Статья «Основные направления профориентационной работы со старшеклассниками: из опыта работы»

15
0
Материал опубликован 4 May 2017 в группе

Гончарова Олеся Леонидовна,

кандидат педагогических наук,

преподаватель высшей

квалификационной

категории

ГБПОУ города Москвы

«Московский технологический колледж»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

В статье речь идет об основных направлениях профориентационной работы. Представлен многолетний опыт работы ГБПОУ города Москвы «Московский технологический колледж» по профориентации старшеклассников общеобразовательных школ Москвы.

С каждым годом на рынке труда возрастают требования к специалистам в любой области. Становятся значимы такие профессионально-деловые качества как компетентность в соответствующей и смежных профессиях на основе высокого уровня образования, практического опыта работы; гибкость, нестандартность, оригинальность мышления; оптимальное сочетание рискованности и ответственности; физическая и психологическая выносливость; постоянное стремление к самосовершенствованию в процессе трудовой деятельности. Для достижения успешности и результативности в профессиональной деятельности будущим специалистам необходимо сделать правильный выбор профессии и получить достойное образование. Это возможно, начав с профориентационной работы. Так в колледже на протяжении многих лет постоянно проводится профориентационная работа со старшеклассниками общеобразовательных школ Москвы.

Основными направлениями профориентационной работы, проводимой со старшеклассниками являются:

- профессиональное информирование – ознакомление учащихся с профессиями, специальностями по которым обучают в колледже; требованиями, предъявляемыми к специалистам той или иной профессии, специальности; возможностями профессионального роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

- профессиональная диагностика – исследование индивидуально-психологических особенностей; выявление способностей; определение склонностей, интересов; направленности личности; профессиональных намерений;

- профессиональная консультация – оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии, специальности с целью принятия осознанного решения о дальнейшем профессиональном пути с учетом его способностей, склонностей, интересов, намерений;

- профессиональный практикум – включение старшеклассников в практическую деятельность в процессе проведения мастер-классов на базе колледжа для возможности получения первоначальных профессиональных навыков в профессии.

В ходе проведения профессиональной диагностики используются различные анкеты, опросники, методики, такие как «Профориентационный опросник для старшеклассников» О.Л. Гончаровой, «Анкета старшеклассника» О.Л. Гончаровой, «Личностный опросник» О.Л. Гончаровой, методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова, методика Дж. Голланда «Определение профессиональной направленности личности», и др. [1, 2]. Результаты диагностика учитываются при проведении профессиональной консультации со старшеклассниками и их родителями. Ниже представлен профориентационный опросник для старшеклассников, который применяется в профориентационной работе при проведении профессиональной диагностики.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ОПРОСНИК

 ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

(автор О.Л. Гончарова)

Инструкция: ответьте на следующие вопросы.

1. Какие предметы в школе ты изучаешь с большим интересом?

2. Какие предметы в школе тебе не совсем интересны?

3. Как ты относишься к профессиям, связанным с интеллектуальной деятельностью?

4. Как ты относишься к профессиям, связанным с математическими расчетами?

5. Как ты относишься к профессиям, связанным с обслуживанием,

общением с людьми?

6. Как ты относишься к профессиям, связанным с животными, природой?

7. Как ты относишься к профессиям, связанным со спортом?

8. Как ты относишься к профессиям, связанным с управленческой деятельностью?

9. Как ты относишься к профессиям, связанным с практическим трудом?

10. Как ты относишься к творческим профессиям?

11. После окончания школы ты хотел бы пойти учиться в колледж? Почему?

12. После окончания школы ты хотел бы пойти учиться в институт? Почему?

13. После окончания школы ты предпочел бы пойти учиться сначала в колледж, а потом в институт?

14. Кем тебя видят в будущем твои родители?
15. Кем бы ты хотел стать в будущем?

Спасибо за ответы!

Таким образом, профориентационная работа, проводимая со старшеклассниками общеобразовательных школ Москвы, дает возможность учащимся школ сделать осознанный выбор профессии, спроектировать дальнейшую траекторию обучения и быть успешными в профессиональной деятельности в будущем.

Список используемых источников:

1. Гончарова О.Л. Диагностический инструментарий педагога-психолога: практические материалы по психодиагностике подростков // Учебно-методическое пособие. – М.: PRONDO, 2015. – 160 с.

2. Гончарова О.Л. Работа классного руководителя с подростками и их родителями: методические материалы для классных руководителей // Учебно-методическое пособие. – М.: PRONDO, 2013. – 136 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.