Краткосрочная дополнительная программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист-краевед»

0
0
Материал опубликован 4 May 2022 в группе

t1651652842aa.jpg


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист краевед» - модифицированная, составлена на основе авторских образовательных программ «Юные туристы-краеведы», "Краеведение в младших классах", "Юные историки-краеведы". Изменения внесены в соответствии с климатическими особенностями региона (Мурманская область).

Вид программы: краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.

Актуальность программы основывается на запросах детей и родителей, удовлетворении их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплении здоровья, а также на организацию их свободного времени. Приобретение туристских навыков является необходимым условием подготовки к самостоятельной взрослой жизни, полученные знания и навыки позволят детям участвовать в конкурсах и соревнованиях, актуальных в городе Полярные Зори и Мурманской области.

Педагогическая целесообразность программы. Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный турист-краевед» способствует физическому развитию и укреплению здоровья обучающихся, развивает силу, выносливость, дисциплинированность, ответственность перед окружающими людьми и ответственное отношение к природной среде.

Отличительная особенность программы состоит в том, что она является практико-ориентированной. Обучение проходит в виде практических и теоретических занятий, экскурсий, походов, соответствующими возрасту обучающихся. Оценка результативности обучающего процесса происходит на основе викторин, выполнения творческих заданий, осуществления поисково-исследовательской деятельности. Программа скорректирована с учетом регионального компонента и адаптирована к условиям реализации в данном учреждении

Дополнительная программа разработана согласно требованиям следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 No273-ФЗ.

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196).

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. N996-р).

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"".

Вид деятельности: туристско-краеведческая.

Новизна программы. Программа разработана с учетом климатических условий городов Полярные Зори, Кандалакши и Кировска для комфортного и безопасного посещения обучающимися исторических мест, природных объектов и знакомства с местной флорой и фауной. Ребенок, проживающий на Крайнем Севере, должен иметь возможность заниматься активной физической деятельностью, развивать выносливость, ловкость, быстроту, укреплять защитные силы организма, а также знать историю своего края.

Уровень программы: стартовый

Адресат программы. Программа рассчитана на детей в возрасте 7 – 14 лет.

Объем и срок реализации программы. Программа рассчитана на 2 недели обучения, всего – 16 часов.

Режим занятий: занятия проводятся ежедневно по 2 часа.

Продолжительность занятий – 45 минут. Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (СП 2.4. 3648-20, СанПиН 1.2.3685-21).

Количество обучающихся: 12 человек.

Цель программы – удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся в области туристско-краеведческой и природоохранной деятельности, формирование всесторонне развитой личности средствами пешеходного туризма, краеведения.

Задачи программы:


обучающие:

сформировать систему базовых знаний в области пешеходного туризма,

краеведения, спортивного ориентирования;

совершенствовать знания в области поисково-исследовательской

деятельности;

познакомить с растительностью Мурманской области;

познакомить с полезными ископаемыми Мурманской области;

познакомить со специальным снаряжением;

соверщенствовать знания по оказанию доврачебной помощи при травмах.


развивающие

развить практические навыки обустройства бивака, разведения костра;

развить практические умения и навыки преодоления естественных

препятствий;

совершенствовать навыки ориентирования;

совершенствовать навыки безопасного поведения в природной, городской

среде;

совершенствовать навыки оказания доврачебной помощи при травмах;

развить исследовательские способности обучающихся.


воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе и объектам историко-культурного наследия;

способствовать воспитанию чувства ответственности за свои поступки;

способствовать развитию нравственно-коммуникативных качеств

личности обучающихся (коллективизма, взаимопомощи, чувства

дружбы).



Механизм контроля за реализацией программы

В ходе реализации программы, ведется постоянный контроль над выявлением новых знаний и умений.

Объект контроля: знания; умения.


Виды

контроля

Цель

контроля

Формы

контроля

Входной

(подготовительный)

Выявить исходный уровень подготовленности учащихся к предстоящей деятельности.

Обсуждение, практическая работа.


Итоговый

Определить степень усвоения материала.

Итоговое тестирование. Участие в городских и региональных конкурсах.


Способы проверки результативности освоения программы.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и ее оценка. Для оценки результатов занятий и уровня сформированности знаний используются контрольные задания в виде тестирования. В конце обучения заполняется диагностическая карта.

При тестировании используются следующие уровни:

Высокий – выявленные знания примерно соответствуют объему и глубине их раскрытия по критериям, установленным образовательной программой (8-10 баллов)

Средний - допущены незначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание ответа (4-7 баллов)

Низкий - прослеживается наличие минимального объема знаний по программе (0-3 балла)

Формы подведения итогов. К концу обучения по программе предполагается, что обучающиеся, получив прочные, глубокие знания, смогут подготовить и выступить с сообщениями, докладами на учебно-практических конференциях, слётах

Результативность программы осуществляется за счет проведения итогового тестирования.

Участие в конкурсах

Участие в различных муниципальных, областных, региональных и всероссийских конкурсах.

Методическое обеспечение программы:

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Юный турист-краевед» предназначена для работы с учащимися младшего и среднего возраста, проявляющими интерес к изучению истории и природы Кольского

края. Одной из главных задач является сохранение мотивации и познавательной активности учащихся, формирование у них глубоких знаний, творческих способностей, развитие общеучебных умений и навыков.

Для освоения программы используются разнообразные методы и приемы

обучения:

словесные: рассказ; беседа, диалог, работа с книгой и другими

источниками, дискуссия; составление и воспроизведение текста сообщений

на краеведческие, туристские, экологические темы;

наглядные: анализ фото-, кино- и видеоматериалов, объектов с

использованием мультимедийных средств, изучение экскурсионных

объектов; работа с топографическими и географическими картами;

практические: выполнение практических заданий (наблюдение,

викторина, игра, зарисовка, фотографирование, паспортизация памятников и

экскурсионных объектов и др.); составление и выполнение заданий для игр и

кроссвордов; участие в туристско-краеведческих мероприятиях.


В ходе реализации программы используются следующие

педагогические технологии:

развивающее обучение, которое направлено на развитие потенциальных

возможностей обучающихся, включая формирование механизмов мышления

и памяти;

проблемное обучение, которое направлено на овладение обучающимися

новыми навыками в процессе решения проблемной ситуации, в результате

чего происходит формирование творческих способностей: продуктивного

мышления, воображения, познавательной мотивации.

здоровьесберегающие технологии, которые направлены на сохранение

здоровья обучающихся на всех этапах его обучения и развития;

информационно-коммуникационная технология, которая направлена на

формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и

сортировки, упорядочивания и хранения;

личностно-ориентированные технологии, которые направлены на

максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей

обучающегося на основе использования, имеющегося у него опыта

жизнедеятельности.

Особого внимания педагога потребует организация туристских походов. Необходимо помнить, что участие в походе учащиеся рассматривают, в первую очередь, как развлекательное, досуговое мероприятие. Задача педагога сделать приобретение туристских навыков безопасным и содержательным. Следует планировать проведение похода таким образом, чтобы во время похода дети получили возможность приобрести знания о природе и истории родного края, исследовать и описать различные объекты, выполнить исследовательскую работу.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Тема

Всего

Теория

Практика

Комбинированное занятие

Формы контроля

1.

Вводное занятие. ТБ и ПБ

1



1

Практическое занятие

2.

По следам Феодорита Кольского

4


3

1

Тематические игры, беседа, практическое задание

3.

Природные ископаемые Кольского полуострова

2



2

Квест-игра

4.

Климатические условия. Животный и растительный мир Кольского п-ова

4


2

2

Викторина

5.

Мой город Полярные Зори.

2

1


1

Тематические игры, беседа.

6.

Дорогой смелой, вдаль ушла война.

2

1

1


Беседа, практические задания

7

Итоговое занятие

1



1

Итоговое тестирование, выставка творческих работ.





Содержание учебного плана:


I. Вводное занятие


Комбинированное занятие, 1 час.

Знакомство с учащимися. Техника безопасности в походе. Инструктаж. Беседа, о том, что мы будем изучать по программе «Юный турист-краевед».

Практика, 1час.

Входящий контроль знаний. Подготовка к туристическому походу (сбор рюкзака).


II. По следам Феодорита Кольского.

Практика, 4 часа.

Экскурсия в Краеведческий музей г.Кандалакши. Обратить внимание на то, где и как жили саамы и поморы на берегу реки Нива и залива Белого моря. Посещение памятника Феодорита Кольского.

Поход на сопки Крестовая, Валасяная и лабиринт «Вавилон».

Комбинированное занятие, 1 час

Беседа о том, как разбить туристический бивак. Игра «Что необходимо для туристического похода».


Ш. Природные ископаемые Кольского полуострова


Комбинированное занятие, 2 часа

Экскурсия в Музейно-выставочный центр «Апатит» в г.Кировск «Путешествие из недр Земли в атмосферу. Природные ископаемые Кольского полуострова». Квест-игра «Минералы Кольского полуострова».


IV. Климатические условия. Животный и растительный мир Кольского полуострова.


Комбинированное занятие, 2часа

Презентация на тему «Климат Кольского полуострова. Заповедники Мурманской области». Экскурсия в музей Кандалакшского государственного природного заповедника г.Кандалакша: «Животные, обитающие на Севере. Виды животных и растений Мурманской области, охраняемые государством». Экскурсия по экологической тропе села Лувеньга. Выставка рисунков и поделок «Животные нашего края»


Практическое занятие, 2 часа

Поход по экологической тропе на водопады «Колвица – село, река, губа».


V. Мой город Полярные Зори


Теория, 1 час

История создания города. Просмотр видеоролика «Город Полярные Зори».


Практическое занятие, 1 часа

Экскурсия по городу и в Информационный центр КАЭС «Полярные Зори - город энергетиков». Создание выставки рисунков, поделок и фотографий «Любимые места родного города».



VI. Дорогой смелых вдаль ушла война.


Теория, 1 час

Просмотр презентации «Живая история. Памятные места города Полярные Зори».


Практическое занятие, 1 часа

Экскурсия по городу Полярные Зори и выезд в город Кандалакшу для возложения цветов и георгиевских ленточек к мемориальным доскам и памятникам воинам, кто отдал свою жизнь на поле боя.


VII.Итоговое занятие


Комбинированное занятие, 1 час

Беседа на тему «Что мы узнали, чему научились». Итоговое тестирование. Создание выставки творческих работ «Моё туристическое лето».




Прогнозируемые результаты


Предметные результаты

Обучающиеся по окончании обучения должны знать:

правила поведения внутри туристской группы;

правила применения специального туристского снаряжения;

правила разведения костра;

способы преодоления естественных препятствий;

требования к обустройству бивака для похода.

требования к личному и групповому снаряжению;

принципы осуществления поисково-исследовательской деятельности;

правила поведения в природе;

субъективные и объективные опасности в туризме;

правила оказания первой помощи при травмах.


Обучающиеся по окончании обучения должны уметь:

укладывать рюкзак для туристического однодневного похода;

передвигаться в составе группы;

разводить костер в соответствии с требованиями безопасности;

развертывать и свертывать лагерь;

оформлять паспорта туристских маршрутов, экскурсионных объектов на

маршруте;

уметь пользоваться определителем растений.


Личностные результаты

Обучающиеся по окончании обучения должны:

соблюдать принципы рационального использования природных ресурсов,

соблюдать экологический кодекс туриста;

проявлять бережное отношение к объектам природы и объектам

культурно-исторического наследия;

ответственно относиться к своим обязанностям в туристской группе;

владеть навыками туристского быта;

проявлять уважение к окружающим людям, оказывать им помощь.

взаимодействовать в команде в процессе совместной деятельности.


Метапредметные результаты

Обучающиеся по окончании обучения должны:

уметь формулировать свою точку зрения по поводу изучаемого или

излагаемого материала;

уметь взаимодействовать в команде в процессе совместной деятельности;

владеть навыками поисково-исследовательской деятельности;

бережно относится к объектам природы и объектам культурно-исторического наследия.









ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:



Список литературы для педагога


1. Двинин Е. Край, в котором мы живём. – М.: Мурманское книжное издательство, 2000г.

2. Дранишников В.В. Рассказы по истории Кольского края. Книга для чтения. – М.: Мурманское книжное издательство, 2000г.

3. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК МО РФ, 2006.

4. Разин Е. Кандалакша: азбука истории. Наша память. – Апатиты: Издательство МУП «Полиграф», 2001г.

5. Усков А.С. Практика туристских путешествий». – СПб.: творческий центр «Геос», 2009г.

6. Ушаков И.Ф., Киселёв А.А. История родного края. – М.: Мурманское книжное издательство, 2004г.


Список литературы для обучающихся и родителей

1. Александров Г., Жиров Д.В., Зайцева И., Кобяков К. Редкие растения Мурманской области. // Санкт-Петербург: изд. «Ника», 2004г.

2. Гаркотин, В. Северная магистраль /В. Гаркотин. – Кандалакша: Нива-Пресс, 2015. Под. ред. Т.Т. Федоровой. Красная книга Мурманской области. - М.: Мурманское книжное издательство, 2003г.

3. Листая памяти страницы / под редакцией Л.А. Бей. - Кандалакша: ИП Тучин А.В., 2020г.

4. Усков А.С. Практика туристских путешествий. – СПб.: творческий центр «Геос», 2009г.

5. Ушаков И.Ф., Киселёв А.А. История родного края. – М.: Мурманское книжное издательство, 2004г




























Учебный план

№ занятия

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Комбинированное занятие

Вводное занятие

Техника безопасности и правила поведения в походе. Инструктаж. Беседа, о том, что мы будем изучать по программе «Юный турист-краевед».

1



1

По следам Феодорита Кольского.

Экскурсия в Краеведческий музей г.Кандалакша. Посещение памятника Феодорита Кольского, Монастырского наволока. Поход на сопку Крестовая.

2


2


Поход на сопку Валасяная (Китовая)

1


1


«Мегалиты Кандалакшского берега». Туристический поход на лабиринт «Вавилон». Правила обустройства туристического бивака.

1



1

Природные ископаемые Кольского полуострова

5

Экскурсия в Музейно-выставочный центр «Апатит» в г.Кировск «Путешествие из недр Земли в атмосферу. Природные ископаемые Кольского полуострова». Квест-игра «Минералы Кольского полуострова».

2



2

Климатические условия. Животный и растительный мир Кольского п-ова

6.

Презентация на тему «Климат Кольского полуострова. Заповедники Мурманской области». Экскурсия в музей Кандалакшского государственного природного заповедника г.Кандалакша: «Животные, обитающие на Севере. Виды животных и растений Мурманской области, охраняемые государством». Экскурсия по экологической тропе села Лувеньга. Выставка рисунков и поделок «Животные нашего края».




2

7.

Поход по экологической тропе на водопады «Колвица – село, река, губа».

2


2


Мой город Полярные Зори.

8.

История создания города. Просмотр видеоролика «Город Полярные Зори».

Экскурсия по городу и в Информационный центр КАЭС «Город энергетиков» Создание выставки рисунков, поделок и фотографий «Любимые места родного города».

2

1


1

Дорогой смелых вдаль ушла война.

9

Просмотр презентации «Живая история. Памятные места города Полярные Зори».

Экскурсия по городу Полярные Зори и выезд в город Кандалакшу для возложения цветов и георгиевских ленточек к мемориальным доскам и памятникам воинам, кто отдал свою жизнь на поле боя.

2

1

1


10

Итоговое занятие. Беседа на тему «Что мы узнали, чему научились». Итоговое тестирование. Создание выставки творческих работ «Моё туристическое лето».

1



1


Итого:

16

2

6

8






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации