Программа по внеурочной деятельности «Юные краеведы» (5 класс)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
с. Малячкино муниципального района Шигонский Самарской области
Тематическая рабочая программа по
внеурочной деятельности в 5 классе
«Юные краеведы»
(социальное направление)
Разработчик: Хлесткова Светлана Александровна,
учитель математики высшей категории
ГБОУ СОШ с. Малячкино
Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы"
Авторская программа курса внеурочной деятельности «Юные краеведы» составлена учителем математики ГБОУ СОШ с. Малячкино Хлестковой Светланой Александровной, высшая квалификационная категория.
Актуальность. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств, расширении кругозора школьников, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая Родина ребёнка – это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села и, конечно, люди, гордость и слава родного села.
На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным, как ведущий фактор воспитания патриотизма. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю. Для развития, обучения и воспитания школьников исключительно важны связь с прошлым поколением, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, необходимо прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь ребёнку в решении этих проблем сегодня может музей. Музей – своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. В ГБОУ ООШ с. Малячкино создан и функционирует историко-краеведческий музей. Реализация программы «Юные краеведы» предполагается на базе школьного музея.
Значительное количество занятий направлено на практическую совместную деятельность обучающихся, учителей и родителей. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом семьи, школы, села, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Цель курса: формирование основ гражданской идентичности школьника в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Задачи курса:
1) расширять и углублять знания детей о родном селе, районе, области, крае, стране, народе. Изучить их историю, культуру, природу, географические особенности;
2) развивать интерес к окружающему миру, учить быть внимательным к предметам, явлениям и людям, находящимся вокруг;
3) развивать грамотную речь, умение строить эффективное общение со сверстниками и взрослыми;
4) развитие эмоциональной сферы ребёнка;
5) достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Краеведение как особая форма научно-познавательной и просветительской деятельности давно стало органической частью современного образования, одним из важных средств воспитания патриотизма. Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места села, его исторические и культурные центры, с/х предприятия села, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Это такие славные даты краеведческого календаря как День основания села Малячкино. День образования Самарской области. В программе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей. Курс использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературы, географии, физической культуры, математики, технологии, изобразительного искусства, музыки, совместно с ними помогая детям освоить материал краеведения. Программа отличается тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательна именно для учащихся 5 класса. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Программа построена на принципах краеведческого воспитания и образования:
1) принцип научности (включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания);
2) принцип демократичности (достигается не только тем, что школа определяет вариант еѐ реализации, но и тем, что педагог самостоятельно избирает пути достижения планируемых результатов);
3) принцип практической направленности (реализуется за счёт введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий);
4) принцип гуманизации (достигается за счёт введения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края).
Формы организации занятий: экскурсии, литературные и исторические гостиные, исторические игры, викторины, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет-технологий, создание презентаций, посещение школьного и сельских музеев, оформление выставок, лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.
Место курса в плане внеурочной деятельности школы
Курс изучается в рамках социального направления внеурочной деятельности школьников и является школьным компонентом, обеспечивающим реализацию основных направлений основного образования ГБОУ СОШ с. Малячкино. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся в кабинетах и за пределами школы (экскурсии).
Прогнозируемые результаты с учётом УУД.
В сфере познавательных универсальных учебных действий:
Знать:
-историю и традиции своей семьи;
-историю образования своего села, района, области;
- символику района, области;
- реликвии своей семьи;
- фамилии, имена, отчества своих прародителей в 3-4 поколениях;
- профессии своих родителей, бабушек, дедушек;
- некоторых выдающихся людей – уроженцев села, района, области;
- историко-культурные достопримечательности села, области;
- историю и традиции родной школы;
Уметь:
- собирать краеведческую информацию у членов своей семьи;
- делиться собранной информацией с друзьями;
- обобщать собранный материал;
- объяснять причины образования села, района, области;
- проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
Использование приобретённых знаний и умений в практической и повседневной жизни:
В ходе занятий краеведческого кружка учащиеся выполняют разнообразные практические задания:
-подготовка и проведение народных праздников;
- организация словесного и художественного творчества: сочинительство небольших стихов, сказок; рисование по результатам экскурсий, наблюдений, представлениям;
- формулирование вопросов на экскурсии при обращении к человеку любого возраста;
- слушать и слышать ответы и вопросы в беседе;
- разрабатывать и реализовывать исследовательские (индивидуальные, коллективные) и общественно-полезные проекты;
- оказывать и получать помощь в затруднительных ситуациях.
Планируемые результаты реализации программы кружка «Юные краеведы» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни).
Школьники приобретают знания об истории происхождения названия города, об истории родного села, об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной, войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.
Ученик научится:
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
· планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
в том числе во внутреннем плане;
· адекватно воспринимать оценку учителя;
· строить речевое высказывание в устной форме;
· осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.
Ученик получит возможность для формирования основ экологической культуры:
- принятие ценности исторического мира, готовность следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального
действия).
Школьник может приобрести опыт работы с архивными документами и материалами,
музейными экспонатами и документами, через фотосессии по историческим и современным местам села, через практические занятия; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны;
опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Ученик научится:
· включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Содержание курса.
Введение - 1 час.
Знакомство с целями и задачами кружка «Юные краеведы». Экскурсия в природу. Сбор листьев осенних растений, формирование букетов.
Раздел 1. «Я и моя семья» – 5 часов.
Профессии в моей семье. Успехи и достижения моей семьи. Перед первым занятием учащимся даётся задание выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие. Дети либо устно рассказывают об этом, либо (по желанию) могут попытаться нарисовать своих близких дома или на работе. Семейный архив (выставка старых фотографий, открыток). Семейные реликвии. Создание уголка старых вещей в школьном краеведческом музее. Семейные будни, праздники. Традиции семьи. Приметы и суеверия, дошедшие до наших дней (из рассказов бабушек и дедушек). Фольклор моей семьи (пословицы, поговорки, дразнилки, считалки, игры). Коллективная работа: составление книжки-раскладушки «Игры наших бабушек».
Раздел 2. «Мой дом, мои соседи, друзья» – 4 часа.
Бережное отношение к своему дому, его оборудованию, окружающей природе. Приглашение родителей для совместного с детьми решения, что можно сделать во дворе своими руками (помочь посадить цветы, расчистить снег, построить горку и т.д.). Взаимоотношения с соседями, друзьями.
Раздел 3. «Наша школа» – 5 часов.
Знакомство учащихся с традициями, историей своей школы, с выпускниками, которыми школа гордится, с учителями, работавшими в школе долгие годы. Проводятся экскурсия по школе, экскурсия в зал Боевой славы, в школьный краеведческий музей. Обращается внимание на необходимость беречь школьное имущество.
Раздел 4. «Село, в котором я живу – 8 часов.
Знакомство учащихся с историей села. Обращается внимание на название села, его значение. Географическое положение села. Первые жители. Учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого. Важно, чтобы из занятий дети вынесли практическое желание сделать что-либо для того, чтобы их село стало ещё лучше. Рассказы о людях, прославивших наш посёлок: старожилы, ветераны труда, передовики производства. Национальный состав населения нашего села. Их обычаи, традиции, праздники, национальные блюда. Календарные праздники и обряды (Рождество, Масленица, Пасха и т.д.) Прикладное искусство нашего села (выставки). Бытовая экология. Занятие посвящено природе и интересным природным объектам: лес, животные, деревья, травы. Зимующие и перелётные птицы (ремонт и обновление кормушек). Экологические проблемы нашего посёлка. Возможна экскурсия-прогулка по селу.
Раздел 5. «Деятели культуры моего края» – 2 часа.
Выяснение того, кто из деятелей культуры был связан с родным краем. Знакомство с творчеством поэтов-земляков, с творчеством заслуженного артиста-односельчанина.
Раздел 6. «Мой край в годы войны с фашистами» – 3 часа.
Тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев Великой Отечественной войны, тружеников тыла живших и живущих на территории села. Можно предложить ребятам узнать, кто из ветеранов или членов их семей проживает рядом, и взять над ними шефство. На занятия возможно приглашение кого-либо из семей школьников для беседы или небольшого рассказа. Проводятся экскурсии в комнату Боевой Славы и к мемориалу.
Раздел 7.
«Россия – Родина моя» - 6 часов
Даётся понятие о своём крае как составной части Родины. Изучается символика нашего государства. Конкурс рисунков «Моя малая родина».
№ п/п |
Тема занятия |
Краткое описание деятельности учащихся Форма организации внеурочной деятельности / форма занятия/ |
Кол-во часов |
||
аудит. |
внеаудиторных |
||||
теория |
практика |
||||
1 |
Вводное занятие. |
Экскурсия в природу. Сбор листьев осенних растений. Формирование букетов. Выставка букетов. Оформление и защита творческих работ. Правила поведения, общения с природой. Упражнения на развитие воображения, пантомимических навыков. Упражнение на произнесение фраз с определённой интонацией и с разной силой голоса. Разыгрывание ситуаций. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима. /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
Раздел 1. Я и моя семья. |
|||||
2 |
Профессии в моей семье. |
Беседа. Рассказы учащихся о том, где трудятся их родители. Рисование на тему «Моя мама (папа) на работе. Мини- сочинение: «Успехи и достижения моей семьи /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
3 |
Семейный архив. |
Организация выставки семейных реликвий /открытки, фотографии и т.д./ в школьном краеведческом музее. Презентация «Семейные реликвии». /Кружковое занятие/ |
1 |
||
4 |
Традиции семьи. Семейные будни, праздники. |
Беседа о том, как проходят семейные будни и праздники. Приглашение на занятие родителей. Разучивание игр для семейных праздников. Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации « Ко мне пришли гости». Правила приема гостей в доме и правила поведения для гостей. Практикум «К нам гости пришли» /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
5 |
Приметы и суеверия. Фольклор моей семьи. |
Рассказы учащихся о том, что им удалось узнать от бабушек и дедушек с приглашением взрослых членов семьи. Чтение стихов Разучивание народных песен. Народные приметы и поверья. Обычаи. /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
6 |
«Игры наших бабушек». |
Ролевые игры. Составление книжки-раскладушки с детскими работами (рисунки). Оформление и защита творческих работ /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
Раздел 2. Мой дом, мои соседи, друзья. |
|||||
7 |
Мой дом. |
Беседа. Рисование на тему « Мой дом» Что значить радовать родных и близких добрыми делами? Разыгрывание ситуаций. Игра «Покажи, не называя», «Кто скорее соберёт?». Игра « Кто, где живёт?». /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
8 |
Мой двор. |
Создание проекта своего двора. Чтобы вы хотели изменить в своём дворе. Оформление и защита творческих работ /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
9 |
Мои соседи. |
Беседа. Рассказы учащихся о своих соседях. Разработка правил взаимоотношений с соседями. Упражнения на умение строить диалог. Упражнения на развитие навыков координации совместных действий в группе. Логические упражнения, схемы описательных рассказов. Разыгрывание ситуаций. Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка. Использование предметных картинок. /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
10. |
Мои друзья. |
Рассказы учащихся о том, кого можно считать другом и почему Анализ и обработка информации.. Конкурс рисунков «Мой друг». Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра – драматизация «Всё в порядке». /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
Раздел 3. Наша школа. |
|||||
11 |
Моя школа. |
Экскурсия по школе. Беседа о бережном отношении к школьному имуществу. Чтение стихотворения по теме Я. Аким «Идут гурьбою школьники…»,М.Танич. «Урок поведения». Поочередное чтение стихотворений С.Я.Маршака о правилах поведения в школе, Б. Заходер «Перемена». Анализ фотовыставки « Наш класс на перемене». |
1 |
||
12 |
История и традиции моей школы. |
Знакомство с историей родной школы, её традициями. /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
13 |
Кто учит и кто учится? |
Встреча с ветеранами педагогического труда и выпускниками школы. /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
14 |
Экскурсия в зал Боевой Славы. |
Экскурсия. Наблюдение. Работа с материалами музея. Виртуальная экскурсия в областной краеведческий музей. |
1 |
||
15 |
Экскурсия в школьный Краеведческий музей. |
Экскурсия. Работа с материалами школьного музея. Анализ и обработка информации. |
1 |
||
Раздел 4. Село, в котором я живу. |
|||||
16 |
Моя малая родина. |
Экскурсия - прогулка по селу. Просмотр и обсуждение компьютерной презентации «Прошлое и настоящее нашего села» |
1 |
||
17 |
История села. |
Знакомство с историей села: рассматривание книг и фотографий. Беседа. Анализ и обработка информации. /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
18 |
Люди, прославившие наш посёлок. |
Встреча с ветеранами труда, передовиками производства. /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
19 |
Календарные праздники и обряды. Рождество. |
Праздник «Рождественские вечера» Разучивание игр. Эскиз костюма жителя Самарской области. |
1 |
||
20 |
Календарные праздники и обряды. Масленица. |
Праздник Масленицы. Разучивание игр. Презентация «Связь праздников с сельскохозяйственными работами. Языческие традиции в русских православных праздниках. |
1 |
||
21 |
«В гостях у Марьи - искусницы» |
Экскурсия в школьный Краеведческий музей. Знакомство с выставкой декоративно-прикладного творчества жителей нашего села. Роль печи в доме, мебель. |
1 |
||
22 |
Встречаем пернатых друзей. |
Изготовление кормушек для птиц. Наблюдение. Творческое задание: нарисовать дом первых переселенцев. Беседа: «Птицы нашего края» /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
23 |
Календарные праздники и обряды. Пасха. |
Знакомство с историей праздника. Изготовление подарков к празднику Пасхи: писанки, открытки. Разучивание игр. /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
Раздел 5. Деятели культуры моего края. |
|||||
24 |
Родные поэты. |
Знакомство с творчеством поэтов - земляков. Рассматривание книг, чтение стихов. Конкурс чтецов. Читательская конференция по прочитанным книгам наших земляков /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
25 |
Про жизнь, про кукол, про сказки. |
Беседа «Как становятся актёрами». Знакомство с творчеством заслуженного артиста России, нашего земляка. «Мы - актёры». Инсценирование русской народной сказки «Репка». /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
Раздел 6. Мой край в годы войны с фашистами. |
|||||
26 |
«Их подвиг будет жить в веках». Односельчане - участники Великой Отечественной войны. |
Знакомство с историческим прошлым нашей Родины, с участием земляков в ВОВ. Экскурсия в комнату Боевой славы. Работа с материалами музея. /Кружковое занятие в комнате Боевой Славы/ |
1 |
||
27 |
Мои близкие на фронтах Великой Отечественной; труженики тыла. |
Приглашение на занятие членов семей учащихся. Рассказы об участии родных в Великой Отечественной войне. Чтение стихов. /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
28 |
Они нуждаются в нашей заботе. |
Изготовление поздравительных открыток для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Оформление Книги Памяти « Ветераны войны с.. Малячкино» /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
Раздел 7. Моя Родина. |
|||||
29 |
Моя Родина - Россия. |
Рассматривается название нашей страны, понятие «Мы - граждане России». Знакомство с символикой нашего государства. Рисование российского флага. /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
30 |
Мы - путешественники. |
Рассказы учащихся о том, в каких уголках нашей Родины они побывали вместе с родителями. Рассматривание фотографий, открыток, сувениров. Игра - путешествие «По родной стране». /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
31 |
Наш край - часть большой страны. |
Рассматривается место нашей малой родины как составной части страны, её значение. Викторина «Наш край». /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
32 |
По родному краю. Экскурсия в лес. |
Наблюдение за особенностями природы нашей местности. Сбор растений для гербария. Выставка гербарий. |
1 |
||
33 |
По родному краю. Экскурсия на озеро. |
Наблюдение за особенностями природы нашей местности. Сбор растений для гербария. Выставка гербарий. |
1 |
||
34 |
«Моя малая родина». Выставка работ детского творчества. |
Конкурс рисунков на тему «Моя малая родина». Организация выставки. Фототчёт «По улицам посёлка» /Кружковое занятие в учебном кабинете/ |
1 |
||
Итого: |
6 |
19 |
9 |
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
- Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.
- Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с.
- Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.
- Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.
- И. Кондратьева, Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 148 с.
- Пчелов Е.В., Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с.
- Книга памяти.
- http://yandex.ru