Вводный урок литературы "Литературный навигатор по курсу 8 класса"
Дубовая Алла Витальевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ "Школа № 88 г.о. Донецк", ДНР
Вводный урок литературы
«Литературный навигатор по курсу 8 класса»
Пояснительная записка
Тема. Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Класс: 8
Цель урока:
обучающая: ознакомить восьмиклассников с учебником литературы, дать обзорную характеристику содержания курса литературы; актуализировать читательский опыт учащихся и знания, полученные в 5-7 классах; создать условия для понимания своеобразия отдельных исторических процессов, изображенных писателями;
развивающая: развивать аналитические умения и навыки обучающихся, понимание закономерности возникновения различных взглядов на мир и человека, соответствующих разным эпохам и художественным стилям;
воспитывающая: воспитывать интерес к литературным произведениям и истории, положительные нравственные ориентиры.
Задачи урока:
начать проведением вводного урока литературы ряд последовательных мероприятий в новом учебном году, направленных на формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова;
выстраивать полученные ранее знания в более сложную и общую картину динамики развития литературы;
акцентировать внимание на взаимосвязи литературы и истории;
вызвать интерес учащихся к художественным произведениям литературы;
мотивировать интерес учащихся к изучению литературы, истории и культуры.
Урок литературы в 8 классе разработан в соответствие с Примерной программой основного общего образования для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики
Литература: 5-9 кл / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 5-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 172 с.
В ходе урока используется учебник Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных. учреждений в 2-ух частях. – М. Просвещение, 2016 г, раздел «Русская литература и история», с.3-5.
При выборе домашнего задания учитываются особенности интеллектуального развития, интеллектуальных возможностей учащихся.
Практическая значимость методической разработки:
Конспект урока можно использовать на уроках литературы, классных часах, внеклассных мероприятиях.
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема. Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Класс: 8
Цель урока:
обучающая: ознакомить восьмиклассников с учебником литературы, дать обзорную характеристику содержания курса литературы; актуализировать читательский опыт учащихся и знания, полученные в 5-7 классах; создать условия для понимания своеобразия отдельных исторических процессов, изображенных писателями;
развивающая: развивать аналитические умения и навыки обучающихся, понимание закономерности возникновения различных взглядов на мир и человека, соответствующих разным эпохам и художественным стилям;
воспитывающая: воспитывать интерес к литературным произведениям и истории, положительные нравственные ориентиры.
Задачи урока:
начать проведением вводного урока литературы ряд последовательных мероприятий в новом учебном году, направленных на формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова;
выстраивать полученные ранее знания в более сложную и общую картину динамики развития литературы;
акцентировать внимание на взаимосвязи литературы и истории;
вызвать интерес учащихся к художественным произведениям литературы;
мотивировать интерес учащихся к изучению литературы, истории и культуры.
Формирование УУД
Личностные:
воспитание уважения к Отечеству, его истории, литературе и культуре; формирование ответственного отношения к учению, любви к чтению, готовности и способности к самообразованию на основе уважительного отношения к труду, в том числе к труду писателя и читателя;
Метапредметные:
способность к построению индивидуальной образовательной траектории; развитие умения определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, осуществлять контроль своей деятельности в процессе выполнения тестов; развитие навыков смыслового чтения
Предметные: Учащийся
раскрывает образный характер художественной литературы;
объясняет роль личности в создании культуры;
раскрывает связь русской литературы и истории
Тип урока: вводный.
Форма проведения: урок-путешествие.
Методы и приёмы: технология развития критического мышления, пазл-технология, приём «Выбор цели по маршруту», составление супервайзера «Образная природа художественной литературы», работа с учебником, работа с литературоведческими словарями, визуализация учебного материала, работа с информационной сеткой, когнитивно-обобщающий диалог, рефлексия содержания материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация урока, маршрутный лист урока, пазлы-составляющие, заготовки для блок-схемы «Образная природа художественной литературы», учебник литературы для 8 класса, литературоведческие словари (сеть Интернет), буктрейлеры, инфосетка, иллюстративный материал, карточки самоанализа.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».
Ф.Бэкон
СТАДИЯ ВЫЗОВА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАРТ.
«ВИТАЛЬНИЦА»
Слово учителя.
Здравствуйте! Просто «Здравствуйте»?
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья стало больше?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
- Итак, здравствуйте!!! И пусть вам будет сегодня светло и радостно!
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ВЫХОД НА ТЕМУ СОВМЕСТНО С УЧЕНИКАМИ.
Слово учителя.
- Как вы думаете, прав ли знаменитый русский поэт Серебряного века Константин Бальмонт?
Жизнь коротка и быстротечна,
И лишь литература вечна.
Поэзия душа и вдохновенье,
Для сердца сладкое томленье.
Методический приём «Микрофон».
Учащиеся высказывают свои мысли.
ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И СОВМЕСТНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Слово учителя.
- Литература занимает особое место в системе общего образования. Как один из ведущих гуманитарных учебных предметов, она содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого. Сегодня мы говорим о литературе и отправляемся в увлекательное путешествие по курсу 8 класса!
Тема урока:
Методический приём «Выбор цели по маршруту».
-
Что нужно для того, чтобы в путешествии не заблудиться, но заглянуть в самые интересные уголки? Нужна карта!
Работа с маршрутным листом урока. Учащимся необходимо сформулировать цели учебной деятельности, используя маршрутный лист урока.
Маршрутный лист (план урока)
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА
«ВИТАЛЬНИЦА». Совместное целеполагание.
«РУССКАЯ СВЕТЛИЦА». Составление пазл-светлицы из портретов русских писателей.
«УЧЕБНЫЙ СКРИПТОРИЙ». Ознакомление с учебником литературы, работа с литературоведческими словарями.
«ГОРНИЦА ОБРАЗОВ». Работа с блок-схемой «Образная природа художественной литературы».
«ВИДЕОЗАЛ». Просмотр буктрейлеров. Отражение жизни в искусстве.
«ЛИТЕРАТУРНЫЕ ХОРОМЫ». Русская литература и история. Заполнение информационной сетки.
«ЧЕРТОГИ ИСТОРИИ». Исторический комментарий к художественным произведениям. Историзм творчества классиков русской литературы.
«СТЕНА ОДОБРЕНИЯ». Заполнение карточки самоанализа.
Вспомогательные вопросы:
- Что узнают нового?
- Чему научатся?
- Что необходимо вспомнить, уметь, чтобы усвоить тему урока?
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Использование пазл-технологии. Слово учителя.
- В дальний путь мы отправляемся от родного порога. Предлагаю вам собрать литературный дом под названием «Русская светлица»». У любого здания должны быть прочный фундамент и крепкие стены. Расположите прямоугольники-кирпичики с главными составляющими нашего литературного дома в необходимом порядке: от известных вам писателей и поэтов до незнакомых.
«РУССКАЯ СВЕТЛИЦА»
| | |
| | |
| | |
| | |
Пазлы-составляющие: портреты русских писателей и поэтов.
| | |
| | |
| | |
Вывод: не всё еще знают учащиеся 8 класса, поэтому необходимо продолжить упорно и настойчиво овладевать знаниями!
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
«УЧЕБНЫЙ СКРИПТОРИЙ»
Знакомство с учебником литературы для 8 класса.
- Среди различных видов искусства по своему влиянию художественная литература неоценима. Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и наслаждение. Писатели переплавляют материал действительности в чистое золото искусства, выковывая из этого сплава « …свою золотую розу – повесть, роман или поэму».
Литературоведческие поиски. Работа с литературоведческими словарями (возможен вариант оnline-словарей)
Литература – вид искусства.
Литература – это искусство слова, это особенный вид искусства, который с помощью слов может передать и настроение, и краски, и звуки, изображая жизненные картины.
История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества.
Историзм – рассмотрение явлений, событий в их историческом развитии, с исторической точки зрения.
Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
Художественный образ – это образ искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.
Составление супервайзера «Образная природа художественной литературы».
Работа с блок-схемой по изученным в 7 классе произведениям.
«ГОРНИЦА ОБРАЗОВ»
- Центральное место в литературе занимают образы людей, то есть картины человеческой жизни, изображение характеров, поступков, мыслей, отношений. Основа специфики искусства слова – образность, то есть способность в особой форме отражать действительность, познавая ее законы и закономерности. Образ – это картина жизни, созданная писателем и проникнутая его мыслями, чувствами, переживаниями.
Распределите художественные образы из предложенных произведений в соответствие с блок-схемой, кратко дайте их характеристику.
Учащиеся прикрепляют названия к типам образов.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ:
Николай Некрасов «Размышления у парадного подъезда»
Леонид Андреев «Кусака»
Николай Гоголь «Тарас Бульба»
Борис Пастернак «Никого не будет дома…»
Александр Твардовский «Июль – макушка лета»
Евгений Носов «Кукла»
Александр Пушкин «Станционный смотритель»
Михаил Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
«ВИДЕОЗАЛ»
Отражение жизни в искусстве. Визуализация учебного материала.
- Литература – хранилище памяти для последующих поколений, дающее возможность общения через десятилетия и века. Литература учит вере в победу солнца над мраком, доброты над злом. Это источник духовной силы и мужества. Искусство слова помогает лучше увидеть и глубже понять и окружающий нас мир, и самих себя.
БУКТРЕЙЛЕРЫ (в записи или в сети Интернет):
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (1,15 мин)
Д.И. Фонвизин «Недоросль» (2 мин)
Н.В.Гоголь «Ревизор» (1 мин)
Л.Н.Толстой «После бала» (1,5 мин)
«ЛИТЕРАТУРНЫЕ ХОРОМЫ»
Составление информационной сетки «Русская литература и история».
- Историзм в художественном произведении находит наиболее глубокое выражение в характерах — в переживаниях, поступках и речи действующих лиц, в их жизненных столкновениях, а также в деталях быта, обстановки и т. п. В основном историзм в художественной литературе выражается в воспроизведении исторического прошлого. Но в более широком смысле слова мы вправе говорить об историзме как о воспроизведении правды времени, в том числе и правды современности, современной исторической эпохи.
Работая с содержанием учебника, учащиеся составляют информационную сетку «Русская литература и история», подбирают фотографии, картинки или визуальные образы-символы. Варианты организации работы класса: фронтально, индивидуально и в группах.
ВЕК | АВТОР | ПРОИЗВЕДЕНИЯ | ТИТУЛ КНИГИ | ЭПОХА (символ) |
Устное народное творчество | - | Исторические песни, частушки, предания | | |
Древняя Русь | - | «Из жития Александра Невского», «Шемякин суд» | | |
XVIII век | Д.И.Фонвизин | «Недоросль» | | |
XIX век | И.А.Крылов | «Басни» | | |
А.С.Пушкин | «Я помню чудное мгновенье» «19 октября» «История Пугачевского бунта» «Капитанская дочка» «Пиковая дама» | | | |
М.Ю.Лермонтов | «Мцыри» | | | |
Н.В.Гоголь | «Ревизор» «Шинель» | | | |
Л.Н.Толстой | «После бала» | | | |
А.П.Чехов | «О любви» | | | |
XX век | И.А.Бунин | «Кавказ» | | |
А.И.Куприн | «Куст сирени» | | | |
А.А.Блок | «Россия» | | | |
А.Т.Твардовский | «Василий Теркин» | | | |
В.П.Астафьев | «Фотография, на которой меня нет» | | | |
Зарубежная литература | У.Шекспир | «Ромео и Джульетта» | | |
Ж.-Б.Мольер | «Мещанин во дворянстве» | | | |
В.Скотт | «Айвенго» | | |
Иллюстративный материал:
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
«ЧЕРТОГИ ИСТОРИИ»
Историзм творчества классиков русской литературы.
Исторический комментарий к изучаемым произведением.
Учащиеся объединяются в группы для поиска краткой информации об эпохе, отображенной в художественных произведениях. Заполняют столбец «ЭПОХА» в информационной сетке с помощью символов.
- Великий русский писатель А. С. Пушкин так говорил об истории: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Возможности писателя в изображении времени и пространства безграничны!
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
«СТЕНА ОДОБРЕНИЯ»
Итоги урока.
Когнитивно-обобщающий диалог с учащимися.
- Что интересного узнали сегодня на уроке?
- Почему следует продолжать изучение литературы в 8 классе?
- Назовите литературоведческие термины, которые встречались на уроке?
- Какова природа художественной литературы?
- Одинаковы ли образы литературных произведений?
- С какой наукой тесно связаны произведения в курсе литературы 8 класса?
- Назовите исторические эпохи, которые описываются в произведениях?
2. Рефлексия «Литература в моем сердце».
- На сердечках напишите автора и название произведения, которое вам сегодня особенно запомнилось и которое вы обязательно прочтете!
3.Рейтинг участников. Карточка самоанализа.
+/ - | Виды деятельности |
| Меня заинтересовал материал, заставил задуматься. |
| Мои знания по литературе увеличились. |
| Я отвечал на вопрос учителя. |
| Я принимал участие в беседе. |
| Я принимал участие в дискуссии, полилоге. |
| Активно работал: анализировал, декламировал, обсуждал, заполнял таблицу, рисовал... |
| Представлял итоги работы группы. |
| Помогал товарищам в общем деле. |
| Я буду применять полученные знания. |
| Я слушал всех участников. |
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
+ | 1 | 2-4 | 5-7 | 8-10 |
Эмоционально-психологический финиш.
- Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня. Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах. Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».
Стареют книги… Нет, не переплет,
Не тронутые плесенью страницы,
А то, что там, за буквами, живет
И никому уж больше не приснится.
Остановило время свой полет,
Иссохла старых сказок медуница,
И до конца никто уж не поймет,
Что озаряло наших предков лица.
Но мы должны спускаться в этот мир,
Как водолазы в сумрак Атлантиды,—
Былых веков надежды и обиды
Не только стертый начисто пунктир:
Века в своей развернутой поэме
Из тьмы выходят к Свету,
К вечной теме.
Всеволод Рождественский
Домашнее задание (дифференцированное):
- Прочитать введение учебника, устно ответить на вопросы;
- Составить тезисный план к статье учебника;
- Написать письмо любимому писателю (объем 1-2 стр.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных. учреждений в 2-ух частях. – М. Просвещение, 2016 г.
Литература: 5-9 кл: Примерная программа основного общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 5-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 172 с.
Мельникова Л.В. Методические рекомендации по преподаванию предмета «Литература» в 2019-2020 учебном году.
Кияйкина Наталья Федоровна
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна