12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ушинская Мария Игоревна24
1

Статья «Взаимосвязь жизнестойкости личности, ее компонентами и личностными особенностями студентов пожарно-спасательного колледжа»

«Взаимосвязь жизнестойкости личности, ее компонентами и личностными особенностями студентов пожарно-спасательного колледжа».

Профессиональная деятельность специалистов пожарно-спасательных формирований, обеспечивающих ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и антропогенного характера протекает в особых условиях и характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов, воздействие которых при недостаточном развитии профессионально-важных качеств приводит к снижению эффективности выполнения деятельности, профессиональному выгоранию и психосоматическим нарушениям. 

В связи с этим необходимо рассмотреть жизнестойкость как ключевой ресурс преодоления, систему убеждений, как способность и готовность субъекта заинтересованно участвовать в ситуациях повышенной сложности, контролировать их, управлять ими, уметь воспринимать негативные события как опыт и успешно справляться с ними.

Таким образом, существует объективная необходимость в изучении содержания жизнестойкости студентов во взаимосвязи с их личностными особенностями, такими  как осознание своих чувств и эмоций, управление своими чувствами и эмоциями, осознание чувств и эмоций других людей. управление чувствами и эмоциями других людей и стиля саморегуляции поведения.

Данное исследование, посвященное поиску взаимосвязей между жизнестойкостью личности, ее компонентами и личностными особенностями.

Студенческий период является наиболее благоприятным периодом для формирования жизнестойкости личности, поскольку жизнестойкость может способствовать повышению физического и психического здоровья молодежи при преодолении кризисов и реализации себя как специалиста в будущей профессиональной деятельности.

Объект исследования: студенты пожарно-спасательного колледжа.

Предмет исследования: жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска.

Цель исследования: исследование взаимосвязи между жизнестойкостью личности, ее компонентами и личностными особенностями студентов пожарно-спасательного колледжа.

Методики исследования: Тест жизнестойкости адаптированный Д.А. Леонтьевым, Е.И. Рассказовой, методика диагностики эмоционального интеллекта – МЭИ (М.А. Манойлова, 2004), опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В.М.Моросанова, Р.Р.Сагиев.

Для изучения жизнестойкости и её компонентов, как профессионально важного качества для специалистов пожарно-спасательных формирований, было проведено экспериментально-психологическое исследование.

В качестве объекта исследования выступили 45 юношей, имеющих общее образование, ориентированное на профессию пожарного-спасателя, Возраст участников эксперимента 18 - 21 лет.

Результаты исследования жизнестойкости.

Общая жизнестойкость - способность личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

 

Средние и стандартные отклонения автора методики

М ± σ

Средние и стандартные отклонения участников исследования

М ± σ

Вовлечённость

37,64 ± 8,08

37,42 ±7,81

Контроль

29,17 ± 8,43

31,60 ±7,81

Принятие риска

13,91 ± 4,39

16,82 ±5,38

Общая жизнестойкость

80,72 ± 18,53

85,84 ± 20,61

Результаты исследования эмоционального интеллекта по всем шкалам методики соответствуют средним нормативам данных автора методики.

Проведенный анализ общей жизнестойкости показывает:

t1575291548aa.gif

рис. 1 Общая жизнестойкость.

При этом высокие значения отмечаются у испытуемых по следующим субшкалам: - 33% вовлеченность, 43% контроль, 60% принятие риска. По остальным шкалам у испытуемых средние значения.

Таким образом проведенный анализ общей жизнестойкости выявил следующее, что у большинства студентов 38% высокий показатель жизнестойкости. Это может быть связано с большей готовностью молодых людей получать удовольствие от всего, что делают, находить то, что им интересно, даже в рутинной работе. В ситуации стресса продолжать борьбу, не сдаваться, искать новые пути решения проблем. Самим выбирать собственную деятельность, свой путь. Рассматривать жизнь как способ приобретения нового опыта и готовностью действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск.

Результаты исследования эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект — это способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний, чувств других людей и

себя самого.

 

Средние и стандартные отклонения автора методики

М ± σ

Средние и стандартные отклонения участников исследования

М ± σ

Осознание своих чувств и эмоций.

5,52 ±3,52

4,98±3,76

Управление своими чувствами и эмоциями.

-3,95 ±5,18

6,53±4,89

Осознание чувств и эмоций других людей

4,31±3,93

1,73±4,09

Управление чувствами и эмоциями других людей

0,52±3,42

1,91±3,62

интегральный показатель ЭИ

 

15,16±10,76

Результаты исследования эмоционального интеллекта по всем шкалам методики соответствуют средним нормативам данных автора методики.

t1575291548ab.gift1575291548ac.gif

рис.2 интегральный показатель.

При этом высокие значения отмечаются у испытуемых по следующим субшкалам: - 27% осознание своих чувств и эмоций, 96% управление своими чувствами и эмоциями, 11% осознание чувств и эмоций других людей, 58% управление чужими чувствами и эмоциями. По остальным шкалам у большинства испытуемых средние значения.

Таким образом проведенный анализ интегрального показателя выявил следующее, что у большинства студентов 67% высокий показатель эмоционального интеллекта это предполагает отсутствие или незначительное различие в иерархической зависимости отдельных компонентов, все формы интегративно проявляются на всех уровнях. Это может быть связано с такими характеристиками человека как наблюдательность, открытость новому опыту заинтересованность, самоконтроль, лидерство, коммуникабельность, умение работать в команде. По мнению автора методики эмоциональный интеллект можно развить в любом возрасте.

Результаты исследования стиля саморегуляции поведения.

 

Средние и стандартные отклонения автора методики

 

М ± σ

Средние и стандартные отклонения участников исследования

М ± σ

Шкала Планирование

5,02±2,00

6,20±1,31

Шкала Моделирование

5,43±1,84

6,16±2,06

Шкала Программирование

5,91±1,69

6,29±1,50

Шкала Оценивание результатов

5,12±1,63

5,67±1,68

Шкала Гибкость

6,58±1,83

7,09±1,49

Шкала Самостоятельность

5,60±2,08

5,18±1,71

Общий уровень саморегуляции

28,54±5,24

31,69±4,60

Результаты исследования стиля саморегуляции поведения по всем шкалам методики соответствуют средним нормативам данных автора методики.

t1575291548ad.gif

рис. 3 Общий уровень саморегуляции

При этом высокие значения отмечаются у испытуемых по следующим субшкалам: - 40% планирование, 51% - моделирование,

22% - программирование, 29% - оценивание результатов, 40% - гибкость, 24% - самостоятельность. По остальным шкалам у большинства испытуемых средние значения.

Таким образом проведенный анализ общего уровня саморегуляции выявил следующее, что у большинства студентов 49% средний показатель, то есть качество выражено в достаточной мере. Испытуемые в основном самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной регуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности.

Результаты корреляционного анализа.

Анализ взаимосвязи жизнестойкости и эмоционального интеллекта выявил следующие закономерности:

1. существует положительная взаимосвязь между параметрами жизнестойкость и интегрального показателя ЭИ r=0,50. Что говорит о том, что наличие жизнестойкости и эмоционального интеллекта может быть связано с такими характеристиками человека как наблюдательность, открытость новому опыту заинтересованность, самоконтроль, лидерство, коммуникабельность, умение работать в команде.

2.Так же существует положительная взаимосвязь между жизнестойкостью и осознованием своих чувств и эмоций r=0,45. Это говорит о том, что чем больше, что у него развитое эмоциональное самосознание, тем соответственно выше его жизнестойкость.

3. взаимосвязь между жизнестойкостью и управлением своими чувствами и эмоциями r= 0,48. Это означает то, что жизнестойкому человеку присуще умение принимать и контролировать чувства и эмоции.

4. найденные прямые значимые взаимосвязи общего уровня ССП r= 0,57 это свидетельствуют о том, что чем больше развита жизнестойкость, тем выше уровень саморегуляции, то есть человек проявляет самостоятельность, гибкость и адекватно реагирует на изменение внешних условий.

5.Также были исследованы взаимосвязи между жизнестойкостью и гибкостью r= 0,53. То есть, обладая высоким уровнем жизнестойкости, человек демонстрирует пластичность всех регуляторных процессов.

6. А также анализ взаимосвязей между оцениванием результатов и жизнестойкостью показал значимые корреляции r= 0,42, что говорит о том, что наличие жизнестойкости отмечается также достаточно высоким уровнем развитости и адекватности самооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки результатов.

7.Анализ взаимосвязи жизнестойкости и программирования выявил существующую положительная взаимосвязь r= 0,37. То есть, обладая высоким уровнем жизнестойкости, человек имеет сформировавшуюся потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей.

8.Также были исследованы взаимосвязи жизнестойкости с моделированием. Прямая взаимосвязь обнаружена r= 0,58. Это позволяет нам говорить о том, что если человек обладает такой характеристикой личности как жизнестойкость, то он способен выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в соответствии программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям.

Из полученных результатов корреляционного анализа можно сделать следующий вывод:

что высокие значения жизнестойкости у студентов пожарно-спасательного колледжа показали те студенты у которых более развиты такие психологические характеристики, как наблюдательность, открытость новому опыту, самоконтроль, лидерство, коммуникабельность, умение работать в команде, умение принимать и контролировать чувства и эмоции, саморегуляция, развитость и адекватность самооценки, оценка результатов, выделение значимых условий достижения целей.

Выводы:

Проведенное исследование психологического содержания жизнестойкости личности студентов пожарно-спасательного колледжа показало:

1. На основе результатов теоретического исследования выявлены показатели, критерии, детерминанты жизнестойкости. Жизнестойкость можно рассматривать как необходимый ресурс, который может способствовать повышению физического и психического здоровья сотрудников пожарно-спасательных формирований, успешной адаптации в стрессовых ситуациях. Профессия пожарного относится к типу, в котором требования профессии (сильная физическая нагрузка, работа с пострадавшими и погибшими и т.п.) могут удовлетворять люди, обладающие специальными индивидуальными качествами (принятие риска, развитая саморегуляция, способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств).

2. Результаты исследования жизнестойкости и ее компонентов показали, что большинство студентов показали высокие значения по шкале общая жизнестойкость - 38%, по субшкалам - вовлеченность 33%, контроль 43%, принятие риска 60%.

Это может быть связано с большей готовностью молодых людей получать удовольствие от всего, что делают, находить то, что им интересно, даже в рутинной работе. В ситуации стресса продолжать борьбу, не сдаваться, искать новые пути решения проблем. Рассматривать жизнь как способ приобретения нового опыта и готовностью действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск.

3. Результаты исследования показали взаимосвязь жизнестойкости личности студентов пожарно-спасательного колледжа с эмоциональным интеллектом, ориентированным на осознание своих чувств и эмоций, управление своими чувствами и эмоциями, гибкость, оценивание результатов, программирование, моделирование.

Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что работа с самооценкой, коммуникативностью, саморегуляцией, сферой межличностных отношений будет выступать психологическим условием формирования жизнестойкости.

Список литературы:

1. Александрова Л.А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей / Л.А. Александрова // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: материалы научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружинина. - М.: «Институт психологии РАН», 2005. - с. 16-22. 24.

2. Аксенов Г.П. Личность есть драгоценнейшая, величайшая ценность / Г.П. Аксенов - Москва: Знание, - 1990. - 78 с.

3. Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире / Л.А. Александрова // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. -№ 7 (51). - С. 83 - 84.

4. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова-Славская. -М., 1991.-с. 73.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб: Питер,2001.-288 с.

6. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:

переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. — 1994. - №1.

7. Анцыферова JT.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности / JI.H. Анцыферова // Психология личности: сборник статей /

Сост А.Б. Орлов. 2-е изд. Доп. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. - с. 66 - 77.

8. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. — 1999. - Т.20. — №1. — С.6 — 19.

9. Аракелов Г.Г., Аршинова В.В., Жданова Г.Е. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества / Г.Г.Аракелов, В.В. Аршинова, Г.Е. Жданова // Психологическая наука и образование. М.: МГППУ, 2008. - № 2. - с. 52 - 61.

10. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично

изменяющемся обществе / П.И. Бабич. — М.: Социум. 2000 - 176 с.

11. Баева И.А. Психологическая безопасность среды: условие активной работы и направление научных исследований / И.А. Баева // Вестник практической психологии образования. - 2007. - №4. — с. 47 — 50.

12. Бипоцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях: автореф. дис. ... канд. псих, наук: 19. 00. 01 / Е.В. Битюцкая — Москва, 2007. - 27 с.

13. Битюцкая Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного

оценивания / Е.В. Битюцкая // Психологическая наука и образование, 2007. - № 4. - С. 87 - 94.

14. Богомаз С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С.А. Богомаз // Материалы научно-практических конгрессов 4 Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России», 2008 - т. 2. - с. 24 - 27.

15. Бодров В. А. Психологическая адаптация и стресс / В. А. Бодров // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития Современной России. - М.: AHO УМО, 2005. - с. 64 - 65.

16. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное

состояние проблемы / В.А. Бодров. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995.- 136 с.

17. Большой энциклопедический словарь,- Москва: Большая Российская

энциклопедия, 1998. - 1435 с.

18. Гапонова, Г.И. Актуализация саморазвития студентов как условие

раскрытия личностного потенциала / Г.И. Гапонова // Экономико - правовые и духовные проблемы современности: Материалы региональной научно-практической конференции. — Пятигорск, 2006.

19. Гапонова Г.И. Реализация личностного потенциала студента в процессе

профессионализации: автореф. дис...канд. пед. наук: 13.00.08. / Г.И. Гапонова - Краснодар, 2007. — 24 с.

20. Денеко М.В. Развитие личностного потенциала преподавателя вуза в

процессе профессиональной адаптации: автореф. дис...канд. пед. наук: 13.00.08. / М.В. Денеко. - Санкт-Петербург, 2007. - 24 с.

21. Зеер Э.Ф. Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций / Э.Ф.

22. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология / Т.П. Зинченко. — М.: МОДЭК, 2000 г. - 608 с.

23. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.В. Змановская. — 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

24. Кожевникова Е.Ю. Личностные ресурсы преодоления ситуации социально- экономической депривации: автореф. дис...канд. пед. наук: 13.00.08. / Е.Ю. Кожевникова. — Краснодар, 2006. — 24 с.

25. Кожевникова Е.Ю. Психологические ресурсы в преодолении трудных

жизненных ситуаций / Е.Ю. Кожевникова // Психология ХХГвека: Тез. международной науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. — СПб., 2002. - с. 106-108

26. Леонтьев Д.А. Жнзнетворчество как практика расширения жизненного мира / Д.А. Леонтьев // 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений под ред. Д.А. Леонтьева, Е.С. Мазур, А.И. Сосланда. -М.: Смысл, 2001. - с. 100-109.

27. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И.Рассказова. - М.: Смысл, 2006. — 63 с.

28. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Д.А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002. - с. 56 - 65.

29. Леонтьев Д.А. Мандрикова Е.Ю., Плотникова A.B., Рассказова Е.И.

Возможности эмпирического исследования личностного потенциала / Д.А. Леонтьев, Е.Ю.Мандрикова, A.B. Плотникова, Е.И. Рассказова // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Москва, 2005. с. 259 — 260.

30. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация. Автореферат диссертации.... доктора псих, наук / В.Н. Марков — М: 2004. - 25 с.

31. Марьин М.И, Ловчан С.И., Ефанова И.Н. Проблемы психологического обеспечения профессиональной деятельности пожарных и спасателей [Текст]: Обзорная информация — М.: ВНИИПО МВД России, 1993- 48 с.

32. Марьин М.И., Ефанова И.Н., Поляков М.И. Профессиография основ- ных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: Пособие [Текст] - М.-.ВНИИПО, 1998. - 114 с.

33. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. - СПб: Питер, 2009. - 352 с.

34. Медведева Е.В. Взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и жизнестойкости инвалидов / Е.В. Медведева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2008. - Выпуск 2. с. 172 - 177.

35. Муздыбаев К.З. Стратегия совладания с жизненными трудностями / К.З. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. — № 2. - с. 58-67.

36. Мэй Р. Мужество творить / Пер. с англ. - М.: ИОИ, 2008. - 160 с.

37. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Наумова. - М.: Наука. - 1988. -200 с.

38. Поляков М.Н., Матюшин А.В., Дутов В.И. Психологический отбор кан- дидатов на службу в ГПС МЧС России: Методические рекомендации [Текст]- М.: ВНИИПО, 2003. - 148 с.

39. Пономаренко В.А. Социально-психологическое содержание боевого стресса [Текст] // -2004.- Т. 25. - № 3.- С.28-36.

40. Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 августа 2003 года № 453 г. Москва Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 августа 2003 года регистрационный № 4986 «О совершенствовании условий оплаты труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России» [Текст] М.: Типография ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2003.-164 с.

41. Рассказова Е.И. Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации / Е.И. Рассказова // Гуманитарные проблемы современной психологии (Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета, 2005, № 7). - с. 124 - 126.

42. Рассказова Е.И. Психологические ресурсы саморегуляции и реабилитации личности в экстремальных условиях / Е.И. Рассказова // // Личность в экстремальных условиях. Материалы международной научно-

практической конференции. Часть 1. Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ, 2005. — с. 100-103.

43. Рахимова P.M. Молодежная политика ВУЗа среднего города / P.M. Рахимова // Ежегодная научная конференция Сорокинские чтения. - М., МГУ им. Ломоносова, 2002.

44. Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности из- бранной профессией [Текст] // Вопр. психол. - 1988. -№ 1.- С. 83-88.

45. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] М., 1979-212 с.

Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий [Текст] М.: Наука, 1979. — 262 с.

46. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.

47. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - Питер, 2003.-512 с.

48. Самонов А. П. Психология для пожарных. Психологические основы подготовки пожарных к деятельности в экстремальных условиях [Текст] — Пермь 1999. - 600 с.

49. Сова Ю.И. Смысловая саморегуляция жизнестойкого отношения студента к кризисным ситуациям: дис... канд. психол. наук / Ю.И. Сова. — Тамбов, 2009.-228 с.

50. Стецишин Р.И. Личностно-психологические ресурсы жизнестойкости (на примере личности врача-клинициста): автореф. дис...канд. пед. наук: 13.00.08. / Р.И. Стецишин. - Краснодар, 2008. - 25 с.

51. ТиллихП. Мужество быть. Избранное / П. Тиллих. —Москва, 1995.

52. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся человек в изменяющемся мире / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. - 2005. - № 1 (41). - С. 15-23.

53. Фролов И.Т. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы / Под ред. Ю. М. Забродина, Н. А. Носова; Всерос. науч.-практ.

центр профориентации и психол. поддержки населения. - М.: Магистр, 1996.-216 с.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.