Юные туристы-краеведы

0
0
Материал опубликован 17 October



Министерство образования и науки Алтайского края

MKУ «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юные туристы-краеведы»

Направленность: туристско-краеведческая

Уровень: продвинутый

Возраст учащихся: 11—16 лет

Срок реализации:1 год

Автор-составитель: Павлова Г.П.











г.Бийск, 2025

Оглавление

1. Комплекс основных характеристик программы

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи программы

5

1.3. Планируемые результаты

5

1.4. Учебно-тематический план

7

1.5. Содержание учебно-тематического плана

9

2. Комплекс организационно-педагогических условий

18

2.1. Календарный учебный график

18

2.2. Формы аттестации/контроля

19

2.3. Оценочные материалы

19

2.4. Методическое обеспечение программы

21

2.5. Условия реализации программы (Материально-техническое и информационное обеспечение)

22

2.6. Воспитательный компонент

25

3. Список литературы

26

4. Приложение

27




























1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ


1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность:

Первая ступенька к познанию учащимися родного края, реализации интересов в изучении природного многообразия и историко-культурного наследия Алтайского края, Горного Алтая, родного города Бийска, формирование туристско-спортивных и краеведческих знаний, умений и навыков средствами дополнительного образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный туристы-краеведы» (далее Программа) призвана способствовать формированию здорового образа жизни, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей детей среднего и старшего школьного возраста, раскрытию индивидуальных способностей учащихся, овладению туристическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход, достижению определенного уровня спортивных результатов.

Программа создает условия для свободного поиска личностью способов и направлений самореализации и профессионального самоопределения.

Обучение включает в себя следующие основные предметы:

Программа носит ярко выраженный межпредметный характер, в ней прослеживается связь с общеобразовательными предметами «География», «Изобразительное искусство», «Биология», «Физическая культура», «ОБЖ», «Технология», «Обществознание», «История», «Литература» и др.

Вид программы:

Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.

Направленность программы: туристско-краеведческая.

Адресат программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Юные туристы-краеведы» адресована школьникам 11-16 лет. Она заключается в том, что учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся - творческие, эмоциональные, интеллектуальные, физические - для развития мотивации к изучению культурных и природных достопримечательностей своей малой родины, повышению ее туристского имиджа.

Данная программа предполагает овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых юным туристам-путешественникам. Учащиеся научатся выбирать место для привала, разводить костер, ставить палатку, готовить на костре пищу, оказывать первую помощь при травмах и внезапных заболеваниях.

Условия набора учащихся. Для обучения по программе «Юные туристы-краеведы» принимаются учащиеся без отборочных процедур, проявляющие интерес к туристско-краеведческой деятельности, независимо от гендерной принадлежности, не имеющие противопоказаний к данному виду деятельности.

Срок и объем освоения программы:

год, 70 педагогических часов, из них:

4-6 класс

- «Стартовый уровень» - 0,5 года, 34 педагогических часов;

- «Базовый уровень» - 0,5 года, 36 педагогических часов;

- 2-3-х дневный поход;


8-10 класс

- «Продвинутый уровень» - 1 год, 70 педагогических часов.

- 2-3-х дневный поход.


Форма обучения: очная.

Формы занятий: теоретические и практические на местности, практически-аудиторные. Занятия на местности проводятся в светлое время суток в сухую погоду при температуре не ниже минус 5 градусов. При неблагоприятных условиях допускается перенос занятий в здание образовательного учреждения.

В период школьных каникул занятия могут:

- проводиться по специальному расписанию с переменным составом обучающихся;

- продолжаться в форме поездок, туристических походов и т.п.,

- проводиться на базе специальных учебных заведений и предприятий с целью профориентации подростков.


Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные.


Режим занятий:


Предмет

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

«Бийсковедение: Природа и человек»

1 час в неделю;

17 часов в год.

1 час в неделю;

17 часов в год.

-

«Клуб юных путешественников»

1 час в неделю;

17 часов в год.

1 час в неделю;

18 часов в год.

1 час в неделю;

35 часов в год.

«География Алтайского края»



1 час в неделю;

34 часа в год.

Поход (летние каникулы)

-

2-3 дня

2-3 дня

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, формирования позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- обучить основам техники пешеходного туризма, приемам техники безопасности, организации быта в походах, экспедициях;

- расширить знания по географии, биологии, экологии, полученные в средней школе;

Развивающие:

- развивать творческую, познавательную и созидательную активность;

- расширять знания об окружающем мире;

- укреплять здоровье, воспитывать физическую культуру в единстве с интеллектуальным и духовным развитием;

Воспитывающие:

- воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- воспитывать коллективизм, способствовать освоению стандартов культуры труда и общения;

- воспитывать самообладание и силу воли;

- формировать умение видеть красоту окружающего мира;

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни;

- корректировать отклоняющееся поведение.


ПАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные:

-     укреплено  психическое  и физическое здоровье  обучающихся;

-     сформировано уважительное, бережное отношения к окружающему миру;

- сформированы   возможности для социальной адаптации обучающихся;

-  сформированы  потребность  в  здоровом образе  жизни и  навыки  в нем. - сформированы  начальные  практические  навыки  самостоятельности, самоорганизации и самодисциплины;

-     развиты навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами и сверстниками в решении общих проблем.

Метапредметные:

-     Умеет организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.

-     умеет сформулировать цель и задачу, способы их достижения в поисково - исследовательской работе.

-     умеет организовать определенный  вид деятельности,     проявляет самостоятельность,   ответственность, активность, аккуратность и т.п.;

Предметные результаты:

По завершении обучения учащиеся должны знать:

-     географическое положение края, особенности природы  

-историю своего населенного пункта, района, края и их основные достопримечательности;

-     искусство сибирского народа, достижения культуры и науки, выдающихся деятелей науки, культуры и спорта;

-     основные составляющие здорового образа жизни - правила поведения на природе;

-основы  туристской техники и туристского быта;

- правила узловязания, оказания доврачебной помощи

По завершении обучения учащиеся должны уметь:

-     давать общую характеристику края;  составлять мини-проекты

-     проводить наблюдения и исследования на природе, простые опыты и практические работы;

-     ориентироваться на местности по местным признакам, с помощью карты и компаса;

-     пользоваться туристским снаряжением: укладывать рюкзак, устанавливать палатку и осуществлять простейший ремонт; - обустраивать туристскую стоянку и убирать  ее;

-     приготовить пищу на костре;

-     передвигаться в составе группы;

-     оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему;

-     соблюдать правила поведения на природе и меры предосторожности.


1.4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


«Юные туристы - краеведы»

Стартовый уровень (6 месяцев обучения)

«Бийсковедение: Природа и человек»

Таблица 1.3.1

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1


РАЗДЕЛ 1.

Общие особенности природы г. Бийска

4

1

3

Исследовательская работа, презентация

2

РАЗДЕЛ II.

Компоненты природы г. Бийска

13

3

10

Исследовательская практическая работа, конференция


Итого:

17

4

13



«Клуб юных путешественников»

Учебный план

Таблица 1.3.2

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

РАЗДЕЛ I

Основы туристской подготовки

7

4

3

Тест

2

РАЗДЕЛ II.

Топография и ориентирование

4

1

3

Конкурс

3

РАЗДЕЛ III.

Обеспечение безопасности туриста

6

2

4

Практическое занятие, соревнование


Итого:

17

7

10




Базовый уровень (6 месяцев обучения)

«Бийсковедение: Природа и человек»

Учебный план

4-6 класс

Таблица 1.3.3

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

РАЗДЕЛ III.

Природные и антропогенные комплексы г. Бийска

7

3

4

Исследовательская практическая работа, тестирование

2

РАЗДЕЛ IV.

Человек и среда

9

3

6

Выставка, конкурс

3

РАЗДЕЛ V.

Заключение

2


2

Конкурс


Итого:

18

6

12



«Клуб юных путешественников»

Учебный план

4-6 класс

Таблица 1.3.4

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

РАЗДЕЛ IV.

ОФП туриста

17

3

14

Соревнование, тест

2

РАЗДЕЛ V. Организация зачетного похода

1


1

Подготовка к походу


Итого

35

10

25



РАЗДЕЛ VI.

Поход (летние каникулы)




2-3 дневный поход

Продвинутый уровень (8-10 класс)

Учебный план

Таблица 1.3.5

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

«География Алтайского края»

1


РАЗДЕЛ 1.

Введение

6

3

3

Практическая работа

2

РАЗДЕЛ II.

Природные условия и ресурсы


17

7

10

Исследовательская практическая работа, конференция

3

РАЗДЕЛ III.

Население

4

3

1

Исследовательская практическая работа, тестирование

4

РАЗДЕЛ IV.

Хозяйство края

7

3

4

Практическая работа, конкурс

5

РАЗДЕЛ V.

Заключение «География Алтайского края»

1


1

Конкурс, урок-игра


Итого

35

16

19


«Клуб юных путешественников»

6

РАЗДЕЛ I

Основы туристской подготовки

6

3

3

Тест

7

РАЗДЕЛ II.

Топография и ориентирование

8

3

5

Конкурс

8

РАЗДЕЛ III.

Обеспечение безопасности туриста

6

2

4

Практическое занятие, соревнование

9

РАЗДЕЛ IV.

ОФП туриста

14

3

11

Соревнование, тест

10

РАЗДЕЛ V. Организация зачетного похода


1


1

Подготовка к походу


Итого

35

11

24



ВСЕГО

70

27

43


11

РАЗДЕЛ VI.

Поход (летние каникулы)





дневный поход


1.5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

«Бийсковедение: Природа и человек»

РАЗДЕЛ 1.

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ БИЙСКА (4 час.)

Значение Бийсковедения. Содержание курса как путеводитель по Бий­ску. Методы изучения курса. Современное географическое положение г. Бийска. Положение на субматерике Северная Азия, относительно Транссибирской магистрали (Омск - Новосибирск - Кемерово), единой железнодорожной транспорт­ной сети России, водной магистрали - реки Бии, Горного Алтая. История возникновения города. Границы городской территории.

Практическая работа

Определение границ г. Бийска по картосхеме. Геофизические условия. Координаты города. Поясное, декретное и местное время в Бийске. Летнее время. Определение местного времени. Особенности освещения и их зависимость от широты места. Высота Солнца. Дни равноденствия. Продолжительность освещения. Гравитаци­онное и магнитное поля.

Практические работы

1.Определение поясного, декретного и местного времени.

2.Расчет высоты Солнца в г. Бийске и построение графика ее измене­ния в течение года.

Практическая работа

Построение графика изменения численности населения в истории раз­вития города.

Практическая работа

Заполнение схемы «Люди, изучавшие природу Бийска».

Краеведческие исследования

Поиск дополнительных сведений о выдающихся людях Бийска. Со­ставление презентации.

Конференция

Вклад современных ученых в изучение природы Бийска.


РАЗДЕЛ II.

КОМПОНЕНТЫ ПРИРОДЫ БИЙСКА (13 час.)

Геология. Описание состава и возраста рыхлых отложений в разрезах пятой, второй-третьей и первой надпойменных террас долины р. Бия. По­нятия плейстоцен, отличительные особенности глин, суглинков, супесей, алевритов, лёссов, песков зрелых полимиктовых. Тектоническое строе­ние Западно-Сибирской молодой эпипалеозойской платформы в районе Бийска. Строение и состав горных пород кристаллического фундамента и осадочного чехла. История формирования территории в палеозое, палео­гене, неогене и четвертичном периоде. Изменение климата, растительно­сти и животного мира. Тектонические разломы фундамента и оценка сей­смичности территории города. Разломы Новиковский и Бийский.

Практические работы

1.Построение разреза рыхлых отложений террас долины р. Бия в рай­оне города.

2.Анализ схемы тектонического строения территории и сейсмичности Горного Алтая.

3.Определение рыхлых осадков в образцах.

Краеведческие исследования

Сбор информации о землетрясениях в Бийске и в Горном Алтае.

Экскурсия

Геологическое строение и рыхлые осадки территории города.

Семинар

История формирования территории Бийска. Полезные ископаемые. Месторождения полезных ископаемых в современных границах Бийска: благородных металлов - россыпного зо­лота (размер и форма выделений), стройматериалов - кирпичных глин, песков, мергеля, горючих полезных ископаемых - торфа. Месторождения полезных ископаемых в радиусе 100 км от Бийска: стройматериалов, флюоритов, бурого угля; металлов - марганца, хрома, никеля и кобальта, ртути, редких металлов. Создание искусственных алмазов и базальтового волокна в ФНПЦ «Алтай».

Практическая работа

Составление карто-схемы полезных ископаемых Бийска и близлежа­щей территории. Рельеф. Элементы долины р. Бия - как мезоформы рельефа. Пойма - низкая, средняя, высокая; прирусловой вал, центральная, притеррасное понижение; участки распространения; время формирования. Террасы первая, вторая, третья, пятая - участки распространения, высота над уре­зом Бии. Микроформы рельефа в Бийске - лога, промоины, овраги, овра­ги. Антропогенные формы рельефа.

Практические работы

1.Определение элементов долины по гидрографической схеме Бий­ска.

2.Описание оврагов и логов по карте.

3.Составление плана оврага по имеющимся данным.

Экскурсии

1.Долина р. Бия.

2.Овраги города.

Климат: температура, давление воздуха, ветер. Факторы климатооб­разования. Солнечная радиация, средняя месячная температура воздуха июля, января, средняя годовая; годовая амплитуда. Циркуляция атмосфе­ры летом и зимой, давление воздуха. Ветры, повторяемость слабых и сильных ветров в городе.

Практические работы

1.Построение диаграммы воздушных масс, формирующих климат го­рода.

2.Работа с контурной картой «Центры формирования циклонов и ан­тициклонов, приходящих в Сибирь летом и зимой».

3.Выявление микроклиматических особенности районов города по данным таблицы.

4.Построение розы ветров в Бийске.

5.Построение и анализ графика годового хода температур в Бийске.

Краеведческие исследования

Влияние застройки на ветровой режим. Климат: атмосферные осадки. Абсолютная влажность воздуха летом и зимой. Повторяемость засух и туманов. Сезонные различия типов обла­ков. Изморозь Атмосферные осадки. Снежный покров. Микроклиматиче­ская неоднородность атмосферных осадков. Влияние глобального потеп­ления на климат Бийска.

Практические работы

1.Построение диаграммы годового хода атмосферных осадков.

2.Определение частоты туманов по таблице.

Краеведческие исследования

Наблюдения за установлением и сходом снежного покрова. Поверхностные воды. Река Бия: начало, общая длина. Протяженность, ширина, глубина, скорость уклон в пределах города. Питание и режим, расход и годовой сток. Роль половодья в годовом стоке. Температурный режим воды в Бие. Ледовые явления и ледостав. Жидкий и твердый сток. Река Чемровка - правый приток Оби. Малые реки - Князевка и Чугунайка. Озера. Ковалевское озеро. Параметры, питание, растительный и животный мир.

Практические работы

1.Анализ гидрографической схемы города, выявление исчезнувших рек и озер.

2.Построение графика температурного режима Бии.

3.Анализ изменения глубины реки в черте города.

4.Выявление изменчивости расходов воды в реке по данным таблицы.

Краеведческие исследования

Экологическое состояние воды в реке Бии.

Экскурсии

1.Ледовые явления на Бие.

2.Озеро Ковалевское.

3.Исчезнувшее Мочищенское озеро.

Подземные воды. Водоносные горизонты: глубинная залегания от поверхности, дебит, минерализация и состав ионов, использование челове­ком. Характеристика основного водоносного горизонта, обеспечивающе­го город водой. Родники: у пос. Сорокино, Свято-Тихвинский, Морозовский.

Практические работы

1.Заполнение таблицы - «Подземные воды на территории Бийска».

2.Анализ схемы расположения водоносных горизонтов.

3.Определение местоположения родников на гидрографической кар­те города.

Краеведческие исследования

Родники города.

Экскурсии

1.Морозовский родник

2.Свято-Тихвинский родник.

Почвы. Агроклиматические условия формирования почв: соотноше­ние тепла и влаги. Подчиненность распределения почв формам мезоре­льефа: элементам долины реки. Черноземы выщелоченные, темно-серые лесные, дерново-слабоподзолистые, аллювиальные луговые и болотно­луговые почвы города. Почвенные разрезы: горизонты А, В, С. Биологи­ческая активность почв, антропогенное воздействие на почвы.

Практические работы

1.Анализ почвенных разрезов.

2.Анализ таблицы - изменение гумуса в черноземах.

Краеведческие исследования

Почвенные разрезы на садовых участках и в пределах квартала. Общие особенности растительности. Понятие «растительность». Современный растительный покров г. Бийска: лесная, луговая, болотная и садово-парковая растительность. Закономерности и причины ее распре­деления. Растительность пятой террасы. Разнотравно-злаковые луга с колками и их обусловленность. Причины появления лесной растительно­сти на первой-третьей террасах. Сосна обыкновенная как преобладающая древесная порода бийского бора. Расположение лесов в пределах Бийска. Состав древесных пород леса, кустарниково-травянистый покров. Пой­менные (низинные) луга на пойменной террасе, видовой состав. Околоводная и водная растительность, представители. Растения жилых масси­вов. Причины смены естественных травяных сообществ на рудеральные и их видовой состав. Система озеленённых территорий общего пользова­ния города. Видовой состав культурной древесно-кустарниковой расти­тельности. Представители древесной флоры Дальнего Востока, Среди­земноморья, Европы, Северной Америки и алтайской флоры в Бийске.


Практическая работа

Составление прогноза о дальнейшем развитии растительности в Бий­ске.

Краеведческие исследования

Изучение древесно-кустарниковых пород окрестностей школы и свое­го места проживания. Бийские леса. Функции и категория лесов. Площадь лесов в Бийске. Обусловленность преобладающей породы - сосны обыкновенной. Лес­ные массивы города: Амуро-Орловский сосновый разнотравный лес, Фоминский сосновый и березово-сосновый разнотравный лес, сосновые леса промышленной зоны Бийска, отдельные острова (чистые сосняки). История формирования лесов. Смена растительности в разные геологиче­ские периоды. Представители широколиственных лесов третичного вре­мени в современном Бийском лесу. Степи четвертичного периода. Появ­ление лесостепей и лесов. Смена в настоящее время сосновых лесов на сосново-березовые или березовые. Зависимость смены лесов от глобаль­ного потепления и увлажнения климата.

Характеристика бийских лесов на примере Амуро-Орловский леса Заречья: приуроченность к рельефу, условия произрастания, видовой со­став, возраст древостоя, ярусность.

Практическая работа

Расчет площади, занимаемой лесом, по данным таблиц.

Краеведческие исследования

1.Составление характеристики одного из лесных массивов города.

2.Сезонные наблюдения за растениями леса.

Экскурсия

Лес в условиях города. Растительность лугов. Пойменные и суходольные луга. Луговая рас­тительность как особый тип растительности. Приуроченность лугов к ре­льефу, почвам и увлажнению. Мезофиты. Смена аспектов луга. Ярус­ность луга: верховые злаки, низовые злаки и мелкотравные, розеточные формы разнотравья. Пойменные или низинные луга, их месторасполо­жение на городской территории. Морфологические и анатомические признаки растений гигрофит. Видовой состав пойменных лугов в Бийске. Суходольные луга, их месторасположение на городской территории. Морфологические и анатомические признаки растений ксерофит. Видо­вой состав суходольных лугов бийской территории. Разнотравные дегра­дированные луга, разнотравно-осоковые луга, придорожная рудеральная растительность. Остепнённые суходольные луга склонов террас. Законо­мерности в распределении видов луговой растительности.

Практическая работа

Определение растений лугов по определителю.

Краеведческие исследования

1.Изучение видового состава бийского луга.

2.Наблюдения за сменой аспектов луга.

Экскурсия

Луговая растительность Бийска. Редкие растения. Причины сокращения и исчезновения видов: особен­ности вегетации и размножения растений, реликтовость некоторых расте­ний, эндемизм, антропогенная нагрузка (прямое и косвенное влияние человека).

Охраняемые растения Бийска. Необходимые меры охраны. Красные книги растений: МСОП, Российской Федерации, Алтайского края, Бий­ского района.

Практическая работа

Составление списка редких растений окрестностей Бийска по Красной книге Алтайского края и Красной книге Бийского района.

Краеведческие исследования

Выявление причин, влияющих на сокращение численности видов рас­тений в Бийске.

Экскурсия

Редкие растения бийской территории.

Конференция

Сохраним редкие растения нашего города! Животные лесов и лугов. Животное население Бийского бора. Факто­ры, влияющие на многообразие животных леса. Многообразие групп жи­вотных: беспозвоночные - насекомые, паукообразные, моллюски, черви и позвоночные животные - земноводные пресмыкающиеся, птицы и зве­ри. Представители бийской фауны, их отличительные признаки. Орнито­фауна сосново-березовых лесов и селитебных районов Бийска. Классификация птиц по времени пребывания в Бийске. Приспособительные признаки птиц к жизни в лесу: во внешнем строении и полёте, при пере­движении с ветки на ветку и по стволу, приспособления, связанные с пи­танием. Фауна млекопитающих бийской территории: хищники, грызуны, насекомоядные, копытные. Представители, их характеристика и черты приспособленности к жизни в лесу.

Практическая работа

Выявление приспособительных признаков птиц к жизни в лесу.

Краеведческие исследования

1.Изучение насекомых - вредители леса.

2.Исследование мест гнездований лесных птиц.

3.Наблюдения за животными леса.

Экскурсии

1.Животный мир бийского леса.

2.Животный мир луга.

Конференция

Животные нашего леса и их значение. Выставка фотографий живот­ных леса. Животные водоемов. Беспозвоночные и позвоночные животные, осо­бенности их обитания. Разнообразие рыб реки Бии. Редкие виды рыб Бийска. Обитатели озера Ковалевского. Земноводные и пресмыкающие­ся, живущие у водоёмов Бийска. Экологические группы птиц, пребываю­щих в городе, и их представители. Водные млекопитающие Бийска.

Особенности городской среды и её влияние на животное население Бийска. Биоценоз города и его характеристика.

Практические работы

1.Составление пищевых цепей водоема.

2.Определение водных беспозвоночных по коллекциям и определи­телю.

Краеведческие исследования

1.Изучение беспозвоночных животных водоемов Бийска.

2.Изучение видового состава рыб водоемов города.

Экскурсия

Животный мир водоемов Бийска.

Конференция

Рыбная ловля и охрана рыб - понятия совместимые? Синантропные животные. Синантропные насекомые, их классифика­ция по месту обитания в городе. Классификация синантропных птиц по степени зависимости птиц Бийска от условий города: синантропы, полусинантропы, асинантропы. Трофические связи птиц с городом. Насекомо­ядные, всеядные, зерноядные птицы города. Другие группы синантропных животных бийской территории. Значение синантропных животных для города. Роль школьников в изучении и охране диких животных бий­ской территории.

Практическая работа

Определение птиц города по коллекциям и определителю.

Краеведческие исследования

1.Изучение поведения синантропных птиц в условиях города.

2.Сезонные наблюдения за птицами города.

Экскурсия

Жизнь птиц весной. Общие особенности животного мира. Лесные биоценозы и антропо­генная нагрузка на животных. Взаимосвязи животных открытых про­странств. Влияние городских условий застроенной части города Бийска на перемещение видов его обитателей. Необходимость соблюдения зако­нов природы при изменении городского ландшафта.

Практические работы

1.Выявление приспособленности животных к условиям застроенных территорий.

2.Составление прогнозов о дальнейшем развитии животного мира в г. Бийске.

Конференция

Люби, знай и изучай свой край!


РАЗДЕЛ III.

ПРИРОДНЫЕ И АНТРОПОГЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ БИЙСКА (7 час.)

Природные комплексы. Компоненты природного комплекса: форма рельефа и горные породы, ее слагающие; почва; климат; влага; растения и животные. Взаимосвязи компонентов природного комплекса между собой. Природные комплексы Бийска: сосновые леса на дерновых слабо­подзолистых почвах на второй и третьей боровых террасах; злаково-раз­нотравные пойменные луга на аллювиально-луговых почвах; тростнико­во-осоковое низинное болото на аллювиально-болотных почвах; разнотравно-злаковые суходольные луга на черноземах выщелоченных с бере­зовыми колками на серых лесных почвах на высокой пятой террасе; реки Бия, Обь, Чемровка как самостоятельные природные комплексы. Ланд­шафт.

Связи между компонентами природы в сосновом лесу. Сосна обыкно­венная как преобладающая порода. Ее связь с почвой. Хвойная подстил­ка, опад и их значение. Связи между растениями, насекомыми и птица­ми. Мхи как почвопокровные растения. Симбиоз грибов с корнями дре­весных растений и его значение. Грибы-паразиты.

Характеристика природных комплексов Бийска. Сосновые леса на дерновых слабоподзолистых почвах как особые природные комплексы: эоловые формы рельефа, дерновые слабоподзолистые почвы, раститель­ный покров. Пойменный природный комплекс с разнотравно-злаковыми пойменными лугами: микрорельеф, микроклимат, воды, почвы, расти­тельность. Природные комплексы водоемов: рек Бия, Обь, Чемровка и пойменных озер: гелофиты, гидрофиты, закономерности в распределении растительность.

Практическая работа

Составление пищевых целей и сетей природного комплекса (по выбору)

Краеведческие исследования

Описание природного комплекса (по выбору).

Взаимосвязи между компонентами природного комплекса.

Экскурсия

Природный комплекс Бийска (по выбору).

Конференция

Уникальность лесных боровых природных комплексов Бийска. Природный комплекс Волчье болото. Согра. Волчье болото в Бийске, его местоположение и происхождение. Размеры болота, микрорельеф, почвы, торф. Воды, температурный режим. Растительность, животный мир. Хозяйственное значение.

Экскурсия

Природный комплекс Волчье болото. Антропогенные комплексы. Классификация антропогенных комплек­сов по виду хозяйственной деятельности: сельскохозяйственные, про­мышленные, линейно-дорожные, лесные, водные, рекреационные, сели­тебные, беллигеративные ландшафты; по последствиям изменений: культурные и акультурные. Признаки организации культурного ланд­шафта. Сохранение растительного покрова. Экологический потенциал культурного ландшафта.

Практические работы

1. Расчет площади антропогенных ландшафтов по картосхеме Бийска с помощью палетки.

2. Определение густоты дорог по картосхеме города.

Краеведческие исследования

Выявление географических принципов организации культурного ландшафта в г. Бийске.

Разработка системы мероприятий для внедрения географических принципов организации культурного ландшафта в районе своего прожи­вания.

Эволюция природной среды. История формирования современной территории Бийска. Смена природных комплексов. Изменение природ­ной среды под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа

Построение профиля эволюции растительности на территории Бий­ска.


РАЗДЕЛ IV.

ЧЕЛОВЕК И СРЕДА (9 час.)

Природные ресурсы. Водные, минеральные, земельные, биологические: растительные и животные ресурсы Бийска. Животные ресурсы: промысловые рыбы, про­мысловые птицы, пушные звери Бийска.

Краеведческие исследования

1.Оценка природных ресурсов на заданном маршруте.

2.Составление рекламно-информационных буклетов на тему «При­родные ресурсы».

Семинар

Природные ресурсы Бийска.

Выставки- конкурсы

1.Удачная рыбалка.

2.Удачная фотоохота.

Рекреационные ресурсы. Понятие «рекреационные ресурсы». Рельефообразующие, биологиче­ские, климатические, водные рекреационные ресурсы.

Практическая работа

Составление иллюстрированной картосхемы рекреационных ресурсов города.

Краеведческие исследования

Оценка рекреационных ресурсов отдельных участков города. Значение леса для города. Значение леса: уменьшение поверхностного стока, снижение температуры воздуха летом, уменьшение испарения, снижение скорости ветра, задержка снега, притягивание дождевых обла­ков, насыщение воздуха фитонцидами. Промышленная и санитарная рубка городских лесов: отрицательные и положительные стороны. Характеристика лесообразующих пород бийских лесов: сосна, береза, тополь, клен, рябина, калина и др.

Экскурсия

Оценка возраста и состояния подроста, анализ состояния леса по шишкам, хвое, лишайникам.

Конференция

Лес - легкие Бийска. Экологическое состояние городской среды. Состояние воздушной среды города, показатели загрязнения, вещества, загрязняющие воздух и источники загрязнения. Оценка чистоты воздуха по загрязнению снега в двух районах города и по состоянию леса.

Экологическое состояние поверхностных и грунтовых вод. Загрязне­ние почв. Негативное влияние на растительный и животный мир: выну­жденные миграции, сокращение видового разнообразия, появление при­митивных видов. Положительное влияние деятельности человека на жи­вотный мир.

Практическая работа

Расчет коэффициентов загрязнения воздуха по состоянию снега.

Краеведческие исследования

1.Развитие сине-зеленых водорослей в р. Бия.

2.Состояние хвои и шишек сосны в разных участках города.

3.Интенсивность автомобильного движения на улицах города как по­казатель загрязнения воздуха.

Здоровье населения. Показатели естественного движения населения: рождаемость, смертность, естественная убыль или прирост населения го­рода. Главные заболевания населения, связанные с экологическим состо­янием среды. Здоровье родившихся младенцев, сравнение с краевыми по­казателями. Естественные факторы, влияющие на экологическое состояние среды в городе, - глубинные разломы и степень радоноопасности. Меры профи­лактики. Возможность заражения через контакт с некоторыми животными: кле­щевым энцефалитом, тифом, описторхозом, сальмонеллезом. Значение здорового образа жизни.

Практические работы

1.Построение графика роста числа злокачественных заболеваний в Бийске и в Алтайском крае по данным таблицы.

2.Анализ таблицы степени радоноопасности в Бийске.

3.Построение диаграммы врожденных пороков у детей в городах и в районах Алтайского края по имеющимся данным.

4.Анализ таблицы пораженности рыб личинками описторха.

Охрана природы. Особо охраняемые природные территории и объек­ты г. Бийска. Роль А.А. Хребтова, В.В. Бианки, Г.Х. Иогансена в разви­тии природоохранной деятельности в Бийске. Деятельность Бийского отделения Всесоюзного общества охраны природы в 60-80-е годы XX в. Объекты ООПТ, выявленные в конце XX в. и в современный период.

Краеведческие исследования

Состояние ООПТ в Бийске.

Конференция

Охрана природы в Бийске.


РАЗДЕЛ V.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2 час.)

Подведение итогов курса. Проверка качества знаний. Оценка эмоцио­нального состояния после изучения курса.

Фотоконкурсы

1.Самый красивый уголок города.

2.Там, где мне тепло и уютно.

Конкурс проектов


«Клуб юных путешественников»

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ (7 часов)

Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста. Пешеходный туризм. Лыжный туризм. Водный туризм. Личное и групповое снаряжение туриста. Индивидуальный и групповой ремонтный набор. Подготовка и организация путешествия Привалы и ночлеги. Обустройство лагеря. Установка палаток. Типы костров. Питание в походе.

РАЗДЕЛ II. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ (4 часа)

Основы топографии. Масштаб, рамка. Ориентирование по карте. Условные знаки. Ориентирование на местности. Изображение рельефа на картах. Компас. Определение азимута. Движение по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры. Действия при потере ориентировки.

РАЗДЕЛ III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТА. (6 часов)

Основы безопасности в природной среде. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Использование простейших узлов. Узлы для связывания. Узлы обвязки. Специальные узлы. Медицинская аптечка. Оказание первой медицинской помощи при травмах, укусах, обмороках, обморожении, перегреве. Как подать сигнал бедствия. Система переноски пострадавшего. Наложение шин. Отработка непрямого массажа сердца и реанимационных мероприятий на манекене типа.

РАЗДЕЛ IV.ОФП ТУРИСТА (17 часов)

Физическая культура важное средство физического развития и укрепления здоровья. Воспитание нравственных и волевых качеств у юного путешественника. Основы гигиены и закаливания. Значение закаливания. Быстрота. Бег 30м с низкого старта. Игра. Аэробные возможности. Гибкость. Координация. Равновесие. Быстрота. Челночный бег 4 по 20 м. Скоростно-силовые качества. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Подтягивание в висе на перекладине. Аэробные возможности. Выносливость. Сила. Прыжок в длину с места. Поднимание туловища из положения лежа, колени согнуты Самостраховка. Полоса препятствий пешеходного туризма. Лыжные старты.



РАЗДЕЛ V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. (1 час)

Подготовка к походу. Сбор инвентаря.

Летние каникулы 2-3-х дневный поход с участием родителей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

«География Алтайского края»

РАЗДЕЛ I. Введение. (6 часов)

Географическое положение: положение на карте мира, особенности положения и его влияние на природу и хозяйство. Положение своего города или района.

Из истории исследования и освоения территории. Первые поселения русских, освоение территории. Походы П. Собанского. Экспедиции Академии наук России. Из истории географических названий на карте края. Заселение своего района.

РАЗДЕЛ II. Природные условия и ресурсы (17 часов.).

Рельеф Алтайского края, основные формы, их размещение. Из истории геологического развития. Тектоническое строение. Полезные ископаемые и их размещение. Влияние человека на рельеф. Рельеф своего района.

Климат Алтая. Основные черты, климатообразующие факторы. Характеристика сезонов. Различия в климате на территории края, особенности климата своего района. Фенологические наблюдения.

Внутренние воды. Виды, их особенности, размещение, значение. Охрана и их использование в своем районе.

Почвы края. Основные типы. Условия формирования. Размещение и различия в крае. Соотношение почв своего района, составление картосхемы и рекомендаций по их охране.

Растительный покров. Разнообразие растительного покрова. Растительные сообщества своего района.

Животные Алтайского края. Условия обитания. Промысловые животные. Особо охраняемые животные и растения края.

Природные комплексы Алтайского края, различия природных комплексов на территории. Описание природного комплекса с использованием тематических карт.

Природные ресурсы края, их состав и размещение, использование и охрана. Экологические проблемы. Особо охраняемые территории.

РАЗДЕЛ III. Население (4 часов)

Состав и численность населения. Демографическая ситуация. Размещение. Городское и сельское население. Характеристика населения своего населенного пункта на основе исследований.

РАЗДЕЛ IV. Хозяйство края (8 часов)

Этапы развития хозяйства края, особенности экономики на современном этапе. Структура хозяйства. Основные отрасли АПК, их география и значение. Промышленность. Условия развития и размещение. Транспорт. Экономические связи. Место своего района в хозяйстве края.

 «Клуб юных путешественников»

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ (6 часов)

Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста. История освоения России, знаменитые русские путешественники и исследователи. Развитие туризма в Сибири. Личное снаряжение туриста. Групповое снаряжение. Специальное снаряжение. Индивидуальный и групповой ремонтный набор. Подготовка и организация путешествия Привалы и ночлеги. Обустройство лагеря. Установка палаток. Типы костров. Особенности питания в многодневном походе. Самостоятельная работа по развертыванию лагеря.

РАЗДЕЛ II. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ (8 часа)

Основы топографии. Топографическая и спортивная карты. Их отличия. Условные знаки. Изображение рельефа. Влияние рельефа на выбор пути движения. Способы измерения расстояний на карте и на местности. Измерение кривых линий на карте. Глазомерный способ определения расстояний. Определение расстояния шагами Определение пройденного расстояния по времени. Ориентирование компаса и карты. Снятие азимута с карты. Движение по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры Действия при потере ориентировки.

РАЗДЕЛ III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТА. (6 часов)

Безопасность – основное и обязательное требование для туриста. Правила дорожного движения для пешеходов. Порядок движения группы в населенном пункте, вдоль дорог, при пересечении дорог. Основы безопасности в природной среде. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация и использование страховки и самостраховки. Использование простейших узлов. Узлы для связывания. Узлы обвязки. Специальные узлы. Медицинская аптечка. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи Лекарственные растения, возможности их использования в походныхусловиях. Приемы транспортировки пострадавшего. Как подать сигнал бедствия.

РАЗДЕЛ IV.ОФП ТУРИСТА (14 часов)

Физическая культура важное средство физического развития и укрепления здоровья. Воспитание нравственных и волевых качеств у юного путешественника. Основы гигиены и закаливания. Значение закаливания. Быстрота. Бег 30м с низкого старта. Игра. Аэробные возможности. Гибкость. Координация. Равновесие. Быстрота. Челночный бег 4 по 20 м. Скоростно-силовые качества. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Подтягивание в висе на перекладине. Аэробные возможности. Выносливость. Сила. Прыжок в длину с места. Поднимание туловища из положения лежа, колени согнуты Самостраховка. Полоса препятствий пешеходного туризма. Лыжные старты.

РАЗДЕЛ V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. (1 час)

Организация зачетного похода

Летние каникулы 2-3-х дневный поход с участием родителей.


2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


Количество учебных недель

35

Количество учебных часов

70

Даты начала и окончания учебного года

с 01.10. по 31.05.

Сроки промежуточной аттестации

декабрь

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

май


2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

С целью установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам проводятся промежуточный и итоговый контроль. Промежуточный проходит в конце первого полугодия в форме тестирования, итоговый – в конце учебного года в результате прохождения обучающимися контрольного тестирования и туристской полосы препятствий. Контроль проводится в соответствии с Положением о периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Результаты оформляются в протоколы.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

наблюдение, выставка и защита рисунков, проектов и творческих работ по краеведению, экологии, круглый стол, конкурсы по узловязанию, протокол сдачи нормативов по ОФП, участие в научно- практической конференции, олимпиаде по школьному краеведению, тестирование, фронтальный опрос, открытое занятие, практические занятия, викторина, портфолио, школьный турслет, соревнования по видам туристско-краеведческой деятельности,

Для полноценной реализации данной программы используются следующие виды контроля:

вводный - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащегося в процессе занятий и собеседования с ним;

текущий - контрольные задания на местности, тестирование, учебные тренировки, выполнение учащимися краеведческих заданий;

итоговый - участие в походах, конкурсах и викторинах, слетах, соревнованиях.

Подведение итогов реализации программы происходит во время похода выходного дня, организуемого по окончании учебного года, где на практике проверяются знания, умения и навыки каждого учащегося.

2.3. Оценочные материалы

Для определения достижения планируемых результатов предусмотрены следующие формы, методы диагностики и критерии оценки достижения планируемых результатов.


Показатели качества реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого потенциала учащихся

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона

Уровень развития социального опыта учащихся

Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева)

Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся

«Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких

Уровень теоретической подготовки учащихся

Устный опрос

1. Высокий уровень:

- свободное оперирование знаниями, умениями и навыками, полученными на занятиях;

- высокая активность, быстрота включения в творческую деятельность, в коллективную работу (инициативность);

- большая степень самостоятельности и качество выполнения творческих заданий; творческое отношение к выполнению практического задания.

2. Средний уровень:

- хорошее оперирование знаниями, умениями и навыками, полученными на занятиях;

 - невысокая степень активности, невысокая инициативность;

- небольшая степень самостоятельности при выполнении творческих заданий, когда ребёнок нуждается в дополнительной помощи педагога;

- не очень высокое качество выполнения творческих заданий.

3. Достаточный уровень:

- слабое оперирование знаниями, умениями, полученными на занятиях;

- слабая активность включения в творческую деятельность, выполняет работу только по конкретным заданиям;

- слабая степень самостоятельности при выполнении творческих заданий (выполнять творческие задания только с помощью педагога);

- обучающийся проявляет интерес к деятельности, но его активность наблюдается только на определенных этапах работы.


Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой).

Итоговые Оценочные материалы

зачетный поход

Шкала оценивания сформированности предметных результатов

Оцениваемые параметры

Уровень освоения

Критерии оценивания

Теоретическая подготовка (соответствие теоретических знаний программным

требованиям)

3 уровень

(максимальный)

Учащийся освоил 75% и более объема знаний, предусмотренных

программой.

2 уровень

(средний)

Объем усвоенных знаний составляет более 50%, но менее 75%.


1 уровень

(минимальный)

Учащийся овладел менее, чем 50% объема знаний, предусмотренных

программой.

Практические умения

(соответствие практических умений программным

требованиям)

3 уровень

(максимальный)

Учащийся качественно и осмыслено выполнил практическую работу.

Творческие задания выполнены с высоким уровнем оригинальности.

2 уровень

(средний)

Учащийся грамотно выполнил практическую работу, но с

небольшими недочетами.

Творческие задания выполнены с невысоким уровнем оригинальности.

1 уровень

(минимальный)

Учащийся выполнил практическую работу с существенными

недочетами.

Творческие задания имеют репродуктивный характер, оригинальность практически отсутствует.

Шкала оценивания сформированности метапредметных результатов



Оцениваемый параметр

Уровень освоения

Критерии оценивания

Соответствие

3 уровень

Учащийся полно осуществляет учебное действие.

метапредметных учебных действий программным требованиям

(высокий

уровень)


2 уровень (средний

уровень)

Учащийся демонстрирует стремление выполнять действие, но испытывает затруднения при его осуществлении, нуждается в

эпизодической помощи педагога.


1 уровень

Учащийся испытывает существенные затруднения при


(низкий

осуществлении действий, нуждается в постоянной помощи педагога и


уровень)

контроле с его стороны.

Шкала оценивания развития личностных результатов



Оцениваемые параметры

Уровень

сформирован ности

Критерии оценивания

Ответственность,

дисциплинированность

Высокий

Учащийся всегда соблюдает установленные дедлайны.

Средний

Дедлайны изредка нарушаются, периодически требуется побуждение извне.

Низкий

Дедлайны часто нарушаются, постоянно требуется побуждение извне.

Ценностное отношение к собственной жизни,

к жизни других людей

Высокий

Учащийся всегда руководствуются этой ценностью в своих практических творческих работах.

Средний

Учащийся не всегда руководствуются этой ценностью в своих практических творческих работах.

Низкий

Учащийся практически не руководствуются этой ценностью в своих практических творческих работах.

Правовое самосознание, гражданская и

социальная активность

Высокий

Учащийся при выполнении практических и творческих работ демонстрирует грамотное и осознанное владение знаниями установленных правил в сфере дорожной безопасности.

У учащегося сформирована готовность к соблюдению грамотной модели правового поведения в различных дорожных ситуациях.

Средний

Учащийся при выполнении практических и творческих работ не всегда правильно применяет знания правил в сфере дорожной безопасности, иногда допускает ошибки.

Учащийся не в полной мере уверен в своей готовности соблюдать правовое поведение в дорожных ситуациях.

Низкий

Учащийся при выполнении практических и творческих работ часто ошибается при применении знаний правил в сфере дорожной безопасности.

Учащийся не готов соблюдать правовое поведение в дорожных ситуациях.



2.5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы обучения:

Словесный

Наглядный

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Исследовательский

Дискуссионный


Формы организации образовательной деятельности:

Индивидуальная

Индивидуально-групповая

Групповая

Практическое занятие

Беседа

Встреча с интересными людьми

Педагогические технологии:

Технология индивидуального обучения

Технология группового обучения

Технология коллективного взаимодействия

Технология дифференцированного обучения

Технология проблемного обучения

Технология исследовательской деятельности

Здоровьесберегающая технология

Дидактические материалы:

Раздаточные материалы

Инструкции

Технологические карты

Образцы















2.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Аспекты

Характеристика

Материально-техническое обеспечение

Помещение, отводимое для занятий, должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям.

Учебный кабинет должен быть оборудован:

стеллажами с наглядными пособиями для обучающихся;

шкафами для хранения оборудования.

Для реализации программы необходимы:

Рюкзак объёмом не менее 80 литров, аптечка «ГАЛО», бинокль, зарядное устройство на солнечных батареях, квадрокоптер, коврик теплоизоляционный, компас жидкостный, комплект котелков для приготовления пищи, комплект шин иммобилизационных вакуумных, костровое оборудование, курвиметр, манекен, мобильный душ, МФУ, навигационное устройство походного типа, носилки спасательные, ноутбук для педагога, оборудование для приготовления пищи, палатка туристская с тентом, палатка хозяйственная, пила, портативный проектор, радиостанция портативная, ремонтный набор для палаток, секундомер, сидушка, спальный мешок, столы-трансформеры, стулья, тент от дождя, термометр водный, термометр воздушный, топор туристический, фонарь налобный

Информационное обеспечение

- видео и фото материалы;

- интернет-источники;

- мультимедийная презентация.

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное или высшее образование без предъявления к стажу педагогической работы, выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.



Обоснование материально-технического обеспечения

п\п

Наименование оборудования

Количество оборудования

Обоснование

1

Рюкзак объёмом не менее 80 литров

25 шт

Для переноски личных и общественного снаряжения во время запланированных многодневных походов

2

Аптечка «ГАЛО»

1 шт

Комплектующие аптечки будут использоваться во время прохождения обучающего темы «Обеспечение безопасности туриста»

3

Бинокль

2 шт

Используется для исследовательских работ краеведческого характера

4

Зарядное устройство на солнечных батареях

2 шт

Используется в походах для зарядки фотооборудования и средств связи

5

Квадрокоптер

1 шт

Используется для исследовательских работ краеведческого характера, произведение фото и видеосъёмки в труднодоступных местах. Материал будет использоваться в выступлениях обучающихся на конференциях

6

Коврик теплоизоляционный

25 шт

Обязательное наличие индивидуального коврика при проживании в палатках

7

Компас жидкостный

25 шт

Используется при изучении топографии, во время практических занятий, в походе

8

Комплект котелков для приготовления пищи

2 шт

Используется для приготовления пищи в походе

9

Комплект шин иммобилизационных вакуумных

1 шт

Комплектующие аптечки будут использоваться во время прохождения обучающего темы «Обеспечение безопасности туриста»

10

Костровое оборудование

2 шт

Используется для приготовления пищи в походе

11

Курвиметр

1 шт

Используется во время занятий по топографии, при предпоходной подготовке для измерения расстояния на карте.

12

Манекен

1 шт

Комплектующие аптечки будут использоваться во время прохождения обучающего темы «Обеспечение безопасности туриста»

13

Мобильный душ

2 шт

Необходим для соблюдения Санитарно-гигиенических норм

14

МФУ

1 шт

Используется для подготовки раздаточного материала обучающим. Для подготовки документов на конкурсы.

15

Навигационное устройство походного типа

1 шт

Используется для ориентирования на местности во время походов

16

Носилки спасательные

1 шт

Комплектующие аптечки будут использоваться во время прохождения обучающего темы «Обеспечение безопасности туриста»

17

Ноутбук для педагога

1 шт

Используется во время образовательного процесса для подготовки материала для обучающихся, а также во время выездных мероприятий для обработки собранных краеведческих данных и подключения проектора.

18

Оборудование для приготовления пищи (примусы, газовые плиты, горелки и т.д.)

2 шт.

Используется для приготовления пищи в походе

19

Палатка туристская с тентом (каркасно-дуговая) 4-хместная

7 шт.

Для проживания 25 обучающихся в походе.

20

Палатка хозяйственная

2 шт

Для хранения продуктов питания и специализированного оборудования во время выездных мероприятий в природной среде.

21

Пила

2 шт

Заготовка дров в походе

22

Портативный проектор

1 шт

Используется для проведения занятий с обучающимися во время аудиторных занятий, во время многодневных туристских мероприятий для обсуждения полученной информации.

23

Радиостанция портативная

3 шт

Для организации связи в походе

24

Ремонтный набор для палаток

7 шт

Ремонт и восстановление целостности палаток.

25

Секундомер

2 шт

Отсчёт времени при практических занятиях, соревнования по вязке узлов, изучение скорости течения рек.

26

Сидушка

25 шт

Используются во время проведения активных экскурсий, походов.

27

Спальный мешок

25 шт

Используются для проживания в палатке

28

Столы-трансформеры

15 шт

Используются во время краеведческих и природоведческих многодневных выходов и экспедиций в каникулярный период времени. Используются в качестве столов в столовой в экспедиции.

29

Стулья

25 шт

Используются во время краеведческих и природоведческих многодневных выходов и экспедиций в каникулярный период времени.

30

Тент от дождя

4 шт

Используется от непогоды в походе

31

Термометр водный

1шт

Используется для природоведческих исследований.

32

Термометр воздушный

1шт

Используется для природоведческих исследований.

33

Топор туристический

3 шт

Заготовка дров в походе

34

Фонарь налобный

25 шт

Используются обучающимися в тёмное время суток для повышения безопасности в походе.

35

Фотоаппарат

1 шт

Используется для сбора фото и видео материала во время экскурсий, походов, выездных мероприятий. Материал будет использоваться в исследовательских работах обучающихся.

36

Штатив

1 шт

Используется для увеличения качества фото и видео съёмки

37

Экран с Креплением для проектора

1 шт

Используется для проведения занятий с обучающимися во время аудиторных занятий, во время многодневных туристских мероприятий для обсуждения полученной информации





2.6. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Воспитательная работа направлена:

-на формирование правового самосознания, гражданской и социальной активности, ценностного отношения к собственной жизни и жизни других людей;

- на гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание учащихся;

- на формирование ответственности, дисциплинированности;

- на профессиональную ориентацию в сфере обеспечения безопасного дорожного движения.

Воспитательный процесс осуществляется на протяжении всего учебного процесса посредством:

- отбора программного содержания;

- реального и дистанционного общения с педагогом и другими учащимися;

- во время подготовки учащихся к конкурсам, акциям и участия в них.

Воспитательный процесс осуществляется с опорой на следующие принципы:

- установление доверительных отношений между педагогом и учащимися, создание пространства творчества, одобрения и поддержки каждого ребенка;

- взаимосвязь воспитания и реальной жизни;

- самовоспитание.



2.7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рощин А.Н. Ориентирование на местности. М.: Высшая школа, 1982.

2. Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г. Юные туристы-краеведы. Программы для системы дополнительного образования детей. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2004.

3. Соловьёв Э.Я. Поведение в экстремальных ситуациях. М.: ИВФ Антал, 1996. 4. Справочник туриста (сост. Онищенко В.В.). Харьков: Фолио, 2007.

5. Фесенко Б.И. Книга молодого ориентировщика. М.: ЦДЮТур МО РФ,1997

6. Шибаев А.С. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени? Умеете ли вы предсказывать погоду? Программированные задания. М.: ЦДЮТур МО РФ,1996.

7. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. М., 1985.

8. Штюрмер Ю.А. Маркировка туристических маршрутов. М.: ЦРИБ Турист, 1975.

9. Юньев И.С. Краеведение и туризм. М.: Знание, 1974.

10. Юшманов Е. Безопасность туристских путешествий. М.: Физкультура и спорт, 1968. 11. Ярошенко В.В. Туристический клуб школьников. М.: ТЦ Сфера, 2004.

12. Учебник: Ревякин В.С. География Алтайского края. – Барнаул: «21 век», 2004.

13. Л.Д. Подкорытова, В.А. Савина. Уроки географии Алтайского края. Под ред. д.г.н. профессора В.С. Ревякина. – Барнаул: Позиция, 1996.

14. Атлас Алтайского края. - Барнаул, 1992.

15. Акарачкина Л. К., Винокурова О. М., Сергеев А. Д. Рассказы о природе и истории Алтайского края. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1987.

16. Бакланова С.Л. Экологическое образование в курсе «География Алтайского края»: Учебно-методическое пособие. – Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2003.

17. География: программно-методические материалы. 6-9 кл. / Сост В. И. Сиротин. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.-288 с.

18. Гришаев В. Ф. Алтайские горные инженеры. - Барнаул: День, 1999.

19. Заповедники Сибири. В 2-х т. - Т. 2.- М.: Логата, 2000.

20. Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории. - Барнаул: Изд-во АТУ, 2002. - 339с: ил.

21. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений. - Барнаул: Изд.Алт.унта, 1998.

22. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998.

23. Петрищева Г.С. Бийсковедение. Природа и человек: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Бийск: Издательский дом «Барнаул», 2009.

24. Ревякин В. С, Ревякина Н. Е., Малиновский А.В. География Алтайского края: учебное пособие для учащихся школ и лицеев. - Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1995. -136 с.

25. Уникальные природные объекты предгорий Алтайского края / Под ред. Винокурова Ю. И., Дорощенкова О. П. - Барнаул: Изд-во Алтайского госуниверситета, 1995.



Интернет-ресурсы:

Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru

Библиотека по естественным наукам РАН http://www.benran.ru/

Университетская электронная библиотека http://www.infoliolib.info

Большая научная библиотека (БНБ) http://www.sci-lib.com





ПРИЛОЖЕНИЕ

Контрольно-оценочные материалы

Раздел 1. Общие особенности природы Бийска

Какие этапы прослеживаются в истории города?

Как шел рост города в период развития военно-промышленного комплекса?

Определите по схеме (рисунок 17 учебника «Бийсковедение. Природа и человек), в какое время застраивался район вашего проживания.

Постройте график изменения численности населения города по данным таблицы

Годы

1718

1851

1897

1940

1970

1989

2006

Население, чел

Менее 100

3612

17213

84,2 тыс

186,3 тыс

233,2 тыс

226,8 тыс



Раздел 2. Компоненты природы Бийска

Каково значение синантропных животных в жизни горожанина?

Назовите 6 видов синантропных птиц Бийска.

Как часто на вашем пути в школу встречаются синантропные животные? О чем это свидетельствует?

Выпиши из текста учебника синантропных насекомых. В какие сезоны года они активно сопровождают человека?

Выпишите полусинантропных птиц из текста в таблицу

Знаю, как выглядит птица

Хочу знать, как выглядит птица

Не хочу знать, как выглядит птица






Раздел 3. Природные и антропогенные комплексы Бийска

По тексту учебника и схеме «Карта антропогенных ландшафтов города Бийска» заполните таблицу (работу выполняйте в группе)

Антропогенные комплексы по роду хозяйственной деятельности

Площадь, км.кв.

Густота дорог км/км.кв

Сельскохозяйственные:

- поля

- луга

- сады

Лесные:

Промышленные:

Водные:

Селитебные:

- малоэтажные

- многоэтажные

- скверы и парки

Линейно-дорожные:

- автомобильные

-железнодорожные




Оцените действия с позиции экологических принципов организации культурного ландшафта:

А) Рельеф территории выравнивается бульдозерами, завозится земля, засеваются травы, создается газон.

Б) на территории сохраняются неровности рельефа, в понижениях высаживаются деревья, на возвышенностях – травы, через ручьи строятся мостики.

В) На крышах домов устраиваются газоны. Администрация города доплачивает деньги за расширение площади газонов (подобный пример был описан в Германии)

Г) мусор сортируется на группы: пластик, стекло, металлы, дерево и пищевые отходы. Каждая группа отходов перерабатывается отдельно

Определите тип антропогенного ландшафта, изображенного на рисунке 163 учебника Бийсковедение

Разработайте систему мероприятий для внедрения географических принципов организации культурного ландшафта в районе вашего проживания. Найдите в литературе или других информационных источниках примеры создания культурных ландшафтов в городе.

Раздел 4. Человек и среда

Почему необходимо охранять природу города?

Когда в Бийске началась активная природоохранная деятельность и в чем она заключалась?

Какие природные комплексы и объекты впервые были выделены как памятники природы? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Что такое ООПТ и каково их назначение?

Какова роль Бийского отделения ВООП в деле охраны природы в городе?

Какие категории ООПТ выделены в Бийске в современный период?

Докажите состоятельность или несостоятельность следующего утверждения: «ООПТ Бийска могут быть объектами экологического туризма»

В крупных городах-мегаполисах, таких как Лондон, Париж, Москва, Санкт-Петербург, существуют различные категории ООПТ. Если вам известны их примеры, назовите. Объясните, почему в городах-мегаполисах необходимы ООПТ?

Заключение. Конкурс проектов учащихся.

Проведите краеведческое исследование.

Составьте паспорт на деревья и кустарники, которые растут на школьной территории. Определите их видовой состав, подсчитайте количество, узнайте у учителей время посадки. Нарисуйте картосхему изученного участка.

Включитесь в операцию «Зеленый Бийск» и возьмите шефство по озеленению улиц, прилегающих к школе, или своего квартала, своего места жительства. Этот уголок может быть набольшим. Наблюдайте, как, благодаря вашим усилиям, он будет изменяться.

Совершите экскурсию по ООПТ Бийска и продолжите исследование вышеназванных объектов или некоторых их них. Познакомьтесь с подробной характеристикой ООПТ Бийска по справочному изданию Дзагоевой Е. А. и др. «Особо охраняемые территории Бийска», Бийск, 1999 г. Выявите и создайте паспорт на один из памятников природы.

Организуйте выставки рисунков, фотографий, плакатов, презентаций, видеофильмов по ООПТ Бийска и проведите школьную конференцию «Я красив – красив мой город!»

Разработайте проект улучшения экологического и эстетического состояния придомовой территории своего места проживания. Привлеките друзей, родственников, соседей для реализации проекта













Контрольно-оценочные материалы по разделу «География Алтайского края»

Раздел 1. Введение

Какая часть Сибири – средняя или южная – была включена в состав России раньше?

Когда и где на территории края были устроены первые русские крепости?

Какие сведение о природе края и его полезных ископаемых были известны русским ученым в 17 – 18 веках?

Как была организована оборона территории края от набегов кочевников?

Когда и кем были составлены первые карты Алтая?

Из каких источников можно получить сведения об истории освоения природы Алтая?

Какие книги современных ученых о нашем крае вы можете назвать?

Подготовьте сообщение об одном из исследователей Алтая. Какой вклад внёс этот учёный в изучение и освоение края?

О каких алтайских путешественниках и исследователях сегодняшнего дня вы можете рассказать? Подготовьте сообщение об одном из них.

Что вы знаете об истории заселения и освоения природы своего района, города (села)?

Раздел 2. Природные условия и ресурсы

Расскажите об особенностях рельефа западной, центральной и восточной частей края. Отметьте черты сходства и различия. Какие формы рельефа преобладают на территории края?

Какие современные процессы формируют рельеф края? Какие формы рельефа они создают?

Можно ли по характеру рельефа определить, под воздействием каких процессов он сформировался?

Используя тектоническую карту определите, в какие эпохи складчатости формировалась земная кора в пределах края. В каких районах края осадочный чехол, на ваш взгляд, имеет наибольшую толщину, когда он начал развиваться?

Найдите на карте районы зафиксированных землетрясений. Какова интенсивность землетрясений, случающихся в местности, где вы живете?

Какое строение имеет платформа пол Кулундинской равниной, Приобским плато, Предгорными равнинами? Чем различается характер залегания горных пород фундамента и осадочного чехла?

Выясните взаимосвязь между тектоническими структурами, геологическим строением и рельефом края. Данные занесите в таблицу.

Какие горные порода и минералы встречаются в вашей местности? Где и как они применяются в народном хозяйстве?

Назовите основные факторы, определяющие климат края.

Какова связь между климатом края и географической широтой?

Раздел 3. Население

Определите принадлежность народов, населяющих территорию Алтайского края к языковой группе и семье (5 народов)

По карте «Религии народов России» определите, какую религию исповедует население Алтайского края?

Расположите города в порядке уменьшения численности населения: а) Славгород; б) Бийск; в) Барнаул

В каком году в Алтайском крае наблюдалось наименьшее превышение смертности над рождаемостью? Используйте данные таблицы.

Определите миграционный прирост населения Алтайского края в 2010 году. Ответ запишите в виде числа. Используйте данные таблицы.

В каких регионах Алтайского края средняя плотность населения наибольшая? В каких – наименьшая? Почему?

Изменение численности населения Алтайского края в 2007−2010 гг.

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общий прирост населения за год,

человек

14 830

11 702

6062

9803

Естественный прирост населения за год,

человек

9039

6756

4868

5516

Раздел 4. Хозяйство края

1. Промышленность


Отрасли специализации промышленности

Города

Факторы размещения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.



2. Сельское хозяйство


Отрасли специализации сельского хозяйства

Регионы

Факторы размещения

1.

2.

3.




3. Сфера услуг:

А) Транспорт: виды, плотность, структура транспортных путей


Б) Туризм: использование памятников Всемирного наследия в историческом туризме; использование национальных парков в природном (экологическом) туризме; использование источников минеральных вод, климата, тропической растительности и морского побережья в лечебном отдыхе; использование гор, горных рек в эсктремальном туризме.


4.Вывод: об уровне развития, проблемах и перспективах хозяйства Алтайского края


Итоговое занятие по курсу «География Алтайского края»

Перечислите все города Алтайского края, покажите их на карте

Назовите самое большое по площади озеро Алтайского края.

Назовите дату образования Алтайского края.

Назовите реки Алтайского края, которые не имеют стока в океан. Покажите их на карте.

Назовите и покажите на карте границы края и пограничные субъекты и государство.

Назовите и покажите на карте высочайшую точку Алтайского края.

Назовите символику герба Алтайского края и объясните значение этой символики.

Назовите реки Алтайского края, входящие в речную систему реки Обь

Какие самые плодородные почвы Алтайского края?

Назовите особо охраняемые природные территории края (заповедники, заказники, памятники природы)








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.