12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Салихова Гульгина Тагировна35

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 «Лениногорская школа №14 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Программа по краеведению

«Знаю и люблю свой край»

для учащихся 5-9 классов

 

Автор-составитель: учитель высшей категории Салихова  Г.Т.

 

Пояснительная записка

Предлагаемая программа по курсу краеведения «Знаю и люблю свой край» направлена на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности школьников. Программа ориентирована на учащихся коррекционной школы с ограниченными возможностями здоровья, что особенно ценно.

Предлагаемый материал о  культурном наследии, истории  и экологических проблемах родного края отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей  школьников с ограниченными возможностями здоровья.       Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию  школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам в старшем звене, расширяется и обогащается представление об окружающем мире, который находится вне поля их чувственного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, коррекции их мышления. Обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе занятий, экскурсий, во время наблюдений в природе, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации картин.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке, на предметных занятиях – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, восприятие, речь.

Знакомство с литературой ставит задачу формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к родному краю, на основе доступных для их понимания произведений детской литературы  местных  писателей.

Цель: приобщение детей  школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья  к познанию истории, культуры, природы родного края, через различные образовательные технологии.

Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории г. Лениногорска, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;

углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов;

формирование положительной мотивации в общественно-полезной    деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях  г. Лениногорска;

развитие интеллектуальных  умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компетентностей;

 

Задачи программы:

Формы занятий

Занятия по курсу краеведения являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:

  • беседы;
  • учебные спектакли, сценки;
  • праздники, ярмарки;
  • экологические сказки;
  • народные, подвижные и интеллектуальные игры;
  • ролевые игры;
  • работа с наглядными пособиями;
  • работа с объектами живой и неживой природы;
  • экскурсии;
  • тестирование;

Занятия  чередуются с посещением городского  Краеведческого музея, музея – Нефти, школьного музея  МБОУ СОШ № 4, музея ДДТ,  экскурсиями в лесопарке, различных природных комплексах,  на учебной экологической тропе.

Важную роль играют занятия, организованные  с посещением библиотек.

 На занятиях проводится демонстрация таблиц, фотографий, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал и информационно-коммуникативные технологии.

Режим занятий

1-й год реализации программы рассчитан на 70 учебных часов: из них теоретические занятия - 30 час; практические занятия - 40 часов.

2-й год реализации программы  - 70  учебных часов: теоретических- 26 часов, практических -  44 часа. Занятия по курсу краеведения могут проводиться 1 раз в неделю по 2 часа (экскурсии) или 2 раза в неделю по 1 часу.

           

Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.

Участники программы: учащиеся 5 - 9 классов, учителя начальной школы, педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования, работники библиотек, Краеведческого и школьного музеев.

 

Связи, устанавливаемые для реализации программы

Внутренние: педагоги начального и среднего звена,  учитель истории, школьный библиотекарь.

Внешние: Детская библиотека,  городская библиотека, городской Краеведческий музей, музей – нефти, музей ДДТ, школьный музей МБОУ СОШ №4 г. Лениногорска.  

 

Направления реализации программы

1. Экологическое краеведение

2. Литературное краеведение

3. Историческое краеведение

                               

Условия реализации программы

Программа будет успешно реализована, если:

  • будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
  • будут учитываться возрастные и личностные особенности учащихся;
  • будет использоваться разнообразный дидактический материал.

 

Формы контроля промежуточных результатов реализации программы

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

  • тестирование;
  • творческие задания;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • интеллектуальные игры;
  • выставки творческих работ учащихся.

Возможные критерии результативности

1. Активность учащихся во внеурочное время.

2.Вовлеченность учащихся в систему дополнительного образования.

3.Положительная тенденция роста участников школьных выставок, викторин.

4. Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

 

Показатели результативности

1. Активное участие во внеклассной работе.

2.Активное участие школьников в  играх и конкурсах.

3. Рост числа учащихся, занимающихся в группе по курсу краеведения.

4.Высокий уровень удовлетворенности  родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

5. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.

 

Программа построена на принципах:

  • коррекционно-развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать;
  • дифференцированного и индивидуального обучения;
  • действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;
  • свободы, сотрудничества, партнерства учащихся и классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, работников библиотек, Краеведческого музея. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят возможность школьнику утвердиться в поиске новых идей и новых знаний.

 

Представленная программа по курсу краеведения «Знаю и люблю свой край» рассчитана на применение в специальной (коррекционной) школе VIII вида при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности. Программа ориентирована на учащихся 5-9 классов. Продолжительность занятий отвечает гигиеническим требованиям для данного возраста детей – 40 минут, при проведении дальних экскурсий возможно объединение часов.

Программа рассчитана для педагогов начальных классов. Срок действия программы 2016- 2018 гг.

Таким образом, благодаря реализации данной программы, осуществляется максимальное использование потенциальных возможностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что в дальнейшем послужит базой для его социальной адаптации.

 

Тематический план программы

1-й год реализации

Направление

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Экологическое направление

 

 

 

Раздел 1

Вводное занятие. Растительный мир родного края

1

-

 ---- (Экологическая сказка)

Экскурсия, «Какие и где растут деревья, кустарники, травы?» (виды растений, места расположений)

1

 

 

2

Осенние краски природы (смена окраски листьев, листопад).

Сбор и создание гербариев

1

 

 

2

Редкие и исчезающие растения РТ, занесенные в Красную книгу.

1

-

Зеленый мир вокруг нас (викторина)

 

1

Осенний бал (праздник)

 

1

Раздел 2

Мир насекомых.

Работа с  коллекцией насекомых.

2

 

1

Охрана полезных насекомых, борьба с вредителями

1

 

Викторина-игра «спор насекомых» «Кто важнее?»

 

1

Раздел 3

Рыбы, обитающие в реках нашего края.

1

 

Речные хозяйства области. Охрана рыбных богатств

1

 

Игра-викторина с применением инсценировки «Золотая рыбка»

 

 

1                  

Раздел 4

Обитатели воздушного пространства родного края

2

 

Экскурсия в Краеведческий музей

 

2

Охрана птиц.

Сооружение и установка кормушек для птиц.

1

 

2

Интеллектуальная игра «Птичий час»

 

1

Раздел 5

Животный мир родного края (общие понятия)

2

 

Дикие и домашние животные.

Составление портрета животного

1

 

1

Праздник домашнего животного

 

1

Звери, обитающие на территории Коми края.

2

 

Экскурсия в краеведческий музей «Ребятам о зверятах»

 

 

2

Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека

1

 

Животные, занесенные в Красную книгу.

1

 

Игра «Что? Где? Когда?»

 

1

Раздел 6

Охрана природы родного края. Охраняемые территории

1

 

 

Час информации в школьной библиотеке «Заповедные места, заказники  Лениногорского района».

1

 

 Библиотечный урок с  фотовыставкой «Природа нашего края»

1

 

Экскурсия в краеведческий музей  «Памятники природы и охраняемые территории Коми края»

 

2

Праздник «Люблю тебя, мой край суровый, северный!»

 

2

Литературное краеведение

 

 

 

Обзор « Коми писатели детям»

1

 

Творчество П.Образцова

 

Творчество С.Попова

 

 

 

 

 

      1

 

1

Литературный час по творчеству  С.Журавлева

1

 

Фольклорный утренник.

 

1

Историческое краеведение (Все занятия проходят в школьном музее, носят теоретическо-практический характер)

 

 

 

История города Лениногорска

2

2

Нефтяной край.

1

1

Шахты

1

1

Жители города и края

1

1

История Коми края

1

2

Коми подвижные игры

 

2

Итоговая игра по станциям

 

1

Итоговый праздник «Мы знаем и любим свой край»

 

2

Всего

 

30

38

 

Тематический план программы

2-й год реализации

Направление

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Экологическое направление

 

 

 

 Жизненные силы  (воздух, земля, вода)

1

 

Климат. Загрязнение атмосферы.

1

1

Стихийные природные явления

1

1

Природные зоны Коми края

1

1

Природные ресурсы Коми края

1

1

Лес, тундра, лесотундра родного края. Загрязнение почвы. Акция «Озеленим школьный двор»

2

2

Реки Коми края. Река Воркута

2

1

Экскурсия на реку Воркуту.

 

2

Экологическая фотовыставка «Наш край в опасности»

 

2

Техногенные аварии.

1

 

«Что можешь сделать ты?» Решение проблем экологии

1

2

Сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды города, края.

2

3

Изготовление поделок из бросового материала

 

2

Литературное краеведение

 

 

 

Сказки коми народа

 

3

Литературный час по творчеству Е.Рочева

 

1

Час поэзии по творчеству коми писателей (С.Журавлев, С.Попов, В.Степанов)

 

3

Цикл краеведческих часов в  библиотеке о старинных местных обычаях, традициях, жилище, еде, одежде коми народа

 

6

Историческое краеведение (все занятия проходят в школьном музее)

 

 

 

Город Лениногорск: вчера и сегодня.

2

1

Лениногорск - любимый город. (фотовыставка, презентация)

 

2

Памятники архитектуры города и поселков.

2

1

 Экскурсия в церковь Рождества Пресвятой Богородицы

 

2

Народные промыслы нашего края.

2

2

Традиционная культура народа коми

2

1

Цикл бесед: «Герои земляки»

5

 

 

Итоговый праздник «Мы знаем и любим свой край»

 

2

Всего

 

26

42

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.