Методическая разработка мероприятия: М.Е. Салтыков – Щедрин «Я люблю Россию до боли сердечной…»

3
0
Материал опубликован 8 February 2022












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Я люблю Россию до боли сердечной…» М.Е. Салтыков – Щедрин









Разработала:

Кузнецова Ирина Юрьевна,

преподаватель русского языка и

литературы
























Новокузнецк, 2022



Методическая разработка внеклассного мероприятия «Я люблю Россию до боли сердечной…» М.Е. Салтыков – Щедрин: Мероприятие-Новокузнецк, 2021 г. – 20 с.



Методическая разработка предназначена для преподавателей и студентов, при изучении темы: «Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова – Щедрина». В ней рассматривается биография писателя, произведения М.Е. Салтыкова – Щедрина.




































СОДЕРЖАНИЕ




Стр.


ВВЕДЕНИЕ

3

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЯ

4

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

5


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14


СПИСОК ИСПОЛьзуемой литературы

15


ПРИЛОЖЕНИЕ

16




























ВВЕДЕНИЕ

В 2021 году 27 января исполнилось195 лет со дня рождения русского писателя-сатирика М.Е. Салтыкова – Щедрина. Писатель – сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России. Он писатель большого поэтического диапазона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С. Грибоедовым, Н.В. Гоголем. М.Е. Салтыков - Щедрин - создатель сюжетов и образов, в которых противоестественно соединяются чаяния автора и неприглядная будничность, народ и власть, суд и беззаконие.

Цель: развитие интереса к личности и творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Задачи:

образовательные:

расширить знания обучающихся о жизни и творчестве писателя;

способствовать закреплению ранее усвоенных знаний об анализе художественного произведения;

развивающие:

способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений писателя;

способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;

способствовать развитию эстетического вкуса, познавательного процесса, интеллектуальных способностей обучающихся;

воспитательные:

воспитывать духовно-нравственную культуру студентов;

пробудить любовь к художественному слову.







1 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЯ

Материалы из методической разработки могут быть использованы как для учебного занятия, так и при проведении внеклассного мероприятия. Данная методическая разработка предназначена для педагогических работников и студентов.

Место проведения мероприятия: библиотека колледжа. Данное мероприятие можно проводить и в аудитории. Рекомендовано проводить мероприятие для нескольких групп, не более 20 человек, так как предполагается групповая форма (обучающиеся делятся на команды).

Предварительная подготовка: студентам необходимо заранее прочитать сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Самотверженный заяц», «Коняга», «Премудрый пискарь» и «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Верный трезор» и др. Подготовить выразительное чтение отрывка из понравившейся сказки.

Оформление: портрет М.Е. Салтыкова – Щедрина, выставка его произведений, иллюстрации и рисунки к произведениям писателя, музыкальное сопровождение (классическая музыка), видео о жизни писателя. Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.















2 СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ


Ведущий. Сегодня 195 лет со дня рождения русского писателя-сатирика М.Е. Салтыкова – Щедрина. Он писатель большого поэтического диапазона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С. Грибоедовым, Н.В. Гоголем.

Писатель – сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.

Наследие Салтыкова – Щедрина мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остается в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

Вот и мы сегодня попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие этого удивительного писателя.

Ведущий. Давайте вспомним биографию писателя (просмотр видео или студенты зачитывают биографию М.Е. Салтыкова – Щедрина). Приложение 1. Ведущий. Кто из вас хочет побыть генералом? А помещи­ком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?

Ведущий приглашает для участия в конкурсе обучающихся и предлагает им, представив себя на месте героев сказок Салтыкова-Щедрина, ответить на вопросы от их лица.

Вопросы:

(Генерал — «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

- Однажды поутру вы проснулись и поняли, что вы нахо­дитесь не у себя дома, а на необитаемом острове. Общеизвест­но, что, заблудившись где-либо, например в лесу, прежде всего следует определить стороны света. Покажите нам сейчас, как вы умеете ориентироваться на местности: определите, где за­пад, где восток.

(«...Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое». Щед­ринские генералы «становились так и сяк... но... ничего не нашли..»).

(Мужик— «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

- Благодаря тебе, любезный, генералам удалось выжить на необитаемом острове. Твоими стараниями их превосходительства и в Петербург возвратились. А как тебя отблагодарили?

(«…Выставили ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужик!»)

(Помещик – «Дикий помещик»)

1. - Прежде всего, будьте так любезны представиться.

(Российский дворянин князь Урус-Кучум-Кильдибаев.)

-Каков ваш жизненный девиз? Откуда вы его почерпнули?

(«Старайся» — из газеты «Весть».)

2. - В своем саду вы мечтали выращивать груши, сливы, аб­рикосы, персики. А что же произрастало там на самом деле?

(Репейник.)

- А что, простите, вы «ростили» на своем лице?

(Шампиньоны).

Ведущий. У Чехова есть юмористический рассказ «Жизнь в вопросах и восклицаниях». Действительно, текст составляют исключительно вопросительные и восклицатель­ные предложения — затея оригинальная и остроумная! По­пробуйте и вы сочинить для газетных рубрик «Светская хро­ника», «Происшествия» небольшую заметку об одичавшем помещике или о таинственном исчезновении из департамен­та и чудесном спасении двух столичных генералов. Обяза­тельное условие: как и у Чехова, предложения, составляю текст заметки, должны быть только вопросительным и восклицательными.

Ведущий. А теперь попробуем перевоплотиться в героев сказок. Обучающие выбирают отрывок из сказки писателя и демонстрируют его. (Присутствие костюмов, атрибутов желательно).

Сценка из сказки «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» (сцена чтения газеты).

«Вчера, - читал взволнованным голосом один генерал, - у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначали себя как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и «шекснинская стерлядь золотая», и питомец лесов кавказских, - фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника…»

-Тьфу ты, господи! Да неужто ж, ваше превосходительство, не можете найти другого предмета? - воскликнул в отчаянии другого генерала и, взяв у товарища газету, прочел следующее:

«Из Тулы пишут: вчерашнего числа, по случаю поимки в реке Уне осетра (происшествие, которого не запоминает даже старожилы, тем более что в осетре был опознан частный пристав Б.)» …!»

Отрывок из сказки «Орел-меценат» Салтыкова-Щедрина:

«…Выслушал орел соколиный доклад о необходимости водворения наук и искусств и не сразу понял. Сидит себе да цыкает, да когтями играет, а глаза у него, словно точеные камешки, глянцем на солнце отливают. Никогда он ни одной газеты не видел, ин Бабой-Ягой, ни ведьмами не интересовался, а об соловье только одно слыхал: что эта птица - мелкая, не стоит из-за ее клюва марать.

-Ты, поди, не знаешь, что и Бонапарт-то умер? - спросил сокол

-Какой такой Бонапарт?

-То-то вот. А знать об этом не худо. Ужо гости приедут, разговаривать буду».

Ведущий. Вам необходимо отгадать название сказки. Студенты загадывают друг другу загадки, по которым они должны отгадать название сказки:

В этой сказке два Ивана поживали,

Щи на ужин поедали,

Бедный был и был Богатый,

Были рядом у них хаты.

Соседи»)

Он обычно серый, белый,

В этой сказке он умелый,

Мудрый в этой сказке он,

Что за зверь тут так умен?!

Здравомысленный заяц»)

Как они его искали,

Без него как жить - не знали,

Без него не есть не пить,

Как себя им прокормить?!

Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»)


Был отец и мать мудры,

Сам был мал, но всё ж удал,

Рыбы, раки даже блохи,

При желании обижали.

Премудрый пискарь»)


Ведущий. А теперь вам предлагается составить кроссворд. Обучающиеся по данным вопросам должны составить кроссворд.

Вопросы:

1. Кто прокормил двух генералов? (мужик)

2. Птица эта так горда, что в сказке "Меценат" названа? (орел)

3. О нем говорится: «Обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый…» (коняга)

4. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…», а какой же он был? (дикий)

5. В сказках Салтыкова-Щедрина бывал он самоотверженный и здравомысленный? (заяц)

6. Кто служил сторожем при лабазе московского 2-й гильдии купца Воротилова? (верный Трезор)

Ведущий зачитывает вопросы викторины.

Викторина

В каком году родился М.Е. Салтыков – Щедрин?

1826

1837

1841

1821

Ответ: 1

Назовите настоящую фамилию писателя?

Ответ: Салтыков (псевдоним: Николай Щедрин).

Где учился М.Е. Салтыков – Щедрин?

Ответ: Дворянский институт в Москве, Царскосельский
лицей.

После опубликования какого произведения Салтыков-Щедрин был арестован, а затем сослан в Вятку? (на 7 лет)

Ответ: С известным революционным деятелем Буташевичем – Петрашевским Салтыков познакомился еще в студенческие годы - оба они были выпускниками Царскосельского лицея. Михаил Петрашевский пригласил Салтыкова бывать на своих знаменитых "пятницах" – еженедельных собраниях, которые проходили в его доме. На этих "пятницах" Салтыков проникся либеральными идеями и под их влиянием создал повести "Запутанное дело" и "Противоречие", за которые его и сослали в Вятку.

Вице-губернатором каких городов был назначен Салтыков-Щедрин?

Ответ: Последующее десятилетие (1858 – 1868) Салтыков-Щедрин посвятил как плодотворной литературной деятельности, так и административной. За это время он сделал поэтапную карьеру, пребывая в качестве губернатора то в Рязани, то в Твери. Был он также председателем казённой палаты в различных городах России. Все свои усилия Салтыков-чиновник прикладывал к тому, чтобы пресечь любые попытки беззакония и бюрократизма, за что получил прозвище «вице-Робеспьер».

Где похоронен Салтыков-Щедрин?

Ответ: Скончался писатель 28 апреля 1889 года, а погребение его состоялось через несколько дней – 2    мая на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Как того и желал Салтыков-Щедрин, могила его расположена рядом с могилой И. С. Тургенева.

7. Назовите автора, чьи сказки имели один из подзаголовков: «Для детей от 7 до 70 лет».

1. А.С. Пушкин

2. М.Салтыков-Щедрин

3. Л.Толстой

4. К.Паустовский

Ответ: 2

8. Сколько написал сказок М. Е. Салтыков-Щедрин?

1. 23

2. 18

3. 32

4. 35

Ответ: 3

Можно вопросы по биографии заменить на игру «Да-Нет» (см. Приложение 2).

8. Из какой сказки Салтыкова-Щедрина:

1. «Служили (они) в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

2. «В некотором царстве, в некотором государстве жил был… жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот... глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».

3. «И вдруг он исчез. Что тут случилось! — Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, — свидетелей ему не было. Скорее всего — сам умер».

1. «Дикий помещик».

2. «Коняга».

3. «Как один мужик двух генералов прокормил».

4. «Премудрый пескарь».

Ответ:

1 — «Как один мужик двух генералов прокормил», 2 — «Дикий помещик», 3 — «Премудрый пескарь».

9. Главным «оружием» писателя является:

1. Реальное изображение действительности

2. Смех.

3. Яркое изображение характеров.

4. Революционность.

Ответ: 2

10. Перу М. Е. Салтыкова-Щедрина не принадлежит:

1. «Пошехонская старина».

2. «Господа Головлёвы».

3. «История одного города».

4. «Накануне».

Ответ: 4

Сколько лет прожил премудрый пискарь в одноименной сказке? (100 лет с лишком)

Почему осенью помещик холода не чувствовал? («Дикий помещик». Оброс волосами)

Основное занятие Коняги? (Тяжёлый труд. «Летом с утра до вечера землю работает; зимой, вплоть до ростепели, "произведения" возит»)

Чем питался Коняга, а чем его брат Пустопляс? (Коняга – соломой, а Пустопляс - овсом)

Почему пискарь боялся рака? (Боялся, что рак его клешнёй пополам перережет)

Что помещик, одичав, не успел приобрести? (Хвост)

Что случилось с пискарем в конце сказки? («И вдруг он исчез. Что тут случилось - щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб, или сам он своею смертью умер и всплыл на поверхность, - свидетелей этому делу не было»)

Где жил-был помещик? («В некотором царстве, в некотором государстве»)

Что читал Дикий помещик? (Газету «Весть»)

Закончите фразу. «Надо так прожить, чтобы тебя никто …» (… Не заметил)

"Слава тебе, господи!! ……" (… Жив! )

Сколько было ума у пискаря? (Ума палата)

Откуда взялись мужики в конце сказки «Дикий помещик»? («С неба: через губернский город летел строившийся рой мужиков»)

Кем себя видел во сне заяц? (Чиновником особых поручений при волке)



Вопросы с развёрнутым ответом:

Чему учит сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, например, сказка «Премудрый пескарь»?

Назовите основную мысль «Сказки о том, как один мужик двух генералов прокормил», что является подтверждением рабской покорности народа?


Дополнительное задание

Викторина «Кто из героев сказок Салтыкова-Щедрина…»

1. …думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают»?
(Генерал – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

2. … «весь с головы до ног оброс волосами», «а когти у него сделались, как железные. Сморкаться уже он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках»?
(Князь Урус-Кучум-Кильдибаев – сказка «Дикий помещик»).

3. … «жил дрожал и умирал дрожал»?
(Пескарь – «Премудрый пескарь»).

4. … сразу же после свадьбы побежал от молодой жены на съедение к волку, чтобы выручить брата жены?
(Герой сказки «Самоотверженный заяц»).

5. … «забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил»?
Топтыгин I – сказка «Медведь на воеводстве»).

6. … радовалась, что теперь у неё «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести – ничего такого не будет»?
(Вобла – сказка «Вяленая вобла»).

7. … заявлял: «Верю в беспрекословное преуспеяние, верю в гармонию и глубоко убеждён, что счастье – не праздная фантазия мечтательных умов, но рано или поздно сделается общим достоянием»?
(Карась – сказка «Карась – идеалист»).

8. … считал цепь, на которой он сидел, наградой за службу?
(Пёс Трезор – сказка «Верный Трезор»).

9. … считался в обществе дураком только потому, что любил книжки читать, совершал добровольные поступки и не делал подлостей?
(Герой сказки «Дурак»).

10. … действовал сначала «по возможности», потом по принципу «хоть куда-нибудь», а затем применительно к подлости?
(Герой сказки «Либерал»).

11. Кто из воевод роптал, что чин на него большой наложили, а какими злодействами его утвердить – не указали?
(Топтыгин III – сказка «Медведь на воеводстве»).

Подведение итогов. Награждение участников.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


М.Е. Салтыков-Щедрин был и остается крупнейшим мастером социальной сатиры в русской литературе. Его творчество направлено на обличение пороков общества. 

М.Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. «Сказки (для детей изрядного возраста)» - итог многолетних жизненных наблюдений Салтыкова- Щедрина, итог его творческого пути. Сказки Салтыкова-Щедрина прежде всего учат любви, взаимопомощи, а также другим добродетелям, и надолго остаются в памяти детей и взрослых. 

Данное мероприятие способствует лучшему усвоению, систематизации знаний, развитию у студентов эстетического восприятия и оценки явлений жизни, художественно воплощенных писателем. Материал, подобранный к мероприятию, доступен для восприятия обучающихся. При отборе материала учитывались возрастные и психологические особенности обучающихся, уровень их способностей и познавательная активность.  Такое мероприятие направлено на глубокое и осознанное усвоение знаний студентами, развитие их творческих способностей, культуры речи и гармоничное развитие личности в целом.















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Интернет источники


https://www.culture.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki/

https://ilibrary.ru/

https://uchi-lki.ru/

http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/saltykov-shchedrin-chitat

























ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Биография писателя Салтыкова-Щедрина М. Е.

    М. Е. Салтыков родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол (Тверская губерния). Семья была дворянской, со старинными корнями. И со стороны матери, и со стороны отца в роду присутствовали известные истории личности. Отношения Михаила с семьёй не сложились (он был шестым ребёнком). Атмосфера в ней царила тягостная и недружелюбная. Детство было омрачено тягостным впечатлением от жёсткого обращения родителей с крепостными и с собственными детьми.

    На первых порах Михаил учился дома, а образование получил в Московском дворянском институте, после которого отправился на учёбу в легендарный Царскосельский лицей. Период пребывания в заведении, где учился А. С. Пушкин, приобрёл для Салтыкова очень большое значение, поскольку там он почувствовал призыв к литературному творчеству. Одновременно с этим именно в лицее будущий писатель впервые столкнулся с «прелестями» русской бюрократии. Многие обобщённые образы, возникшие позже в прозе Салтыкова-Щедрина («помпадуры», «военачальники», «ташкентцы») – родились от лицейских впечатлений.

   В 1844 году Салтыков начинает службу в Петербурге. Свои силы молодой чиновник отдаёт не только своим рабочим обязанностям, но и Петрашевскому кружку, который он активно посещает. Участники кружка следовали идеям утопического социализма, а на своих заседаниях беспрерывно спорили о том, как лучше переустроить Россию. Салтыков не был согласен с мнением большинства петрашевцев, что произвести коренные перемены в стране можно лишь посредством воспитательных средств, как на том настаивали участники кружка. Он полагал, что нужные более действенные меры.

    В 1848 году была опубликована его повесть «Заступное дело». За это произведение автор был арестован и отправлен в ссылку в Вятку – по высочайшему распоряжению. Причиной столь суровой реакции были найденные в «Заступном деле» опасные идеи, которые уже нанесли немалый вред Западной Европе. Не понравилось властям и аллегория, при помощи которой писатель изобразил Россию.

    Ссылка продолжалась с 1848 по 1856 год. Литературная деятельность оказалась для него под запретом. Но так как Салтыков продолжал службу в качестве чиновника особых поручений, то материала для изучения всех глубин русской жизни у него было предостаточно. Из ссылки писатель вернулся в 1856 году и за год создаёт целый цикл произведений, получивших название «Губернские очерки».

    Последующее десятилетие (1858 – 1868) Салтыков-Щедрин посвятил как плодотворной литературной деятельности, так и административной. За это время он сделал поэтапную карьеру, пребывая в качестве губернатора то в Рязани, то в Твери. Был он также председателем казённой палаты в различных городах России. Все свои усилия Салтыков-чиновник прикладывал к тому, чтобы пресечь любые попытки беззакония и бюрократизма, за что получил прозвище «вице-Робеспьер». Подобную оценку можно назвать наилучшей характеристикой той деятельности, которую проводил Салтыков на своём посту. В 1868 году он получил чин генерала и отправился на покой. В отставке он уже полностью посвятил себя литературному труду.

    Его писательская деятельность делится на несколько периодов. Начало – несколько повестей, в том числе, и злополучное «Запутанное дело». Следующий период – 50 – 60-е годы, определяющим для которого стал цикл «Губернские очерки», а также роман-сатира «История одного города», в котором едкое повествование о вымышленном городе Глупове явилось отражением ситуации России 1860-х годов. Ещё один важный этап – роман «Господа Головлёвы» (1875 – 1880), где его сатира выходит на новый уровень.

   В 1883 – 1886 годах создаются знаменитые «щедринские сказки», которые можно назвать действительно выдающимся достижением. Здесь фирменная сатира писателя, его язык и художественные приёмы переплелись с фольклорным материалом. Используя эзопов язык, Салтыков-Щедрин сумел сказать своё слово протеста даже в условиях жёсткой цензуры. В 1887 году писатель создаёт роман «Пошехонская старина».

   Кроме литературного и чиновничьего труда в жизни Салтыкова-Щедрина существовало и другое важное дело – редакторская деятельность в журнале «Отечественные записки». Эстафету он принял у его предыдущего редактора – Н. А. Некрасова. Пока же Некрасов был жив, оставался в числе ведущих сотрудников издания. В «Отечественных записках» были опубликованы такие произведения Салтыкова-Щедрина, которые не появились ни в одном другом журнале.

   Усиленный труд в разных областях был основой жизни Михаила Евграфовича. В личной жизни он был несчастен. Свою будущую жену Елизавету Болтину он полюбил, когда той было всего двенадцать лет. Он дождался подходящего возраста Елизаветы и вступил с ней в брак, но союз не сложился. Через какое-то время Елизавета Аполлоновна разочаровалась в муже и перестала соблюдать супружескую верность и приличия. Дело зашло настолько далеко, что Салтыков-Щедрин не был уверен в том, что их дети – сын и дочь – его дети. По крайней мере, только сына писатель по каким-то своим причинам признавал своим.

   Душевные муки добавляли и другие неприятности: плохое здоровье, переживания по поводу постепенно исчезающей связи с читателями. Скончался писатель 28 апреля 1889 года, а погребение его состоялось через несколько дней – 2    мая на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Как того и желал Салтыков-Щедрин, могила его расположена рядом с могилой И. С. Тургенева.




Приложение 2

Игра «Да-нет»

Провинциальная жизнь в Вятке Салтыков описал в романе «Губернские очерки»? (Да)

Салтыков родился в семье врача? (Нет, помещик - крепостник)

Салтыков - Щедрин был сослан в Вятку на пятнадцать лет? (Да)

Щедрин – это псевдоним? (Да)

После окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства? (Да)

Никогда не выезжал за границу? (Нет)

Родовое именье называлось Спас – Вершина? (Нет, Спас-Угол)

Салтыков - Щедрин будучи чиновник губернского правления Вятке не брал взяток? (Да)

После Вятской ссылки по возвращении в Петербург писатель занимался разведением коней? (Нет)

Мать писателя помещицей, жестоко мучившей не только своих крестьян, но и домочадцев? (Да)

Щедрин был мастером Ахиллесова языка? (Нет, Эзопов язык)

Смог вернуться из Вятки в Петербург только после смерти Николая I (Да)

В чиновничьих кругах Салтыков - Щедрин получил прозвище «Вице Наполеон»? (Нет, «вице-Робеспьер»)

Первые три сказки писателя появились на страницах журнала «Современник»? (Нет, «Отечественные записки»)


20


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.