Сценарий коммуникативной игры для подростков «Я и другие».
Цель игры:
развитие навыков коммуникации, эмпатии и понимания эмоционального
состояния других людей.
Возраст участников: подростки 12–15 лет.
Количество участников: от 6 до 12 человек.
Время проведения: 1 час 30 минут.
Материалы:
плакат со схематичным изображением эмоций;
карточки с заданиями и бланки с названиями эмоций;
мяч или мягкая игрушка.
Ход игры:
Ритуал приветствия.
Участники встают в круг, кладут руки друг другу на плечи, приветливо
смотрят друг на друга и здороваются.
Разминка.
Игра «Назови соседа справа».
Каждый участник по очереди называет имя своего соседа справа.
Упражнение «Нос, пол, потолок».
Водящий входит и начинает задавать вопросы, например:
«Если бы этот человек был деревом (домом, картиной, погодой,
цветком, едой и т. п.), то каким?»
Участник, к которому обратились, отвечает, высказывая своё мнение.
Можно угадывать до трёх раз. Когда у водящего возникает ощущение, что он знает, кого загадали, он называет его.
Упражнение «Поиск противоположных предметов».
Ведущий называет какой-либо предмет, например «дом».
Участники должны назвать как можно больше других предметов,
противоположных данному.
При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и
систематизировать его противоположности (антиподы) по группам.
Например: «сарай» (противоположность по размеру и степени комфорта),
«поле» (открытое или закрытое пространство), «вокзал» (чужое или своё
помещение) и т. д.
Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп противоположных предметов и чётко аргументировал свои ответы.
Опрос по кругу.
Участники делятся своими впечатлениями и обсуждают, какое настроение у них было за последнюю неделю.
Упражнение «Узнавание эмоций».
Каждый участник по очереди задумывает эмоцию и показывает её с
помощью мимики. Остальные должны угадать эмоцию.
Упражнение «Мои эмоции».
Участники выбирают себе карточку с изображением какого-либо
эмоционального состояния и рассказывают, когда, в какой ситуации они
бывают такими («Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…», «Я огорчаюсь,
когда…» и т. д.).
Игра «Я могу, я умею».
Участники перебрасывают мяч друг другу и называют свои умения,
например: «Я умею петь», «Я умею бегать», «Я умею смеяться» и т. п.
Рефлексия.
Участники обмениваются своими переживаниями и впечатлениями о занятии
Ритуал прощания.
Участники встают в круг, кладут руки друг другу на плечи, приветливо
смотрят друг на друга и прощаются.