12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лидия Сергеевна11 |
Взаимодействие педагога с родителями в вопросах приобщения детей к художественной творческой деятельности
Управление по делам образования администрации Кыштымского городского округа
«Центр детского (юношеского) технического творчества»
«Взаимодействие педагога с родителями
в вопросах приобщения детей к художественной
творческой деятельности»
Автор составитель: Швед Лидия Сергеевна, педагог дополнительного образования Высшая |
Кыштым
2023
«Взаимодействие педагога с родителями
в вопросах приобщения детей к художественной
творческой деятельности»
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед учреждением образования является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт образования, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями.
В связи с этим задача педагогического коллектива является организация взаимодействия с родителями и вовлечение их в создание единого культурно-образовательного пространства.
Семья и учреждение дополнительного образования два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Таким образом, осуществляются единый процесс всестороннего развития ребёнка. Большое значение для всестороннего развития отводится в нашем учреждении эстетическому воспитанию, различным видам художественной деятельности, формированию детского художественного творчества.
Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе художественного творчества у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности. В дошкольном возрасте художественное творчество является средством познания окружающего мира. Занимаясь художественным творчеством, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия художественным творчеством доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Художественное творчество – важный аспект семейного воспитания. К нему ребёнок впервые приобщается в семье: именно в семье начинают формироваться его первичные художественные чувства, вкусы, эстетические взгляды. Научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, развивать умение и желание творить прекрасное в повседневной деятельности – обязанность не только педагога, но и родителей. Важным условием для реализации этой задачи являются благоприятный микроклимат в семье, уважительное отношение к художественным интересам и проявлениям ребёнка. Индивидуальный подход к ребёнку в семейных условиях может быть осуществлён в полной мере. Если родители хотят приобщить ребёнка к прекрасному, то им нужно поставить задачу собственного эстетического развития. Нужно самим заниматься искусством. Совместное увлечение взрослых и детей художественным творчеством создает в семье духовную близость, заинтересованность.
Многие родители понимают роль художественного творчества в воспитании ребенка, но в основном видят её в развитии речи, мышления, оценочного отношения к жизни, в формировании нравственного сознания. Они недооценивают того, что воспитание ребёнком искусства оказывает сильное воздействие на формирование эстетического видения действительности.
Поэтому необходима просветительская работа педагога с родителями, в вопросах формирования детского художественного интереса, необходима тесная взаимосвязь педагога и семьи. Родители должны понимать значение устойчивых, разносторонних интересов для развития и воспитания ребенка. Взрослые должны не только заботиться об оснащении занятий для художественного творчества (предоставление материалов, инструментов, места для занятий), но и активно участвовать в рисовании, изготовлении поделок, обсуждать с ребенком темы, способы изображения, советовать, показывать. Сформировать у родителей умение пользоваться определенными методическими приемами ознакомления детей с художественным творчеством, учитывая при этом психологические и индивидуальные особенности детей.
Итак, важнейшая роль в развитии творческих способностей детей принадлежит взрослым. Художественное воспитание должно начинаться в самом раннем возрасте – в семье, и главное его цель – сохранить у ребёнка свежесть восприятия, развить у него творческую инициативу, целеустремлённость, поддержать интерес к художественному творчеству.
Рисование
Дети любят рисовать. Порой они начинают это делать раньше, чем говорить. Как важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути и произнести первую формулу образования: «Ты все можешь!»
Первое поощрение требует продолжения. Ребенок растет, а вместе с ним «растут» его опыт, потребность познавать мир и себя самого. Очень важно, чтобы ребенок поменьше слышал слово «нет», которое гасит огонек познания.
Необходимо, как можно раньше познакомить детей с красками, карандашами, восковыми мелками, детскими ножницами, различными видами бумаги и пластилином. Все это средства выражения, работа с которыми — и даже игра — помогают приобрести незаменимый опыт. Необходимо разрешать детям рисовать с самого раннего возраста по следующим причинам:
пусть развиваются;
пусть трудятся;
пусть радуются;
пусть творят!
Детей до семи лет нецелесообразно учить рисовать (в академическом смысле). Это приводит к нежелательным результатам: закрепощению личности, неискренности, отсутствию фантазии, воображения, самостоятельного мышления.
«А почему собственно взрослые так спешат уподобить себе детей? Разве мы так уж счастливы и довольны собой?» (Фридл Диккер-Брандесова, педагог, художник).
Часто еще от трехлетнего ребенка можно услышать: «Я не умею рисовать». Невольно возникают вопросы: «Откуда ты это знаешь? Кто тебе это сказал? А ты пробовал? Давай попробуем вместе. Тебе лист, мне лист, тебе карандаш и мне карандаш. Нарисуем Солнце, большое, на весь лист, круглое, доброе, теплое. Оно улыбается, как мама. Смотри, оно протягивает к нам руки-лучи. Разве это не чудо! Только что лист был белый, чистый и вдруг... Родилось Солнце, настоящее, живое, родилось не само — мы ему помогли. Наше Солнышко».
Роль педагога не только в том, чтобы дать определенные умения и навыки. Главное — помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества.
Наполняя детей красотой природы, искусства, человеческого благородства, мы помогаем им выразить себя в рисунке. Красивая, мелодичная, образная музыка сопровождает наши занятия. Рисунки получаются оригинальные, яркие, смелые, выразительные.
Чтобы не погасить интереса и любви к рисованию, мы даем детям карандаши с мягким грифелем, который не ломается при падении, и из хорошего дерева, чтобы было легко точить и приятно держать в руках, а также большие листы плотной бумаги.
Уже в возрасте полутора лет дети способны рисовать акварелью за мольбертами. Правильно продуманная организация рабочего места, с учетом возраста, помогает избежать недоразумений и растерянности у ребенка. Листы на мольбертах закрепляются специальными зажимами, справа стоит стульчик, на нем небольшой поднос, на котором лежит гидроемкая ткань, стоят коробочки с красками (лучше медовыми, 24 цвета), баночка с водой с широким горлышком, губка для смачивания листа для рисования «по сырому», кисть, тряпочка для рук. Ребенок работает в фартуке. В удобном для подхода месте стоят два ведра, одно — белое с чистой водой, другое — цветное для грязной. Дети сами выливают и набирают воду в банки.
Нужно отметить, что рисование, как и другие виды творчества,— не праздное развлечение, а труд. Печально видеть, когда малыш не в состоянии самостоятельно работать, сделать элементарное: вытереть за собой воду или помыть кисточку. При разговоре с родителями выясняется, что за этими детьми дома все делают мама, бабушка и детям даже в голову не приходит, что они что-то могут сделать сами. Необходима согласованность между родителями и педагогами-воспитателями.
Надо помочь детям поверить в себя, не бояться рисовать, направить их деятельность по пути красоты и труда, а для этого существуют поощрение и восторг от увиденной красоты.
В младшем дошкольном возрасте дети еще не могут создавать понятные и привычные нам изображения — это дальнейшая ступень. Поэтому мы рассматриваем с ними целостные образы: Небо, Ветер, Море, Лес, Солнце, Цветок, Птица, Бабочка и т. (д. Бывает, что ребенок порисовал 2—3 минуты и уже устал, не знает, что делать. Важно помочь ему преодолеть себя — на 1—2 секунды сегодня, на 5—6 завтра. Так постепенно он научится преодолевать себя и тем самым достигать новых рубежей. Это необходимо каждому человеку, независимо ни от чего: от профессии, возраста, материального положения...
Дети 3-4 лет. Сверхзадачей, которую мы ставим для этого возраста, является знакомство и постепенное овладение средствами выражения карандашами, кистью, акварелью, гуашью; распознавание цветов и точное их название; координация рук при работе с красками и карандашами; овладение основными линиями (плавная, прямая, зигзаг). В работе отдаем предпочтение акварели — нас привлекают ее прозрачность, подвижность, разная степень насыщенности, возможность создания тональных оттенков, что очень важно для утончения зрительного восприятия.
Дети 4-5 лет уже способны постепенно передавать силуэт и точно определять то, что рисуют. Рисуем акварелью сразу, смело. Линию кистью проводим один, максимум два раза, чтобы не испортить цвет, не нарушить его жизнь. Хорошо использовать восковые мелки или жировую пастель, которые оставляют на бумаге сочную широкую линию, что доставляет детям удовольствие. Если нет возможности заниматься на мольбертах, что по многим причинам более полезно для здоровья (правильная осанка, зрение, психологическая раскрепощенность), то можно рисовать за столами или на полу, где легко разложить планшеты с листами бумаги и подносы с необходимым инструментом. При рисовании (как и писании) за столами без наклона происходит перспективное искажение изображения, быстрее устают глаза, спина. Стол также ограничивает возможности перемены тела и размер листа бумаги.
Дети 5-6 лет с удовольствием рисуют сюжеты сказок, легенд, изображают свои впечатления, более точно передают свои наблюдения. Мы наблюдаем за природой, сравниваем, сопоставляем, фантазируем. Дети в этом возрасте способны заметить большее количество оттенков разного цвета — зеленого в траве, голубого, синего, розового, фиолетового в небе, утром, днем, вечером при закате, снeгa утром и вечером и т. д. Для развития этой способности нужны большие наборы карандашей, мелков, фломастеров.
Дети 6-7 лет имеют богатый опыт визуального восприятия и творческого рисования, их фантазия, воображение становятся богаче и разнообразнее. На этом этапе детей можно познакомить со сложными цветами, которые получаются при смешивании основных трех — желтого, красного, синего; с теплыми и холодными. Хорошо, если дети работают в разных техниках, когда в одном рисунке участвуют в восковые мелки, и акварель, и цветные карандаши.
Аппликация
Аппликация – такой прием, который был оценен и широко применялся художниками первой половины нашего столетия, в том числе такими выдающимися мастерами, как Пикассо и Матисс. В аппликации можно использовать целый набор разноцветных лоскутов и бумаги, отдельные страницы из журналов, картон и любые другие подручные материалы, лишь бы они прочно приклеивались к плоской поверхности. Для этих целей можно пользоваться различным клеем.
Любой оказавшийся под рукой материал способен возбудить творческое воображение. Действительно, при виде кусочков прозрачной бумаги или целлофана, наклеенных на какую-нибудь поверхность и производящих определенный эффект, наша фантазия сразу начинает работать, подсказывая художественно выразительные образы. Часто предназначенные на выброс пробки от бутылок, обрезки ткани, старые картонные коробки и т. д. могут быть с успехом применены для создания композиций, изображающих скалистые горы или космические пейзажи.
Приобщение к любому виду творчества требует начального этапа, на котором главной заботой является знакомство с возможностями материалов и их свойствами, приобретение опыта работы с ними. Начиная работать с ножницами, обратите внимание детей на их конструкцию («два конца, два кольца, а посредине гвоздик»). Ножницы не желательно ронять: «гвоздик» может расшататься, и концы ножниц будут недостаточно плотно прилегать друг к другу, следовательно, плохо резать. Дайте детям возможность рассмотреть ножницы, кому-то понадобится для этого больше времени, кому-то меньше. Дети должны научиться правильно брать ножницы в руки, открывать и закрывать их. Нельзя требовать от малышей, чтобы они быстро освоили вырезание фигур. Вначале надо хорошо научиться просто резать, надрезать краям, нарезать на полоски. В дальнейшем дети узнают, что ножницы могут быть похожи на кусающегося крокодила и на плывущий по курсу корабль.
Параллельно можно приступать к знакомству со свойствами бумаги, сказать о том, как она появляется свет. В аппликации, в составлении коллажей можно использовать мятую гагу, из нее получатся красивые сугробы снега, облака, портреты животных, пейзажи. Для этого нужно уметь мять бумагу, представлять себе, именно то, что мы хотим сделать — цветок или гору...
Из сложенной пополам бумаги можно вырезать симметричные фигуры (бабочек, цветы, деревья, грибы, звезды, человечков). На одной половине листа дети рисуют половину гриба и стараются аккуратно его вырезать... Раскрывая сложенный лист, получают целую фигуру. Теперь можно наклеить.
Часто взрослые по понятным причинам оттягивают знакомство маленьких детей с клеем. Но современная промышленность выпускает клеящий карандаш: он не течет, не пачкает рук и окружающее пространство, его можно наносить равномерным слоем, он нe так быстро сохнет.
Все, что делают дети, должно подкрепляться примером педагога. Мы должны не только демонстрировать детям что-либо, но и сами участвовать в процессе творчества. Итогом занятия может стать индивидуальная и коллективная работа. Не надо стремиться давать детям шаблоны, пусть они проявляют изобретательность, фантазию, творческое воображение.
Дети младшего дошкольного возраста справляются с такими композициями, как «Солнышко», «Травка», «Цветок», «Гриб», «Облака» и т. п. С детьми более старшего возраста можно делать пейзажи в разные времена года, иллюстрации к сказкам, легендам. Самые неожиданные сочетания материалов, оригинальные сюжеты, более сложные композиции под силу старшим дошкольникам. Главное, чтобы каждому ребенку было интересно и он проявлял максимум инициативы, творчества.
Мы должны помнить, что наши занятия призваны не удивлять детей различными фокусами и приемами, а воспитывать в них нравственно-этические, эстетические качества, стремление к познанию и творчеству, к внутренней свободе, желание своими руками сделать нечто прекрасное, быть смелыми, искренними, трудолюбивыми, уметь сострадать и сорадоваться с теми, кто рядом.
Лепка
Для чего мы лепим с детьми? Ради процесса, во время которого внутри каждого из нас рождается нечто радостное, еле уловимое. Это то, что мы называем атмосферой творчества. Ради этого прекрасного чувства, ради этой тихой и тонкой радости мы лепим. В это время и мы, и дети забываем обо всем, от чего-то освобождаемся, очищаемся, а может, и выздоравливаем. Чтобы все это происходило, мы не должны диктовать, запрещать, заставлять — ребенок тут же закроется, особенно маленький. Что же нам делать, если мы сели с детьми за общий стол, чтобы лепить? Только одно — увлечь их, быть примером. Но для этого мы сами должны увлечься и, конечно, что-то уметь делать. Лепка, как и все другие виды творчества, лишь средство раскрытия, развития, воспитания ребенка, но не самоцель.
Ребенок лучше учится различным приемам лепки, когда видит, как это делает на его глазах взрослый. При этом мы говорим, что каждый может лепить так, как ему нравится, по-своему. Конечно, дети будут вам подражать, но главное отогнать страх и неуверенность, что у них не получится или получится как-то не так. В наших «пластилиновых сказках» могут быть самые разные белочки, лисички, деревья или цветы. Чем разнообразней, тем лучше. Как и в рисовании, важны самостоятельность, оригинальность, увлеченность, старание, воображение, фантазии. Таких «пластилиновых сказок» может быть сколько угодно.
Что надо учитывать на занятиях творческой лепкой?
Если пластилин хорошего качества, многоцветный, яркий, то работы получаются красочными, радующими глаз и детям лепить приятно и интересно.
Учитывая, что хороший пластилин, как и многое другое, стал дорогим товаром, можно с первых занятий договориться с детьми, что вы через какое-то время будете «превращать» старую слепленную сказку в новую. Слово «превращать» дети охотно принимают и согласятся с вами.
Самые маленькие поначалу смешивают разноцветный пластилин в один кусок. Не следует их останавливать, это может отбить желание лепить в дальнейшем. Следует постепенно и деликатно объяснять, почему это лучше не делать и что из этого выходит.
Детям нравится украшать свои поделки бисером, цветными пуговицами, фольгой и т. д.
Они любят лепить, пользуясь стеками или палочками. Маленькие очень любят резать пластилин на кусочки. Можно придумать и обыграть эту естественную детскую потребность понять свойство пластилина, придумав, скажем, напиливание пластилиновых дров или приготовление салата и т. д.
Маленькие дети любят придавливать кусочки пластилина к плоскости пальцем. И это можно использовать в лепке «коврика» или «цветочной полянки».
Дети 3-4 лет не справляются с большими кусками пластилина, им надо помочь, отломить небольшие кусочки, показать, как размять пластилин, сделать его более мягким и послушным.
Дети этого возраста еще плохо соизмеряют, они могут лепить большой цветок на несоизмеримо тонкой ножке, которая его не удержит, или тоненькое тельце с огромной головой, если это человек; они еще плохо понимают, что такое тоньше—толще, длиннее—короче и т. д. Эта способность развивается позже и не сразу, и это надо учитывать в лепке.
Можно лепить не только из частей, но и из целого куска — это более свойственно детям.
Когда дети видят, как лепит взрослый, они быстрее осваивают приемы и способы лепки, увлекаются ею.
Многие родители желают как можно скорее увидеть продукт творчества своего ребенка. Их желательно постепенно приучать к тому, что главное в творчестве не конечный продукт, а сам процесс. Мы занимаемся с детьми творчеством не ради конечного результата, а ради процесса, в котором происходят и воспитание, и раскрытие, и познание, и развитие. Следует всегда говорить родителям что-то положительное о ребенке, о том, что он сделал самостоятельно, в чем-то преодолел себя, свою неуверенность, страх, лень, совершил пусть маленькое, но усилие, чтобы сотворить задуманное.
В лепке дети, особенно младшего возраста, удовлетворяют свой тактильный голод, и это очень важно, так как через тактильное познание мира они развивают свои чувства, мышление и многое другое.
Допускайте в каждом занятии импровизацию, новые решения, неожиданные повороты. Больше разрешайте, меньше ограничивайте и запрещайте, от этого больше пользы и вам, детям.
Совместная деятельность с семьёй – это закрепление приобретённых знаний и опыта детей в художественной творческой деятельности. Отличительной особенностью подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, анализировать, искать собственные решения проблемы. Общение в данном случае строится на принципах диалога, партнерства, творческого сотрудничества педагогов и семьи. Все мероприятия, проводимые на занятиях, повышают активность родителей в осуществлении эстетического воспитания детей средствами искусства.
Основная задача педагога, в этом направлении видится в том, чтобы родителям привить интерес к художественной творческой деятельности, сформировать умение пользоваться определенными методическими приемами ознакомления детей с художественным искусством, учитывая при этом психологические и индивидуальные особенности детей
Таким образом, все формы взаимодействия влияют на укрепление внутрисемейных связей, содействуют положительной настроенности педагогов и родителей на совместную работу по художественно- эстетическому воспитанию детей. Помогают достичь взаимопонимания и сотрудничества. Педагог, поддерживая постоянный контакт с семьей, узнает особенности своего воспитанника и учитывает их при работе, это ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В результате проделанной работы, использовании новых форм и методов общения с родителями, мы надеемся на то, что повысится психолого-педагогическая грамотность родителей; культура межличностного взаимодействия всех участников образовательного процесса, повысится активность родителей в осуществлении эстетического воспитания дошкольников средствами изобразительного искусства.
Интернет - ресурсы
Литература
Серия:
Емельянова Т. А. «Большая книга рисования», 2010г
Кабаченко С. «Как слепить из пластилина любое животное за 10 минут. Звери, птицы, насекомые», 2022г
Лыкова И.А. "Лисичкины проделки. Детское художественное творчество. Учебно-методическое издание для совместной досуговой деятельности детей и взрослых", 2021г