12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фомина Карина Александровна444
Человек, который любит свою работу, работает с большой отдачей, потому что работа для него является не только способом зарабатывания денег, но и образом жизни, образом мировоззрения, а так же источником радости и удовольствия.
Россия, Московская обл., Ногинск
2

Родительское собрание «Помощь пятиклассникам в период адаптации»



Родительское собрание «Помощь пятиклассникам в период адаптации»

Выступление на родительском собрании в 5-м классе на тему "Помощь пятиклассникам в период адаптации"

(1 слайд)

Цели:

 

·                   расширить представление о психологических особенностях детей младшего подросткового возраста;

·                   раскрыть понятие “ школьная адаптация”;

·                   привлечь внимание родителей к особенностям воспитания в адаптационный период;

·                   повысить уровень педагогической культуры родителей.

 

Задачи собрания:

 

·                   Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.

·                   Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

 

Ход собрания:

 

Выступление(2 слайд).

Переход из начального звена в среднее считается наиболее сложной педагогической проблемой, а адаптация в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

А что же такое адаптация?

 

Адаптация (приспособление к среде) – социально-психологический процесс, который ведёт к состоянию адаптированности, выражающемуся в способности личности без длительных и внутренних конфликтов продуктивно выполнять ведущую деятельность, удовлетворять свои потребности, переживать чувство самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Выделяют два основных вида адаптации(3 слайд):

 

Физиологическая адаптация (в процессе физиологической адаптации организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам, новому режиму и темпу жизни в пятом классе).

Социально-психологическая адаптация (личность активно приспосабливается к новому социальному окружению, принимает групповые нормы и ценности нового для него коллектива, входит в его ролевую статусную структуру).

 

Трудности школьной жизни пятиклассника(4 слайд).

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе “классный руководитель – учителя-предметники”. Так же, затруднить адаптацию детей к средней школе может необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Есть дети, которые перешли из другой школы, и им нужно приспосабливаться не только к новым учителям, но и к новым одноклассникам.

 

Признаки школьной дезадаптации ребёнка( 5 слайд).

 1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

6. Жалобы на те, или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

Характеристика выборки: всего обследовано 31 пятиклассник; 16 человек – 5 «А»(в классе 19) ; 12 человек – 5 «Б» (в классе 17).

 Для обследования использовались(6-9 слайды) :

 1.Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса состоит из 8 шкал:

•                    Общая тревожность в школе: общее эмоциональное состояние подростка, связанное с различными  формами  включения в жизнь.

•                    Переживание социального стресса: эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются эмоциональные контакты. 

•                    Неблагоприятный психологический фон, создающий ситуации, препятствующие ученику развивать свои потребности в успехе.

•                    Страх   самовыражения: негативные эмоциональное переживание ситуаций, связанные с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим.

•                    Страх ситуации проверки знаний: негативное отношение к ситуациям проверки знаний, переживание тревоги.  

•                    Страх не соответствовать ожиданиям окружающих характеризует ориентацию на значимость других в оценке своих результатов, поступков.

•                    Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: особенности нервной системы, повышающие вероятность неадекватной реакции.

•                    Проблемы и страхи в отношениях с учителями, снижающие успешность обучения подростка.

Вид школьной тревожности

Количество учащихся

5 А

5 Б

Н

П

В

Н

П

В

Общая тревожность в школе.

8

6

2

7

3

2

Переживание социального стресса.

6

6

4

4

4

4

Неблагоприятный  психологический фон.

11

3

2

6

2

4

Страх самовыражения.

6

9

1

3

7

2

Страх ситуации проверки знаний.

5

6

5

5

5

2

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

9

2

5

3

6

3

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

8

4

4

7

3

2

Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

4

8

4

4

6

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получены следующие результаты:

Тревожность в пределах нормы имеют: 

5А класс - 50 % ( 8 чел.)

5 Б класс -  58 % (7 чел.)

Повышенный уровень тревожности имеют:

5 А класс –  38% (6 чел.)

5 Б класс –  25 % (3 чел.)

Высокий уровень тревожности имеют:

5 А класс – 12 % (2 чел.)

5 Б класс –   17 % (2 чел.)

 

2.Методика детско-родительских отношений(10-11 слайды).

Детям был предложен опросник из 8 вопросов с вариантами утверждений, где необходимо было выбрать одно из указанных.

1.Где вам больше всего нравится проводить время?

5А- дома с родителями-50%(8) вне семьи (с друзьями)-50%(8)

5Б- дома с родителями-83%(10) в школе-17%(2)

2.Вы слушаетесь родителей потому, что они…

5А- уважают меня и гордятся мной- 69 %(11), доверчивы ко мне-31%(5)

 5Б- любят меня и я не хочу причинять им горе-75%(9) заботятся обо мне-25%(3)

3.Из-за чего родителям приходится браниться с Вами, делать Вам упреки….

5А- из-за учебы -69%(11), из-за поведения в семье-31%(5)

5Б-из-за учебы-58%(7), из-за поведения в семье-42%(5)

4.Ваше мнение о Ваших проступках совпадает с мнением родителей

5А-часто-%(8) редко-50%(8)   5Б-часто-50%(6) редко-50%(6)

5.Что бы Вы стали делать, если бы попали в такую ситуацию, когда требования родителей поступать так или иначе не соответствуют настроениям товарищей.

 

5А- поступил бы так, как требуют родители-100%(16)

5Б- поступил бы так, как требуют родители-75%(9) поступил бы так как делает большинство друзей-25%(3)

 

6.Представьте себя на месте Ваших родителей, и сын (дочь) Вас не слушался бы (плохо учился, плохо вел себя), как бы вы поступили…

 

5А -убедил бы, что так делать нехорошо- 100%(16)

5Б-убедил бы, что так делать нехорошо- 100%(12)

 

7. Вы с успехом преодолеваете недостатки характера тогда, когда со стороны родителей…

 

5А-указываются ошибки и дается возможность действовать самостоятельно- 69%(11) много запретов, уговоров и указаний как поступать не следует-31%(5)

5Б-указываются ошибки и дается возможность действовать самостоятельно- 83%(10) много запретов, уговоров и указаний как поступать не следует-17%(2)

 

8. Делитесь ли вы своими переживаниями, впечатлениями с родителями….

5А- да -81%(13)                                                          5Б-100%(12)

 

3.Методика для изучения самооценки «Какой я?» (12 слайд).

 Ребенку было необходимо выбрать как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным по­ложительным качествам личности.

 5а                        5б

Выс- 7                 5                   

Сред-7                 6

Низ-  2                 1

Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки младшего школьника:

- находить время, хотя бы несколько минут каждый день, чтобы уделить ребёнку всё своё внимание, не деля его ни с чем;

- помочь детям научиться решать проблемы самим, не прибегая к помощи взрослых;

- уважать усилия детей;

- признавать сильные стороны своего ребёнка и хвалить за них, а не фиксировать внимание на его слабостях. Предоставить ребёнку как можно больше возможностей добиваться успеха в том, что ему нравится и что у него получается. Это поможет ему приобрести уверенность в себе;

- избегать сравнения своего ребёнка с другими. Пусть он знает, что его любят таким, какой он есть.

 4. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой (13 слайд).

Цель: Определение  уровня   школьной  мотивации. (10 вопросов направленных на отношение к школе)

-ответы,

свидетельствующие  о  его  положительном  отношении  к  школе  и  предпочтении  им  учебных  ситуаций, оценивается  в  три   балла;
-нейтральный  ответ  («не  знаю», «бывает  по-разному»  и т.п.)  оценивается  в  один     балл;
-ответ, позволяющий  судить  об  отрицательном  отношении  ребёнка  к  той  или  иной  школьной  ситуации,  оценивается  в  ноль  баллов.  

Высокая школьная мотивация- 5 человек (Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.)

 

Положительное отношение к школе -8 человек (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.)

 

Низкий уровень школьной мотивации- 3 человека (Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.) 

Высокая школьная мотивация- 5 человек

Положительное отношение к школе -8 человек

Низкий уровень школьной мотивации- 3 человека

Описание уровней одинаковое на оба класса.

 

Психологические рекомендации родителям пятиклассника(14 слайд):

Обеспечить спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы ребёнок постоянно ощущал вашу помощь и поддержку.

 

Воодушевите ребенка на рассказ о школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?” Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в месяц.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению.

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

 

Творческие работы (15-16 слайды):

 

5а- небо желаний

5б-поляна желаний

Данная работа направлена на выявление содержания и широты сферы основных осознаваемых ребенком собственных потребностей и желаний. 


Адаптация 5 кл.
PPTX / 24.09 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.