12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Потамошнева Наталья Алексеевна80720
Учитель начальных классов, ВКК.
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»


h1708885163.jpg

Взаимодействие библиотеки, школы и семьи для формирования читательского интереса у школьников.


Ценность детского чтения, как источника развития личности, признана во всем мире. Сейчас интерес к книге у современных детей снизился.

Роль детской и школьной библиотек, учителей к приобщению младших школьников к книге, неоспорима. Но первым и основным руководителем детского чтения является семья.

2024 год – Год семьи, это и стало решающим фактором в выборе темы нашего исследования.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в 21 веке большую часть информации люди стали получать из интернета, радио и телевидения, существенно снизился читательский интерес, интерес к бумажным книгам практически пропал.

Цель работы: изучить взаимодействие библиотеки, школы и семьи для формирования читательского интереса у школьников.

Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

- исследовать роль влияния школы, семьи и библиотеки на формирование читательского интереса школьника и бережного отношения к книге;

- изучить историю появления первой книги;

- привлечь учащихся начальных классов в школьную библиотеку;

- познакомить учащихся с библиотеками города;

- вызвать интерес к чтению у учащихся начальных классов;

- провести социологический опрос и проанализировать его результаты

- выяснить причины снижения читательского интереса у школьников в наше время;

- предложить пути решения проблемы снижения читательского интереса у школьников

Объектом исследования являются обучающиеся 2 – 4 классов МБОУ СОШ № 69.

Предметом исследования выступает читательская активность школьников

При написании работы были использованы следующие методы исследования:

  • изучение литературы по теме исследования;
  • интервьюирование (опрос);
  • математические методы обработки результатов исследований;
  • анализ полученных результатов.

Проблемой исследования является снижение читательского интереса у школьников.

Продукт исследования - презентация о библиотеках микрорайона ВАИ.

Исследованием был охвачен 291 респондент в возрасте 8 - 10 лет, учащиеся 2 - 4 классов.

Гипотеза: взаимосвязь школы, библиотеки и семьи способствует развитию читательского интереса учащихся начальных классов



В условиях негативного влияния современной социокультурной и  информационной ситуации, кризиса чтения, ослабление роли книги в  семейном  воспитании особенно  актуальным становится совместное взаимодействие библиотек, педагогов, родителей и детей.

Чтение  в  семейной  среде  играет  особую  роль. Совместное  прочтение  книги,  общение  по  поводу  прочитанного сближает  членов  семьи,  объединяет  их  духовно.

Взаимодействие  библиотеки, школы и  семьи – это   наиболее эффективный путь приобщения ребенка к чтению. Воспитание культуры чтения – это одна из важнейших задач школьной библиотеки. Культура чтения – это умение ориентироваться в книжном мире, быстро усваивать содержание книг, умение читать книгу с максимальной пользой.

В библиотеке нашей школы создана дружеская атмосфера общения, вызванная интересом к книге. Она прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение.

Книга растит человека. Многие талантливые писатели и поэты стали таковыми после знакомства с определёнными книгами. Книги – это источник знаний, мудрости. Они помогают нам учиться, расширять кругозор, становится умнее и опытнее, получать ответы на многие наши «почему» и «зачем». История книги многогранна и увлекательна.

Я решила подробнее узнать об истории ее появления.

Давным-давно люди не умели писать и читать, но информацию нужно было как-то запоминать и передавать другим людям. Для этого оставляли надписи чем-то острым на камне в пещерах, на деревьях или даже на земле отметины, на веревках вязали узлы, рисовали целые картины, чтобы рассказать о главных событиях жизни. Практически, как комиксы. Древние наскальные комиксы. Они и были отголоском книг. Так зарождалась письменность.

Позднее научились добывать глину и использовать ее для тех же целей.

На влажной глине оставляли символы и рисунки, а потом обжигали в печках, в результате надписи прекрасно читались и сохранялись надолго. Табличек было очень много, их складывали в деревянные ящики. Это также прообразы первых книг.  Однако дать их почитать другому было нельзя, т.к. они были тяжелые.

Еще позже древние египтяне, римляне и греки стали использовать для записей папирус, на котором можно было писать с помощью деревянной палочки или кисти. Папирус можно было склеить друг с другом и намотать на кость или палку. Однако папирус высыхал и раскрашивался, уничтожая бесценные записи истории.

Славяне использовали для  записей бересту. Отсюда и пошло название «берестяная грамота». Но для книг береста также не годилась. На смену папирусу пришел пергамент, который делали из кожи зверей. Но такие «книги» были громоздкими, а сам материал очень дорогой.

Бумага появилась в 10 веке, по дошедшим сведениям в Китае. Легкий материал, на котором просто писать, он достаточно дешевый, долго хранится, тонкий.  В России в это время появились первые рукописные издания на бумаге. В основном писали их при монастырях. Бумага быстро распространилась по миру, в связи с чем начали придумывать способы скрепления листов и быстрого переноса букв на бумагу – книгопечатания.  Самый первый станок, позволяющий делать на бумаге оттиски букв, придумал немец Иоганн Гуттенберг. Его считают отцом книгопечатания.  Первым печатным мастером на Руси был Иван Федоров, служивший при царе Иване Васильевиче Грозном.

На современном производстве станки ежедневно создают большие тиражи книг, чтобы мы с вами могли наслаждаться чтением и узнавать из книг много нового.

Именно библиотеки могут помочь нам в стремлении читать и познавать новое.

Я очень люблю ходить в библиотеку! Вместе с бабушкой я регулярно посещаю библиотеку №10 г.Воронежа. В этой библиотеке более 3 тыс. подписчиков! Там меня ждут книги. Книги – это мудрые друзья, к которым всегда можно прийти и узнать, увидеть что-то новое. Они помогают мне жить интереснее. Я очень люблю читать книги. Люблю общаться с книгами. Я спешу туда, где они живут – в библиотеку.

Зал библиотеки заполнен огромным количеством книг. Как же их много! И как, наверное, много труда потребовалось, чтобы создать их! Самое удивительное место в библиотеке – это читальный зал. Здесь собраны редкие книги, энциклопедии и справочники, огромное количество периодических изданий (газет и журналов). В библиотеке №10 я люблю читать некоторые из них.

Наша школьная библиотека - это самое уютное место в школе. Библиотекарь всегда поможет с выбором и поиском. В школьной библиотеке много интересных книг. У меня есть много любимых книг, которые я часто читаю в библиотеке. Школьная библиотека приносит радость, поэтому я и люблю нашу школьную библиотеку!

В Воронеже есть главная библиотека города – это Воронежская областная научная библиотека имени И.С. Никитина, или как называют ее жители «Никитинка». Воронежская областная универсальная научная библиотека им. И.С. Никитина, одна из старейших и крупнейших в российской культурной провинции, была открыта в 1864 г. В этом году Никитинка отмечает юбилей – 160 лет! Это самая большая в городе библиотека, она имеет два корпуса. Там есть много книг, предназначенных для учеников школ и студентов, а также можно взять книги на дом. Также имеются интересные старые, первые книги, еще рукописные. Проводятся бесплатные экскурсии для взрослых и детей. Часто проводятся мероприятия на разнообразные темы: концерты, лекции и другие интересные мероприятия для детей и взрослых. Сейчас я не так часто посещаю «Никитинку», но уверена, что став студенткой, буду сюда приходить намного чаще!

Библиотека – это очень важное место для детей. Мне интересно ходить в библиотеку, потому что: можно найти книгу, которой нет в домашней библиотеке; найти интересный журнал; подготовиться к урокам; познакомиться с выставками; принять участие в мероприятиях; пообщаться с друзьями.

 

В своей работе мы: проанализировали взаимосвязь школы, библиотеки и семьи в формировании читательского интереса учащихся младших классов; рассказала об истории создания первой книги; рассказала о деятельности библиотек: библиотеки №10 г. Воронежа, школьной библиотеки и областной универсальной научной библиотеки им. И.С. Никитина, ведущейся в целях повышения интереса к чтению.

К сожалению, в наше время интерес к книге и чтению резко снизился. Но процесс знакомства с ней можно сделать интересным и увлекательным!


f1708885453.jpg
Антиплагиат
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Язенина Ольга Анатольевна, 26.02.24 в 00:03 2Ответить Пожаловаться
На самом деле - согласна: библиотека очень важное для детей место. Ведь дети сейчас практически не читают. Только на уроках. А как было бы замечательно вернуть те времена, когда дети по собственному желанию записывались в библиотеки (и не в одну) и читали, читали...
Всё верно Вы, Наталья Алексеевна, сказали: только во взаимодействии школы, семьи и библиотеки можно вернуть любовь детей к чтению, а соответственно, привить культуру, грамотность и другие важные ценности.
Спасибо за статью!

Отредактировано 26-02-2024 00:04

Потамошнева Наталья Алексеевна, 26.02.24 в 07:26 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за подробный отзыв, Ольга Анатольевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.