- Историзм в художественном произведении находит наиболее глубокое выражение в характерах — в переживаниях, поступках и речи действующих лиц, в их жизненных столкновениях, а также в деталях быта, обстановки и т. п. В основном историзм в художественной литературе выражается в воспроизведении исторического прошлого. Но в более широком смысле слова мы вправе говорить об историзме как о воспроизведении правды времени, в том числе и правды современности, современной исторической эпохи.

Работая с содержанием учебника, учащиеся составляют информационную сетку «Русская литература и история», подбирают фотографии, картинки или визуальные образы-символы. Варианты организации работы класса: фронтально, индивидуально и в группах.


ВЕК

АВТОР


ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ТИТУЛ КНИГИ

ЭПОХА

(символ)

Устное народное творчество

-

Исторические песни, частушки, предания



Древняя Русь

-

«Из жития Александра Невского»,

«Шемякин суд»



XVIII век

Д.И.Фонвизин


«Недоросль»



XIX век

И.А.Крылов


«Басни»




А.С.Пушкин


«Я помню чудное мгновенье»

«19 октября»

«История Пугачевского бунта»

«Капитанская дочка»

«Пиковая дама»



М.Ю.Лермонтов


«Мцыри»



Н.В.Гоголь


«Ревизор»

«Шинель»



Л.Н.Толстой


«После бала»



А.П.Чехов

«О любви»




XX век

И.А.Бунин


«Кавказ»



А.И.Куприн


«Куст сирени»



А.А.Блок

«Россия»




А.Т.Твардовский

«Василий Теркин»




В.П.Астафьев

«Фотография, на которой меня нет»



Зарубежная литература

У.Шекспир

«Ромео и Джульетта»




Ж.-Б.Мольер

«Мещанин во дворянстве»



В.Скотт

«Айвенго»





Иллюстративный материал:

t1748941220aq.jpg

t1748941220ar.gif

t1748941220as.jpg

t1748941220at.jpg

t1748941220au.jpg

t1748941220av.gif

t1748941220aw.jpg

t1748941220ax.jpg

t1748941220ay.jpg

t1748941220az.jpg

t1748941220ba.jpg

t1748941220bb.gif

t1748941220bc.jpg

t1748941220bd.jpg

t1748941220be.jpg

t1748941220bf.jpg

t1748941220bg.jpg

t1748941220bh.jpg

t1748941220bi.gif

t1748941220bj.jpg


«ЧЕРТОГИ ИСТОРИИ»

Историзм творчества классиков русской литературы.

Исторический комментарий к изучаемым произведением.

Учащиеся объединяются в группы для поиска краткой информации об эпохе, отображенной в художественных произведениях. Заполняют столбец «ЭПОХА» в информационной сетке с помощью символов.

- Великий русский писатель А. С. Пушкин так говорил об истории: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Возможности писателя в изображении времени и пространства безграничны!


СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

«СТЕНА ОДОБРЕНИЯ»

Итоги урока.

Когнитивно-обобщающий диалог с учащимися.

- Что интересного узнали сегодня на уроке?

- Почему следует продолжать изучение литературы в 8 классе?

- Назовите литературоведческие термины, которые встречались на уроке?

- Какова природа художественной литературы?

- Одинаковы ли образы литературных произведений?

- С какой наукой тесно связаны произведения в курсе литературы 8 класса?

- Назовите исторические эпохи, которые описываются в произведениях?

2. Рефлексия «Литература в моем сердце».

- На сердечках напишите автора и название произведения, которое вам сегодня особенно запомнилось и которое вы обязательно прочтете!


3.Рейтинг участников. Карточка самоанализа.

+/ -

Виды деятельности


Меня заинтересовал материал, заставил задуматься.


Мои знания по литературе увеличились.


Я отвечал на вопрос учителя.


Я принимал участие в беседе.


Я принимал участие в дискуссии, полилоге.


Активно работал: анализировал, декламировал, обсуждал, заполнял таблицу, рисовал...


Представлял итоги работы группы.


Помогал товарищам в общем деле.


Я буду применять полученные знания.


Я слушал всех участников.


Оценка

2

3

4

5

+

1

2-4

5-7

8-10


Эмоционально-психологический финиш.

- Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня. Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах. Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».

Стареют книги… Нет, не переплет,
Не тронутые плесенью страницы,
А то, что там, за буквами, живет
И никому уж больше не приснится.

Остановило время свой полет,
Иссохла старых сказок медуница,
И до конца никто уж не поймет,
Что озаряло наших предков лица.

Но мы должны спускаться в этот мир,
Как водолазы в сумрак Атлантиды,—
Былых веков надежды и обиды

Не только стертый начисто пунктир:
Века в своей развернутой поэме
Из тьмы выходят к Свету,

К вечной теме.

Всеволод Рождественский

Домашнее задание (дифференцированное):

- Прочитать введение учебника, устно ответить на вопросы;

- Составить тезисный план к статье учебника;

- Написать письмо любимому писателю (объем 1-2 стр.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных. учреждений в 2-ух частях. – М. Просвещение, 2016 г.

Литература: 5-9 кл: Примерная программа основного общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 5-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 172 с.

Мельникова Л.В. Методические рекомендации по преподаванию предмета «Литература» в 2019-2020 учебном году.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Содержательно! Лаконично! Интересно! ::smile1::

0
3 June

Спасибо, интересно!

0
3 June

Спасибо, Алла Витальевна, беру на вооружение!

0
3 June

Спасибо, Алла Витальевна! Интересный придумали урок! Что за слово Витальница? Красивое. Идею беру в работу!

0
3 June