12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кучевасова Ирина Александровна378
МАОУ "ООШ "Союз"
Россия, Пермский край, Чусовой
2

Родительское собрание «Адаптация первоклассников»



Родительское собрание на тему «Адаптация первоклассников».

Цель: объединение усилий школы и семьи по «снятию» адаптационных проблем ребенка-первоклассника.

Задачи: изучение механизмов адаптации первоклассников в новых для них условиях; анализ результатов анкетирования и выявление противоречий и проблем; овладение приемами поддержки ребенка, принимающего новую социальную роль.

Форма проведения: заседание семейного клуба.

План проведения.

Слайд 1.

Добрый день, дорогие родители! Вот и подходит к концу первое полугодие первого учебного года для вас и вашего ребенка. А знаете ли вы, как менялся и как адаптировался ваш ребенок в новых для себя условиях? Давайте попробуем в этом разобраться. Но сначала – о самом понятии «школьная адаптация». Слайд 2.

Адаптация – привыкание, «вписывание» человека в какую-то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению, не принимает норм. Обобщенную картину школьной дезадаптации я представила в таблице, которую предлагаю вашему вниманию. Слайд 3, 4.

Форма дезадаптации

Причины

Чем могут помочь родители

Неприспособлен-ность к предметной стороне учебной деятельности.

Недостаточное интеллектуаль-ное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей.

Развивать интерес к учебе через игру. Оказывать поддержку в «зоне ближайшего развития».

Неспособность произвольно управлять своим поведением.

Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений).

Поддерживать доброжелательное отношение к окружающим. Закреплять нормы и ограничения.

Неспособность принять темп школьной жизни (особенно у соматически ослабленных детей и детей с ослабленным ти-пом нервной системы).

Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуаль-ных особеннос-тей детей.

Развивать волю. Применять рисование, конструирова-ние, которые помогают развивать внимание.

Школьный невроз, «фобия школы», - неумение разре-шить противо-речие между семейными и школьными «мы».

Ребенок не может выйти за пределы семейной общности – семья не выпускает его (чаще это у детей, родите-ли которых бес-сознательно используют их для решения своих проблем).

Всячески украшать в сознании ребенка образ школы, не говорить плохо о школе, участвовать в школьных делах.

В нашей школе с 1 по 3 декабря проводилось анкетирование учащихся 1-ых классов с целью изучения уровня учебной мотивации. Данная анкета включала в себя 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению. На основании ответов, учащихся можно отнести к одному из 5-ти уровней школьной мотивации. Слайд 5.

1. Максимально высокий уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

2. Хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако, чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. Низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе. Они не справляются с учебной деятельностью, испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Дети могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

Итак, заключая этот этап нашей совместной работы, делаем вывод: для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году обучения она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых. Давайте попробуем дать друг другу родительские советы по развитию интереса и желания к учению. Слайд 6.

«Цепочка родительских советов».

Вера в успех.

В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. «Я в тебя верю», «У тебя так хорошо получается…», «Это какие же надо умелые пальчики иметь, чтобы сделать такую поделку!», - вот слова, с которыми можно обратиться к ребенку.

Положительные установки.

Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка: «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся». Примерные выражения, помогающие ребенку надеяться на лучшее: «Не бойся, у тебя все получится», «Я тоже не сразу научилась делать это хорошо», «Я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться, как надо».

Любовь родителей.

Любовь родителей ребенок должен чувствовать постоянно. Проявления любви: касания, объятия, улыбки, взгляды, слова: «Как хорошо, что ты у меня есть» и т.д., особенно это важно, когда у ребенка что-то не получается. Грубость, резкость, насилие могут породить массу негативных последствий.

Приучение к режиму.

Именно на первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения – значит, организовать жизнь ребенка, что поможет ему в учебном труде.

Выполнение установленных правил.

Это хорошо известные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме. Родители вместе с учителем могут помочь ребенку быстро овладеть этими правилами, если они будут их обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение.

Вы, уважаемые родители, можете немало сделать, чтобы ваш ребенок любил школу и учился с радостью.

Прежде всего, надо каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов не оцениваются баллами, поэтому вместо вопроса «Какую отметку получил?», спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем занимались на уроке?», «В какие игры играли?», «Что вкусного было в столовой?» и т.д.

Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное – не раздражайтесь. То, что приветствовалось в д/саду или в семье, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по –разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что теперь «хорошо», а что – «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать – нормальное положение вещей. Этим нельзя попрекать.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклашкой право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту. – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

Безусловно, в рамках короткого разговора мы не могли обсудить все проблемы школьной адаптации первоклассников. Но надеемся, что каждый из вас нашел для себя что-то значимое и полезное. Ведь каждый ребенок уникален, и одинаковых рецептов воспитания быть просто не может. Желаем вам успехов на трудном пути восхождения вашего ребенка к вершинам познания, и до новых встреч! Слайд 7.


Презентация
PPT / 110.5 Кб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.