Краткосрочная дополнительная программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист-краевед»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист краевед» - модифицированная, составлена на основе авторских образовательных программ «Юные туристы-краеведы», "Краеведение в младших классах", "Юные историки-краеведы". Изменения внесены в соответствии с климатическими особенностями региона (Мурманская область).
Вид программы: краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.
Актуальность программы основывается на запросах детей и родителей, удовлетворении их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплении здоровья, а также на организацию их свободного времени. Приобретение туристских навыков является необходимым условием подготовки к самостоятельной взрослой жизни, полученные знания и навыки позволят детям участвовать в конкурсах и соревнованиях, актуальных в городе Полярные Зори и Мурманской области.
Педагогическая целесообразность программы. Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный турист-краевед» способствует физическому развитию и укреплению здоровья обучающихся, развивает силу, выносливость, дисциплинированность, ответственность перед окружающими людьми и ответственное отношение к природной среде.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она является практико-ориентированной. Обучение проходит в виде практических и теоретических занятий, экскурсий, походов, соответствующими возрасту обучающихся. Оценка результативности обучающего процесса происходит на основе викторин, выполнения творческих заданий, осуществления поисково-исследовательской деятельности. Программа скорректирована с учетом регионального компонента и адаптирована к условиям реализации в данном учреждении
Дополнительная программа разработана согласно требованиям следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 No273-ФЗ.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. N996-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"".
Вид деятельности: туристско-краеведческая.
Новизна программы. Программа разработана с учетом климатических условий городов Полярные Зори, Кандалакши и Кировска для комфортного и безопасного посещения обучающимися исторических мест, природных объектов и знакомства с местной флорой и фауной. Ребенок, проживающий на Крайнем Севере, должен иметь возможность заниматься активной физической деятельностью, развивать выносливость, ловкость, быстроту, укреплять защитные силы организма, а также знать историю своего края.
Уровень программы: стартовый
Адресат программы. Программа рассчитана на детей в возрасте 7 – 14 лет.
Объем и срок реализации программы. Программа рассчитана на 2 недели обучения, всего – 16 часов.
Режим занятий: занятия проводятся ежедневно по 2 часа.
Продолжительность занятий – 45 минут. Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (СП 2.4. 3648-20, СанПиН 1.2.3685-21).
Количество обучающихся: 12 человек.
Цель программы – удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся в области туристско-краеведческой и природоохранной деятельности, формирование всесторонне развитой личности средствами пешеходного туризма, краеведения.
Задачи программы:
обучающие:
сформировать систему базовых знаний в области пешеходного туризма,
краеведения, спортивного ориентирования;
совершенствовать знания в области поисково-исследовательской
деятельности;
познакомить с растительностью Мурманской области;
познакомить с полезными ископаемыми Мурманской области;
познакомить со специальным снаряжением;
соверщенствовать знания по оказанию доврачебной помощи при травмах.
развивающие
развить практические навыки обустройства бивака, разведения костра;
развить практические умения и навыки преодоления естественных
препятствий;
совершенствовать навыки ориентирования;
совершенствовать навыки безопасного поведения в природной, городской
среде;
совершенствовать навыки оказания доврачебной помощи при травмах;
развить исследовательские способности обучающихся.
воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе и объектам историко-культурного наследия;
способствовать воспитанию чувства ответственности за свои поступки;
способствовать развитию нравственно-коммуникативных качеств
личности обучающихся (коллективизма, взаимопомощи, чувства
дружбы).
Механизм контроля за реализацией программы
В ходе реализации программы, ведется постоянный контроль над выявлением новых знаний и умений.
Объект контроля: знания; умения.
Виды контроля | Цель контроля | Формы контроля |
Входной (подготовительный) | Выявить исходный уровень подготовленности учащихся к предстоящей деятельности. | Обсуждение, практическая работа. |
Итоговый | Определить степень усвоения материала. | Итоговое тестирование. Участие в городских и региональных конкурсах. |
Способы проверки результативности освоения программы.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и ее оценка. Для оценки результатов занятий и уровня сформированности знаний используются контрольные задания в виде тестирования. В конце обучения заполняется диагностическая карта.
При тестировании используются следующие уровни:
Высокий – выявленные знания примерно соответствуют объему и глубине их раскрытия по критериям, установленным образовательной программой (8-10 баллов)
Средний - допущены незначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание ответа (4-7 баллов)
Низкий - прослеживается наличие минимального объема знаний по программе (0-3 балла)
Формы подведения итогов. К концу обучения по программе предполагается, что обучающиеся, получив прочные, глубокие знания, смогут подготовить и выступить с сообщениями, докладами на учебно-практических конференциях, слётах
Результативность программы осуществляется за счет проведения итогового тестирования.
Участие в конкурсах
Участие в различных муниципальных, областных, региональных и всероссийских конкурсах.
Методическое обеспечение программы:
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный турист-краевед» предназначена для работы с учащимися младшего и среднего возраста, проявляющими интерес к изучению истории и природы Кольского
края. Одной из главных задач является сохранение мотивации и познавательной активности учащихся, формирование у них глубоких знаний, творческих способностей, развитие общеучебных умений и навыков.
Для освоения программы используются разнообразные методы и приемы
обучения:
словесные: рассказ; беседа, диалог, работа с книгой и другими
источниками, дискуссия; составление и воспроизведение текста сообщений
на краеведческие, туристские, экологические темы;
наглядные: анализ фото-, кино- и видеоматериалов, объектов с
использованием мультимедийных средств, изучение экскурсионных
объектов; работа с топографическими и географическими картами;
практические: выполнение практических заданий (наблюдение,
викторина, игра, зарисовка, фотографирование, паспортизация памятников и
экскурсионных объектов и др.); составление и выполнение заданий для игр и
кроссвордов; участие в туристско-краеведческих мероприятиях.
В ходе реализации программы используются следующие
педагогические технологии:
развивающее обучение, которое направлено на развитие потенциальных
возможностей обучающихся, включая формирование механизмов мышления
и памяти;
проблемное обучение, которое направлено на овладение обучающимися
новыми навыками в процессе решения проблемной ситуации, в результате
чего происходит формирование творческих способностей: продуктивного
мышления, воображения, познавательной мотивации.
здоровьесберегающие технологии, которые направлены на сохранение
здоровья обучающихся на всех этапах его обучения и развития;
информационно-коммуникационная технология, которая направлена на
формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и
сортировки, упорядочивания и хранения;
личностно-ориентированные технологии, которые направлены на
максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей
обучающегося на основе использования, имеющегося у него опыта
жизнедеятельности.
Особого внимания педагога потребует организация туристских походов. Необходимо помнить, что участие в походе учащиеся рассматривают, в первую очередь, как развлекательное, досуговое мероприятие. Задача педагога сделать приобретение туристских навыков безопасным и содержательным. Следует планировать проведение похода таким образом, чтобы во время похода дети получили возможность приобрести знания о природе и истории родного края, исследовать и описать различные объекты, выполнить исследовательскую работу.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Тема | Всего | Теория | Практика | Комбинированное занятие | Формы контроля |
1. | Вводное занятие. ТБ и ПБ | 1 | | | 1 | Практическое занятие |
2. | По следам Феодорита Кольского | 4 | | 3 | 1 | Тематические игры, беседа, практическое задание |
3. | Природные ископаемые Кольского полуострова | 2 | | | 2 | Квест-игра |
4. | Климатические условия. Животный и растительный мир Кольского п-ова | 4 | | 2 | 2 | Викторина |
5. | Мой город Полярные Зори. | 2 | 1 | | 1 | Тематические игры, беседа. |
6. | Дорогой смелой, вдаль ушла война. | 2 | 1 | 1 | | Беседа, практические задания |
7 | Итоговое занятие | 1 | | | 1 | Итоговое тестирование, выставка творческих работ. |
Содержание учебного плана:
I. Вводное занятие
Комбинированное занятие, 1 час.
Знакомство с учащимися. Техника безопасности в походе. Инструктаж. Беседа, о том, что мы будем изучать по программе «Юный турист-краевед».
Практика, 1час.
Входящий контроль знаний. Подготовка к туристическому походу (сбор рюкзака).
II. По следам Феодорита Кольского.
Практика, 4 часа.
Экскурсия в Краеведческий музей г.Кандалакши. Обратить внимание на то, где и как жили саамы и поморы на берегу реки Нива и залива Белого моря. Посещение памятника Феодорита Кольского.
Поход на сопки Крестовая, Валасяная и лабиринт «Вавилон».
Комбинированное занятие, 1 час
Беседа о том, как разбить туристический бивак. Игра «Что необходимо для туристического похода».
Ш. Природные ископаемые Кольского полуострова
Комбинированное занятие, 2 часа
Экскурсия в Музейно-выставочный центр «Апатит» в г.Кировск «Путешествие из недр Земли в атмосферу. Природные ископаемые Кольского полуострова». Квест-игра «Минералы Кольского полуострова».
IV. Климатические условия. Животный и растительный мир Кольского полуострова.
Комбинированное занятие, 2часа
Презентация на тему «Климат Кольского полуострова. Заповедники Мурманской области». Экскурсия в музей Кандалакшского государственного природного заповедника г.Кандалакша: «Животные, обитающие на Севере. Виды животных и растений Мурманской области, охраняемые государством». Экскурсия по экологической тропе села Лувеньга. Выставка рисунков и поделок «Животные нашего края»
Практическое занятие, 2 часа
Поход по экологической тропе на водопады «Колвица – село, река, губа».
V. Мой город Полярные Зори
Теория, 1 час
История создания города. Просмотр видеоролика «Город Полярные Зори».
Практическое занятие, 1 часа
Экскурсия по городу и в Информационный центр КАЭС «Полярные Зори - город энергетиков». Создание выставки рисунков, поделок и фотографий «Любимые места родного города».
VI. Дорогой смелых вдаль ушла война.
Теория, 1 час
Просмотр презентации «Живая история. Памятные места города Полярные Зори».
Практическое занятие, 1 часа
Экскурсия по городу Полярные Зори и выезд в город Кандалакшу для возложения цветов и георгиевских ленточек к мемориальным доскам и памятникам воинам, кто отдал свою жизнь на поле боя.
VII.Итоговое занятие
Комбинированное занятие, 1 час
Беседа на тему «Что мы узнали, чему научились». Итоговое тестирование. Создание выставки творческих работ «Моё туристическое лето».
Прогнозируемые результаты
Предметные результаты
Обучающиеся по окончании обучения должны знать:
правила поведения внутри туристской группы;
правила применения специального туристского снаряжения;
правила разведения костра;
способы преодоления естественных препятствий;
требования к обустройству бивака для похода.
требования к личному и групповому снаряжению;
принципы осуществления поисково-исследовательской деятельности;
правила поведения в природе;
субъективные и объективные опасности в туризме;
правила оказания первой помощи при травмах.
Обучающиеся по окончании обучения должны уметь:
укладывать рюкзак для туристического однодневного похода;
передвигаться в составе группы;
разводить костер в соответствии с требованиями безопасности;
развертывать и свертывать лагерь;
оформлять паспорта туристских маршрутов, экскурсионных объектов на
маршруте;
уметь пользоваться определителем растений.
Личностные результаты
Обучающиеся по окончании обучения должны:
соблюдать принципы рационального использования природных ресурсов,
соблюдать экологический кодекс туриста;
проявлять бережное отношение к объектам природы и объектам
культурно-исторического наследия;
ответственно относиться к своим обязанностям в туристской группе;
владеть навыками туристского быта;
проявлять уважение к окружающим людям, оказывать им помощь.
взаимодействовать в команде в процессе совместной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающиеся по окончании обучения должны:
уметь формулировать свою точку зрения по поводу изучаемого или
излагаемого материала;
уметь взаимодействовать в команде в процессе совместной деятельности;
владеть навыками поисково-исследовательской деятельности;
бережно относится к объектам природы и объектам культурно-исторического наследия.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Список литературы для педагога
1. Двинин Е. Край, в котором мы живём. – М.: Мурманское книжное издательство, 2000г.
2. Дранишников В.В. Рассказы по истории Кольского края. Книга для чтения. – М.: Мурманское книжное издательство, 2000г.
3. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК МО РФ, 2006.
4. Разин Е. Кандалакша: азбука истории. Наша память. – Апатиты: Издательство МУП «Полиграф», 2001г.
5. Усков А.С. Практика туристских путешествий». – СПб.: творческий центр «Геос», 2009г.
6. Ушаков И.Ф., Киселёв А.А. История родного края. – М.: Мурманское книжное издательство, 2004г.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Александров Г., Жиров Д.В., Зайцева И., Кобяков К. Редкие растения Мурманской области. // Санкт-Петербург: изд. «Ника», 2004г.
2. Гаркотин, В. Северная магистраль /В. Гаркотин. – Кандалакша: Нива-Пресс, 2015. Под. ред. Т.Т. Федоровой. Красная книга Мурманской области. - М.: Мурманское книжное издательство, 2003г.
3. Листая памяти страницы / под редакцией Л.А. Бей. - Кандалакша: ИП Тучин А.В., 2020г.
4. Усков А.С. Практика туристских путешествий. – СПб.: творческий центр «Геос», 2009г.
5. Ушаков И.Ф., Киселёв А.А. История родного края. – М.: Мурманское книжное издательство, 2004г
Учебный план
№ занятия | Тема занятия | Всего | Теория | Практика | Комбинированное занятие |
Вводное занятие | |||||
Техника безопасности и правила поведения в походе. Инструктаж. Беседа, о том, что мы будем изучать по программе «Юный турист-краевед». | 1 | | | 1 | |
По следам Феодорита Кольского. | |||||
Экскурсия в Краеведческий музей г.Кандалакша. Посещение памятника Феодорита Кольского, Монастырского наволока. Поход на сопку Крестовая. | 2 | | 2 | | |
Поход на сопку Валасяная (Китовая) | 1 | | 1 | | |
«Мегалиты Кандалакшского берега». Туристический поход на лабиринт «Вавилон». Правила обустройства туристического бивака. | 1 | | | 1 | |
Природные ископаемые Кольского полуострова | |||||
5 | Экскурсия в Музейно-выставочный центр «Апатит» в г.Кировск «Путешествие из недр Земли в атмосферу. Природные ископаемые Кольского полуострова». Квест-игра «Минералы Кольского полуострова». | 2 | | | 2 |
Климатические условия. Животный и растительный мир Кольского п-ова | |||||
6. | Презентация на тему «Климат Кольского полуострова. Заповедники Мурманской области». Экскурсия в музей Кандалакшского государственного природного заповедника г.Кандалакша: «Животные, обитающие на Севере. Виды животных и растений Мурманской области, охраняемые государством». Экскурсия по экологической тропе села Лувеньга. Выставка рисунков и поделок «Животные нашего края». | | | | 2 |
7. | Поход по экологической тропе на водопады «Колвица – село, река, губа». | 2 | | 2 | |
Мой город Полярные Зори. | |||||
8. | История создания города. Просмотр видеоролика «Город Полярные Зори». Экскурсия по городу и в Информационный центр КАЭС «Город энергетиков» Создание выставки рисунков, поделок и фотографий «Любимые места родного города». | 2 | 1 | | 1 |
Дорогой смелых вдаль ушла война. | |||||
9 | Просмотр презентации «Живая история. Памятные места города Полярные Зори». Экскурсия по городу Полярные Зори и выезд в город Кандалакшу для возложения цветов и георгиевских ленточек к мемориальным доскам и памятникам воинам, кто отдал свою жизнь на поле боя. | 2 | 1 | 1 | |
10 | Итоговое занятие. Беседа на тему «Что мы узнали, чему научились». Итоговое тестирование. Создание выставки творческих работ «Моё туристическое лето». | 1 | | | 1 |
| Итого: | 16 | 2 | 6 | 8 |