12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Стратилат Карина853
Психолог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования
Россия, Приморский край, Владивосток

Чем нужно руководствоваться выпускнику при выборе будущей профессии?

В выборе профессии необходимо руководствоваться, прежде всего, тремя переменными: хочу, могу, надо. Разберем их подробнее.

Итак, хочу – это то, чем я хочу заниматься на будущей работе. Что же я могу хотеть делать на работе? Да много чего. Например, проводить переговоры, руководить людьми, вести отчетность, петь, танцевать, выступать перед большой аудиторией, писать научные статьи, учить детей, брать интервью у знаменитостей, резать масло, вести программу на телевиденье, добывать полезные ископаемые, продавать и т. д. С таким набором «хочу» можно запутаться. Для того чтобы как-то облегчить нам выбор будущей профессии по принципу: «Я хочу», были разработаны классификации профессий.

В психологии широко известны две таких классификации: Е.А. Климова и Дж. Холланда. Первую классификацию можно кратко представить в следующей картинке:

Согластно классификации Е.А. Климова, все профессии можно раздетить на 4 группы: предмет, орудия, цель и условия труда. По предмету (т.е. с чем/с кем человек работает каждый день) труда выделяют:

- человек - живая природа (агроном, биолог, ветеринар и т. д.);

- человек - техника и неживая природа (примеры: слесарь­ сборщик, техник ­ механик, автомеханик и т. д.);

- человек – человек (воспитатель, учитель, психолог, врач и т. д.);

- человек - знаковая система (математик, бухгалтер, программист и т. д)

- человек - художественный образ (художник, танцор, актер и т. д.).

По орудию труда (чем именно работник выполняет работу) Е.А. Климов выделяет:

- профессии ручного труда (контролер слесарных и станочных работ, художник-живописец и т. д.);

-профессии машинно-ручного труда (машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля и т. д.);

- профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (оператор станков с программным управлением и т. д.);

- профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (интеллект, речь, голос, тело) (акробат, балерина, психолог, учитель и т. д.).

По целям труда (т. е. на что направлен труд работника) выделяют:

- гностические профессии (деятельность предполагает узнавание, распознавание, контроль, классификацию, сортировку, проверку по заранее известным признакам);

- преобразующие профессии (активное изменение свойств и состояний предмета или человека);

- изыскательские профессии (изобретение чего - то нового. Профессии типа: ученый, дизайнер и т.д.);

Здесь не приводятся примеры конкретных профессий, поскольку во многих профессиях можно идти к различным целям. Взять, к примеру, профессию врача. Врач в каждодневной своей практике выполняет гностические цели, так как он на основании симптомов, дает направление на анализы и обследования с учетом их результатов ставит диагноз пациенту. Также можно сказать, что врач выполняет преобразующие цели, поскольку назначенное им лечение направленно на изменения состояния пациента (из больного делает его здоровым). Помимо сказанного врач может ставить перед собой изыскательские цели. Так он может проводить научные исследования того или иного заболевания или же разрабатывать новое лекарство от какой-нибудь болезни.

По критерию условий (в каких условиях выполняется работа) труда выделяют:

- работа в условиях микроклимата, близких к бытовым (лаборанты, бухгалтеры, менеджеры, банкиры и т. д.)

- работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (агроном, полицейский, фермер и т. д.);

- работа в необычных для человека условиях (водолаз, пожарный, космонавт и т. д.);

- работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей и большие материальные ценности (воспитатель, учитель, врач, политик и т.д.).

Как классификация Е.А. Климова может помочь в выборе профессии?

При помощи соотнесения своего «хочу» с типами конкретных профессией. Например, познавая себя, Вы понимаете, что Вам очень нравится работать с людьми, из этого следует, что Вам подходят профессии типа: человек-человек. Далее представим, что в профессиях типа человек-человек Вы хотите ставить и выполнять преобразующие цели, например, усовершенствовать детектор лжи (полиграф). После этого, думаем о том, какие средства труда Вы предпочли бы применять в ежедневной работе. Предположим – это машинно-ручной труд. Затем смотрим, в каких условиях Вы хотели бы работать. Допустим, Вас привлекает работа в научно-исследовательской лаборатории. В данном случае Вам подходит профессия психолог-полиграфолог. Следую этой логике, Вы можете подобрать профессию, которая будет нравиться Вам.

Выше сказано, что можно при помощи самопознания подобрать себе ту или иную профессию следуя классификации Е.А. Климова. Вы, конечно же, можете сами примерять на себя те или иные типы профессией и затем из выбранных типов вычленять одну профессию, которую захотите освоить, или же можете попросить помощи в этом нелегком деле близких и друзей и вместе с ними выбрать профессию, а можете прибегнуть к прохождению дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Е.А. Климова. При помощи этого опросника Вам будет проще понять какую работу (по предмету труда) Вы хотите выполнять.

Перейдем к классификации профессий Дж. Холланда. Данную классификацию вкратце можно представить в следующей схеме:

где: Р - реалистический тип, И – интеллектуальный, А – артистический, С – социальный, П – предприимчивый, К – конвенциональный.

Рассмотрим названные типы профессий подробней.

Люди, которые выбирают профессии реалистического типа, предпочитают работу: с чёткими задачами и результатами, требующую силы, ловкости, подвижности, навыки практической работы, приверженность традиции. Для них, как правило, свойственно: практичность мышления, рациональность, активность, развитые двигательные навыки, технические способности, отсутствие ориентации на общение. Профессиональная среда реалистического типа профессий: техника, сельское хозяйство, военное дело. Профессии: механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, садовод, автослесарь, шофер и т.д.

Люди, которые выбирают профессии интеллектуальный типа, предпочитают работу, направленную на решение сложных интеллектуальных и творческих задач, в которой преобладает информационный характер общения и теоретические ценности. Для них, как правило, свойственно: аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, интенсивная внутренняя жизнь, склонность к фантазиям, низкая физическая активность, хорошо развитое абстрактное мышление. Профессиональная среда интеллектуального типа – наука. Профессии: различные ученый (физик, астроном, биолог и т. д.), научный сотрудник, преподаватель.

Люди, которые выбирают профессии артистический типа, предпочитают решать проблемы, требующие художественного вкуса и воображения. Для них, как правило, свойственно: гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, развитое воображение и интуиция, стремление проявить себя и выделиться из толпы. Профессиональная среда артистического типа – изобразительное искусство, музыка, литература. Профессии: музыкант, художник, танцор, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т. д.

Люди, которые выбирают профессии социального типа, предпочитают профессии, связанные с общением и взаимодействием с людьми. Для них, обычно, свойственно: хорошо развитые коммуникативные способности, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, способность к эмпатии, гуманность, активность, доброта. Профессиональная среда социального типа: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Профессии: врач, педагог, социальный работник, учитель, воспитатель, оратор и т. д.

Люди, которые выбирают профессии предприимчивого типа, предпочитают управлять чем-либо или кем-либо и создавать свой бизнес. Для них свойственно: предприимчивость, готовность к риску, развитые организаторские способности, преобладание языковых способностей, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания. Профессиональная среда предприимчивого типа: решение неясных задач, управление, общение с представителями различных типов и в разнообразных ситуациях. Профессии: бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, дипломат, юрист, политик.

Люди, которые выбирают профессии конвенционального типа, предпочитают работу, связанную с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде: условных знаков, цифр, формул, текстов. Для них, как правило, свойственно: педантичность, способность к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, конформность (стремление быть как все), преобладание математических способностей. Профессиональная среда конвенционального типа: экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Профессии: бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий.

Как классификация Дж. Холланда может помочь в выборе профессии?

Практически также как и классификация Е.А. Климова. Иными словами Вы также можете примерять на себя самостоятельно или при помощи близких/друзей те или иные типы профессии и из этих типов затем выбирать одну профессию. Кроме того для облегчения этой задачи Вы можете воспользоваться опросником профессиональных предпочтений Дж. Холланда.

Для повышения вероятности успешного выбора профессии по критерию «Хочу» желательно примерять для себя профессиональные типы и из классификации Е.А. Климова и из Дж. Холланда. На первый взгляд названные классификации кажутся практически идентичными, но при более детальном рассмотрении можно заметить, что это не совсем так.

Теперь скажем несколько слов про фактор «Могу» в выборе профессии. К этому критерию относят соответствие личностных качеств и способностей человека с требованиями, предъявляемой той или иной профессией. Про личностные качества и способности немного говорилось выше при рассмотрении классификации Дж. Холланда. Там речь шла о том, что представителям различных типов профессий свойственны те или иные психологические особенности. Для того чтобы понять соответствуют ли Ваши личностные качества и способности той или иной профессии, нужно, прежде всего, знать свои психологические особенности.

Как же осознать свои личностные качества? Прежде всего, попытаться охарактеризовать себя различными прилагательными и написать несколько вариантов ответов (не меньше 5) на вопрос: кто я? Также можно попросить близких/друзей охарактеризовать Вас. Но при этом постарайтесь не принимать все внешние характеристики за истину. Все мы люди и все мы можем ошибаться, тем более в таком сложном вопросе как восприятие друг друга. Для более точного собственного психологического портрета личностных черт Вам лучше обратиться к психологу. У психолога есть большой набор методик, позволяющих произвести психодиагностику личностных особенностей. Конечно же, Вы могли бы и самостоятельно в интернете найти и пройти различные личностные тесты, но при этом высока вероятность того, что Вы, действуя методом проб и ошибок, потратите на это много времени и не получите желаемого результата (или же не поймете, что обозначают психологические термины в интерпретации к тесту). Однако, если хотите, то можете самостоятельно пройти Психометрический тест Сьзен Деллингер. Этот тест не сложный, но достаточно информативный и понятный.

Относительно способностей, то тут также можно наблюдать за тем, что у Вас получается лучше всего (например, рисовать, петь, выступать перед классом, решать примеры и т. д.) или же отпираться от того, что говорят значимые другие (допустим, учитель сказал, что у Вас талант в определенном виде спорта или же в научной деятельности). Кроме того Вы также может обратиться к психологу для психодиагностики способностей, а если хотите, то самостоятельно можете пройти опросник «Семь типов интеллекта». С его помощью Вы узнаете, какой из 7 типов интеллекта (лингвистический, логико-математический, пространственный, моторно-кинетический, музыкальный, внутриличностный и межличностный) у Вас больше всего выражен. Но за более детальным портретом Вам также нужно обратиться к психологу.

Итак, предположим, Вы узнали свои личностные особенности и способности и тут возникает вопрос о том, как соотнести получение знания с требованиями к конкретной профессии? Прежде всего, отнести рассматриваемую Вами профессию с определённым типом профессий по классификации Дж. Холланда, посмотреть какие психологические особенности свойственны представителям данного типа и соотнести их со своими.

Понятно, что помимо общих требований к типам профессий нужно учитывать и частные, относящиеся к конкретной профессии. Для этого нужно посмотреть требования, предъявляемые работодателями к потенциальным работникам – представителям тех или иных профессий, например, в интернете на Indeed, Avito, FarPost, HeadHunter, Superjob и т. д. и/или же посмотреть профессиограммы профессий в специальных книгах (например, Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы). Затем сопоставить свои личностные особенности и способности с предъявляемыми требованиями к определенной профессии.

Осталось сказать подробнее про фактор «надо» в выборе будущей профессии. «Надо» - востребованность профессии на рынке труда, ее «полезность» для отдельных групп людей и общества в целом. Для того, чтобы подобрать для себя востребованную профессию рекомендуется обратиться к Атласу новых профессией (http://atlas100.ru). В нем подробно прописаны профессии будущего.

Следует сказать, что все рассмотренные факторы (хочу, могу, надо) лежат в основе основных мотивов выбора профессии. В таблице 1 представлены различные мотивы выбора профессии.

Таблица 1

Мотив/Фактор

Внутренний/Внешний

+/-

Соответствующий Вашим особенностям характер работы (умственная – физическая; творческая – монотонная)

Внутренний

+

Благоприятные условия работы

(характеристика рабочего места, график)

Внешний

+ и -

Возможность профессионального роста, карьеры

Внутренний и внешней

+ и -

Соответствие Вашим задаткам

(способностям)

Внутренний

+

Достойный уровень зарплаты

Внешний

+ и -

Возможность получения различных льгот

Внешний

+и -

Возможность решать сложные, не стандартные задачи

Внутренний

+

Возможность самовыражаться, творчески подходить к решению задач

Внутренний

+

Престижность профессии

Внешний

+ и -

Востребованность профессии на рынке труда

Внешний

+

Нравится учитель

Внутренний

+ и -

Нравится предмет

Внутренний

+ и -

Стремление помогать людям

Внутренний

+

Просто нравится

Внутренний

+ и -

Близость/отдаленность учебного заведения

Внешний

-

Легкость поступления на бюджет

Внешний

+ и -

Семейная традиция

Внешний

+ и -

Вопреки всему и всем

Внутренний

- и +

Советы друзей/семьи

Внешний

+ и -

Наличие работы/наличие договоренности о будущей работе

Внешний

+ и -

Стремление решить свои личностные проблемы и понять других людей

Внутренний

+ и -

Жажда мести

Внутренний

-

Мой друг/друзья пойдут учиться на эту специальность

Внешний

+ и -

Перспектива получения хорошей стипендии

Внешний

+ и -

Выбор сложного пути для себя

Внутренний

+ и -

Выбор самого легкого пути для себя

Внешний

+ и -

Желание стать великим

Внутренний

+ и -

Другое

Внутренний или внешний

+ и/или -

Примечания. Внешние – мотивы, идущие из вне, внутренние – из самого человека. «+» - высока вероятность того, что данный мотив положительно повлияет на профессиональную успешность в выбранной профессии, «-» - высок риск отрицательных последствий при руководстве только этим мотивом в выборе профессии. Обозначение: «+» и «-» говорит о том, что руководство этим мотивом в выборе профессии может привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям.

Считается, что наибольшей успех в будущей профессиональной деятельности возможен, когда человек руководствуется преимущественно внутренними положительными мотивам, при этом не нужно забывать про такой внешний мотив как востребованность профессии. Так что, дорогие выпускники, помните, что нужно знать то, что Вы хотите, на что вы способны и соотнести это с требованиями активно развивающегося рынка труда и тогда Вы сможете сделать для себя правильный выбор профессии, который обеспечит Вам будущий профессиональный успех.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Волкова Галина Юрьевна, 07.04.17 в 09:57 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.