Программа по краеведению «Знаю и люблю свой край» для учащихся 5–9 классов
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Лениногорская школа №14 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Программа по краеведению
«Знаю и люблю свой край»
для учащихся 5-9 классов
Автор-составитель: учитель высшей категории Салихова Г.Т.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа по курсу краеведения «Знаю и люблю свой край» направлена на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности школьников. Программа ориентирована на учащихся коррекционной школы с ограниченными возможностями здоровья, что особенно ценно.
Предлагаемый материал о культурном наследии, истории и экологических проблемах родного края отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей школьников с ограниченными возможностями здоровья. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам в старшем звене, расширяется и обогащается представление об окружающем мире, который находится вне поля их чувственного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, коррекции их мышления. Обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе занятий, экскурсий, во время наблюдений в природе, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации картин.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке, на предметных занятиях – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, восприятие, речь.
Знакомство с литературой ставит задачу формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к родному краю, на основе доступных для их понимания произведений детской литературы местных писателей.
Цель: приобщение детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья к познанию истории, культуры, природы родного края, через различные образовательные технологии.
Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории г. Лениногорска, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона; |
углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов; |
формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края. |
осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях г. Лениногорска; |
развитие интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компетентностей; |
Задачи программы:
Формы занятий
Занятия по курсу краеведения являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:
- беседы;
- учебные спектакли, сценки;
- праздники, ярмарки;
- экологические сказки;
- народные, подвижные и интеллектуальные игры;
- ролевые игры;
- работа с наглядными пособиями;
- работа с объектами живой и неживой природы;
- экскурсии;
- тестирование;
Занятия чередуются с посещением городского Краеведческого музея, музея – Нефти, школьного музея МБОУ СОШ № 4, музея ДДТ, экскурсиями в лесопарке, различных природных комплексах, на учебной экологической тропе.
Важную роль играют занятия, организованные с посещением библиотек.
На занятиях проводится демонстрация таблиц, фотографий, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал и информационно-коммуникативные технологии.
Режим занятий
1-й год реализации программы рассчитан на 70 учебных часов: из них теоретические занятия - 30 час; практические занятия - 40 часов.
2-й год реализации программы - 70 учебных часов: теоретических- 26 часов, практических - 44 часа. Занятия по курсу краеведения могут проводиться 1 раз в неделю по 2 часа (экскурсии) или 2 раза в неделю по 1 часу.
Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.
Участники программы: учащиеся 5 - 9 классов, учителя начальной школы, педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования, работники библиотек, Краеведческого и школьного музеев.
Связи, устанавливаемые для реализации программы
Внутренние: педагоги начального и среднего звена, учитель истории, школьный библиотекарь.
Внешние: Детская библиотека, городская библиотека, городской Краеведческий музей, музей – нефти, музей ДДТ, школьный музей МБОУ СОШ №4 г. Лениногорска.
Направления реализации программы
1. Экологическое краеведение
2. Литературное краеведение
3. Историческое краеведение
Условия реализации программы
Программа будет успешно реализована, если:
- будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
- будут учитываться возрастные и личностные особенности учащихся;
- будет использоваться разнообразный дидактический материал.
Формы контроля промежуточных результатов реализации программы
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
- тестирование;
- творческие задания;
- викторины;
- конкурсы;
- интеллектуальные игры;
- выставки творческих работ учащихся.
Возможные критерии результативности
1. Активность учащихся во внеурочное время.
2.Вовлеченность учащихся в систему дополнительного образования.
3.Положительная тенденция роста участников школьных выставок, викторин.
4. Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
Показатели результативности
1. Активное участие во внеклассной работе.
2.Активное участие школьников в играх и конкурсах.
3. Рост числа учащихся, занимающихся в группе по курсу краеведения.
4.Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
5. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.
Программа построена на принципах:
- коррекционно-развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать;
- дифференцированного и индивидуального обучения;
- действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;
- свободы, сотрудничества, партнерства учащихся и классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, работников библиотек, Краеведческого музея. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят возможность школьнику утвердиться в поиске новых идей и новых знаний.
Представленная программа по курсу краеведения «Знаю и люблю свой край» рассчитана на применение в специальной (коррекционной) школе VIII вида при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности. Программа ориентирована на учащихся 5-9 классов. Продолжительность занятий отвечает гигиеническим требованиям для данного возраста детей – 40 минут, при проведении дальних экскурсий возможно объединение часов.
Программа рассчитана для педагогов начальных классов. Срок действия программы 2016- 2018 гг.
Таким образом, благодаря реализации данной программы, осуществляется максимальное использование потенциальных возможностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что в дальнейшем послужит базой для его социальной адаптации.
Тематический план программы
1-й год реализации
Направление |
Содержание |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||
Экологическое направление |
|
|
|
|
Раздел 1 |
||
Вводное занятие. Растительный мир родного края |
1 |
- |
|
---- (Экологическая сказка) Экскурсия, «Какие и где растут деревья, кустарники, травы?» (виды растений, места расположений) |
1 |
2 |
|
Осенние краски природы (смена окраски листьев, листопад). Сбор и создание гербариев |
1 |
2 |
|
Редкие и исчезающие растения РТ, занесенные в Красную книгу. |
1 |
- |
|
Зеленый мир вокруг нас (викторина) |
|
1 |
|
Осенний бал (праздник) |
|
1 |
|
Раздел 2 |
|||
Мир насекомых. Работа с коллекцией насекомых. |
2 |
1 |
|
Охрана полезных насекомых, борьба с вредителями |
1 |
|
|
Викторина-игра «спор насекомых» «Кто важнее?» |
|
1 |
|
Раздел 3 |
|||
Рыбы, обитающие в реках нашего края. |
1 |
|
|
Речные хозяйства области. Охрана рыбных богатств |
1 |
|
|
Игра-викторина с применением инсценировки «Золотая рыбка» |
|
1 |
|
Раздел 4 |
|||
Обитатели воздушного пространства родного края |
2 |
|
|
Экскурсия в Краеведческий музей |
|
2 |
|
Охрана птиц. Сооружение и установка кормушек для птиц. |
1 |
2 |
|
Интеллектуальная игра «Птичий час» |
|
1 |
|
Раздел 5 |
|||
Животный мир родного края (общие понятия) |
2 |
|
|
Дикие и домашние животные. Составление портрета животного |
1 |
1 |
|
Праздник домашнего животного |
|
1 |
|
Звери, обитающие на территории Коми края. |
2 |
|
|
Экскурсия в краеведческий музей «Ребятам о зверятах» |
|
2 |
|
Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека |
1 |
|
|
Животные, занесенные в Красную книгу. |
1 |
|
|
Игра «Что? Где? Когда?» |
|
1 |
|
Раздел 6 |
|||
Охрана природы родного края. Охраняемые территории |
1 |
|
|
|
Час информации в школьной библиотеке «Заповедные места, заказники Лениногорского района». |
1 |
|
Библиотечный урок с фотовыставкой «Природа нашего края» |
1 |
|
|
Экскурсия в краеведческий музей «Памятники природы и охраняемые территории Коми края» |
|
2 |
|
Праздник «Люблю тебя, мой край суровый, северный!» |
|
2 |
|
Литературное краеведение |
|
|
|
|
Обзор « Коми писатели детям» |
1 |
|
Творчество П.Образцова
Творчество С.Попова |
|
1
1 |
|
Литературный час по творчеству С.Журавлева |
1 |
|
|
Фольклорный утренник. |
|
1 |
|
Историческое краеведение (Все занятия проходят в школьном музее, носят теоретическо-практический характер) |
|
|
|
|
История города Лениногорска |
2 |
2 |
Нефтяной край. |
1 |
1 |
|
Шахты |
1 |
1 |
|
Жители города и края |
1 |
1 |
|
История Коми края |
1 |
2 |
|
Коми подвижные игры |
|
2 |
|
Итоговая игра по станциям |
|
1 |
|
Итоговый праздник «Мы знаем и любим свой край» |
|
2 |
|
Всего |
|
30 |
38 |
Тематический план программы
2-й год реализации
Направление |
Содержание |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||
Экологическое направление |
|
|
|
|
Жизненные силы (воздух, земля, вода) |
1 |
|
Климат. Загрязнение атмосферы. |
1 |
1 |
|
Стихийные природные явления |
1 |
1 |
|
Природные зоны Коми края |
1 |
1 |
|
Природные ресурсы Коми края |
1 |
1 |
|
Лес, тундра, лесотундра родного края. Загрязнение почвы. Акция «Озеленим школьный двор» |
2 |
2 |
|
Реки Коми края. Река Воркута |
2 |
1 |
|
Экскурсия на реку Воркуту. |
|
2 |
|
Экологическая фотовыставка «Наш край в опасности» |
|
2 |
|
Техногенные аварии. |
1 |
|
|
«Что можешь сделать ты?» Решение проблем экологии |
1 |
2 |
|
Сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды города, края. |
2 |
3 |
|
Изготовление поделок из бросового материала |
|
2 |
|
Литературное краеведение |
|
|
|
|
Сказки коми народа |
|
3 |
Литературный час по творчеству Е.Рочева |
|
1 |
|
Час поэзии по творчеству коми писателей (С.Журавлев, С.Попов, В.Степанов) |
|
3 |
|
Цикл краеведческих часов в библиотеке о старинных местных обычаях, традициях, жилище, еде, одежде коми народа |
|
6 |
|
Историческое краеведение (все занятия проходят в школьном музее) |
|
|
|
|
Город Лениногорск: вчера и сегодня. |
2 |
1 |
Лениногорск - любимый город. (фотовыставка, презентация) |
|
2 |
|
Памятники архитектуры города и поселков. |
2 |
1 |
|
Экскурсия в церковь Рождества Пресвятой Богородицы |
|
2 |
|
Народные промыслы нашего края. |
2 |
2 |
|
Традиционная культура народа коми |
2 |
1 |
|
Цикл бесед: «Герои земляки» |
5 |
|
|
|
Итоговый праздник «Мы знаем и любим свой край» |
|
2 |
Всего |
|
26 |
42 |