Родительское собрание в 1 классе «Адаптация первоклассника» (с презентацией)

4
2
Материал опубликован 26 January 2018

Пояснительная записка к презентации

Испытание школой.

Первое родительское собрание (адаптация первоклассников)

Младший школьный возраст - один из важнейших этапов в жизни ребенка, во многом определяющий дальнейшее развитие его организма и личности. С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка. Младший школьный возраст- это новый этап возрастного развития ребенка, этап смены ведущей деятельности на учебную. Ребенок сталкивается с новыми условиями обучения, с новым коллективом сверстников, с новыми требованиями: выполнять указания учителя, быть внимательным, соблюдать дисциплину, проводить большую часть учебного времени сидя за партой, и т. д. Приспособление к этим новым условиям – огромное испытание для физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей ребенка.
Как ребенок справится с таким функциональным напряжением?
Как помочь ему успешно преодолеть трудности адаптации к школьным нагрузкам без ущерба для его здоровья?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимы минимальные знания о функциональных возможностях ребенка, зависящие от физиологической и психологической зрелости.

Адаптация к школе.

Первый этап - ориентировочный , когда на весь комплекс новых воздействий , связанных с началом систематического обучения , организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма . Это " физиологическая буря".

Второй этап - неустойчивое приспособление , когда организм ищет и находит близкие и оптимальные варианты реакции на внешние воздействия . Если на первом этапе затраты организма чрезвычайно велики и организму приходится тратить все ресурсы , которыми он располагает , то на втором этапе эта цена снижается и буря начинает утихать.

 

Как же происходит адаптация к школе?

Любая нагрузка, будь то усвоение новых знаний , длительное нахождение в вынужденной сидячей позе , общение в разнородном коллективе , вызывает напряжение организма . Обычные виды деятельности для школьника становятся серьезным испытанием для физиологических систем . Например , при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48 % , а при ответе у доски и контрольной работе пульс учащается на 15 – 30 ударов в минуту , артериальное давление повышается на 15 – 30 мм рт. ст., изменяются биохимические показатели крови .

Адаптация к школе - длительный процесс. Для успешного обучения школьника необходимо учитывать особенности адаптационного периода у каждого ребенка индивидуально.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально – психологическая адаптация может протекать по – разному . Здесь тоже можно выделить несколько групп по временным рамкам адаптации к школе.

1 группа. Значительная часть детей ( 50 – 60 % ) адаптируется в течении 2 – 3 месяцев обучения. Это при благоприятном стечении всех обстоятельств . Это проявляется в том , что ребенок привыкает к коллективу , ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей . Эта группа детей о которых можно сказать , что они уже адаптировались к школьному процессу и получили статус «школьник», «ученик». У детей, благополучно прошедших адаптацию преобладает хорошее настроение , активное отношение к учебе , желание посещать школу , добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя .

2 группе детей ( около 30 % ) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни . Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной . Не сразу выполняют нужные требования , часто выясняют отношения со сверстниками неадекватным способами ( дерутся , капризничают , жалуются , плачут ). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

3 группа детей встречается в каждом классе ( примерно 14 % ). Это такие дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации ,примерно до 1 года . Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями , нежеланием посещать школу и учиться .Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста : они ведут себя вызывающе , задираются , мешают проводить урок.

«Острая» адаптация.

Наиболее напряженным для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период острой адаптации. В это время не перегружайте ребенка дополнительными внешкольными занятиями, особенно в начале обучения. Одним из главных условий, облегчающих адаптацию к школе и обеспечивающих сохранение здоровья ребенка, является правильное распределение времени суток, Иными словами организация режима дня. Ритм жизни , режим дня помогают сформировать правильные привычки. Только необходимо помочь детям в выработке и усвоении правил режима дня. Чередование различных видов деятельности ( уроки в школе, подготовка домашних заданий, внеклассные и внешкольные занятия, труд ) с активным отдыхом, удовлетворение естественной суточной потребности в движении, полноценный сон помогают ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты необходимо регулярно, ежедневно в одни и те же часы. При нарушении режима дня ребенок быстро устает, становится рассеянным, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться . Постоянные стрессы ведут к возникновению новых и прогрессированию уже имеющихся заболеваний . Установлено, что нерационально организованный режим ведет к резкому снижению работоспособности, утомлению и переутомлению.

Элементы режима дня школьника.

Что же такое рационально организованный режим дня?

Во–первых, это учеба в школе, точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий, а также творческой деятельности ребенка.

Во–вторых, это обязательный отдых на свежем воздухе.

В–третьих, это достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъема и отхода ко сну.

Примерная схема режима дня для младших школьников

Режимные моменты

время

проведения

 

1 -2 классы

3 – 4 классы

Пробуждение , зарядка , закаливающие процедуры, завтрак

   

Дорога в школу

7.30 – 8 .30

7.30 – 8 .30

Учебные занятия в школе

8 .30 -13.25

8 .30 -13.25

Обед

13.25 – 14.00

13.25 – 14.00

Прогулки ,игры на свежем воздухе

14.00 – 15.00

14.00 – 15.00

Время для самостоятельных учебных занятий

15.00 – 16.20

15.00 – 16.40

Работа кружков ,свободное время ,прогулки , игры ,уход домой

16.20 -17.20

16.20 -18.00

Пребывание на воздухе

17.20 – 18.20

18.00 – 18.40

Приготовление уроков

18.30 -19.20

18.50 -19.50

Ужин и свободные занятия

19.20

19.50

 

21.00

21.00

Очень важно выработать общий стиль отношений к детям у родителей и учителей. Любая проблема межличностных отношений может быть решена в том случае, если мы будем тесно сотрудничать. Некоторые трудности в межличностных отношениях ребенка со сверстниками предопределяет стиль семейного воспитания. Сотрудничество поможет индивидуально решать проблемы ребенка. Единство требований позволит ребенку избежать некоторых проблем в период адаптации . Ему не придется выбирать между правильным решением родителей и учителя. Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу.

Адаптация закончена успешно.

Успешность протекания адаптационного периода можно по этим критериям:

Положительное отношение к школе, умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками и поддерживать его.

Адекватное восприятие школьных требований, легкость усвоения учебного материала, проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений.

Благоприятный статус в классе.

Взрослые, все без исключения, всегда в душе безмерно рады успехам своих детей Так давайте же постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым ребенком в новом мире, были для ребенка радостными и уверенными. С помощью мудрых педагогов и родителей, наш маленький школьник быстро освоит новый интересный мир.

Советы родителям первоклассников.

Совет 1: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание.

Выслушайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните : то , что кажется вам не очень важным , для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим .Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он почувствует поддержку. Слушая внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна помощь, о чем следует поговорить с учителем (без ребенка).

Совет 2: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.

Даже если лично у вас, как у родителей, есть какие – то вопросы к учителям, вам кажется, что нужно что – то делать по другому, все трения должны оставаться между взрослыми. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и об учителях « в семейном кругу», это значительно усложнит адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.


Адаптация первоклассников
PPT / 555 Кб

Предварительный просмотр презентации

Адаптация первоклассника Родительское собрание в 1 классе

Цель обучения - достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. Цель обучения - достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. Л.В. Занков Общее развитие – развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений.

В возрасте 6 - 7 лет ребенка ждут большие изменения в его жизни: изменяется обучение, - появляются новые люди, - складываются новые отношения. Ведущей деятельностью становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка.

Самооценка во многом зависит от оценок учителя. Самооценка во многом зависит от оценок учителя. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в учебной деятельности.

Переход детей из сада в школу Переход детей из сада в школу является новым этапом в жизни ребенка. Их ждет система обучения: учитель, уроки, перемены.

Адаптация – Адаптация – приспособление, вид взаимодействия личности с социальной средой, в которой согласовываются требования и ожидания его участников.

Причины плохой адаптации: Требования со стороны учителя, необходимость их выполнять. Большой поток информации, незнакомые слова, термины. Чувство одиночества из-за отсутствия внимания со стороны учителя, т.к. время на уроке ограничено, и нет возможности опросить всех.

Большое значение имеют для ребенка в этом возрасте социальные мотивы. Большое значение имеют для ребенка в этом возрасте социальные мотивы. Его привлекает домашний уют, семейное благополучие, это снижает степень школьной тревожности, которая обостряется с началом учебной деятельности.

Интерес к содержанию и процессу учения у большинства младших школьников реализуются, в основном, через успеваемость. Интерес к содержанию и процессу учения у большинства младших школьников реализуются, в основном, через успеваемость. Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остается мотивация избегания наказания.

Умственное развитие в младшем школьном возрасте проходит через три стадии: Умственное развитие в младшем школьном возрасте проходит через три стадии: усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей и построение их моделей; усвоение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях; усвоение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их операциями.

Межличностные отношения состоят из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения состоят из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Мнения учащихся класса не являются для ребенка эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого. Среди младших школьников девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения по сравнению с мальчиками. Они же показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности.

Факторы, влияющие на успешность обучения в школе Личностная готовность Принятие на себя роли ученика Мотивация Самооценка Эмоциональная готовность

Интеллектуальная готовность Особенности памяти Уровень развития мышления Общее развитие речи Предпосылки учебной деятельности

Социально-психологическая готовность Социально-психологическая готовность Умение строить отношения с окружающими Контактность

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Хорошая работа! Спасибо!

2 March 2018

Спасибо Ирина Васильевна, родительское собрание понравилось, много информации нужной для родителей.

8 March 2018