12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Крапивина Вера Сергеевна29

ЯЗЫК  МОЙ – ДРУГ МОЙ

                                                                                                                                       Цель:  формирование взгляда на историю письменности как на нравственный ориентир, повышение общей культуры речи.

Задачи:

     познакомить с историей письменности;

     развивать нравственные качества личности;

     воспитывать культуру общения.

План мероприятия:

1.                История письменности, создание алфавита.

2.                Конкурс «Знатоки истории письменности».    

3.                А что такое слово?

4.                Конкурс «Замени в  пословице слово».    

5.                А как вы говорите? Какие слова вы используете в разговоре с друзьями?

Ход мероприятия

1. История письменности, создание алфавита.

Библиотекарь:    С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека непрерывно связана с речью. Ребенок еще не научился, как следует говорить, а его слух уже ловит мамины слова, песенки, сказки. А песенки, сказки – это язык, это речь. Мы вырастаем, идем в школу, учимся дальше или работаем  - в море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы узнаем,  как жили и что думали наши предки. Через слова мы имеем возможность обратиться к будущим поколениям. Слово – это инструмент, при помощи которого мы общаемся, а его отражение на бумаги – это письменность. 

Читает  ученик:  В монастырской келье узкой, в четырех глухих стенах

                 О земле о древнерусской быль записывал монах.

       Он писал зимой и летом, озаренный тусклым светом.

                 Он писал из года в год, про великий наш народ.

Библиотекарь.     И поведал тот монах о святой Руси, о далеких временах  нам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы красны девицы. А у них были добры матушки, мудры батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить. Умели и холсты ткать, узорами вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл и Мефодий. Захотели они   написать книги, понятные  славянам, и придумали славянскую азбуку. Это произошло в 863 году (20 столетий назад).

Показать  слайды:   Кирилла и Мефодия. Первые буквы кириллицы, азбуки. Первую азбуку.

И придумали Кирилл и Мефодий буквицы, а из них составили азбуку. В честь первоучителя называют ее теперь кириллицей. Каждая буква в древнеславянской азбуке была особенной, она имела имя.  Например,  буква  Д – «Добро», З – «Земля», Л – «Люди». Это те слова, которые люди не должны забывать.  А начинался алфавит с буквы «Аз», затем шли «Буки»,  «Веди»,  «Глаголь».

В народе так и говорили:  «Аз да буки, а потом науки».  И сейчас можно услышать выражение: «начинать с азов». 

- Как вы понимаете это выражение?

Читает  ученик: Так восславим буквы эти!

                                      Пусть они приходят к детям.

                                      И пусть будет знаменит

                                      Наш славянский алфавит!

В 1992 году в Москве на Славянской площади Кириллу и Мефодию был открыт памятник. У подножия памятника установлена неугасимая лампада – знак вечной памяти.

Читает  ученик: По широкой Руси – нашей матушке –

                                     Колокольный звон разливается.

                            Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

                                     За труды свои прославляются.

2. Конкурс «Знатоки истории письменности»

Библиотекарь.  Для письма наши предки использовали различные материалы и орудия письма. Давайте, вместе с вами вспомним  историю письменности и ответим на вопросы викторины.

3. А что такое слово?

Библиотекарь.            Задумывались ли вы, ребята, над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку. В нашей многонациональной стране говорят более чем на 130 языках,  государственным языком является русский язык. Все народы нашей   страны говорят на своем родном языке и на русском языке. Язык – это история народа. Язык – это путь народа, страны с древних времен до наших дней, язык - это культура народа.

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен. Он настолько точен по содержанию, что одним словом можно дать характеристику любому человеку. И мы сейчас с вами в этом убедимся. Я буду зачитывать начало выражения, а вы, ребята, закончите его нужным словом.

         «Добавь недостающее слово»

         - Голоден как …         (волк)

         - Труслив как ...         (заяц)

         - Колючий как …(еж)

         - Надут как …   (индюк)

         - Болтлив как …(сорока)

         - Хитер как …   (лиса)

         - Здоров как …  (бык)

         - Изворотлив как …(уж)

         - Нем как …       (рыба)

         - Упрям как …  (осел)          

 -  Нет ничего такого в жизни, что нельзя было передать русским словом. Например, звучание музыки, цвет красок, игру света, шум садов, громыхание   грозы, шепот морского прибоя. На великом русском языке писали А.Пушкин, Л.Толстой, М.Лермонтов, М.Горький, К.Симонов, А.Барто, К.Чуковский С,Михалков, С.Маршак.

Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животному - немота». А что такое слово?

         Читает  ученик: Много слов на земле. Есть дневные слова –

                                      В них весеннего неба сквозит синева.

                                      Есть ночные слова, о которых мы днем

                                      Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

                                      Есть слова -  словно раны, слова – словно суд,-

                                      С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

                                      Словом можно убить, словом можно спасти.

                                      Словом можно полки за собой повести.

                                      Словом можно продать, и предать, и купить,

                                      Словом можно в разящий свинец превратить.

Наша речь состоит из отдельных слов. В человеческом языке насчитывается  огромное количество слов. У меня в руках «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, он насчитывает более 85 тысяч слов. При помощи этого и других словарей мы можем узнать правильное написание слова, прочитать, что означает то или иное слово.  (работа со словарем).

         Найти значение слов:  ДРУЖБА.  ДОБРОТА. КУЛЬТУРА.

4.Конкурс «Замени в  пословице слово».  

             После драки много хромых                        (храбрых)

             Чтение – вот лучшее мучение                     (учение)

             Трудно в учении – легко на каникулах     (в бою)

             Одна нога здесь, другая в гипсе                  (там)

             Ни кола, ни двойки                          (двора)

             Землю красит солнце, а человека парикмахер  (труд)

             Друзья познаются на контрольной               (в беде)

             Скучен день до вечера, коли делать уроки  (нечего)

5.А как вы говорите? Какие слова вы используете в разговоре с друзьями?

Библиотекарь.    Ежедневно из наших уст исходят тысячи различных слов. У каждого человека есть свой  определенный запас слов, эти слова он использует в работе, в беседе с друзьями, когда рассказывает о чем-то интересном, ведет уроки,  в быту, т.е. дома, в разговоре с родными. Обычно  люди  использует   от одной до трех тысяч слов. А какой словарный запас у вас, ребята? Подумайте. Например, как вы отвечаете на уроке.  Один ученик ответит: «Да или нет»,  а другой ответит полным предложением. Значит, у второго не только словарный запас богаче, но он может свои мысли выразить словами.  Какие слова вы используете в беседе друг с другом? 

К сожалению,   в русском языке есть слова, которых нужно стыдиться.  Часто, чтобы создавать имидж «крутого» человека, мы «оживляем»  свою речь ненормативной лексикой, т.е. сквернословим. Сквернословие – это такой же порок, как алкоголизм, курение и наркомания. Постепенно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить самое простое предложение, не употребив плохих слов. Сквернословие в речи оборачивается болезнью интеллекта, бедным искаженным умом.

            Читает  ученик:  Язык народа и богат, и точен,

                                      Но есть, увы, и бранные слова,

                                      Они растут, как сорная трава,

                                      У плохо перепаханных обочин.

К сожалению, тяга  к  сквернословию  охватила в нашей стране население почти всех возрастов. Можно наблюдать такую картину: Идут две  девушки, красивые, модные, стройные, но когда становится слышен их разговор, то  охватывает ужас, за каждым словом нецензурная брань. О ком или о чем они так «красочно» рассказывают? О родителях или о школьных делах, а может о молодых людях. Ругательство - есть проявление в человеке зла. Он выбрасывает из себя сгустки злобы, засоряет атмосферу. Давно доказано: тот, кто позволяет себе нечистую речь, легко решается и на нечистые дела.

(работа со словарем) В словаре  С.И.Ожегова  сказано: «Скверна, нецензурная брань – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное нечистота, грязь и гниль; смрад и вонь, разврат, нравственное растление».  Бороться с пороками необходимо, а это требует усилий. Но кто сказал, что быть высоконравственным человеком легко? Мы не можем заставить других изменить их речь, но над собственной речью мы властны.  Ваша речь – это ваша душа, пусть она не  будет грязной.  Никогда не произносите слов, которых не хотите услышать в свой адрес, так как

                         …         рождает зверя зверь,

                             Рождает птица птицу,

                             От доброго  добро родится,

                             От злого зло родится.

    Итог:

-  Ребята, назовите имена авторов славянского алфавита.

-  Скажите,  для чего дана человеку речь?

-  Кто может объяснить значение слов доброта, культурный человек?

-  Что означает слово сквернословие?

-  Как влияет нецензурная брань на характер  и поступки человека.

Вот и подходит к концу библиотечный час по истории письменности и культуре речи. Сегодня мы познакомились с ее малой частью, но если вам будет интересно узнать по этой теме больше, вы можете взять и почитать книги, которые представлены на книжной выставке (знакомство с книгами). 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.