Технологическая карта с дидактической структурой урока
1. Ф.И.О.: Жукова Александра Валериевна
2. Класс:2 Предмет: Окружающий мир.
3. Тема урока: Взаимодействие сил природы.
4. Место и роль урока в изучаемой теме: обобщение изученного.
5. Цель урока: обеспечить условия для обобщения и систематизации знаний о взаимодействии сил природы;
формировать общее представление о характерных природных явлениях;
развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся.
6.Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями для работы в группах, таблички с основными понятиями темы.
Струк-
тура урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
(Ф,П,Г,И)
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Орг. Момент.
- Сегодня у нас на окружающем мире будет обобщающий урок. Что значит «обобщающий»? Какова цель обобщающего урока?
(повторить и закрепить изученные знания)
ф
Формировать умение ставить цели урока.
Р:прогнозировать предстоящую работу
Актуализация знаний.
– Как называется наш предмет?
На доске вывешивается табличка ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
- Что такое «окружающий мир»?
- Назовите объекты ОМ. (записывается на доске)
- А пенал – объект ОМ? Запишем его ? А школьная форма? Запишем?
- Какое задание можете предложить? - На какие группы разделите?
- Сделано человеком: … …….. . Природа: ………………………. .
Заполняем кластер
- Значит, что из себя представляет ОМ?
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
сделано человеком природа
– А теперь проверим ваши знания. Игра «Во дворе».
- Что видите на картинке?
- На ней весело играют дети. Можно представить шелест листьев, дуновение ветерка, пение птиц… Рассмотрите картинку и предложите задание к ней.
(определить, что на ней является объектами, созданными человеком, а что природными объектами?)
- Проверим! (щелкаем мышкой)
- Что же включает в себя окружающий мир?
(окружающий мир)
(это то, что нас окружает)
(разделить на группы)
(то, что сделано человеком и природа)
Ф
Ф
Ф
Ф
Формировать умение определять объекты, относящиеся к \окружающему миру.
Формировать умение составлять кластер.
Формировать умение работать по иллюстрации.
К:развивать умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме;
П: 1) развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам;
Открытие новых знаний.
Природа. Живая и неживая природа.
– Мы говорим «природа» А что же такое природа?
- Какие объекты относятся к природе? - Разделите объекты природы на группы ( живая и неживая).
Заполняем кластер:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
сделано человеком природа
живая . неживая
- Чем живая природа отличается от неживой?
Работа у доски и с классом. Игра «живое-неживое»
- А теперь, вам задание: 2 человека выйдут к доске и распределят карточки с объектами природы на 2 группы. (Снег, мяч, песок, лыжи, дерево, картина, цветок, вода)Выполните, подключайтесь к работе класса.
(классу) - А мы с вами поработаем в другим заданием.
Игра «живое-неживое»
- Слева читаем загадки, говорим отгадку, определяем, к какой природе относится отгаданный объект.
Два конца, два кольца, Посредине гвоздик. (Ножницы)
Не летает, не кусает, А в дом не пускает. (Замок)
Гуляю я и в дождь, и в зной: Характер у меня такой. (Зонт)
Кто ходит ночь и ходит день, Не зная, что такое лень? (Часы)
Проверка работы у доски.
- все согласны с тем, как ребята разделили объекты?
- А давайте вспомним, как называются оболочки Земли, которым соответствуют эти объекты! ( камни – литосфера, воздух – атмосфера, вода – гидросфера, живое – биосфера)
ФИЗМИНУТКА
Работа над пройденным разделом
- Вспомните, о чём говорили на прошлых уроках? - к какой природе относятся эти объекты?
- Давайте откроем содержание учебника и вспомним, как назывался изученный нами раздел.
- Что такое «взаимодействие»?
- Где мы можем наблюдать связь природных явлений?
- Давайте вспомним, откуда берётся ветер?
- Какие силы природы взаимодействуют при образовании ветра?
- А кто вспомнит основные этапы круговорота воды?
испарение
конденсация
осадки
- Что такое испарение?
- Что такое конденсация?
- Что такое осадки? (снег, дождь, град)
Заполнение кластера
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
сделано человеком природа
живая . .неживая
земля
вода
воздух
. . . космические тела
- что запускает процессы образования ветра, круговорота воды? Чем является Солнце?
ветер - это движение воздуха из области высокого давления в область низкого давления, параллельно поверхности земли.
Ветер возникает в результате неравномерного распределения атмосферного давления и направлен от зоны высокого давления к зоне низкого давления. Вследствие непрерывного изменения давления во времени и пространстве скорость и направление ветра постоянно меняются. С высотой скорость ветра меняется из-за убывания силы трения.
круговорот воды (влагооборот) - это замкнутый процесс перемещения воды в средах Земли, состоящий из следующих процессов: испарение воды, перенос водяного пара в атмосфере, конденсация паров воды, осадки воды, ее стоки.
Солнце – это звезда, системообразующее небесное светило, представляющее собой огромный раскаленный шар. Вокруг Солнца крутятся планеты Солнечной системы
Ветер - это движение воздуха из области высокого давления в область низкого давления, параллельно поверхности земли.
Испаре́ние — физический процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное (пар) с поверхности жидкости.
Конденса́ция паров (лат. condense — уплотняю, сгущаю) — переход вещёства из газообразного состояния в жидкое.
осадки (снег, дождь, град)
Солнце греет океаны, вода нагревается и испаряется, превращаясь в облака. Потом облака переносятся ветром куда-нибудь и попадают в прохладный воздух. Начинается дождь, вода оказывается на земле. Вода стекает в реки, потом в моря, потом в океаны. Далее солнце греет океаны...
Фи
Фи
Ф
Ф
Фи
Умение разделять объекты на живу и не живую природу.
Умение распределять объекты.
Умение по характеристики разгадывать предмет и относить его к живой и не живой природе.
Умение применять свои знания.
П: 1) развивать умения извлекать информацию из схем,; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам;
Р:развивать умение высказывать своё предположение;
Р:развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
П: 1) развивать умения извлекать информацию из схем,; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам;
Формирование умений
Работа в группах
- А теперь, когда всё повторили, поработаем в группах самостоятельно.
Будем работать по 4 человека. Каждая группа должна, отгадав кроссворд, получить ключевое слово. Из этого слова выписать выделенные цветом буквы в соответствующие клетки на листе, получив слог. Выполнив это задание, мы узнаем, что же ждёт нас дальше в изучении окружающего мира. На выполнение этого задания 5 минут.
Группа №1 получает задание:
1.
и
с
п
а
р
е
н
и
е
а
з
о
т
3.
г
р
о
з
а
4.
г
и
д
р
о
с
ф
е
р
а
5.
д
о
ж
д
ь
Процесс превращения жидкости в пар.
Газ, которого больше всего содержится в воздухе
Явление природы, при котором сверкает молния и гремит гром.
Водная оболочка Земли
Осадки, в виде падающих на землю капель воды.
Ж
И
- 5 минут истекли. А теперь попросим по 1 представителю от группы выйти к доске с листочками, держа их перед собой.
- Если вы всё сделали правильно, значит, готовы идти дальше. Проверим! Встаньте по номерам групп и мы прочтём, что же будет ждать нас в следующем разделе!
ЖИВАЯ ПРИРОДА
- Молодцы, ребята!
Г
Умение разгадывать кроссворд.
К:1) развивать умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в группе.
Обобщение.Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая же цель была у нас на уроке (развернуть доску) Читаем.
- Можем сказать, что мы достигли цели?
- Понравился урок?
Р: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.