12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куркина Елена Евгеньевна2152
Россия, Ярославская обл., Ярославль

Родительское собрание: «Взаимодействие родителей с детьми в период адаптации к школе»

Цели:

- познакомить родителей с возможными трудностями адаптации детей в первый год обучения в школе;

- совместное осмысление и нахождение возможных путей преодоления возникших трудностей в обучении детей;

- разработать рекомендации для создания комфортных взаимоотношений родителей с ребенком первоклассником.

Подготовка к родительскому собранию:

1. Подготовить памятки для родителей по теме: «Взаимодействие с ребенком в период адаптации к школе».

2. Записать на видео ответы детей на вопрос: «Каким ты видишь своих новых школьных друзей?»

Ход собрания:

Вступительное слово (2 мин.)

Скоро ваши дети пойдут в школу. Поступление ребенка в школу – это ответственный и волнительный момент для родителей и детей. Школа предъявляет к ребенку новые требования – он уже не дошкольник, а ученик, который должен быть самостоятельным, ответственным, коммуникабельным (уметь устанавливать новые контакты в школе, выстраивать взаимоотношения со сверстниками, учителями).

Не каждый ребенок сможет легко самостоятельно пройдет процесс адаптации к новым школьным условиям. Если родители не уделят должного внимания ребенку в это время, то у него могут возникнуть сложности в учебе (снижение интереса к учебе, работоспособности), нарушения сна, аппетита, частые болезни, трудности в общении со сверстниками. Поэтому если родители во время включаются в школьную жизнь ребенка, их дети спокойно преодолевают сложный начальный этап обучения в школе.

Сегодня мы обсудим, как помочь своему ребенку успешно пройти адаптацию.

 

Упражнение на знакомство (5 мин.)

Цель: знакомство; сплочение родительского коллектива на основе совместных переживаний; определение возможного круга трудностей адаптации детей к школе.

Материалы: магнитный стенд, сердечки, ручки.

Ход: каждый родитель по очереди называет свое имя и говорит, что его беспокоит в адаптации ребенка к школе. Если ничего не беспокоит, то можно предположить возможные проблемы адаптации или вспомнить свои проблемы. Ответы родители записывают на сердечках, комментируют их и вывешивают на общий стенд.

Выводы: отметить, что у родителей есть общие переживания, они не одни тревожатся за своего ребенка. Можно отметить тех, кто уверен, что у ребенка проблем не будет. Эти родители могут поделиться с другими, что позволяет оставаться им уверенными.

 

Теоретическая информация «Виды адаптации» (6 мин.)

Цель: обобщить ответы родителей и дать информацию о периоде адаптации.

Выделяют физиологическую и социально-психологическую адаптацию детей к школе. Физиологическая адаптация — это то, как реагирует организм ребенка на окружающие изменения (частые простудные заболевания в первые месяцы учебы, быстрая утомляемость, головные боли, возбудимость, тревожность, импульсивность, гиперактивность и т.д.).  [2].

Предложить родителям определить, какие из их ответов (из упражнения на знакомство) относятся к физиологической адаптации.

Социально-психологическую адаптацию следует рассматривать как процесс приспособления ребенка к изменяющимся условиям окружающей среды, например, смена режима дня, новые взаимоотношения, смена отдыха и недостаток свободного времени.

На успешную социально-психологическую адаптацию к школе влияют:

- адаптация ребенка к новому режиму дня (смена режима дня, большая продолжительность уроков, режим питания и отдыха, число уроков, продолжительность перемены и т. д.);

- адаптация ребенка к классному коллективу (приобретение нового социального статуса ребенка, новое окружение взаимоотношения со сверстниками и т.д.);

- адаптация ребенка непосредственно к классному руководителю (взаимоотношение со школой, с педагогами, с классным руководителем и т.д.);

- адаптация к школьной жизни (изменение обстановки (от домашней, к школьной), изменения отношений родителей с детьми, повышение их требовательности к дисциплине и т. д.) [2].

Предложить родителям определить, какие из их ответов (из упражнения на знакомство) относятся к социально-психологической адаптации.

Таким образом, адаптация к школе представляет собой адаптацию к новым условиям, которые требуют от ребенка больших эмоциональных, физических затрат. Перед родителями стоит задача поддержать ребенка в трудных ситуациях. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи, общение со сверстниками и многое другое, является основой для нормальной адаптации ребёнка при поступлении в школу.

 

Упражнение «Тарелка» (7 мин.)

Цель: осознание важности поддержки в трудной ситуации.

Материал: вода, тарелка.

Ход: 1) участники садятся в круг, закрывают глаза и передают по кругу тарелку с водой; 2) участники образуют два круга, все стоят лицом к центру круга. Участники, оказавшиеся во внутреннем круге (это дети), с закрытыми глазами передают тарелку с водой, участники из внешнего круга (это родители) могут оказывать эмоциональную, словесную поддержку, запрещается помогать.

Обсуждение: родители описывают свои впечатления, самочувствие, состояние. Каждый описывает то, что он чувствовал при приеме и передаче тарелки, пытается объяснить свои ощущения присутствия «третьей руки» того, кто мысленно помогал на расстоянии. У участников внешнего круга спрашивают:

- Хотели ли они помочь?

- Трудно ли было удержаться от поддержки?

Выводы: родителям нужно понять, что их ребенку может быть трудно в школе, но он не один такой. Каждый первоклассник попадает в новые условия, в которых он не был раньше. Родители должны оказывать поддержку, помощь, направлять детей, а не делать все за детей.

 

Мозговой штурм (15 мин.)

Цель: собрать как можно больше идей по оказанию помощи ребенку в период адаптации.

Материал: листы бумаги, ручки.

Ход. В основном трудности в адаптации детей к школе связаны с новыми условиями: новый режим, новый коллектив, учитель. Какую помощь могут оказать родители, чтобы ребенок мог легче адаптироваться к этому новому.

Родители делятся на 4 группы. Каждой группе предлагается один вопрос, на которой следует дать ответ. Затем группы по очереди высказывается, а психолог подводит итог после каждого ответа.

1 группа. Чем вы можете помочь ребенку при адаптации к новому режиму?

2 группа. Чем вы можете помочь ребенку при адаптации к новому коллективу?

3 группа. Чем вы можете помочь ребенку при выстраивании отношений с учителем?

4 группа. Чем вы можете помочь ребенку при выполнении домашних заданий?

1 группа. Чем вы можете помочь ребенку при адаптации к новому режиму?

Выводы. К новому распорядку дня ребенок обычно привыкает в течение двух недель, но иногда — нескольких месяцев. Всё зависит от ребенка и от родителей, которые должны сами следовать установленным правилам, быть дисциплинированными. Жизнь семьи нормализуется, как только соблюдение режима дня станет для всех ее членов привычкой.

Родители могут помочь ребенку распределить режимные моменты по времени. Вместе с ребёнком можно составить «распорядок дня» с помощью картинок. Вместе вы можете составить план и для себя. Следуйте этому плану, и вы станете отличным примером для своего ребенка.

Практическое упражнение «Собираем рюкзак» (4 мин.)

Кроме распорядка дня, ребенку может понадобиться помощь и в собирании рюкзака, чтобы он ничего не забыл взять в школу.

Материал: магниты (без рисунка), маркеры.

Ход. Родителям раздаются магниты, на которых нужно нарисовать изображения всего, что необходимо положить в рюкзак (например, учебники, школьные принадлежности и т.д.).


2 группа. Чем вы можете помочь ребенку при адаптации к новому коллективу?

Выводы. Не стоит бояться, что ребенок не сможет ни с кем подружиться в классе. Детей в этом возрасте тянет на новые контакты. Задача родителей разрешить ребенку выстраивать отношения с одноклассниками так, как ему комфортно. Не навязывать ему в друзья тех, кто нравится вам.

Если вас беспокоит выбор ребёнка, расспросите его, почему он взял в друзья именно эту девочку или этого мальчика. Послушайте обоснование и постарайтесь понять своего ребенка.  Доверяйте интуиции своего ребенка и его личному выбору. Но не запрещайте ему дружить. Это порождает скрытность и замкнутость.

Родителям предлагается прослушать запись с ответами детей на вопрос: «Каким ты видишь своих новых школьных друзей?» (3 мин.)

Выводы: дети, как правило, интуитивно выбирают себе в друзья интересных, веселых, положительных ребят. Он не ищут целенаправленно друга с плохим поведением, чего, скорее всего и опасаются родители.

 

3 группа. Чем вы можете помочь ребенку при выстраивании отношений с учителем?

Выводы. Учитель для первоклассника — это авторитет, а его мнение — истина в последней инстанции. Если ребенок чувствует, что учитель его принимает и поддерживает — это мощный задел на будущее. И наоборот, если со стороны учителя появляется неприятие, то у ребенка резко понижается самооценка.

Чтобы самооценка ребенка не пострадала, не исчез интерес к учебе, родителям важно знать, как строятся отношения между учителем и их ребенком. Для этого можно лично пообщаться с педагогом. Вам не стоит беспокоиться, если педагог говорит не только о проблемах ребенка, но и видит его сильные стороны. Например, «Да, на уроках не слушает, но всегда готов помочь, со всеми дружит», это означает, что отношения складываются хорошо.

Если же вы на протяжении нескольких месяцев слышите от учителя только недовольство в адрес своего ребенка, то нужно разговаривать с учителем или менять школу. В первом классе нет ничего такого, ради чего стоило бы оставаться у данного учителя. Действительно, к третьему-четвертому классам (9—10 лет) некоторые дети уже понимают, что мнение классного руководителя не единственно верное. И способны решить для себя: «Ну, учительнице я не нравлюсь, зато у меня есть друзья, так что потерплю». Первоклассник в этом плане абсолютно беспомощен и беззащитен. Риск травмировать психику ребенка перевешивает любые другие плюсы: и уникальную программу, и наличие  друзей среди одноклассников.

Когда вы видите, что учитель справедливо относится к вашему ребенку (он может отметить и его успехи в учебе, сказать о его трудностях), то ваша задача не подрывать авторитет педагога. Вы должны выполнять требования педагога и тогда ребенок научится принимать требования учителя. В противном случае ребенок не сможет воспринимать учителя как транслятора правил и в дальнейшем, на протяжении 11 лет, будет относиться к школе как к каторге. При ребенке необходимо воздержаться от резких высказываний в адрес учителя. И не стоит рассказывать ребенку, как вы боялись свою первую учительницу, стояли с трясущимися коленками у доски, рыдали над незаслуженной двойкой за диктант. 

Родителям предлагается вспомнить свою первую учительницу. Рассказать о ней, как складывались с ней взаимоотношения. Высказываются по желанию. (5 мин.)

 

4 группа. Чем вы можете помочь ребенку при выполнении домашних заданий?

Сейчас система обучения в начальной школе рассчитана на то, что родители должны делать уроки вместе с ребенком. Почему это не очень хорошо? Во-первых, это неблагоприятно влияет на отношения между детьми и родителями. Ребенок пишет свои первые крючки — и сразу подвергается давлению родителей: «Не туда повел ручку! Ты над нами издеваешься!». Во-вторых, это сильно отражается на волевом созревании детей. Ребенок не берет на себя ответственность, не учится работать самостоятельно.

Ребенка нужно ориентировать на то, что знания дает учитель, чтобы он пользовался помощью учителя. Если что-то не понял, нужно спросить у учителя. Не делая с ребенком уроки, надо все же следить за происходящим: «Расскажи, что было в школе, что вы учили? Как ты решаешь задачи?».

Роль мамы — поддержка, забота, принятие. Роль учителя — контроль, строгость, взыскание. От мамы все учительские качества ребенок воспринимает, как оскорбительные. Он не воспринимает исправление как исправление, а думает, что вы его ругаете.

 

Упражнение «Подкрепление» (8 мин.)

Цель: осознание способа общения «приятие» между родителем и ребенком.

Материалы: любой предмет, который можно переместить в пространстве.

Ход: Двое участников выходят за дверь. Остальным участникам нужно задумать предмет, из находящихся в помещении, и место, на которое его необходимо будет перенести. Ни предмет, ни место нельзя называть напрямую. Группе также дается задание: одному игроку давать отрицательное подкрепление его слов и поступков (критиковать), а другому — положительное (использовать слова поддержки). 
Затем приглашаются активные участники, и им дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место, задавая наводящие вопросы. Отвечая на вопросы участников, группа дает одному положительное подкрепление, а другому отрицательное.

Обсуждение: по окончании упражнения обсудить, какие чувства у участников вызвала реакция группы, какие выводы можно сделать из этого упражнения.
Комментарии к упражнению: Психологическая поддержка — это способ выражения приятия. С отрицательными подкреплениями первый игрок справился, так как понимал, что это — игра. Если ребенок будет получать негативные оценки, у него может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику. Родители поддерживают ребенка, учитель контролирует.

 

Подведение итогов (5 мин.)

Родители на сердечках пишут, как они могут помочь своему ребенку в процессе адаптации. Сердечки забираю с собой. Так же родителям выдаются памятки: «Взаимодействие с ребенком в период адаптации к школе».

 

Используемая литература:

1. Костюнина Е. А. Помощь родителям во взаимодействии с детьми в период адаптации к школе // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 1020-1024.

2. Мардер Л. Тренинг педагогической осознанности // «Школьный психолог». – 2003. - № 22.

3. http://trenerskaya.ru/article/view/uprazhneniya-na-splochenie


 

Памятка
"Взаимодействие с ребенком в период адаптации к школе"

В процессе адаптации ребенка к школе старайтесь избегать отрицательных оценок.

Подчеркивайте важность желания ребенка учиться, его старание, а не конечный результат – оценку. Не скупитесь на похвалу.

В школе у ребенка могут возникать конфликты. Не следует перекладывать всю вину на других и всегда быть на стороне ребенка. Но малыш должен знать, что у вас он всегда найдет поддержку, будет уверен, что вы поможете ему найти выход из трудной ситуации.

Нельзя превращать послушание в непременное условие его поведения. Помните, что в период адаптации к школе некоторая возбудимость, повышенное двигательное беспокойство вполне допустимы.

Можно «серьезно, по-взрослому» объяснить правила поведения.

Можно посетовать на огорчение, которое он доставляет плохим поведением. При этом не оценивайте самого ребенка, говоря «Мне стыдно за тебя», а оценивайте его поступок («Меня очень огорчает такое поведение»).

Помните, что учительница для ребенка, особенно, в первое время, «самая-самая». Критерии того, «что можно» и «что нельзя» часто определяются ей.

Если ваш малыш встает ни свет, ни заря потому, что он сегодня дежурный и говорит, что должен придти раньше всех, отнеситесь к этому также серьезно, как и он.

 

Помните, что в период адаптации ребенка к школе, Ваша поддержка ему очень необходима!!!


Презентация
PPTX / 780.9 Кб

Виртуальный стенд
PDF / 170.79 Кб

Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.