12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алла Савостикова223

ОД по ХЭР

Рисование с использованием нетрадиционной техники «граттаж» в подготовительной к школе группе

на тему «Я – древний художник»

Цель: создание индивидуального «наскального» рисунка по мотивам онежских петроглифов в технике «граттаж».

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования в технике «граттаж». 

2. Продолжать учить детей использовать графические средства выразительности: линию, штрих, пятно, контраст.

Развивающие:

Закреплять умение рисовать острым предметом путем процарапывания.

Развивать чувство композиции, в частности - фантазийной компоновки.

Формировать основы исследовательской деятельности через упражнения с художественными материалами.

Воспитательные:

Продолжать формировать трудовые навыки (аккуратность, чистоплотность, умение доводить работу до конца).

Воспитывать интерес к художественному творчеству карельского народа.



Оборудование: Ноутбук или переносная колонка для воспроизведения музыкального материала, почтовый ящик или коробка для посылки, письмо от выпускников, альбом с рисунками в технике «граттаж» (Примечание: перевязан как бандероль и опечатан: «Вскрыть после окончания экспедиции»), волшебное покрывало, ткань для роли «снежного одеяла».


Материалы для демонстрации: 10 фрагментов скалы (картонные коробки) с чёрно-белыми изображениями петроглифов восточного побережья Онежского озера, графические варианты фантазийных рисунков по мотивам петроглифов.

Материалы для работы: клеёнка или большие листы бумаги для защиты рабочих поверхностей, листы со специальным покрытием для процарапывания, деревянные палочки с одним заострённым концом, салфетки для очищения от «стружки», мини-мольберты или планшеты для закрепления бумаги.


Музыкальные отрывки:

Шум моря – для момента прибытия на берег Онежского озера, отрывок из произведения Д. Шостаковича «Весенний вальс» для импровизации «Солнечные лучики», «Шум моря и флейта» (музыка П.И. Чайковского на фоне шума моря)

Предварительная работа: знакомство с находками археологов на занятиях познавательного цикла, рассматривание фотографий и графических копий наскальных рисунков, просмотр и обсуждение видеофильмов, чтение отрывков из научно-фантастической повести А.Линевского «Листы каменной книги», рисование мотивов на соли и песке.


Ход занятия:

Вводная часть.

Сюрпризный момент «Посылка от неизвестного адресата».

С удивлением посылку находит в приёмной младший воспитатель и приглашает детей, уточняя «Чья это коробка?»

Дети читают надпись «Кому» и, убедившись, что почтовое отправление доставлено по верному адресу, заносят коробку в группу.

Внутри коробки находятся: письмо, скретч – листы, палочки для процарапывания, волшебное покрывало и запечатанный альбом с надписью: «Вскрыть после экспедиции».

Читаем письмо (по желанию привлекаем читающих детей)

Содержание письма:

Дорогие ребята из группы «Солнышко»!

Пишут Вам выпускники, ваши предшественники. Мы тоже когда-то были маленькими и ходили в эту группу.

Мы узнали, что Вы интересуетесь петроглифами и решили немного Вам помочь.

Добраться до чудесных скал непросто. (это, конечно, Вам уже известно).

В помощь отправляем волшебное покрывало, которое открывает портал на восточный берег Онежского озера.

Все свои находки и наблюдения зафиксируйте, пожалуйста, на специальной бумаге.

Сделать это Вы сможете, если узнаете, что такое «граттаж».

В случае затруднений обязательно обращайтесь ко взрослым помощникам.

Очень просим, запечатанный альбом вскрыть только после возвращения.

Желаем Вам удачи и новых интересных открытий!


Бывшие выпускники – нынешние четвероклассники.


Воспитатель организует ситуативную беседу, уточняя всё ли понятно в содержании письма.

Отвечает на вопросы детей.

Основная часть.

В. Итак, чтобы отправиться в экспедицию нам нужно разобраться, что такое «граттаж».

Слово иностранное, прибыло к нам из Франции.

Как вы думаете, что оно означает?

Может быть подскажет необычная бумага?


Занимаем места в учебной лаборатории.

Предлагаю рассмотреть листы и с помощью деревянной палочки справа, у края листа провести плавную линию сверху вниз.

- Продолжаем эксперимент. А теперь поставьте, пожалуйста, точку и превратить её в маленький круг.

Попробуйте, сделать короткие линии, расположите их рядом.

Все смогли выполнить задание?

Мы вспомнили главных помощников художника:

линию, пятно, штрих. А ещё на тёмной бумаге очень ярко проявились наши рисунки. Это явление называется контраст.

(В. выставляет на мини-мольбертах термины).

А что же означает слово «граттаж», кто-нибудь догадался?

(Ответы детей).



Справка.

Граттаж (от франц. Gratter — скрести, царапать) — это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или черной гуашью.

Другое название техники — воскография, иногда ее также называют царапкой (детский вариант «цап – царапка»). Рисунки, выполненные в технике граттаж, отличаются контрастом белых линий и черного фона, и похожи на гравюры. А если предварительно покрасить лист бумаги в различные цвета, то рисунок получится очень интересным и оригинальным.


В. Молодцы, с иностранным словом разобрались.

У меня есть ещё одно предложение.

В правом нижнем углу, как настоящие художники, подпишите, пожалуйста, свой лист для заметок.

Стружку, которая получается от процарапывания, аккуратно смахните бумажной салфеткой.


В. Кажется, мы готовы отправляться в путь.


Открываем волшебное покрывало.

(Попросить взрослых подержать за кончики, чтобы получился «вход в низкую пещеру»)


В. Уважаемые путешественники! Просьба сдать в багаж свои вещи, чтобы во время перемещения не получить травму!


(Дети проходят под покрывалом, наклоняясь, как в пещере с низкими сводами).


Звучит музыкальный отрывок «Шум моря»


Воспитатель обращает внимание детей на новые звуки.


- Что вы слышите? (Ответы детей)

Кажется, мы на месте.

Оглянитесь вокруг, здесь ещё лежит снег.


Проблемная ситуация.

Как быть, ведь под снегом нельзя рассмотреть рисунки на камнях?

(Ответы детей, подводим к тому, что весеннее солнце может нам помочь.)


Импровизация «Солнечные лучики»

Звучит отрывок из произведения Д. Шостаковича

«Весенний вальс».

Дети по желанию выполняют свободные танцевальные движения.

Можно предложить закрыть глаза.

В это время воспитатель или помощник, снимает «снежное одеяло».


Музыка становится тише и дети видят фрагменты скал с рисунками.


В. Ребята, посмотрите, мы смогли растопить снег и открыть рисунки на камнях.


Рассматриваем, делимся впечатлениями.


Практическая часть.

В случае, если возникает спор, кому какой фрагмент выбрать для рисунка, то «камень» переворачиваем и ищем букву на обратной стороне. А затем на листах для работы внимательно осматриваем изнаночную сторону, там заранее воспитателем пишется простым карандашом маленькая, мало заметная буковка. Если буквы совпали, то работаем с этим фрагментом.


Примечание: место для работы дети выбирают «на берегу» сами. Кто-то не пеньке, кто-то на травке и т.д.

В. Не спешите начинать работу, сначала подумайте, что вы хотите нарисовать. Рисунок будет крупным или мелким, где будет располагаться.


Самостоятельная работа детей.

Воспитатель при необходимости оказывает небольшую индивидуальную помощь.



Во время творческого задания звучит музыка П.И. Чайковского.


Подведение итогов.

Возвращаемся обратно через портал с помощью волшебного покрывала.

В. Какие вы, отважные путешественники. Проявили смелость, были внимательными и вернулись с необыкновенными заметками.


Выставка работ. Рассматриваем, любуемся результатами.

Если дети не вспомнили про запечатанный альбом, воспитатель напоминает.


В. А мы, кажется, что-то забыли сделать.

Вскрываем опечатанный альбом и сравниваем материалы экспедиций.







Источники:

https://rk.karelia.ru/special-projects/petroglifyi/petroglify-arheologiya/

https://www.youtube.com/watch?v=hNOGhQLxCkY&t=68s

https://bloknot-turista.ru/rossiya/kareliya/dostoprimechatelnosti-kareliya/petroglify.html

https://worldrockart.ru/risunki/petroglify-karelii/


5


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.