12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лидия Сергеевна11
2

Взаимодействие педагога с родителями в вопросах приобщения детей к художественной творческой деятельности

Управление по делам образования администрации Кыштымского городского округа


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр детского (юношеского) технического творчества»












«Взаимодействие педагога с родителями

в вопросах приобщения детей к художественной

творческой деятельности»








Автор составитель:

Швед Лидия Сергеевна,

педагог дополнительного

образования

Высшая













Кыштым

2023

«Взаимодействие педагога с родителями

в вопросах приобщения детей к художественной

творческой деятельности»


В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед учреждением образования является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт образования, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями.


В связи с этим задача педагогического коллектива является организация взаимодействия с родителями и вовлечение их в создание единого культурно-образовательного пространства.

Семья и учреждение дополнительного образования два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Таким образом, осуществляются единый процесс всестороннего развития ребёнка. Большое значение для всестороннего развития отводится в нашем учреждении эстетическому воспитанию, различным видам художественной деятельности, формированию детского художественного творчества.

Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе художественного творчества у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности. В дошкольном возрасте художественное творчество является средством познания окружающего мира. Занимаясь художественным творчеством, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия художественным творчеством доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Художественное творчество – важный аспект семейного воспитания. К нему ребёнок впервые приобщается в семье: именно в семье начинают формироваться его первичные художественные чувства, вкусы, эстетические взгляды. Научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, развивать умение и желание творить прекрасное в повседневной деятельности – обязанность не только педагога, но и родителей. Важным условием для реализации этой задачи являются благоприятный микроклимат в семье, уважительное отношение к художественным интересам и проявлениям ребёнка. Индивидуальный подход к ребёнку в семейных условиях может быть осуществлён в полной мере. Если родители хотят приобщить ребёнка к прекрасному, то им нужно поставить задачу собственного эстетического развития. Нужно самим заниматься искусством. Совместное увлечение взрослых и детей художественным творчеством создает в семье духовную близость, заинтересованность.

Многие родители понимают роль художественного творчества в воспитании ребенка, но в основном видят её в развитии речи, мышления, оценочного отношения к жизни, в формировании нравственного сознания. Они недооценивают того, что воспитание ребёнком искусства оказывает сильное воздействие на формирование эстетического видения действительности.

Поэтому необходима просветительская работа педагога с родителями, в вопросах формирования детского художественного интереса, необходима тесная взаимосвязь педагога и семьи. Родители должны понимать значение устойчивых, разносторонних интересов для развития и воспитания ребенка. Взрослые должны не только заботиться об оснащении занятий для художественного творчества (предоставление материалов, инструментов, места для занятий), но и активно участвовать в рисовании, изготовлении поделок, обсуждать с ребенком темы, способы изображения, советовать, показывать. Сформировать у родителей умение пользоваться определенными методическими приемами ознакомления детей с художественным творчеством, учитывая при этом психологические и индивидуальные особенности детей.

Итак, важнейшая роль в развитии творческих способностей детей принадлежит взрослым. Художественное воспитание должно начинаться в самом раннем возрасте – в семье, и главное его цель – сохранить у ребёнка свежесть восприятия, развить у него творческую инициативу, целеустремлённость, поддержать интерес к художественному творчеству.


Рисование

Дети любят рисовать. Порой они начинают это де­лать раньше, чем говорить. Как важно поддержать ре­бенка в самом начале его творческого пути и произнести первую формулу образования: «Ты все можешь!»

Первое поощрение требует продол­жения. Ребенок растет, а вместе с ним «растут» его опыт, потребность познавать мир и себя самого. Очень важно, что­бы ребенок поменьше слышал слово «нет», которое гасит ого­нек познания.

Необходимо, как можно раньше познакомить детей с красками, каран­дашами, восковыми мелками, детски­ми ножницами, различными видами бума­ги и пластилином. Все это сред­ства выражения, работа с которыми — и даже игра — помогают приобре­сти незаменимый опыт. Необходимо разрешать детям рисо­вать с самого раннего возраста по следующим причинам:

пусть развиваются;

пусть трудятся;

пусть радуются;

пусть творят!

Детей до семи лет нецелесообразно учить рисовать (в акаде­мическом смысле). Это приводит к нежелательным результатам: закре­пощению личности, неискренности, отсутствию фантазии, воображения, самостоятельно­го мышления.

«А почему собственно взрослые так спешат уподобить себе детей? Раз­ве мы так уж счастливы и довольны собой?» (Фридл Диккер-Брандесова, педа­гог, художник).

Часто еще от трехлетнего ребенка можно услышать: «Я не умею рисо­вать». Невольно возникают вопросы: «Откуда ты это знаешь? Кто тебе это сказал? А ты пробовал? Давай попро­буем вместе. Тебе лист, мне лист, тебе карандаш и мне карандаш. Нарисуем Солнце, большое, на весь лист, круг­лое, доброе, теплое. Оно улыбается, как мама. Смотри, оно протягивает к нам руки-лучи. Разве это не чудо! Только что лист был белый, чистый и вдруг... Родилось Солнце, настоящее, живое, родилось не само — мы ему помогли. Наше Солнышко».

Роль педагога не только в том, чтобы дать определенные умения и навыки. Главное — помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества.

Наполняя детей красотой природы, искусства, человеческого благородст­ва, мы помогаем им выразить себя в рисунке. Красивая, мелодичная, об­разная му­зыка сопровождает наши занятия. Рисунки получаются ориги­нальные, яркие, смелые, выразитель­ные.

Чтобы не погасить интереса и любви к рисованию, мы даем детям каранда­ши с мягким грифелем, кото­рый не ломается при падении, и из хорошего дере­ва, чтобы было легко точить и приятно держать в руках, а также большие листы плотной бу­маги.

Уже в возрасте полутора лет дети способны рисовать акварелью за моль­бертами. Правильно продуманная организация рабочего места, с учетом возрас­та, помогает избежать недоразу­мений и растерянности у ребенка. Листы на мольбертах закрепляются специальными зажимами, справа стоит стульчик, на нем небольшой поднос, на котором лежит гидроемкая ткань, стоят коробочки с красками (лучше медовыми, 24 цвета), баночка с водой с широким горлышком, губка для смачивания листа для рисования «по сырому», кисть, тряпочка для рук. Ребенок работает в фартуке. В удоб­ном для подхода месте стоят два ведра, одно — белое с чистой водой, другое — цветное для грязной. Дети сами вылива­ют и набирают воду в банки.

Нужно отметить, что рисование, как и другие виды творчества,— не празд­ное развлечение, а труд. Печально видеть, когда малыш не в состоянии самостоя­тельно работать, сделать эле­ментарное: вытереть за собой воду или по­мыть кисточку. При разговоре с родителями выясняется, что за этими детьми дома все делают мама, бабушка и детям даже в голову не приходит, что они что-то могут сде­лать сами. Необходима согласован­ность между родителями и педа­гогами-воспитателями.

Надо помочь детям поверить в себя, не бояться рисовать, направить их дея­тельность по пути красоты и тру­да, а для этого существуют поощре­ние и вос­торг от увиденной красоты.

В младшем дошкольном возрасте дети еще не могут создавать понятные и привычные нам изображения — это дальнейшая ступень. Поэтому мы рассмат­риваем с ними целостные образы: Небо, Ветер, Море, Лес, Солнце, Цветок, Пти­ца, Бабочка и т. (д. Бывает, что ребенок порисовал 2—3 минуты и уже устал, не знает, что делать. Важно помочь ему преодолеть себя — на 1—2 секунды сегодня, на 5—6 завтра. Так постепенно он на­учится преодолевать себя и тем самым до­стигать новых рубежей. Это необходимо каждому человеку, неза­висимо ни от чего: от профессии, возраста, материального положения...

Дети 3-4 лет. Сверхзадачей, кото­рую мы ставим для этого возраста, яв­ляется знакомство и постепенное овладение средствами выражения карандаша­ми, кистью, акварелью, гу­ашью; распознавание цветов и точное их название; координация рук при работе с красками и карандашами; овладение основными линиями (плав­ная, прямая, зигзаг). В работе отдаем предпочтение акварели — нас привле­кают ее прозрачность, подвижность, разная степень насыщенности, воз­можность создания тональных оттен­ков, что очень важно для утончения зри­тельного восприятия.

Дети 4-5 лет уже способны посте­пенно передавать силуэт и точно опреде­лять то, что рисуют. Рисуем акварелью сразу, смело. Линию кистью про­водим один, максимум два раза, чтобы не испортить цвет, не нарушить его жизнь. Хо­рошо использовать восковые мелки или жировую пастель, которые оставляют на бумаге сочную широкую линию, что доставляет детям удоволь­ствие. Если нет возможности заниматься на мольбертах, что по многим причи­нам более полез­но для здоровья (правильная осанка, зрение, психологическая раскрепощен­ность), то можно рисовать за столами или на полу, где легко разло­жить планше­ты с листами бумаги и подносы с необходимым инструментом. При рисовании (как и писании) за столами без наклона происходит перспективное искажение изображения, быстрее устают глаза, спина. Стол также ограничивает возможно­сти перемены тела и размер листа бумаги.

Дети 5-6 лет с удовольствием рисуют сюжеты сказок, легенд, изображают свои впечатления, более точно передают свои наблюдения. Мы наблюдаем за природой, сравниваем, сопоставляем, фантазируем. Дети в этом возрасте способны заметить большее количество оттенков разного цвета — зеленого в траве, голубого, синего, розового, фиолетового в небе, утром, днем, вечером при закате, снeгa утром и вечером и т. д. Для развития этой способности нужны большие наборы карандашей, мелков, фломастеров.

Дети 6-7 лет имеют бо­гатый опыт визуального восприятия и творческого рисования, их фантазия, во­ображение становятся богаче и разнообразнее. На этом этапе детей можно по­знакомить со сложными цветами, которые получают­ся при смешивании основ­ных трех — желтого, красного, синего; с теплыми и хо­лодными. Хорошо, если дети работают в разных техни­ках, когда в одном рисун­ке участвуют в восковые мелки, и акварель, и цветные карандаши.

Аппликация

Аппликация – такой прием, который был оценен и широко применялся ху­дожниками первой половины на­шего столетия, в том числе такими выдающи­мися мастерами, как Пикас­со и Матисс. В аппликации можно использовать це­лый набор разноцвет­ных лоскутов и бумаги, отдельные страницы из журналов, картон и любые другие подручные материалы, лишь бы они прочно приклеива­лись к плоской поверхности. Для этих целей можно пользоваться различным клеем.

Любой оказавшийся под рукой ма­териал способен возбудить творческое воображение. Действительно, при ви­де кусочков прозрачной бумаги или целло­фана, наклеенных на какую-ни­будь поверхность и производящих определенный эффект, наша фантазия сразу начинает работать, подсказывая художественно выразительные образы. Часто предназначенные на выброс пробки от бутылок, обрезки ткани, старые картонные коробки и т. д. могут быть с успехом примене­ны для создания композиций, изображающих скалистые горы или космические пей­зажи.

Приобщение к любому виду творче­ства требует начального этапа, на кото­ром главной заботой является знакомство с возможностями матери­алов и их свойствами, приобретение опыта работы с ними. Начиная рабо­тать с ножница­ми, обратите внимание детей на их конструкцию («два конца, два кольца, а по­средине гвоздик»). Ножницы не желательно ронять: «гвоздик» может расша­таться, и кон­цы ножниц будут недостаточно плот­но прилегать друг к другу, сле­довательно, плохо резать. Дайте детям возможность рассмотреть ножницы, кому-то понадобится для этого боль­ше времени, кому-то меньше. Дети должны научиться правильно брать ножницы в руки, открывать и закры­вать их. Нельзя требовать от малы­шей, чтобы они быстро освоили вырезание фигур. Вначале надо хоро­шо научиться просто резать, надрезать краям, нарезать на полоски. В дальнейшем дети узнают, что ножни­цы могут быть похожи на кусающего­ся кро­кодила и на плывущий по курсу корабль.

Параллельно можно приступать к знакомству со свойствами бумаги, ска­зать о том, как она появляется свет. В аппликации, в составлении коллажей можно использовать мятую гагу, из нее получатся красивые сугробы снега, обла­ка, портреты животных, пейзажи. Для этого нужно уметь мять бумагу, представ­лять себе, именно то, что мы хотим сделать — цветок или гору...

Из сложенной пополам бумаги можно вырезать симметричные фигуры (бабо­чек, цветы, деревья, грибы, звезды, человечков). На одной половине листа дети рисуют половину гриба и стараются аккуратно его вырезать... Раскрывая сло­женный лист, получают целую фигуру. Теперь можно наклеить.

Часто взрослые по понятным причинам оттягивают знакомство маленьких детей с клеем. Но современная промышленность выпускает клеящий карандаш: он не течет, не пачкает рук и окружающее пространство, его можно наносить равномерным слоем, он нe так быстро сохнет.

Все, что делают дети, должно подкрепляться примером педагога. Мы должны не только демонстрировать детям что-либо, но и сами участвовать в процессе творчества. Итогом занятия может стать индивидуальная и коллектив­ная работа. Не надо стремиться давать детям шаблоны, пусть они проявляют изобретательность, фантазию, творческое воображение.

Дети младшего дошкольного возраста справляются с такими композиция­ми, как «Солнышко», «Травка», «Цветок», «Гриб», «Облака» и т. п. С детьми бо­лее старшего возраста можно делать пейзажи в разные времена года, иллюстра­ции к сказкам, легендам. Самые неожиданные сочетания материалов, ориги­нальные сюжеты, более сложные композиции под силу старшим дошкольникам. Главное, чтобы каждому ребенку было интересно и он проявлял максимум ини­циативы, творчества.

Мы должны помнить, что наши занятия призваны не удивлять детей раз­личными фокусами и приемами, а воспитывать в них нравственно-этиче­ские, эстетические качества, стрем­ление к познанию и творчеству, к внутренней свободе, желание своими руками сделать нечто прекрасное, быть смелыми, ис­кренними, трудолю­бивыми, уметь сострадать и сорадоваться с теми, кто ря­дом.


Лепка

Для чего мы лепим с детьми? Ради процесса, во время которого внутри каждого из нас рождается нечто радостное, еле уловимое. Это то, что мы называ­ем атмосферой творчества. Ради этого прекрасного чувства, ради этой тихой и тонкой радости мы лепим. В это время и мы, и дети забываем обо всем, от чего-то осво­бождаемся, очищаемся, а может, и выздоравливаем. Чтобы все это проис­ходило, мы не должны диктовать, запрещать, заставлять — ребенок тут же за­кроется, особенно маленький. Что же нам делать, если мы сели с детьми за об­щий стол, чтобы лепить? Только одно — увлечь их, быть примером. Но для это­го мы сами должны увлечься и, конечно, что-то уметь делать. Лепка, как и все другие виды творчества, лишь средство раскры­тия, развития, воспитания ребен­ка, но не самоцель.

Ребенок лучше учится различным приемам лепки, когда видит, как это де­лает на его глазах взрослый. При этом мы говорим, что каждый может лепить так, как ему нравится, по-своему. Конечно, дети будут вам подражать, но главное отогнать страх и неуверенность, что у них не получится или получится как-то не так. В наших «пластилиновых сказ­ках» могут быть самые разные белоч­ки, ли­сички, деревья или цветы. Чем разнообразней, тем лучше. Как и в рисовании, важны самостоятельность, оригинальность, увлеченность, стара­ние, воображе­ние, фантазии. Таких «пластилиновых сказок» может быть сколько угодно.

Что надо учитывать на занятиях творческой лепкой?

Если пластилин хорошего качества, многоцветный, яркий, то работы полу­чаются красочными, радующими глаз и детям лепить приятно и интересно.

Учитывая, что хороший пластилин, как и многое другое, стал дорогим то­варом, можно с первых занятий договориться с детьми, что вы через какое-то время будете «превращать» старую слепленную сказку в новую. Слово «превра­щать» дети охотно при­нимают и согласятся с вами.

Самые маленькие поначалу смеши­вают разноцветный пластилин в один кусок. Не следует их останавливать, это может отбить желание лепить в дальней­шем. Следует постепенно и деликатно объяснять, почему это лучше не делать и что из этого выходит.

Детям нравится украшать свои по­делки бисером, цветными пуговица­ми, фольгой и т. д.

Они любят лепить, пользуясь стека­ми или палочками. Маленькие очень любят резать пластилин на кусочки. Можно придумать и обыграть эту естествен­ную детскую потребность понять свойство пластилина, придумав, скажем, напи­ливание пластилиновых дров или приготовление салата и т. д.

Маленькие дети любят придавливать кусочки пластилина к плоскости пальцем. И это можно использовать в лепке «коврика» или «цветочной полян­ки».

Дети 3-4 лет не справляются с большими кусками пластилина, им надо по­мочь, отломить небольшие кусочки, показать, как размять плас­тилин, сделать его более мягким и послушным.

Дети этого возраста еще плохо соизмеряют, они могут лепить боль­шой цве­ток на несоизмеримо тонкой ножке, которая его не удержит, или тоненькое тельце с огромной головой, если это человек; они еще плохо понимают, что та­кое тоньше—толще, длиннее—короче и т. д. Эта способ­ность развивается позже и не сразу, и это надо учитывать в лепке.

Можно лепить не только из частей, но и из целого куска — это более свой­ственно детям.

Когда дети видят, как лепит взрос­лый, они быстрее осваивают приемы и способы лепки, увлекаются ею.

Многие родители желают как мож­но скорее увидеть продукт творчества своего ребенка. Их желательно посте­пенно приучать к тому, что главное в твор­честве не конечный продукт, а сам процесс. Мы занимаемся с деть­ми творче­ством не ради конечного результата, а ради процесса, в кото­ром происходят и воспитание, и раскрытие, и познание, и развитие. Следует всегда говорить роди­телям что-то положительное о ребенке, о том, что он сделал самостоятельно, в чем-то преодолел себя, свою неуве­ренность, страх, лень, совершил пусть малень­кое, но усилие, чтобы сотво­рить задуманное.

В лепке дети, особенно младшего возраста, удовлетворяют свой тактиль­ный голод, и это очень важно, так как через тактильное познание мира они раз­вивают свои чувства, мышле­ние и многое другое.

Допускайте в каждом занятии имп­ровизацию, новые решения, неожидан­ные повороты. Больше разрешайте, меньше ограничивайте и запрещайте, от этого больше пользы и вам, детям.


Совместная деятельность с семьёй – это закрепление приобретённых знаний и опыта детей в художественной творческой деятельности. Отличительной особенностью подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, анализировать, искать собственные решения проблемы. Общение в данном случае строится на принципах диалога, партнерства, творческого сотрудничества педагогов и семьи. Все мероприятия, проводимые на занятиях, повышают активность родителей в осуществлении эстетического воспитания детей средствами искусства.

Основная задача педагога, в этом направлении видится в том, чтобы родителям привить интерес к художественной творческой деятельности, сформировать умение пользоваться определенными методическими приемами ознакомления детей с художественным искусством, учитывая при этом психологические и индивидуальные особенности детей

Таким образом, все формы взаимодействия влияют на укрепление внутрисемейных связей, содействуют положительной настроенности педагогов и родителей на совместную работу по художественно- эстетическому воспитанию детей. Помогают достичь взаимопонимания и сотрудничества. Педагог, поддерживая постоянный контакт с семьей, узнает особенности своего воспитанника и учитывает их при работе, это ведет к повышению эффективности педагогического процесса.


В результате проделанной работы, использовании новых форм и методов общения с родителями, мы надеемся на то, что повысится психолого-педагогическая грамотность родителей; культура межличностного взаимодействия всех участников образовательного процесса, повысится активность родителей в осуществлении эстетического воспитания дошкольников средствами изобразительного искусства.



Интернет - ресурсы

https://infourok-online.ru/

https://nsportal.ru/

http://www.maam.ru/



Литература



Скребцова М., Лопатина А. «Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого», 2014г

Серия: Детское творчество Рисуем карандашами. 4-6 лет

Матюшкина Е. А. «Школа рисования для детей от 1 до 100 лет!», 2010г

Емельянова Т. А. «Большая книга рисования», 2010г

Кабаченко С. «Как слепить из пластилина любое животное за 10 минут. Звери, птицы, насекомые», 2022г

Лыкова И.А. "Лисичкины проделки. Детское художественное творчество. Учебно-методическое издание для совместной досуговой деятельности детей и взрослых", 2021г


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.